искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

БОЛЬШОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ.
Кипр

СОЛНЕЧНЫЙ ОСТРОВ

А ведь чудесные превращения возможны! Так получилось, что последний мой рабочий день длился 24 часа - в типографии, как назло, случились проблемы при печатании нашего очередного номера и дело было сделано лишь под утро. На самолет я попал напрямую из печатного цеха - привычка путешествовать налегке не располагала к длинным сборам. Тягучий рассвет и нудный дождь давно не считаются нелетной погодой и Ту-154, выкрашенный в фирменные цвета авиакомпании "Байкал", спустя какой-то час пронзил пелену свинцовых облаков и прорвался к первым лучам поднимающегося с востока солнца. Бессонную ночь довершила дежурная бутылка пива - едва закрыв глаза, я почувствовал, что самолет пошел на посадку.

СКАЗКА, СТАВШАЯ БЫЛЬЮ

...Море приближалось стремительно. Когда уже казалось, что шасси неминуемо зацепится за гребень волны, вдруг возникла полоска песка на берегу и тут же резина схватилась за бетон - взлетная полоса в международном аэропорту Ларнаки начинается едва ли не у самой линии прибоя. С той минуты, когда мы заступили за красную черту государственной границы России в международном зале иркутского аэропорта, прошло чуть более девяти часов, а с учетом разницы во времени между Восточной Сибирью и островом Кипр (-6) совсем немного - улетали мы, когда было время завтрака, здесь же не пришел черед обеда.

Кипр - остров-сказка, сказочная страна Оз в современной интерпретации, где живут удивительно гостеприимные и веселые люди. Население острова-государства всего 700 тысяч человек (примерно столько же людей живет в Иркутске), большинство из которых по национальности греки. Нетрудно предположить, что все жители этой крошечной страны - от президента до последнего лавочника, если уж не лично знают друг друга, то, как минимум, имеют общих родных и знакомых. Самое большое расстояние - с запада на восток, на Кипре чуть больше 200 километров, а с севера на юг не дотягивает и до сотни. Над островом почти всегда светит солнце - 330 дней в году, лето длится полгода, зимой температура не опускается ниже 10 градусов тепла, а вода в Средиземном море вообще не бывает холоднее 16 градусов (для Байкала это максимально возможная температура нагрева). Обилие фруктов (апельсины, мандарины, персики, виноград) и вина, считающегося национальным напитком, море и солнце делают жизнь на острове вечным праздником. Но киприоты умеют не только веселиться (кроме государственных и религиозных праздников, в каждом городке и деревне есть свои дни веселья и карнавалов, которые могут длиться неделями) но и работать. Зарплата меньше 1000 долларов здесь такая же редкость, как в России частный самолет, поэтому каждая семья имеет как минимум одну машину, большинство живет в собственных домах с бассейном и садом, а женщины предпочитают не работать, а заниматься детьми, мужем и домашним хозяйством.

Откуда же такое процветание, ведь серьезной промышленности на Кипре нет? Природа дала киприотам шанс жить богато и они не стали его отвергать. Экономика страны держится на туристах, которых здесь приезжает более 2 миллионов ежегодно (то есть по 3-4 на каждого жителя страны). В основном - англичане (до 1961 года страна была английской колонией, в наследство от британцев киприотам досталось четкое государственное устройство и стройная система образования, считающаяся одной из лучших в Европе), а с начала 90-х началось великое русское пришествие. Кипр настолько пришелся по душе нашим соотечественникам, что они стали не только здесь отдыхать, но и жить. Благо, цены на кипрскую недвижимость (квартиры от $25000, виллы от - $150000) дешевле, чем в Москве, Санкт-Петербурге или Сочи, да даже и в Иркутске (если сравнивать жилье аналогичного уровня комфорта). Сегодня 15-тысячная русская колония самая большая на Кипре. В кипрских городах есть русские рестораны и магазины, школы, культурные центры, выходят русскоязычные газеты.

