ВЕЧНАЯ "ВОЛГА"
10 лет назад мои дальние родственники решили переехать
в другой город. Распродав все свое недвижимое имущество,
они никак не могли избавиться от старой "Волги", которая
последние лет шесть пылилась под навесом во дворе их частного
дома. Видимо, продать ее раньше просто руки не доходили,
а теперь жизнь заставила. Цена была смехотворной - сейчас
за эти деньги можно купить разве что простенький велосипед.
В итоге "Волга" ГАЗ-21 1967 года выпуска стала моей. Когда
это чудо отечественной техники, покрытое слоем многолетней
пыли, появилось в нашем иркутском дворе, покорно следуя
на буксире за грузовиком, жена посмотрела на меня как на
ненормального и ничего не сказала, только покачала головой.
Но уж коль взялся за гуж...
После того, как с автомобиля были смыты многолетняя пыль и грязь,
при ближайшем рассмотрении все оказалось не так страшно, как казалось
вначале. Кузов, несмотря на свой более чем 20-летний возраст,
в общем-то неплохо сохранился. При осмотре на яме обнаружились
очаги коррозии в районе арок задних колес и порогов, но устранить
эти дефекты с помощью сварки не составило большого труда - видимо,
в свое время работы по антикоррозионной обработке кузова, предписанные
инструкцией по эксплуатации, проводились тщательно и в срок. Хуже
обстояло дело с ходовой частью - так, после разборки двигателя
выяснилось, что он изношен до такой степени, когда возможен только
один вид ремонта - замена изношенных деталей новыми. Но мне повезло
- по объявлению в газете купил двигатель б/у с 24-й "Волги", ремонт
которого ограничился заменой поршневых колец, вкладышей и регулировкой
клапанов. Так как этот мотор продавался в сборе с КПП, я сразу
заменил и ее, таким образом рычаг переключения передач перекочевал
с рулевой колонки на тоннель пола кузова. Немало пришлось повозиться
с передней подвеской и задним мостом - замена всевозможных втулок,
сальников, тормозных колодок и прочее, и прочее... Правда, здесь
помогло то, что по наследству вместе с автомобилем мне досталось
много запчастей -в период тотального дефицита (а автомобиль ведь
эксплуатировался в 70-80-е годы) покупали все, что попадалось
- может, пригодится. Большинство из них пошли в дело. И вот, наконец,
закручен последний болт, ключ на старт. Так, поехали...
С первых же метров выяснилось, что двигатель сильно детонирует
и абсолютно не желает тянуть. Регулировка зажигания ничего не
изменила. Позже меня просветили, что некоторые волговские двигатели
работают на бензине АИ-93 - именно такой мне и достался. После
20000 км пробега, установив дополнительную прокладку, перевел
двигатель на 76-й бензин. Аппетит его после такой переделки возрос
на 1,5-2 литра, но учитывая разницу в стоимости и возможность
покупать бензин за полцены, экономия получилась значительной.
К тому времени со дня покупки машины прошел почти год. Реставрация
автомобиля завершилась покраской в родной темно-синий цвет. Внешне
ничего не менял, только на бампер установил противотуманки. В
салоне для увеличения заднего обзора установил панорамное зеркало,
на сиденья надел сшитые на заказ велюровые чехлы, место допотопного
радиоприемника занял японский стереомагнитофон, а на задней полке
разместились дополнительные стоп-сигналы и динамики.
Поскольку двигатель и КПП на моей "Волге" были от ГАЗ-24, эксплуатация
машины практически не отличалась от любой "двадцатьчетверки" или
31029. Масло в двигателе менял через 10000 км, в КПП и редукторе
заднего моста - через 30000 км. Летом в систему охлаждения заливал
воду, т.к. радиатор 21-й не имеет расширительного бачка, зимой
устанавливал термостат и заливал "тосол" так, чтобы его уровень
в "холодном" радиаторе был выше верхних трубок на 5 мм. Расход
бензина в городе летом составлял 14-15 л на 100 км пробега, зимой
возрастал до 16-17 л. Среднегодовой пробег составлял от 20 до
25 тыс.км. При своевременном обслуживании особых хлопот эксплуатация
машины не доставляла. Поломки, конечно, случались. Так, при поездке
к Малому Морю лопнула тормозная трубка и машина, двигаясь с горы
со скоростью около 90 км/ч, лишилась тормозов. Скорость удалось
погасить переключением передач "сверху вниз", лопнувшую трубку
заглушили с помощью двух камней, долили тормозную жидкость, прокачали
тормоза и поехали дальше. По возвращении трубку заменил, радуясь,
что легко отделался - случись это на городских улицах, результат
мог быть совсем другим.
Случались курьезные происшествия. Так, почему-то одно время моя
"Волга" вызывала какой-то нездоровый интерес работников ГАИ. Мои
родители живут в Шелехове, поэтому я ездил туда довольно часто
и, проезжая мимо поста за Синюшиной горой, постоянно подвергался
дотошной проверке технического состояния машины. Особенно пристальное
внимание работники ГАИ уделяли работе стояночного тормоза. Ну,
пару раз оштрафовали, потом мне это надоело и повозившись с регулировкой,
добился безупречной работы механизма. Вот, снова еду, приближается
пост - взмах жезла, останавливаюсь. Бегло взглянув на документы
(думаю, меня он уже знал как облупленного), гаишник просит поставить
автомобиль на нейтральную передачу и затянуть стояночный тормоз,
затем наваливается на машину - она не трогается ни на миллиметр.
Сержант даже заглянул в салон, дергал рычаг КПП - да он был "на
нейтрали", заглядывал под колеса, но и там ничего не было. Потом
на помощь пришел коллега - стали толкать машину вдвоем, но так
и не сдвинули с места. Дальше все пошло по накатанной - аптечка,
знак аварийной остановки, огнетушитель, после чего "программа
техосмотра" была исчерпана и сержанту не оставалось ничего, как
отпустить меня на все четыре стороны, пожелав сквозь зубы счастливого
пути.
В другой раз на улице Карла Маркса пришлось остановиться под
знаком "остановка запрещена" - перед этим долго простоял в "пробке"
и вода в системе охлаждения вот-вот должна была закипеть. Тут
как тут гаишник - не помочь спешит, конечно. Объясняю причину
остановки. На вопрос - почему не включена аварийка, отвечаю, что
машина ею не оборудована из-за давности лет, на что инспектор
возражает, что нужно выставить знак аварийной остановки. Пытаюсь
объяснить, что я стою у тротуара, никому не мешаю и отъеду, как
только немного остынет двигатель. В общем, пошел торг на деньги,
который опустился с 89 до 15 рублей. Получив искомую сумму, как
за непристегнутые ремни безопасности, он быстренько отчаливает.
А я вспоминаю, что ремней безопасности у меня тоже нет.
Ездил я на "Волге" до весны 1999 г, накатал без серьезных поломок
128 тыс. км. Расстаться с машиной вынудило резкое повышение цен
на бензин. После "Волги" была у меня Тойота-Королла 1988 года
выпуска, потом ВАЗ-2107 1993 года. Сравнивать эти машины с "Волгой"
не буду - они относятся и к другому классу, и к другому времени.
Интересно другое - несколько раз на улице в потоке машин видел
свою "Волгу" - значит, она на ходу, а ведь ей уже 33 года! В каком
же состоянии будет ВАЗ-2107, на котором я езжу сегодня, в 2026
году?
С уважением, постоянный читатель "А+С",
док. XIV-СТ N 663170.
Мы по-прежнему ждем от читателей подробных писем с
рассказами о ваших автомобилях. Опубликованные письма (фото
весьма желательны) будут оценены гонораром. Присылайте по
адресу редакции или электронной почте E-mail: postmaster@automarket.irkutsk.ru