ЯПОНСКИЕ "ЖИГУЛИ"
В мае 1997 года я начал свой бизнес и уже через пару
месяцев стало очевидно, что для эффективной работы мне просто
необходим автомобиль. Но, взвесив свои финансовые возможности,
пришлось на какое то время отложить это дело, к тому же
нужно было еще получить водительские права.
КАК Я УЧИЛСЯ
В феврале 1998 года я уже всерьез стал думать над тем, как получить
права. Вариантов было два.
Первый (простой) - их можно было купить (стоимость тогда была
что-то около 2000 рублей), именно так и поступили некоторые мои
знакомые, но вот незадача, купив права, ездить многие из них так
и не научились и как следствие - кое-кто на дороге представлял
опасность, как для самого себя, так и для окружающих, дело доходило
до серьезных аварий.
Второй вариант (сложный) - пойти учиться на курсы.
Я остановился на втором варианте (здоровье дороже любых денег)
и начал искать курсы, так как знающие люди говорили, что в разных
местах учат премудростям ПДД и вождению ну очень по-разному.
Следует заметить, что практики вождения легкового автомобиля
у меня не было никакой: ездил на велосипеде, мотоцикле, на тракторе
и даже на ГАЗ-52 (все это было, когда еще в школе учился), а вот
на легковой машине - только в качестве пассажира. На мой выбор
курсов повлияло еще и то, что я хотел покупать иномарку, и уже
было решено, что это будет Toyota Corolla.
И вот, собрав всю доступную информацию, сделал выбор в пользу
курсов на ул. Академической. Подкупило то, что там можно учиться
вождению на Toyota с правым рулем, специально для этого оборудованной,
классы, где проходило изучение ПДД, оснащены компьютерной техникой,
да и многие рекомендовали это место как одно из лучших в Иркутске
(хотя и не самое дешевое). Решение принято, но возник следующий
вопрос, сколько же нужно учиться? Можно учиться экстерном (3-4
недели), для тех, кто считает этот срок недостаточным, предлагается
курс 5-6 недель, а для желающих это время можно было удлинить
аж до трех месяцев. Я выбрал экстерн, что тогда мне обошлась около
1500 рублей.
В апреле 1998 года я впервые сам сел за руль розовой Toyota Cresta,
разумеется, рядом был инструктор. На следующий день я выехал в
город...
Но перед этим, конечно, изучал теорию - правила дорожного движения.
Важно не просто их зазубрить, нужно обязательно понять самому,
мне это очень сильно помогло и на первом вождении, и на сдаче
экзаменов в ГАИ. Параллельно с изучением ПДД предлагалось пройти
курс по устройству автомобиля. Он необязателен, но для многих
весьма полезен, по крайней мере, вы будете знать, что такое карбюратор,
как менять масло, свечи и т.д.
Также изучалось "Оказание первой медицинской помощи". На первый
взгляд кажется, что это пустая трата времени, но суровая реальность
требует и этих знаний тоже, так как от ваших умелых или неумелых
действий может зависеть чья-то жизнь. И только усвоив все эти
премудрости (подтвердив это успешной сдачей зачетов), учащийся
допускается к автомобилю.
В конце концов, успешно сдав экзамены в ГАИ, 23 апреля я получил
водительские права.
КАК Я ПОКУПАЛ АВТОМОБИЛЬ
Теперь дело встало за покупкой автомобиля. Многие мне советовали
купить старенькие "Жигули", научиться ездить (подразумевалось,
что не жалко было бы и разбить машину), а уж потом покупать что-то
посерьезнее. Но я решил брать нормальную машину сразу. Как позже
выяснилось, это было не так просто. Помогли мне мои хорошие знакомые:
искали для меня варианты и в Японии, и во Владивостоке, но то
денег не хватало, то комплектация не подходила... Совершенно случайно
подходящая под мои запросы - велюровый суперсалон, коробка-автомат,
полный электропакет (центральный замок, электростеклоподъемники),
стереомагнитола, кондиционер и все это не больше, чем $5500 -
машина попалась в Иркутске: Toyota Corolla SE Limited. Машина
была полноприводная, 1994 года выпуска, с двигателем объемом 1,6
литра, с установленной сигнализацией (предусматривающей дистанционный
запуск двигателя) и несмотря на свой скромный белый цвет стоила
около $6000.
