ПРОФЕССИОНАЛ
ГЕРОИ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА
Последнее столетие Земля находится в постоянном
состоянии войны. Да, абсолютно вся наша планета ни дня
не прожила в мире. И самые жестокие битвы идут за умы
простых мирных жителей и как следствие - за содержимое
кошельков. Это тонкие психологические войны, основные
орудия в которых - маркетинг и реклама, а подносчики
снарядов - разного ранга персонал корпораций и компаний,
развернувших это нескончаемое сражение на рыночных плацдармах.
Покупаете своему младенцу Pampers, кошке Whiskas, побрившись
Gillette пьете по утрам Neskafe, днем Coca-Cola, а вечером
"Купеческое", ездите на "десятке" в постиранном Ariel
и поглаженном Tefal костюме... Вы думаете, это ваш личный
выбор? Такое можно допустить в порядке исключения. Но
более вероятно, что вы стали очередной жертвой продуманной
рекламной политики, как кролик под взглядом удава.
Прежде чем непосредственно перейти к героям моего
репортажа - развозному грузовику Volvo и его водителю,
позвольте продемонстрировать доказательства сего утверждения
на примере бескомпромиссной войны двух гигантов - производителей
прохладительных напитков - Coca Cola и Pepsi, являющейся,
вероятно, едва ли не самым ярким тому подтверждением.
ЗА "КРАСНЫХ" ИЛИ ЗА "СИНИХ"?
Coca-Cola появилась в 1886 году благодаря фармацевту Пембертону
и была по сути лекарством от депрессии, нервных расстройств,
головной боли и много еще чего (подобно пиявкам Дуремара). Тогда
она содержала настоящий кокаин, вырабатываемый из листьев коки,
и кофеин из орехов колы, что и было "зашифровано" в названии.
Наркотик был исключен из состава только в 1903 году, когда этот
напиток стал самым популярным из всех, включая спиртное. В 1915
году Coca Cola стала разливаться в бутылки емкостью около 0.2
литра, форма которых сохранена и поныне. В 20-е годы компания
так "раскачала" рынок, что уже не могла выпускать напиток в
требуемых покупателем объемах. Но еще до середины тридцатых
у нее не было реального конкурента. Им стала Pepsi Cola, нанесшая
сразу же чувствительный удар, предложив за те же 5 центов, что
продавалась Coca, сразу 0.33 литра. При этом затраты на рекламу
оказались у новой компании в 25 раз ниже, что окупало разницу
в цене с лихвой. Coca-Cola потерпела первое поражение, а другие
компании, в числе которых был и Dr. Pepper, почти сразу пошли
на дно.
Подобная тактика ("больше за те же деньги") жива до сих
пор - Pepsi при той же цене, что и Coca, продает 0.6 против
0.5 и 1.25 против 1 литра. До самых 50-х шла позиционная борьба,
где Pepsi все же выглядела более маневренной, в результате чего
за это десятилетие смогла сократить разницу в продажах почти
до двух раз, в сравнении с пятикратной в послевоенные годы.
Но лишь в середине 50-х Coca-Cola решилась начать делать бутылки
большей вместимости. А Pepsi тем временем подготовила новую
атаку. И в 60-х появился тот самый молодежный имидж компании,
что сохранился и поныне: "Новое поколение выбирает Pepsi". Coca-Cola
приняла правила игры и стала на сторону старших братьев-сестер
и родителей - более платежеспособного слоя, но и меньше потребляющего
безалкогольные напитки. Тем самым показывая, что остается вне
времени и моды. Это и правильно, ведь она сама намного старше
и солиднее, чем задиристая Pepsi. И по этому пути фирмы идут
и сейчас - Coca разыгрывает путевки за границу, куда тинэйджера,
еще не имеющего паспорт, не пустят, а Pepsi ангажирует для рекламы
их ровесника - кумира Дэцла, скорее отталкивающего зрелых. Хотя,
конечно, периодически и та, и другая проверяют "вражеские" армии
поклонников на стойкость и верность, пытаясь переманить на свою
сторону хоть несколько колеблющихся и неопределившихся.
Как бы там ни было, но к середине 80-х Pepsi почти сравнялась
по продажам и, казалось, готова была уже нанести решающий удар
и стать лидером. Правда, в 70-х был период, когда Coca удалось
несколько потеснить Pepsi с занятых позиций двумя короткими,
но точными атаками: первый - рекламным слоганом всего из трех
слов - "Это настоящая вещь" (мол, все остальное туфта, потому
как жалкое подражание), что оказало потрясающий эффект; второй
- шумихой вокруг своей якобы секретной формулы. Через десяток
лет по подобию был поднят "вопрос о кофеине", что на самом деле
оказалось приурочено к появлению новых видов "диетической" Cola,
а для настоящих ценителей продолжала делать кофеиновую "настоящую
вещь", попутно предоставив публике свой новый лейбл Coke. А
последнее время идут разговоры о привыкаемости организма к Coca-Cola.
Да, это так на самом деле, как привыкаешь ко всему хорошему.
А "темы" для подобных разговоров подкидывают, конечно, маркетологи
компании, тонко разбирающиеся в психологии - люди обсуждают,
но не отказываются. Pepsi же продолжала "добивать" молодежь
- изменила логотип в более динамичном духе и, чтобы дистанцироваться
от конкурента, из красно-синей сделала свой основной цвет синим.
Но все же Coca-Cola в последнее время смогла отстоять и даже
укрепить свои лидирующие позиции и специально для России выпустить
"кризисный" напиток "Фруктайм", в ответ Pepsi поспешно купила
чисто русские товарные знаки "Дюшес", "Тархун", "Байкал"...
Война эта не имеет конца, несколько уменьшая боевые действия
в зимний период, и какой-либо неверный маркетинговый ход грозит
серьезным, но не смертельным поражением. В этой войне важны
любые даже самые мелкие детали - вид самих бутылок, холодильных
шкафов, зонтиков и шатров уличных кафе и развозных грузовиков.
В последнем Coca-Cola несколько обскакала Pepsi - ведь не возникло
же интереса у журналиста газеты "Автомаркет" к ЗИЛам-"пепсивозам".
"Кокаколавозы" Volvo выглядят привлекательнее и заметнее, как
по размерам и расцветке, так и по части самой техники.
Грузовики Volvo FL 6-18 (6 - объем двигателя, точнее 5,5
литра, 18 - полная масса) - одни из самых распространенных в
России ввезенных новыми коммерческих автомобилей наряду с Mercedes
Sprinter, которые перевозят продукцию Procter & Gamble, и Iveco
Turbodaily, обслуживающими ларьки мороженого различных компаний.
Причем на западе России Volvo можно увидеть как в красных цветах
Coca-Cola, так и в синих Pepsi - здесь два заклятых врага сошлись
во мнении, что шасси этого автомобиля с фургоном Alcoa самый
удачный выбор для перевозки живительной прохлады. В целом по
России количество Volvo "под ружьем" Coca-Cola несравненно больше
- примерно 600 против 100.
В
Иркутске эти грузовики появились три с небольшим года назад
и сразу стали вместе с огромными панно Coca-Cola на домах обсуждаемым
явлением на улицах. Обычных водителей эти махины, снующие в
городском потоке, как правило, впечатляют, уж как минимум редко
кого оставляют равнодушным, но зачастую и раздражают, когда,
встав где-нибудь для разгрузки или маневрируя для подъезда к
точке, задерживают движение. Немногие из нас при этом готовы
побывать на месте водителя "кокаколавоза" и понять, что по-другому
он просто не может работать - наши магазины в своем большинстве
не имеют нормальных подъездных путей. Зато сами, не задумываясь,
загораживаем и без того узкие проулки, нередко становясь под
знак, запираем уже заехавшую машину и уходим надолго куда-нибудь
в магазины, возможно, покупая там ту же Кока-колу. А потом,
когда водитель высвобождает свою машину из плена, ему приходится
нагонять время и тогда мы возмущаемся, что это они носятся по
городу на своих бандурах, как сумасшедшие. Это очень нелегкая
работа и чтобы представить все как есть, нужно провести хотя
бы один день с водителем в городе.
Вообще-то осенняя суббота считается у водителей в Coca-Cola
почти выходным днем - заказов меньше почти наполовину (обыкновенная
летняя норма - 50-60 точек в день), чем в будни и движение на
дорогах намного спокойнее, по крайней мере, нет часов пик. С
этой точки зрения, конечно, суббота не показательный день, зато
и с водителем общаться легче. Александр Кокауров работает в
Coca-Cola уже полгода и считается здесь ветераном среди водителей.
Их работа крайне тяжелая не столько физически, сколько психологически
- вредные клиенты, нервотрепка на дороге, не дай Бог, недостача,
и самое, наверное, тяжелое чувство того, что ты теряешь личную
свободу, становясь винтиком в гигантской заокеанской машине
по выкачиванию денег. Как в любой крупной иностранной компании
здесь культивируется пока чуждое простому работнику корпоративное
мышление, в результате которого тот становится частью, а точнее,
собственностью фирмы, практически лишаясь роскоши свободного
времени. Кто-то, чья гордая русская душа не может смириться
с таким насилием над личностью, долго не выдерживает и, немного
"покатавшись", уходит - точнее, дезертирует с поля боя. Или
"погибает", не справившись с поставленной командирами задачей.
Чтобы выяснить "бегунков" сразу, кандидатам сейчас предлагается
поездить один день с водителем для ознакомления. Но есть еще
одна причина частой "ротации" - та самая "возможность роста"
- нередко водители при определенных способностях поднимаются
вверх по ступеньке, становясь "развивателями рынка" ("маркет
девелопер" или "пре селлер" по существующей терминологии), то
есть обеспечивая работой водителей, находя новых и поддерживая
связи со старыми клиентами. К вечеру каждого трудо-боевого дня
все заказы собираются, систематизируются и распределяются по
маршрутам, после чего грузчики всю ночь загружают машины - примерно
таков механизм работы.
Рабочий день водителя начинается в восемь утра. Заканчивается
тогда, когда вся десятитонная машина будет полностью разгружена.
По утрам раз-два в неделю водители получают вводный инструктаж,
проводимый "рут аудитором" с целью поддержания боевого духа
и безопасности на дороге. К пол-девятого - девяти все "кокаколавозы"
(около десятка Volvo и один ЗИЛ) выходят на маршрут. Первая
точка, куда они все направляются - заправка. Машины, работающие
по городу, получают свой дневной паек - 30 литров солярки ("зимней"
в любое время года), а те, что обслуживают загородные маршруты
(это называется "индерект") - из расчета до цели следования,
а ею часто бывают и Байкальск, и Зима, и Саянск, иногда водители
(то есть "драйверы") проводят в рейсе два, а то и три дня.
Саша
работает по одному из самых сложных маршрутов в центре Иркутска.
Но он уже вкатался в рабочий ритм и легко расправляется с появляющимся
время от времени упадническим настроением бросить все к черту.
А вскоре привел за собой двух своих сыновей - теперь в Coca-Cola
семейный клан - династия водителей Кокауровых, видать, есть
в этом какое-то предопределение - фамилия однокоренная с названием
фирмы.
После заправки довольно большой перегон до первой точки, что
на Русиновском рынке напротив китайской барахолки - есть время
узнать и о машине, и о хозяине.
Машина у Саши одна из трех с номерами 54-го региона - Новосибирской
области - этим летом в нашей области, как никогда, народ был
падок до продукции Coca-Cola (за жаркие месяцы было выпито больше
миллиона литров напитков) - пришлось вызывать подмогу в дополнение
к одной с 24-м номером из Красноярского края, пришедшей годом
раньше. У "новосибирских" Volvo пробег небольшой, порядка 50
тысяч, против 120 у наших местных. Объясняется это тем, что
те были на консервации, куда их пришлось ставить в результате
падения спроса из-за пресловутого кризиса. В жизни Саши это
"памятное" событие тоже сыграло заметную роль, как, впрочем,
не осталось безучастным к судьбе едва ли не каждого.
В то время он, профессиональный водитель с 20-летним стажем,
решил в духе времени заняться предпринимательством и открыл
киоск мороженого. Не успел порадоваться первым успехам, как
грянул кризис. И оказался в незавидной ситуации тех многих,
кто имел неосторожность начать бизнес летом 98-го - это можно
сравнить с тем, как носить чемодан без ручки - бросить жалко,
нести тяжело. Но тем не менее наперекор всему позже удалось
открыть еще два киоска, куда начали завозить Coca-Cola. И это
послужило причиной, по которой Саша свернул свое ставшее наконец-то
прибыльным дело и вернулся к своему любимому ремеслу. Конечно,
он не смог оставаться равнодушным к подъезжавшему к его киоскам
красно-белому гиганту.
Подъезжаем к первой точке. Хозяев-клиентов еще нет. Саша не
стал долго сокрушаться - к таким накладкам уже привык. Хорошо,
есть знакомый грузчик, которому можно доверять. Вытащив из специального
отсека фирменную тележку, способную за раз везти по 120 килограммов
груза и легко перемещаться по лестницам (а в некоторых точках
приходится подымать товар на второй-третий этаж), они вместе
быстро разгрузили партию. Хозяев все нет - ну ладно, подъедем
после обеда, все равно пустую тару надо забирать. Рядом за поворотом
вторая точка - поворачиваем под "кирпич" - кокаколавозы имеют
на это разрешение, но если гаишник "голодный и злой", то все
равно может оштрафовать, как, например, было днем раньше, когда
надо было подъехать к точке на Урицкого. Это тоже из тех издержек
производства, которые Саша принимает как неизбежную действительность.
На второй точке пришлось прождать грузчика минут десять - хозяин
магазина просто, оказывается, забыл о приехавшей машине - Саша
же клиентов, у которых есть грузчики, "не балует", тем более,
что они бывают не у многих. Конечно, когда времени в обрез,
а клиент явно не торопится, приходится суетиться самому.
Работа водителя Coca-Cola требует почти шахматного склада ума
и тщательного планирования маршрута, если тот, конечно, не хочет
возвращаться каждый раз в десять часов вечера. Казалось бы,
чего проще - составь рационально маршрут и только успевай сбрасывать
по ходу товар клиентам. Но это в идеале - может, так и работают
водители в цивилизованных странах. В нашей же реальности приходится
подстраиваться под ситуацию, репутацию клиента и кучу других
факторов. Порой приходится проезжать за день по одной и той
же улице раз пять, а то и больше.
В первую очередь, надо обслужить сразу с утра клиентов на оптовых
рынках или других местах, где днем скапливается много машин,
иначе можно здесь надолго застрять. Потом надо учитывать, кто
из клиентов может сразу расплатиться за товар, а кто во второй
половине дня, когда наторгует; подгадывать под время открытия-закрытия,
обедов, под тех, кто сдает пустую тару; иметь в виду плотность
движения в разное время дня и условия подъезда к объекту в зависимости
от погодных условий. Так что бывает, что клиенты находятся в
нескольких метрах друг от друга, а заезжать к ним приходится
в разное время. Немаловажны и личные контакты с клиентом - бывает,
что тех очень раздражает, когда вместо привычного водителя приезжает
новый - а это, как уже было сказано, случается нередко - и может
так статься, что не сложится что-то в отношениях и новичок везет
назад "отказ", за что его, конечно, не поблагодарят, хотя старый
водитель наверняка смог бы все уладить. Психология, понимаешь...
От частой смены водителей страдают и машины. Обычные проблемы
- сцепление, рессоры, резина. В общем, то, что легче всего повредить
от неосторожного обращения, свойственного "временщикам". Сама
же машина очень легка для своих габаритов в управлении, несмотря
на то, что ее конструкции больше двадцати лет (почти ровесник
КАМАЗа), и на "адаптацию" даже не очень опытного водителя уходит
не больше недели. Самое сложное - это маневрирование в стесненном
пространстве (основной "среде обитания") и особенно при движении
назад. Для того, чтобы не "задавить" подкравшуюся сзади машину,
Саша, например, никогда не ставит свой грузовик в линию с другими,
а несколько под углом, чтобы всегда контролировать по зеркалам
происходящее сзади. А то как бывает - разгрузишься, посмотрел
- сзади никого, садишься за руль, а в это время кто-нибудь уже
подъехал, сдаешь назад и хорошо, если тот успеет подать сигнал.
Вообще-то машины на такой и некоторые другие специфические случаи
застрахованы компанией.
Но насколько машина хороша в управлении на сухой дороге, настолько
она становится неуклюжей на мокрой, а особенно на свежевыпавшем
снеге. В таких условиях стоит посоветовать другим водителям
держаться подальше от Volvo. При торможении ее может снести
в сторону, а если застрянет на подъеме (и блокировка дифференциала
при этом не поможет), то при скатывании назад может стать неуправляемой.
В общем, это беда всех грузовиков, но Саша, когда столкнулся
с подобным в самом начале своей работы, был неприятно удивлен
и, несмотря на опыт, ему приходилось сложно в подобных ситуациях.
Еще что он отметил по эксплуатации в холодное время (а он застал
еще мартовские морозы) - то, что кабина не прогревается, так
как двигатель в городских режимах (завел -заглушил) не набирает
рабочей температуры. Выручают теплые фирменные пуховики. Кстати,
надо отдать должное, стартеры при всем этом очень живучие и
зимой стоящие на улице машины утром заводятся запросто. От крепких
морозов страдает и продукция. Хотя фургон и обогревается с помощью
работающей на солярке печки, при частых открываниях створок
напитки может "прихватить". В первую зиму, кроме того, были
у термостатов, следящих за температурой в фургоне, проблемы
с включением, но наши водители упростили схему, подключив смекалку,
сделав "напрямую", и теперь "заморочек" нет.
Но, конечно, это делалось на свой страх и риск - водителям
категорически запрещено вообще "лазить" в машину. Для этого
три-четыре раза в год приезжает бригада механиков из Красноярска
(где расположен грузовой сервис Volvo), которая проводит техническое
обслуживание. Едут они на КАМАЗе с полуприцепом, загруженным
продукцией Coca-Cola (чтобы не гонять порожняка). Проводят все
регламентные работы, в том числе смену фирменного масла (на
бочках так и написано "Volvo") и текущий ремонт, а если возникает
какая-то "нештатная ситуация", то из Красноярска самолетом прилетает
главный механик. Нашим водителям разрешено только водить машину,
заливать топливо, проверять уровень и доливать масло и тосол
(для чего кабину поднимать не надо - все выведено за ней наружу),
перебортировать покрышки, ну и по мелочи - ручку двери отремонтировать,
зеркало... В общем, как в анекдоте про чукчу-космонавта - "накорми
собак и ничего не трогай". Да, и еще мыть машины можно, точнее,
нужно, что требуется для сохранения "лица фирмы". Кстати, это
серьезная проблема, учитывая размеры машины и напряженность
графика. Достигнута по этому вопросу договоренность с автобусным
парком, но только на ручную мойку. Конечно, не всегда удается
пользоваться ее услугами, ведь, приехав в гараж, машину "не
бросают" - надо подготовить ее к погрузке, "сдаться". То есть
еще полчаса-час времени отдается в жертву фирме.
Иной раз, чтобы компенсировать недостаток семейного общения,
Саша, как и некоторые другие водители, берут с собой на линию
своих жен, чтобы под аккомпанемент 220-сильного турбодизеля
наконец-то спокойно поболтать о том-о сем. Саша уже стал час-
тью компании, и единственное, о чем он переживает, это как быстро
убивает время такая работа. Некогда жить. Чтобы кто-то мог,
следуя одному из рекламных призывов, наслаждаться, не спеша
потягивая Кока Колу, кому-то приходится для этого гореть на
работе.
Андрей ПОМАЗКИН. Фото автора.