искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Самое-самое.
Volvo FL 6-18

ПРОФЕССИОНАЛ

ГЕРОИ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА

Последнее столетие Земля находится в постоянном состоянии войны. Да, абсолютно вся наша планета ни дня не прожила в мире. И самые жестокие битвы идут за умы простых мирных жителей и как следствие - за содержимое кошельков. Это тонкие психологические войны, основные орудия в которых - маркетинг и реклама, а подносчики снарядов - разного ранга персонал корпораций и компаний, развернувших это нескончаемое сражение на рыночных плацдармах. Покупаете своему младенцу Pampers, кошке Whiskas, побрившись Gillette пьете по утрам Neskafe, днем Coca-Cola, а вечером "Купеческое", ездите на "десятке" в постиранном Ariel и поглаженном Tefal костюме... Вы думаете, это ваш личный выбор? Такое можно допустить в порядке исключения. Но более вероятно, что вы стали очередной жертвой продуманной рекламной политики, как кролик под взглядом удава.

Прежде чем непосредственно перейти к героям моего репортажа - развозному грузовику Volvo и его водителю, позвольте продемонстрировать доказательства сего утверждения на примере бескомпромиссной войны двух гигантов - производителей прохладительных напитков - Coca Cola и Pepsi, являющейся, вероятно, едва ли не самым ярким тому подтверждением.

ЗА "КРАСНЫХ" ИЛИ ЗА "СИНИХ"?

Coca-Cola появилась в 1886 году благодаря фармацевту Пембертону и была по сути лекарством от депрессии, нервных расстройств, головной боли и много еще чего (подобно пиявкам Дуремара). Тогда она содержала настоящий кокаин, вырабатываемый из листьев коки, и кофеин из орехов колы, что и было "зашифровано" в названии. Наркотик был исключен из состава только в 1903 году, когда этот напиток стал самым популярным из всех, включая спиртное. В 1915 году Coca Cola стала разливаться в бутылки емкостью около 0.2 литра, форма которых сохранена и поныне. В 20-е годы компания так "раскачала" рынок, что уже не могла выпускать напиток в требуемых покупателем объемах. Но еще до середины тридцатых у нее не было реального конкурента. Им стала Pepsi Cola, нанесшая сразу же чувствительный удар, предложив за те же 5 центов, что продавалась Coca, сразу 0.33 литра. При этом затраты на рекламу оказались у новой компании в 25 раз ниже, что окупало разницу в цене с лихвой. Coca-Cola потерпела первое поражение, а другие компании, в числе которых был и Dr. Pepper, почти сразу пошли на дно.

Подобная тактика ("больше за те же деньги") жива до сих пор - Pepsi при той же цене, что и Coca, продает 0.6 против 0.5 и 1.25 против 1 литра. До самых 50-х шла позиционная борьба, где Pepsi все же выглядела более маневренной, в результате чего за это десятилетие смогла сократить разницу в продажах почти до двух раз, в сравнении с пятикратной в послевоенные годы. Но лишь в середине 50-х Coca-Cola решилась начать делать бутылки большей вместимости. А Pepsi тем временем подготовила новую атаку. И в 60-х появился тот самый молодежный имидж компании, что сохранился и поныне: "Новое поколение выбирает Pepsi". Coca-Cola приняла правила игры и стала на сторону старших братьев-сестер и родителей - более платежеспособного слоя, но и меньше потребляющего безалкогольные напитки. Тем самым показывая, что остается вне времени и моды. Это и правильно, ведь она сама намного старше и солиднее, чем задиристая Pepsi. И по этому пути фирмы идут и сейчас - Coca разыгрывает путевки за границу, куда тинэйджера, еще не имеющего паспорт, не пустят, а Pepsi ангажирует для рекламы их ровесника - кумира Дэцла, скорее отталкивающего зрелых. Хотя, конечно, периодически и та, и другая проверяют "вражеские" армии поклонников на стойкость и верность, пытаясь переманить на свою сторону хоть несколько колеблющихся и неопределившихся.