И вот здесь началось самое интересное (особенно для того, у кого
нет опыта в приобретении машины). Найти подходящий автомобиль
полдела, важнее оценить, в каком он находится состоянии, отсюда
можно говорить об окончательной цене (и сделать выводы для себя
- чего ждать от купленной машины в ближайшие год-полтора). Здесь
мне помогли друзья: оценили состояние подвески, двигателя. Вывод
эксперта был таков: машина в хорошем состоянии, все в норме. Поскольку
других предложений не было, да и о цене мы договорились, сделка
состоялась.
КАК Я ЕЗДИЛ
Машина мне сразу понравилась. Мне просто не хотелось из нее выходить,
если было бы возможно, я бы, наверное, в ней жил: салон велюровый,
стекла тонированные, водительское место имеет разнообразные регулировки,
рулевая колонка тоже регулируется, климатическая установка позволяет
регулировать атмосферу в салоне от "тропиков" до "северного полюса",
стереосистема неплохо передает все частоты. Ходовые характеристики
также заслуживают похвалы. Машина при полной загрузке (4 человека
+ груз в багажнике: палатка, провизия) даже на грунтовой дороге
вела себя устойчиво, несмотря на скорость (около 60 км/ч) и многочисленные
повороты. Основные отличия моей Corolla от своих сородичей заключались
в том, что она имела более жесткую (как следствие более долговечную)
подвеску и большую устойчивость на дороге, и все это благодаря
полному неотключаемому приводу. Full Time 4WD выручал меня не
единожды, приближая Toyota Corolla по ходовым качествам к внедорожнику.
Но самая большая польза от полного привода, конечно, зимой: спокойно
трогаешься как в гору, так и с нее, гололед не страшен (если не
ездить уж совсем безрассудно) и даже крутые виражи на скорости
50 км/ч на далеко не зимней резине не вызывают заноса.
В обслуживании такая Corolla несколько отличается от переднеприводных
версий автомобиля. Прежде всего тем, что требуется менять масло
не только в двигателе и автомате, а также в раздатке и заднем
дифференциале. Но это вам помогут сделать почти в любом сервисе
(можно и самостоятельно, если есть сноровка и опыт). Мне со временем
пришлось менять не только масло в двигателе (заливалась синтетика
зимой, полусинтетика летом), но и тормозные колодки, пыльники,
свечи. Не следует забывать, что у машин 4WD есть и карданный вал,
который нужно оберегать от камней, кочек и прочих неприятностей.
Не верьте никому, кто говорит, что к Toyota Corolla 1993-94 годов
подходят пыльники на приводы от "восьмерки", "девятки" или "Нивы".
Мне "посоветовали" поставить от "восьмерки" - да, посадочные размеры
совпали и по качеству резины наши пыльники лучше китайских, но
у меня они через месяц порвались. Стал разбираться и выяснил,
они короче тойотовских по длине. За 2 года эксплуатации машины
пыльники на передние приводы мне пришлось менять 4 раза!
Несколько слов о колесах. После покупки на машине стояли стальные
диски на 14 дюймов, резина 185/70 фирмы Michelin (зимняя липучка).
Максимальный размер резины, рекомендованный фирмой Toyota - 185/65,
то есть меньше (колесо в итоге в диаметре меньше на 1 см). Но
как показала практика, ни к чему плохому такая разница ни привела,
даже наоборот, машина стала выше на целый сантиметр и как следствие,
меньше шансов зацепить что-либо днищем.
КАК Я ЧУТЬ НЕ РАССТАЛСЯ С АВТОМОБИЛЕМ
Так получилось, что машину я купил с уже установленной "сигналкой".
Особого значения я тогда этому не придавал - есть, ну и ладно.
Оценил я все ее достоинства позднее. Зимой 1999-го года я чуть
было не расстался со своей машиной, а случилось это так.
В 4 часа утра меня разбудил звонок из моего автокооператива и
взволнованный сторож проорал мне в трубку "машину твою угоняют".
Через 10 минут добегаем до гаража. Одновременно испытываю и облегчение
(машина все-таки на месте), и возмущение.
Как выяснилось позднее, сценарий угона был прост, как 3 копейки.
Дверь гаража открывалась нехитрыми манипуляциями (умышленно опускаю
какими), кстати, все это происходило без "шуму и пыли", далее
требовалось открыть машину (это, как я понял, при должной тренировке
вообще семечки), хотя в моем случае работали "чайники" - решили
просто разбить стекло. Но тут угонщиков ждал сюрприз - сработала
автосигнализация (хорошая привычка ставить на охрану даже в своем
гараже). Но дальше случился конфуз - воры не смогли открыть капот!
Варварски изломав его, радиаторную решетку и даже фары, они все-таки
отключили сирену и смылись. Но главное - угнать машину не получилось.
Сейчас всерьез думаю поставить на двери гаража дополнительное
охранное устройство.
Один практический совет по сохранности автосигнализации. Во время
мойки двигателя обязательно защитите от попадания воды сирену
сигнализации (особенно если она у вас автономная). А если моете
двигатель в автомойке, проследите, чтобы это сделали, в противном
случае есть риск остаться без сирены (мне в одном месте так уже
помыли).
ВЫВОДЫ ПОСЛЕ 2-х ЛЕТ ЭКСПЛУАТАЦИИ
За два года Toyota Corolla прошла 36000 км, израсходовав при
этом около 3000 литров бензина. Из-за низкого качества бензина
прогорела на сгибе труба глушителя, ремонт обошелся в 150 рублей,
не считая 30 минут потерянного времени.
Масло в двигатель заливалось через 5000-10000 км (в зависимости
от условий эксплуатации) - в общей сложности около 19 литров масла
за 5 замен (использовались масла синтетика ELF, синтетика BP,
синтетика и полусинтетика Shell, на последнем и остановился).
Масляные фильтры перепробовал почти всех марок, вывод один: лучше
использовать оригинальные фильтры Toyota.
Свечи пришлось менять на NGK, но они хуже, чем рекомендованные
марки Denso. Тормозные колодки менял на "скрипучие" якобы японские,
на самом деле безродный Китай, ездить можно, но порой достают
своим писком, к тому же тормозной путь удлиняется как минимум
метра на два-три (плюс один - невысокая цена).
Замена красного японского тосола на наш ангарский (до -40°C)
систему охлаждения не подвела, кстати, встречается еще и зеленый
тосол, он более морозоустойчив, чем синий. Фреон закачивался для
работы кондиционера в обычной мастерской по ремонту холодильников
(с его заправкой все оказалось просто). Важно, чтобы марка фреона,
используемого в автомобиле и имеющегося у ремонтников, совпадали.
Стоила эта процедура 300 рублей прошлым летом.
Особенностью полноприводного автомобиля является и необходимость
использования одинаковой резины на всех 4-х колесах. В противном
случае ждите неприятностей с вискомуфтой или с раздаткой. Менять
пришлось заднюю резину после прострела заднего правого колеса
(полный привод помог удержать машину на дороге). Подобрал такую
же Michelin, какая стояла до этого. Но через полгода на переднем
колесе появилась грыжа. Решил поставить новую резину, купил отечественную
ярославскую R14 185/65 (подходит к Москвичу-2141). Она, конечно,
уступает по комфортным показателям, зато дороги наши терпит, да
и цена отличается чуть ли не порядок.
Про пыльники на приводы я говорил выше, совет один: берегите
родные как зеницу ока, по возможности меняйте на оригинальные,
если такой возможности нет, купите пыльники, отлитые у нас в Иркутске,
как это ни странно, но они зачастую лучше тех, что продаются в
магазинах под видом импортных. Отливают резину (в том числе и
пыльники) в Иркутске в сервисе на территории АО "Автомобилист"
на ул. Ширямова, рядом с Инкасбанком (рядом остановка трамвая
№5).
P.S. Действительно, не зря некоторые называют Toyota Corolla
японскими "Жигулями". Обе марки очень популярны, примерно одного
класса, для среднего класса населения (по доходам) как в Японии,
так и в России. Но между тем Corolla 1994 года вызывает у меня
больше положительных эмоций, чем, например, новый ВАЗ-2110. Ну
а то, что кому-то действительно подходят больше наши российские
"Жигули", так на то мы и люди все разные.
С уважением, постоянный читатель, док. N 567917.
Мы по-прежнему ждем от читателей подробных писем с
рассказами о ваших автомобилях. Опубликованные письма (фото
весьма желательны) будут оценены гонораром. Присылайте по
адресу редакции или электронной почте E-mail: postmaster@automarket.irkutsk.ru