Вообще-то Кипр двуязычная страна - здесь с одинаковым успехом говорят и на греческом, и на английском, но в последние годы в туристической зоне с успехом осваивают и "великий и могучий". По крайней мере, языковой проблемы нет - во многих гостиницах персонал свободно говорит на родном нам языке, а уж не иметь меню на русском языке в ресторанах считается признаком плохого тона.

На Кипре всего четыре города, в самом крупном из которых, - столице государства Никосии, запрятанном вглубь острова, а потому малоинтересном для туристов, живет 180 тысяч жителей, в курортной столице - Лимассоле (удивительно напоминающем родные Сочи) - 140 тысяч. По нашим меркам райцентры, по кипрским - современные города. Та же Никосия по населению чуть больше Усолья-Сибирского, но за счет бесчисленных отелей, ресторанов, торговых центров, парков производит впечатление серьезной европейской столицы. Город, как и сам остров, разделен пополам так называемой "зеленой" линией. Как волшебная и беззаботная страна Оз стала легкой добычей злого Урфин Джюса, так и северная часть Кипра, считающего военные расходы слишком обременительными для своих граждан, в 1974 году в течение одного дня стала добычей Турции, введшей свои войска под предлогом защиты туркоязычного населения (до раздела страны турецкая община была достаточна велика). 200 тысяч киприотов тогда стали беженцами в родной стране - греки-киприоты бежали в южную часть, турки-киприоты в северную. 26 лет прошло с того страшного для этих людей, не знавших, что такое зло, дня, но до сих пор все, что связано с этой национальной трагедией, затерявшейся сегодня на задворках мировой политики, киприоты воспринимают крайне болезненно. Стоило Иосифу Кобзону принять участие в открытии какого-то банка на территории Северного Кипра (эту самопровозглашенную республику не признало ни одно государство мира, кроме Турции), как он стал "невъездным" в безвизовый и гостеприимный Кипр.

Никосия сегодня, после падения Берлинской стены, стала единственным городом в мире, разделенным, причем по самому центру, на две части. Картина сюрреалистична: гуляешь по веселому старому городу (что-то вроде московского Арбата), сворачиваешь в переулок и натыкаешься на заброшенные дома с проложенными между ними мешками с песком, кипрским флагом на стене и угрозой "Не фотографировать". Сквозь крыши впереди гордо реет турецкий флаг. "Вражеская" территория запросто просматривается с верхних этажей супермаркета "Wooldroof", а песнь муллы периодически витает над кварталами православной Никосии.

ВЕСЕЛАЯ ДЕРЕВНЯ

Оккупация северной части Кипра стала толчком к активному освоению его южных районов. За пару десятков лет рыбацкая деревушка Айа-Напа превратилась в один из красивейших европейских курортов - с лучшими на побережье пляжами, отелями и комплексом развлечений, этакий вариант Лас-Вегаса по-кипрски. Именно здесь, по совету туроператора, и остановился корреспондент "А+С".