Как бы там ни было, но к середине 80-х Pepsi почти сравнялась по продажам и, казалось, готова была уже нанести решающий удар и стать лидером. Правда, в 70-х был период, когда Coca удалось несколько потеснить Pepsi с занятых позиций двумя короткими, но точными атаками: первый - рекламным слоганом всего из трех слов - "Это настоящая вещь" (мол, все остальное туфта, потому как жалкое подражание), что оказало потрясающий эффект; второй - шумихой вокруг своей якобы секретной формулы. Через десяток лет по подобию был поднят "вопрос о кофеине", что на самом деле оказалось приурочено к появлению новых видов "диетической" Cola, а для настоящих ценителей продолжала делать кофеиновую "настоящую вещь", попутно предоставив публике свой новый лейбл Coke. А последнее время идут разговоры о привыкаемости организма к Coca-Cola. Да, это так на самом деле, как привыкаешь ко всему хорошему. А "темы" для подобных разговоров подкидывают, конечно, маркетологи компании, тонко разбирающиеся в психологии - люди обсуждают, но не отказываются. Pepsi же продолжала "добивать" молодежь - изменила логотип в более динамичном духе и, чтобы дистанцироваться от конкурента, из красно-синей сделала свой основной цвет синим. Но все же Coca-Cola в последнее время смогла отстоять и даже укрепить свои лидирующие позиции и специально для России выпустить "кризисный" напиток "Фруктайм", в ответ Pepsi поспешно купила чисто русские товарные знаки "Дюшес", "Тархун", "Байкал"...

Война эта не имеет конца, несколько уменьшая боевые действия в зимний период, и какой-либо неверный маркетинговый ход грозит серьезным, но не смертельным поражением. В этой войне важны любые даже самые мелкие детали - вид самих бутылок, холодильных шкафов, зонтиков и шатров уличных кафе и развозных грузовиков. В последнем Coca-Cola несколько обскакала Pepsi - ведь не возникло же интереса у журналиста газеты "Автомаркет" к ЗИЛам-"пепсивозам". "Кокаколавозы" Volvo выглядят привлекательнее и заметнее, как по размерам и расцветке, так и по части самой техники.

Грузовики Volvo FL 6-18 (6 - объем двигателя, точнее 5,5 литра, 18 - полная масса) - одни из самых распространенных в России ввезенных новыми коммерческих автомобилей наряду с Mercedes Sprinter, которые перевозят продукцию Procter & Gamble, и Iveco Turbodaily, обслуживающими ларьки мороженого различных компаний. Причем на западе России Volvo можно увидеть как в красных цветах Coca-Cola, так и в синих Pepsi - здесь два заклятых врага сошлись во мнении, что шасси этого автомобиля с фургоном Alcoa самый удачный выбор для перевозки живительной прохлады. В целом по России количество Volvo "под ружьем" Coca-Cola несравненно больше - примерно 600 против 100.


В Иркутске эти грузовики появились три с небольшим года назад и сразу стали вместе с огромными панно Coca-Cola на домах обсуждаемым явлением на улицах. Обычных водителей эти махины, снующие в городском потоке, как правило, впечатляют, уж как минимум редко кого оставляют равнодушным, но зачастую и раздражают, когда, встав где-нибудь для разгрузки или маневрируя для подъезда к точке, задерживают движение. Немногие из нас при этом готовы побывать на месте водителя "кокаколавоза" и понять, что по-другому он просто не может работать - наши магазины в своем большинстве не имеют нормальных подъездных путей. Зато сами, не задумываясь, загораживаем и без того узкие проулки, нередко становясь под знак, запираем уже заехавшую машину и уходим надолго куда-нибудь в магазины, возможно, покупая там ту же Кока-колу. А потом, когда водитель высвобождает свою машину из плена, ему приходится нагонять время и тогда мы возмущаемся, что это они носятся по городу на своих бандурах, как сумасшедшие. Это очень нелегкая работа и чтобы представить все как есть, нужно провести хотя бы один день с водителем в городе.

Вообще-то осенняя суббота считается у водителей в Coca-Cola почти выходным днем - заказов меньше почти наполовину (обыкновенная летняя норма - 50-60 точек в день), чем в будни и движение на дорогах намного спокойнее, по крайней мере, нет часов пик. С этой точки зрения, конечно, суббота не показательный день, зато и с водителем общаться легче. Александр Кокауров работает в Coca-Cola уже полгода и считается здесь ветераном среди водителей. Их работа крайне тяжелая не столько физически, сколько психологически - вредные клиенты, нервотрепка на дороге, не дай Бог, недостача, и самое, наверное, тяжелое чувство того, что ты теряешь личную свободу, становясь винтиком в гигантской заокеанской машине по выкачиванию денег. Как в любой крупной иностранной компании здесь культивируется пока чуждое простому работнику корпоративное мышление, в результате которого тот становится частью, а точнее, собственностью фирмы, практически лишаясь роскоши свободного времени. Кто-то, чья гордая русская душа не может смириться с таким насилием над личностью, долго не выдерживает и, немного "покатавшись", уходит - точнее, дезертирует с поля боя. Или "погибает", не справившись с поставленной командирами задачей. Чтобы выяснить "бегунков" сразу, кандидатам сейчас предлагается поездить один день с водителем для ознакомления. Но есть еще одна причина частой "ротации" - та самая "возможность роста" - нередко водители при определенных способностях поднимаются вверх по ступеньке, становясь "развивателями рынка" ("маркет девелопер" или "пре селлер" по существующей терминологии), то есть обеспечивая работой водителей, находя новых и поддерживая связи со старыми клиентами. К вечеру каждого трудо-боевого дня все заказы собираются, систематизируются и распределяются по маршрутам, после чего грузчики всю ночь загружают машины - примерно таков механизм работы.

Рабочий день водителя начинается в восемь утра. Заканчивается тогда, когда вся десятитонная машина будет полностью разгружена. По утрам раз-два в неделю водители получают вводный инструктаж, проводимый "рут аудитором" с целью поддержания боевого духа и безопасности на дороге. К пол-девятого - девяти все "кокаколавозы" (около десятка Volvo и один ЗИЛ) выходят на маршрут. Первая точка, куда они все направляются - заправка. Машины, работающие по городу, получают свой дневной паек - 30 литров солярки ("зимней" в любое время года), а те, что обслуживают загородные маршруты (это называется "индерект") - из расчета до цели следования, а ею часто бывают и Байкальск, и Зима, и Саянск, иногда водители (то есть "драйверы") проводят в рейсе два, а то и три дня.

Саша работает по одному из самых сложных маршрутов в центре Иркутска. Но он уже вкатался в рабочий ритм и легко расправляется с появляющимся время от времени упадническим настроением бросить все к черту. А вскоре привел за собой двух своих сыновей - теперь в Coca-Cola семейный клан - династия водителей Кокауровых, видать, есть в этом какое-то предопределение - фамилия однокоренная с названием фирмы.

После заправки довольно большой перегон до первой точки, что на Русиновском рынке напротив китайской барахолки - есть время узнать и о машине, и о хозяине.

Машина у Саши одна из трех с номерами 54-го региона - Новосибирской области - этим летом в нашей области, как никогда, народ был падок до продукции Coca-Cola (за жаркие месяцы было выпито больше миллиона литров напитков) - пришлось вызывать подмогу в дополнение к одной с 24-м номером из Красноярского края, пришедшей годом раньше. У "новосибирских" Volvo пробег небольшой, порядка 50 тысяч, против 120 у наших местных. Объясняется это тем, что те были на консервации, куда их пришлось ставить в результате падения спроса из-за пресловутого кризиса. В жизни Саши это "памятное" событие тоже сыграло заметную роль, как, впрочем, не осталось безучастным к судьбе едва ли не каждого.

В то время он, профессиональный водитель с 20-летним стажем, решил в духе времени заняться предпринимательством и открыл киоск мороженого. Не успел порадоваться первым успехам, как грянул кризис. И оказался в незавидной ситуации тех многих, кто имел неосторожность начать бизнес летом 98-го - это можно сравнить с тем, как носить чемодан без ручки - бросить жалко, нести тяжело. Но тем не менее наперекор всему позже удалось открыть еще два киоска, куда начали завозить Coca-Cola. И это послужило причиной, по которой Саша свернул свое ставшее наконец-то прибыльным дело и вернулся к своему любимому ремеслу. Конечно, он не смог оставаться равнодушным к подъезжавшему к его киоскам красно-белому гиганту.

Подъезжаем к первой точке. Хозяев-клиентов еще нет. Саша не стал долго сокрушаться - к таким накладкам уже привык. Хорошо, есть знакомый грузчик, которому можно доверять. Вытащив из специального отсека фирменную тележку, способную за раз везти по 120 килограммов груза и легко перемещаться по лестницам (а в некоторых точках приходится подымать товар на второй-третий этаж), они вместе быстро разгрузили партию. Хозяев все нет - ну ладно, подъедем после обеда, все равно пустую тару надо забирать. Рядом за поворотом вторая точка - поворачиваем под "кирпич" - кокаколавозы имеют на это разрешение, но если гаишник "голодный и злой", то все равно может оштрафовать, как, например, было днем раньше, когда надо было подъехать к точке на Урицкого. Это тоже из тех издержек производства, которые Саша принимает как неизбежную действительность. На второй точке пришлось прождать грузчика минут десять - хозяин магазина просто, оказывается, забыл о приехавшей машине - Саша же клиентов, у которых есть грузчики, "не балует", тем более, что они бывают не у многих. Конечно, когда времени в обрез, а клиент явно не торопится, приходится суетиться самому.

Работа водителя Coca-Cola требует почти шахматного склада ума и тщательного планирования маршрута, если тот, конечно, не хочет возвращаться каждый раз в десять часов вечера. Казалось бы, чего проще - составь рационально маршрут и только успевай сбрасывать по ходу товар клиентам. Но это в идеале - может, так и работают водители в цивилизованных странах. В нашей же реальности приходится подстраиваться под ситуацию, репутацию клиента и кучу других факторов. Порой приходится проезжать за день по одной и той же улице раз пять, а то и больше.

В первую очередь, надо обслужить сразу с утра клиентов на оптовых рынках или других местах, где днем скапливается много машин, иначе можно здесь надолго застрять. Потом надо учитывать, кто из клиентов может сразу расплатиться за товар, а кто во второй половине дня, когда наторгует; подгадывать под время открытия-закрытия, обедов, под тех, кто сдает пустую тару; иметь в виду плотность движения в разное время дня и условия подъезда к объекту в зависимости от погодных условий. Так что бывает, что клиенты находятся в нескольких метрах друг от друга, а заезжать к ним приходится в разное время. Немаловажны и личные контакты с клиентом - бывает, что тех очень раздражает, когда вместо привычного водителя приезжает новый - а это, как уже было сказано, случается нередко - и может так статься, что не сложится что-то в отношениях и новичок везет назад "отказ", за что его, конечно, не поблагодарят, хотя старый водитель наверняка смог бы все уладить. Психология, понимаешь...

От частой смены водителей страдают и машины. Обычные проблемы - сцепление, рессоры, резина. В общем, то, что легче всего повредить от неосторожного обращения, свойственного "временщикам". Сама же машина очень легка для своих габаритов в управлении, несмотря на то, что ее конструкции больше двадцати лет (почти ровесник КАМАЗа), и на "адаптацию" даже не очень опытного водителя уходит не больше недели. Самое сложное - это маневрирование в стесненном пространстве (основной "среде обитания") и особенно при движении назад. Для того, чтобы не "задавить" подкравшуюся сзади машину, Саша, например, никогда не ставит свой грузовик в линию с другими, а несколько под углом, чтобы всегда контролировать по зеркалам происходящее сзади. А то как бывает - разгрузишься, посмотрел - сзади никого, садишься за руль, а в это время кто-нибудь уже подъехал, сдаешь назад и хорошо, если тот успеет подать сигнал. Вообще-то машины на такой и некоторые другие специфические случаи застрахованы компанией.

Но насколько машина хороша в управлении на сухой дороге, настолько она становится неуклюжей на мокрой, а особенно на свежевыпавшем снеге. В таких условиях стоит посоветовать другим водителям держаться подальше от Volvo. При торможении ее может снести в сторону, а если застрянет на подъеме (и блокировка дифференциала при этом не поможет), то при скатывании назад может стать неуправляемой. В общем, это беда всех грузовиков, но Саша, когда столкнулся с подобным в самом начале своей работы, был неприятно удивлен и, несмотря на опыт, ему приходилось сложно в подобных ситуациях. Еще что он отметил по эксплуатации в холодное время (а он застал еще мартовские морозы) - то, что кабина не прогревается, так как двигатель в городских режимах (завел -заглушил) не набирает рабочей температуры. Выручают теплые фирменные пуховики. Кстати, надо отдать должное, стартеры при всем этом очень живучие и зимой стоящие на улице машины утром заводятся запросто. От крепких морозов страдает и продукция. Хотя фургон и обогревается с помощью работающей на солярке печки, при частых открываниях створок напитки может "прихватить". В первую зиму, кроме того, были у термостатов, следящих за температурой в фургоне, проблемы с включением, но наши водители упростили схему, подключив смекалку, сделав "напрямую", и теперь "заморочек" нет.

Но, конечно, это делалось на свой страх и риск - водителям категорически запрещено вообще "лазить" в машину. Для этого три-четыре раза в год приезжает бригада механиков из Красноярска (где расположен грузовой сервис Volvo), которая проводит техническое обслуживание. Едут они на КАМАЗе с полуприцепом, загруженным продукцией Coca-Cola (чтобы не гонять порожняка). Проводят все регламентные работы, в том числе смену фирменного масла (на бочках так и написано "Volvo") и текущий ремонт, а если возникает какая-то "нештатная ситуация", то из Красноярска самолетом прилетает главный механик. Нашим водителям разрешено только водить машину, заливать топливо, проверять уровень и доливать масло и тосол (для чего кабину поднимать не надо - все выведено за ней наружу), перебортировать покрышки, ну и по мелочи - ручку двери отремонтировать, зеркало... В общем, как в анекдоте про чукчу-космонавта - "накорми собак и ничего не трогай". Да, и еще мыть машины можно, точнее, нужно, что требуется для сохранения "лица фирмы". Кстати, это серьезная проблема, учитывая размеры машины и напряженность графика. Достигнута по этому вопросу договоренность с автобусным парком, но только на ручную мойку. Конечно, не всегда удается пользоваться ее услугами, ведь, приехав в гараж, машину "не бросают" - надо подготовить ее к погрузке, "сдаться". То есть еще полчаса-час времени отдается в жертву фирме.

Иной раз, чтобы компенсировать недостаток семейного общения, Саша, как и некоторые другие водители, берут с собой на линию своих жен, чтобы под аккомпанемент 220-сильного турбодизеля наконец-то спокойно поболтать о том-о сем. Саша уже стал час- тью компании, и единственное, о чем он переживает, это как быстро убивает время такая работа. Некогда жить. Чтобы кто-то мог, следуя одному из рекламных призывов, наслаждаться, не спеша потягивая Кока Колу, кому-то приходится для этого гореть на работе.

Андрей ПОМАЗКИН. Фото автора.

"Автомаркет+Спорт" №38 13.10.00




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика