МАГНЕТИЧЕСКОЕ СЛОВО АЛТАЙ
Не знаю когда, но в один прекрасный момент у меня
появилась навязчивая идея побывать на Алтае. Последние
два года она просто не давала мне покоя. Почему именно
Алтай? Да я и теперь не смогу ответить на этот вопрос:
может, просто слово магнетическое, может, вспомнились
давние рассказы знакомых. В общем, решено было ехать.
Что ехать придется одно- му с семьей, я не сомне- вался с самого
начала. Отпуск на работе я получил совсем неожиданно и быстро
найти желающих прокатиться на Алтай было просто нереально. В
этом тоже есть свои плюсы, по крайней мере, чужие проблемы меня
в дороге держать не будут. Кто ездил большими компаниями, тот
меня поймет.
Теперь немного о моей машине: Nissan AD 1993 г. выпуска, двигатель
объемом 1300 куб. см, два распредвала, передний привод, "деревянный"
салон, но с кондиционером. Машина по сути своей больше развозная,
чем пассажирская. На задних сиденьях вольготно себя могут чувствовать
разве что дети - очень маленькое расстояние до передних кресел.
Зато при опущенной задней спинке получается громадный грузовой
отсек грузоподъемностью 400 кг. Задняя подвеска зависимая, хоть
и на пружинах, но довольно жесткая. Мое мнение о машине - простой
и надежный автомобиль.
Перед поездкой было заменено масло с фильтром и воздушный фильтр.
Купил ремкомплект для бескамерных шин и холодную сварку, положил
в багажник гаечных ключей больше, чем обычно - вот, в общем-то,
и все приготовления. Там же в багажнике разместились палатка,
двухконфорочная газовая плита с баллоном емкостью 2.5 л, куча
курток и одеял и запас продуктов дней на пять.
И вот 2 августа в 6.30 утра я, жена и два моих сына 7 и 11
лет с криком "Ударим автопробегом по бездорожью!" выезжаем из
Иркутска. Ответный удар от бездорожья долго ждать не пришлось.
После Тулуна на гравийке пробил заднее правое колесо. Дорожники
удружили - засыпали яму на дороге щебнем, каждый камешек размером
с кубик Рубика, ну я и распорол боковину от диска до протектора.
Пришлось в Нижнеудинске пойти на непредвиденные расходы. Выбор
резины в магазине, прямо скажем, никакой, без запаски ехать
дальше - себе дороже, так что приходилось брать что дают. Забрал
с витрины Бл-85, потому что то, что выкатила продавщица из-за
прилавка, иначе как браком не назовешь - криво склеенные половины:
одна от камерной шины, другая от бескамерной. "Переобулся" в
шиномонтажке здесь же возле магазина. Отбалансировали мне, к
слову сказать, очень добросовестно и качественно. Весь ремонт
обошелся в 545 руб. Для первого дня немало, да делать нечего
- едем дальше.
До Тайшета тянется достаточно длинный участок грунтовой дороги.
Новую дорогу ведут явно не спеша, за восемь лет, что я не был
в тех краях, изменилось не так уж много. Потихоньку добираемся
до Тайшета, дальше дорога идет лучше, так что часам к восьми
вечера попадаем в Канск. Там баня у родственника, сто грамм,
разговоры до полуночи. Рано утром отправляемся дальше.
В Красноярск заезжать не думали, но на отвороте на объездную
дорогу не было указателя, и пришлось ехать через центр города.
Город, конечно, большой и красивый, но с экологией там проблемы.
Обедать останавливаемся за Ачинском. В пути здорово выручает
газовая плита - чай на ней закипает быстрей, чем спина успевает
отдохнуть от постоянного сидения. До Комарово доехали засветло.
До Бийска решили ехать через Новокузнецк. Глядя на карту, создается
впечатление, что так намного ближе. Но у меня уже однажды был
горький опыт езды по карте, поэтому на заправке все-таки поинтересовался,
что ждет меня впереди. Ничего хорошего впереди, как выяснилось,
меня не ждало, но нам к плохим дорогам не привыкать, так что
едем через Новокузнецк. До Ленинск-Кузнецкого идет обычная асфальтированная
дорога, а дальше начинается ну просто сказка - идеально ровная
дорога I категории по две полосы в каждом направлении с разделительной
полосой, с развязками в двух уровнях. Доехав до Новокузнецка,
заночевали возле поста ДПС. Промучившись, сидя в машине, остаток
ночи, с рассветом едем дальше. Отворот на Бийск пришлось искать
с помощью местных жителей, так как на дороге на указателе стоит
название какой-то местной деревни.
Чем ближе к границе с Алтайским краем, тем хуже асфальт, и
в итоге он совсем пропадает. Начинается та дорога, которой меня
пугали кемеровчане на АЗС: километров сорок разбитой грунтовки.
Снизил скорость до 30, а порой и 20 км/ч и потихоньку добрался
до асфальта.
Алтайский край встреча- ет въезжающих покоса- ми и хлебными
полями. Немало удивила петляющая между этими полями дорога:
видно, как агроном на кобыле поля объезжал, так и заасфальтировали.
Если по прямой между Бийском и Новокузнецком километров 180,
то дорога растянулась на 280. Одно лишь радует - стояла хорошая
погода.
В Бийск заехали на грязной машине, жена пошла по магазинам,
а я начал приставать к прохожим с вопросами о здешних местах
отдыха. Кроме Телецкого озера и Белокурихи мне назвали еще озеро
Ая. Маленько подкрепившись, решили сначала взглянуть на Белокуриху.
От Бийска это каких-то 70 км. Дорога идет по равнине и упирается
в горы, у подножия которых и расположен город-курорт. Славу
ему принес радоновый источник. Стакан целебной воды можно получить
только в санатории по предписанию врача. Санаториев несколько,
все разного подчинения, расположены все в одном распадке. Шикарные
многоэтажные корпуса, газоны, выложенные дерном, дубовая аллея,
теннисные корты, массовики-затейники, созывающие отдыхающих
на очередное развлекательное мероприятие - все это создает ощущение
цивилизованного отдыха. Единственно, чего не хватает - это естественного
водоема.
Пришлось вернуться в Бийск и двигаться дальше уже по Чуйскому
тракту в сторону Горно-Алтайска. День близился к концу, а до
озера Ая от Бийска более ста километров. Засветло явно не успевали,
а в темноте искать то, о чем имеешь очень смутное представление,
тоже не очень хотелось. Решили остановиться на Катуни поужинать,
переночевать, а утром ехать искать это озеро.
Катунь при первом знакомстве огорчила еще больше Белокурихи.
Мутная вода серо-белого цвета и обилие мелких, но очень злых
комаров на берегу. Ночевать как-то сразу расхотелось, поэтому,
быстро сготовив ужин и перекусив, едем дальше. Перед въездом
в Республику Алтай есть схема автодорог, но Ая на ней не обозначена
- снова приходится расспрашивать. В горах темнеет быстро, и
отворот на Аю я нашел уже в полной темноте. За отворотом сразу
следует подвесной мост через Катунь. Одна колея для транспорта
и пешеходная дорожка, перед мостом - светофор. Горит "зеленый".
Въезд на мост, как на крутую эстакаду - впереди видишь только
звездное небо, бултых вниз, и едешь по качающемуся мосту, потом
опять - звездное небо и вот он - левый берег. Проезд по мосту
платный - 5 руб.
У моста останавливаемся на ночлег. Утром оказалось, что ночевали
мы на высоком каменистом берегу. С обрыва открывался великолепный
вид на бурлящую на порогах Катунь. Впервые за три дня пейзажи
вокруг стали радовать глаз. Позавтракав, идем знакомиться с
озером - это пешком по дороге минут двадцать ходьбы. Озеро небольшое
- метров 300. Территория вокруг него принадлежит турбазе. Вход
на территорию базы - 5 руб. Озеро хоть и естественное, но над
его видом крепко поработали. Отсыпали песком берег - получился
пляж метров 40. Песок, правда, пыльный - ходить по сухому, не
поднимая пыли, просто невозможно. А главная достопримечательность
озера - искусственный водопад. Насосом по трубе воду закачивают
на обрыв высотой метров 6-8, и оттуда она падает обратно в озеро.
Довольно оригинально и эффектно. Два кафе возле пляжа, прокат
катамаранов, торговля сувенирами - все для отдыхающих. Из развлечений
есть еще сплав на надувных плотах по Катуни.
Как бы ни было хорошо на Ае, на следующее утро отправляемся
дальше по Чуйскому тракту. Первая остановка - озеро Манжерок,
которое, если верить проржавевшему плакату, охраняется государством.
Здесь свои порядки: машину - на платную стоянку, а сами - полкилометра
пешком до озера. В озере растет водный орех - чилим, реликтовое
растение, которое пережило ледниковый период. Вода имеет желтый
оттенок, и после купания на теле остается какая-то слизь. Кто-то,
может, и назовет Манжерок заболоченной лужей, но дети тут просто
визжат от восторга и из воды их за уши не вытащишь. Вода теплая,
дно из крупного песка и пологое - для людей, не очень хорошо
плавающих, место почти идеально.
От озера решаемся съездить посмотреть главную достопримечательность
Алтая - гору Белуха - еще 300 с лишним км. По Чуйскому тракту
до Черги - асфальт, потом отворот на Барагаш, а дальше - Усть-Кам
и Усть-Кокса. Места вокруг, конечно, красивые, но торчащие из
дороги камни с острыми краями не позволяют особо глазеть по
сторонам. Окончательно портят картину дорожная пыль и жара за
+30°С. Первый перевал встретился перед Усть-Камским районом.
На знаке "Крутой подъем" указано 15%, что, видимо, соответствует
действительности - на вершину забрался только на II передаче
и то внатяг. Следующий перевал между Усть-Камским и Усть-Коксинским
районами удивил своим серпантином: гравийка, чуть более 5 м
шириной описывает два поворота, каждый на 180°, а кустарник,
подступающий вплотную к дороге, делает повороты полностью закрытыми.
Двум легковым автомобилям разминуться здесь будет крайне сложно,
а разъезд с полуприцепом даже теоретически невозможен. За перевалом
начинается совсем другая картина - сенокосы, хлебные поля и
мараловодческие фермы - основной источник дохода для местного
населения. Усть-Коксинский район славится также своим медом
- до революции он поставлялся к царскому двору. Перед райцентром
встречается еще один перевал - "Громотуха", его отличает от
других то, что дорога проходит вдоль берега над рекой Кокса.
Можно остановиться на краю дороги, полюбоваться протекающей
внизу рекой, но все вокруг покрыто толстым слоем пыли, и, не
дай Бог, если в это время кто-нибудь пронесется мимо. Такой
противной пыли, как от местных известковых пород, встречать
мне еще не приходилось. В Усть-Коксе узнаем, что до Белухи надо
ехать еще 60 км, а дальше дорога обрывается, и, если вам повезет,
то в ясную солнечную погоду вы посмотрите на ее заснеженную
шапку с расстояния в 60 км. Желающие добраться к подножию горы
могут нанять лошадей. Мы к тому времени желаем одного - плюхнуться
в Манжерок.
Решив, что проехав 300 с лишним км по Алтаю, уже можно составить
себе какое-то представление об этом крае, а забираться дальше
вглубь будет себе дороже, отправляемся в обратный путь.
Впереди у нас еще Телецкое озеро. По знакомой уже дороге доезжаем
до Горно-Алтайска, потом еще 150 км по асфальтированной, местами
грунтовой, дороге, и попадаем в Артобаш - поселок, стоящий у
северной оконечности озера. Разместиться можно на любой турбазе,
сняв отдельный домик, можно в частном секторе или поставив палатку.
Для палаток отведены специальные места за поселком, построены
туалеты, выкопаны мусорные ямы, периодически завозятся дрова
для костра. За весь этот сервис местная администрация, объезжая
палаточные стоянки по вечерам, собирает плату - по 8.50 со взрослого
за сутки. Вода в озере очень холодная, даже в жару нет большого
желания в нем искупаться. Пляжа возле поселка нет - берег либо
каменистый, либо заболоченный, поэтому мыться и купаться мы
ходим на горную речку -это минут 20 пешком. Речка течет по распадку,
среди огромных валунов, водопады чередуются с ямами, некоторые
из них метров по 5 длиной, так что можно даже понырять, и вода
потеплее, чем в озере.
Озеро условно делится на северную и южную части. Посередине
него находится водопад Корбу, куда два раза в день катер возит
туристов. Водопад очень красивый - вода веером падает с высоты
12 метров. Искупаться под водопадом уговаривать никого не надо
было, даже дети, стуча зубами от холода и закрывая голову руками,
постояли под потоком воды. В южную часть озера катеру официально
заходить запрещено, а вся прелесть озера, по словам экскурсовода,
именно там - это и более высокие и крутые берега, и еще 6 водопадов,
и более коварная водная гладь. В южную часть озера попасть можно
только на частной моторной лодке, которые постоянно дежурят
у пристани. Но цены бешеные - 2500 руб. за прогулку по озеру
длиной 78 км.
Три дня на озере - вполне достаточно, чтобы отдохнуть и познакомиться
с местной природой. Теперь - домой через Новосибирск. В Барнауле
остановили за превышение скорости, вообще, у них там, как правило,
инспектор с радаром есть в каждом населенном пункте, даже самом
захудалом. От Барнаула до Новосибирска прямая, как стрела, дорога.
Ехать очень скучно - тоску разгоняют только кислые алтайские
яблочки. В Новосибирске задержались на день - показали детям
метро, а сами потолкались по оптовому вещевому рынку. Из Новосибирска
до Кемерово нам посоветовали ехать через Ленинск-Кузнецкий -
дорога поспокойнее и постов ГИБДД поменьше, правда, получается,
80 км лишнего пробега.
Дорога домой всегда кажется короче и легче, поэтому до Иркутска
добрались без всяких приключений. Запомнился лишь один неприятный
эпизод - после ровного асфальта, когда мысленно уже был дома
и отмокал в теплой ванне, у навстречу едущего МАЗа "стреляет"
переднее правое колесо и, едва поравнявшись со мной, эта 30-тонная
фура уходит в кювет. От одной мысли, что могло бы лопнуть левое,
а не правое колесо, стало не по себе. Остановился, немного успокоился,
поговорил с шофером МАЗа и поехал дальше с твердой уверенностью,
что для езды по российским дорогам мало хорошего автомобиля
и личного мастерства - необходимо еще элементарное везение.
Теперь немного общих впе- чатлений о поездке. С одной стороны,
посмотреть удалось довольно мало - где-то не хватило сил, где-то
денег или времени, а с другой - неделю, проведенную на Алтае,
все мы вспоминаем с особой теплотой. Но автотуризм - не парашютный
спорт, можно еще раз попытаться объехать весь Алтай.
С технической стороны не возникло ни одной проблемы. Машина
не только надежная и экономичная (6 л/100 км), она еще очень
удобная в дальних поездках: в ней вполне комфортно можно заночевать
вчетвером, а в дождь можно перекусить, спрятавшись под открытой
задней дверью. Все расходы составили 2500 рублей за бензин да
550 за пробитое колесо. А техобслуживание свелось к одной проверке
уровня масла, да осмотру автомобиля снизу. Впечатлений за две
недели накопилось множество: были и минуты восторга, и часы
веселья, и дни беззаботного отдыха. Адреналина тоже выделилось
немало. Лучше отдыха, чем автопутешествие, я себе теперь и представить
не могу.
Андрей НЕБОГИН, читатель "А+С".