Лас-Вегас упомянут не ради красивого сравнения - вряд ли еще в Европе найдется городок с таким количеством развлечений на душу населения - только парков аттракционов здесь три. Плюс "Парк динозавров", картинговые трассы, морской аквариум, многочисленные ночные клубы и дискотеки и, конечно же, недавно построенный аквапарк. Американские горки или новомодный "Тарзан" (для тех, кто не знает - испытуемого привязывают за эластичный канат и сбрасывают с высоты метров в 50 с таким расчетом, чтобы он едва коснулся головой воды) здесь - банальность. Есть кое-что покруче. Например, "Катапульта". Двоих добровольцев (а билет, между прочим, стоит $65) жестко закрепляют в неком подобии металлического шара, который установлен на земле у основания двух направляющих высотой 50 метров. К верхней точки направляющих от "катапульты" ведут резиновые жгуты, которые постепенно натягиваются. Все это время добровольцы находятся в томительном ожидании. Когда напряжение жгутов достигает максимума, вспыхивают несколько блицев (особенно это эффектно ночью), шар высвобождается и с ускорением пули улетает на высоту 100 (35-этажный дом-!) метров, потом пару минут раскачивается на своих эластичных тросах, единственной связи с землей, и с уменьшением амплитуды насмерть перепуганных пассажиров опускают на землю. Жуткие вопли при запуске можно слышать за пару километров от аттракциона - сквозь шум баров и дискотек. В самой катапульте установлена видеокамера и посетителям тут же демонстрируются их искаженные гримасами ужаса лица. Не знаю, может, перевелись богатыри на земле русской, но ни одного соотечественника, желающего сесть в "катапульту", видеть не довелось, хотя очередь там стояла приличная. А вот какая-то немецкая фрау, явно пенсионного возраста, рискнула и выглядела достойно.

Но настоящей жемчужиной Айа-Напы с недавних пор стал аквапарк WaterWorld - один из самых крупных в Европе. Заплатив $20, вы на целый день попадаете в мир водных аттракционов, среди которых есть и экстремальные ("Камикадзе" - спуск по отвесному желобу с высоты в 50 метров), но в большинстве - хоть и изрядно щекочущие нервы различные водные виражи, но все же рассчитанные на семейный отдых с детьми.

Насмерть устав от острых ощущений, остаток дня можно скоротать в одной из многочисленных таверн - кипрские улицы сплошь состоят из ресторанчиков, супермаркетов и сувенирных магазинов. Местная кухня достаточно интернациональна, поэтому говорить о ее особенностях достаточно сложно. Если же все-таки хочется вкусить местного колорита сполна, стоит заказать мезе (в вольном переводе "хочу всего"), рыбное или мясное - так называется набор из 15-20 блюд, которые меняются в определенной последовательности. Сначала стол заставляется салатами, оливками, сырами, холодными и горячими закусками из овощей, мяса, морепродуктов, "халлуми" - поджареный сыр, затем появляются настоящие мясные (или рыбные) блюда - тефтели, копченые сосиски, фаршированные баклажаны, "долмадес" - рис, обжаренный на оливковом масле и завернутый в виноградные листья, - заканчивается все сладкими блюдами и фруктами. Цена мясного мезе на двоих (хотя и четверо при этом будут довольны) - в среднем $25, рыбного - $32. Главное - правильно рассчитать свои силы, по-крайней мере нам это не удалось, несмотря на две попытки -приходилось намекнуть официанту о досрочном окончании гастрономического парада.

Гастрономия, особенно в курортной зоне, достаточно дорога - поесть вдвоем в ресторанчике обойдется от $15, продукты в супермаркетах в среднем в 1,5-2 раза дороже, чем в Сибири. Даже фрукты (впрочем, заехав однажды в глухую деревеньку вне зоны досягаемости туристов, мы обнаружили ну просто смешные по кипрским меркам цены). А вот поклонники Бахуса могут оттянуться от души - полуторалитровая упаковка красного вина в переводе на наши деньги обойдется рублей в 40, местная водка и бренди ненамного дороже, пиво хорошее, недорогое (кроме отелей) и везде. А вот импортная водка - Столичная, Smirnoff, Absolut дорогая - в районе $20 за поллитровую бутылку. Дефицитом почему-то при этом остаются пьяные на улицах - их увидеть так и не довелось.

Даже скучное слово экскурсия киприоты наполнили своим жизнерадостным содержанием. Так, отправившись в кипрскую деревню, мы попали на веселый праздник жизни - с песнями, традиционным сиртаки (танцующие отплясывают ногами под кипрский вариант лезгинки, встав в круг и взявшись за плечи) и, конечно же, с морем бесплатного вина - хозяева таверны следят за тем, чтобы графины у гостей никогда не были пустыми. Морская экскурсия превратилась в ловлю осьминогов на леску без удилища с последующим достойным барбекю.

Удивило полное отсутствие на острове преступности, вплоть до мелких краж. Владельцы супермаркетов самый ходовой товар просто выставляют на улице - идешь мимо, что-то выбираешь, потом заходишь в магазин и оплачиваешь покупку. В аквапарке мы оставили видеокамеру на самом видном месте и ушли в путешествие по развлечениям - через несколько часов она лежала там же. Запирать на ключ машину не принято. Прокатные велосипеды и мокики на ночь оставляются просто на улице без всякой охраны. К вопросу о том, что считается определяющим - бытие или сознание - к такому порядку вещей быстро привыкаешь и считаешь его единственно правильным, иное кажется просто варварством.

С ПРАВЫМ РУЛЕМ ПО ЛЕВОЙ ПОЛОСЕ

Как следствие былого британского колониального прошлого, на Кипре осталась правосторонняя (то есть отличная, чем у нас) организация движения. Правда, на модельном ряде это никак не отразилось - он типично европейский с засильем японских машин. Все, что нам хорошо знакомо - Mercedes, Volvo, Hyundai, BMW и даже редкие и весьма потрепанные "девятки" и "Нивы" (видимо, АвтоВАЗ давно забросил поставку на остров своих машин) здесь мелькают в варианте с правым расположением руля. Вообще нет американцев - видимо, праворульные версии своих автомобилей они не выпускают. Модельный ряд таит немало и приятных сюрпризов - часто мелькают на дороге привычные нам Toyota Mark II, все без исключения каталоги пишут, что эта модель только для японского рынка и за пределы Страны восходящего солнца не импортируется (естественно, российский рынок second-hand не в счет). До сих пор бегают легендарные букашки Rover Mini Cooper, 50-60-х годов выпуска, и "Жуки" Volkswagen: при кипрских условиях эксплуатации - мягкий климат, отличные дороги и грамотное обслуживание, машины служат долго. В качестве многочисленных такси на острове (посадка $1, километр пробега $0,50) используется Mercedes - либо удлиненные лимузины на базе S-класса, выпускавшиеся до 1991 года (кузов W126), либо "четырехглазый" E-класс (кузов W201). Что до легендарного W140 (в российском просторечье - "шестисотого"), то его за две недели на острове не довелось увидеть ни разу. Да и вообще модельный ряд достаточно скромен - засилье Corolla, корейцев, все чаще на дорогах мелькает новомодная, но совсем недорогая Toyota Yaris. То и дело встречаются какие-то странные четырехколесные громкоголосые механизмы, в России мы бы их назвали самоделками, здесь они называются kit-car.

На Кипре нет ни железных дорог, ни внутренних авиарейсов, автобусное сообщение не развито, поэтому для передвижения существует только три способа - пешком, на личном транспорте или такси. Причем второй, кроме традиционного автомобиля, предусматривает множество других вариантов - велосипед (и даже самокат, такое тоже встречалось), мокик, мотоцикл. В Айа-Напе, ставшей этаким большим летним лагерем для английских студентов, двухколесное передвижение доминируют, для этого построены даже специальные дорожки, но тем не менее юные гонщики ими пользуются редко, а на "большой" дороге создают подобие муравейника. Впрочем, это мало кого беспокоит - на Кипре не принято нервничать. Обычная картина - на узкой односторонней улице, где двоим не разойтись, кто-то на пикапчике остановился, чтобы поздороваться со знакомым, а весь спешащий до этого поток покорно ждет, пока друзья обменяются традиционными приветствиями.

Путь между двумя дальними точками Кипра - Айа-Напой и Пафосом можно преодолеть, не особо спеша, за три часа, из столицы Никосии любой населенный пункт страны доступен еще на час быстрее. Все города страны связаны между собой хайвеями - шикарными двухполосными в одном направлении магистралями (а вот больше полос нет нигде). Максимальная скорость на этих дорогах ограничена 100 километрами в час (нельзя двигаться и тише 65 км/час), но этот режим никто не выдерживает, даже туристические автобусы - дорога позволяет, многие максимальный предел перекрывают раза в два. Передвижению здесь ничего не мешает - магистрали проложены вдали от населенных пунктов, от внешнего мира отделены не только отбойниками со световозвращателями (что очень удобно ночью - обочина хорошо просматривается на сотни метров вперед), но еще и металлической сеткой (что рождает аналогии со взлетной полосой) - чтобы, не дай бог, на дорогу не забрела какая-нибудь живность. Встречные потоки разделяет высокий металлический забор - ночью (многие участки великолепно освещены) это спасает от ослепления. Обочина - полтора метра, может использоваться как резервная полоса, но останавливаться на ней запрещено, создается ненужная помеха проезжающим (пролетающим-?) машинам. Через каждые три километра - телефоны экстренной помощи. Все развязки - двухуровневые, с отделяющейся или примыкающей метров 500 полосой разгона или торможения. Все трассы обозначены (главные магистрали буквой A, второстепенные B, прочие E) и на карте отличаются цветом. Пронумерованы даже развязки, а любой дорожный указатель - огромный щит сбоку или над дорогой, дублируется трижды - за 1000, 500 метров и непосредственно на развязке. Можно предварительно составить "легенду" (к примеру, путь от Айа-Напы до Никосии выглядит так: по дороге B3 до пересечения с магистралью A3, на 55-й развязке поворот на магистраль A2, на 9-й развязке поворот на магистраль A1), но это излишне - достаточно просто ориентироваться на указатели - заблудиться невозможно, главное не пролететь нужный поворот - развороты на магистрали предусмотрены крайне редко.

В городах также едва ли не на каждом перекрестке есть указатели выезда на магистрали. А вот привычных нам названий улиц практически нет - проще ориентироваться по побережью, отелям или каким-нибудь памятным местам - если есть "штурман", это совсем не сложно, в противном случае все участники движения будут покорно ждать, когда на перекрестке вы определитесь с маршрутом движения, даже если для этого потребуется выйти из машины (все прокатные автомобили имеют отличные от других красные номера и иностранцы легко распознаются по ним). Большинство перекрестков организовано по принципу кольца, находящиеся на нем имеют преимущество в движении. Серьезных пробок в столице Никосии нет, а вот проблемы с парковкой ($1,5-2,0) существуют. По крайней мере в разгар дня наши попытки заехать на два паркинга в центре города закончились ничем - все места оказались заняты. После 20-минутных поисков бесплатного пятачка нам повезло - внаглую втерлись на площадку какого-то отеля. Навыки европейской парковки приходят быстро - дворы, "хитрые" обочины - больше проблем не возникало. Правда, на обочинах приходится на свободное место парковаться задним ходом "бампер к бамперу" - у нас так не принято, необходимы некоторые навыки.

Взять машину напрокат на Кипре не сложнее, чем купить бутылку воды - конторы Car renter на каждом шагу, формальности минимальные (кстати, все байки про международные права - миф, обычные российские не вызывают никакого повышенного интереса). Цены по европейским меркам небольшие - так, Toyota Corolla без кондиционера, если брать ее на три дня, обойдется примерно в $30 за каждый без стоимости бензина и страховки ($8 в день). Мне же хотелось автомобиль с автоматом (никогда не переключал "механику" левой рукой) и кондиционером (не переношу ездить с открытыми форточками). И то, и другое в Европе опция даже в японских машинах, так что нужный мне вариант нашелся где-то в 15-й по счету фирме (век живи, век учись - сделав предварительный заказ, можно ненужной беготни избежать, либо заказать машину через турфирму, но стоить это будет несколько дороже, в обоих случаях машина будет подана прямо к отелю, а ключи доставят в номер). Избранница Nissan Primera обошлась мне примернов $55 в сутки, плюс пришлось заплатить за полный бак бензина (из расчета примерно $ 0,70 за литр), что как раз хватило на 600 пройденных кипрских километров.

То ли мы вконец испорчены качественными японскими автомобилями (давно не секрет, что только на свой рынок японцы поставляют самое лучшее), то ли для проката принято подбирать самые утилитарные варианты, но в очередной раз прокатный автомобиль мне не понравился. Стандартный набор сервисных функций, динамика, тормоза, подвеска - все как будто подбиралось по принципу среднего арифметического. Лично мне такие автомобили не по душе - в машине, как и в женщине, должна быть изюминка. Впрочем, с задачей - с комфортом доставить пассажиров из пункта А в пункт Б, она справилась без каких-либо замечаний.

Сложно ли привыкать к правостороннему движению? Мне показалось, проблема эта, как и смена левого руля на правый в российских условиях, является таковой только для тех, кто не попробовал или изначально скептически настроен к изменению привычного режима. На практике, едва сев за руль, ты просто принимаешь новые условия движения как данность без каких-либо проблем либо повышенного внимания. Причем, чем больше автомобилей - тем увереннее чувствуешь себя на дороге, попросту подстраиваясь под общий ритм движения. Небольшие проблемы возникали лишь дважды. Петляя по пустыным переулкам в центре Никосии, после очередного поворота автоматически принимаешь левую сторону, хотя быстро спохватываешься. Гораздо неприятнее было возвращаться глубокой ночью в Айа-Напу. Дело в том, что магистраль кончается примерно километров за 20 до городка, а потом виляет асфальтовый проселок. Едешь, едешь, убаюкиваемый пустынной дорогой, и вдруг видишь, как прямо в лоб тебе кто-то летит. Через мгновенье рефлекс подавляется разумом, но все-равно неприятно.

Несмотря на интенсивное движение, полицию на дороге удалось увидеть лишь раз - на подъезде к Никосии (скорость на этом участке нарушают все поголовно, а мы со своими 120 км/час по сравнению с другими просто плелись в левом ряду) инспектор прибором, похожим на видеокамеру, фиксировал скорость. Делал он это в открытую, но что любопытно - никто перед ним почему-то её не снижал - можно предположить, что прибор у местного гаишника с хорошей оптикой и нарушителя он видит гораздо раньше, чем тот его. Нарушителей не останавливают - считается, что это влияет на безопасность движения - штраф высылается по почте. Самыми суровыми наказаниями карается не только превышение скорости, но и выброшенный из окна автомобиля мусор. А в качестве воздействия на водителей применяются щиты с указанием, сколько человек погибло и ранено на том или ином опасном участке. Впечатляет.

В городах разрешенная скорость 60 км/час, ограничений в 40 км/час, столь любимых в России, замечено не было. Особое почтение водители проявляют к пешеходам, переходы дублируются мигающим желтым сигналом и едва кто-нибудь подходит к "зебре", как все автомобили в обоих направлениях замирают. Доходит до курьёзов - когда я в ожидании спутников случайно остановился в районе перехода, ни один автомобиль не сдвинулся с места, пришлось жестом попросить их продолжить движение. Хотя бывают и исключения - пожилая англичанка едва успела отпрыгнуть на тротуар от несущегося на всех парусах Pajero с красными прокатными номерами. Представитель какой страны был за рулем, наверное, уточнять не стоит.

...Праздник закончился так же стремительно, как и возник. Все тот же Ту-154 дал прощальный круг по побережью, а затем все было, как в песне Макаревича:

"Все очень просто, сказки - обман, Солнечный остров скрылся в туман..."

Ефим НЕЗВАННЫЙ

Тур был организован компанией "Апекс ДГ Холдинг".

"Автомаркет+Спорт" №35 22.09.00




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика