РОМАНТИК
ВОКРУГ МИРА НА МОТОЦИКЛЕ BMW
Все
мы мечтаем о кругосветных путешествиях, но мало кто
может хотя бы раз в жизни плюнуть на все, продать машину,
квартиру, добавить к сумме все сбережения за восемь
лет работы, да и махнуть в длительную кругосветку на
восьмисоткубовом десятилетнем мотоцикле BMW. Но именно
так поступил голландец Питер Тойвиссен четыре года назад.
За это время он успел объехать весь белый свет в самом
прямом смысле этого слова и оказался в гостях у ангарских
байкеров. Позади остались жаркие саванны Африки, джунгли
Южной Америки, комфортные автобаны Северной, раскаленный
воздух Австралии и тишина удивительных садов Японии.
Теперь Питер из Владивостока едет в родную Европу.
- Питер, как все начиналось?
- Все началось очень давно. Когда мне было двадцать пять лет,
я купил себе мотороллер Lambretta, его неоднократно пришлось
ремонтировать, разбирать, собирать. Я делал это сам, и постепенно
мне понравилось возиться в гараже. После Lambretta у меня был
мотоцикл Yamaha, теперь вот BMW. Может быть, потому что я так
поздно стал ездить на мотоцикле, я езжу очень осторожно, в отличие
от молодых мотоциклистов. Путешествовать я начал постепенно,
сперва по Европе. Ездил несколько раз в Испанию, в Англию. Потом
с друзьями ездили на Восток, проехали по Ирану, Пакистану, Турции...
Так шаг за шагом я и подошел к самому большому путешествию в
своей жизни.
- Четыре года - это очень большой срок для путешествия.
Ты проезжал по разным странам. Где-то идут боевые действия,
где-то орудуют повстанцы. Случались с тобой какие-нибудь криминальные
истории?
- Нет. К счастью, нет. Единственная неприятность, которая была
со мной за это время - когда я на одном из паромов оставил мотоцикл
на палубе, а сам пошел спать в каюту. Утром недосчитался некоторых
вещей. Больше я не оставлял мотоцикл без присмотра. Да, и еще
в Восточной Африке иногда во время остановок из палатки пропадали
мелкие вещи. Но я считаю, что это все небольшая плата за кругосветку.
Другое дело, что в Африке у меня возникли проблемы со здоровьем
- малярия. Пришлось два раза лежать в больнице.
- У тебя была страховка?
- Да, конечно. Когда я очутился в больнице второй раз и связался
со страховой компанией, они спросили меня, в хорошей ли больнице
я лежу, предложили транспортировать меня в другую страну, где
медобслуживание находилось, по понятиям голландских медиков,
на должном уровне.
- Сколько ты платишь компании?
- Пятьдесят долларов в месяц. Это не самая дорогая страховка,
но мне пока достаточно и этой.
- Попадал в аварии?
- Да, однажды, но это была мелкая авария. Самые острые ощущения
я испытал, когда на крутом спуске с горы у меня лопнула шина
на переднем колесе.
За день я обычно прохожу до трехсот километров. Пробег часто
зависит и от страны, и от дороги. Например, в России я за один
день проезжал до шестисот километров. Обычно не тороплюсь, средняя
скорость составляет около ста км/час. На хороших отрезках дороги
разгоняюсь до ста пятидесяти, ста шестидесяти километров в час.
- Поломки были?
- Да, были, один раз у меня полетел стартер, второй раз возникли
проблемы с коробкой передач. Обычно я ремонтирую свой мотоцикл
сам. С запчастями проблем нет: я являюсь членом голландского
клуба автомобилистов, одна из услуг этого клуба - поставка нужных
запчастей в любую точку мира. Причем я плачу лишь стоимость
запчастей, расходы по доставке клуб берет на себя. Вступительный
взнос в этот клуб составляет 30 долларов, годовые взносы сейчас
платит моя сестра, поэтому мне трудно назвать точную цифру,
но я думаю, что это долларов 20-25, не больше. Для того, чтобы
члену клуба поставляли запчасти, в клубе существует специальная
страховка, стоимостью в десять долларов. Между прочим, такой
автоклуб существует только в Голландии, другие клубы не занимаются
доставкой запчастей.
- На каком масле ездишь?
- Texaco. SAE 15W40. Лишь в Австралии мне пришлось сменить
его на SAE 20W50 - было слишком жарко. Расход бензина составляет
около шести литров на сто километров. Масла - 0,03 литра.
- Путешественники, которые бывали в Южной Америке, рассказывали,
что испытывали там трудности с языком - местное население зачастую
просто отказывается говорить на английском. Как ты выходил из
этой ситуации?
- Очень просто - кроме английского я знаю еще немецкий и испанский.
Проблем не было. У нас в школе учат сразу четыре языка - французский,
немецкий, английский и испанский. Я учил французский всего два
года, поэтому у меня возникали трудности с языком в восточной
Африке - там много бывших французских колоний и местное население
говорит по-французски. Вообще с языком проблем не было нигде,
другое дело, что мне иногда даже не хотелось общаться с местным
населением. Например, не возникло такого желания в Японии -
слишком разный менталитет, слишком разная культура. Хотя там
очень много мотоциклистов, на меня обращали внимание, потому
что я выглядел совсем по-другому. Впервые мне стало не хватать
языка здесь, в России. Здесь люди слишком похожи на голландцев,
так же одеваются, едят то же самое, слушают такую же музыку,
но по-английски никто не говорит. Я обязательно выучу русский
язык, но попозже. Сейчас я уже очень устал, хочется домой. Особенностью
России является и то, что здесь очень мало мотоциклистов, в
некоторых странах, например, люди ездят на мотоциклах и в магазин,
и в школу, и на работу. Это неотъемлемая часть культуры. Может,
виной этому зима, не знаю.
- А что, в Голландии ездят на мотоциклах круглый год?
- Зима в Голландии очень теплая. Мотоциклисты перестают ездить
лишь тогда, когда автобаны покрываются льдом. Ездить становится
опасно.
- Были проблемы с таможенниками?
- Да. Самым трудным оказалось получить визу в Россию. Во-первых,
мне пришлось заплатить двести пятьдесят долларов за русскую
визу, во-вторых, визу пришлось ждать четыре недели. Даже в Африке
самая дорогая виза стоит 40-50 долларов, а в большинстве стран
вообще ничего не платят. Виза в Голландию стоит всего пятьдесят
долларов. Пересечение границы любого государства - всегда небольшая
проблема. Дольше всего это происходило в Африке. Чиновники с
одной стороны границы, чиновники с другой стороны границы, иногда
въезд в какое-нибудь государство занимал весь день. Гораздо
легче с этим в Америке.
В России, помимо прочего, есть еще и постоянная проблема с
полицией из-за правил регистрации иностранцев. Приезжаешь в
отель. Утром стук в дверь, открываешь - полиция. Почему не зарегистрировались?
Где ваша виза? И такое происходит постоянно. Причем чаще всего
блюстители порядка просто вымогают взятку, такое, например,
происходило в Кяхте, в Улан-Удэ. "Ты ошибся, ты плати" - говорили
они. Эта устаревшая система до сих пор продолжает действовать.
- А проблемы с дорожной полицией у тебя были?
- Нет. Я уже говорил, что я очень осторожный водитель. Однако
зарекаться не буду, впереди - крупные российские города, много
дорожных постов.
- Груженый мотоцикл постоянно вызывает интерес окружающих.
Не надоедает?
- Да в общем-то нет. Во многих странах вообще никто не обращает
внимания на мотоциклистов, своих хватает.
- Обычно путешественники предпочитают закрытые шлемы, "интегралы".
У тебя открытый, "чопперовский" шлем. Почему?
- Я очень люблю, когда в лицо дует холодный ветер. Приятно
чувствовать его прикосновение. Мне нравится, когда идет дождь,
ехать в дождь - это для меня большой кайф. Можно сказать, я
любитель экстрима. Меня не пугает холод или туман.
По пути в Москву Питер собирается еще заехать на Алтай, полюбоваться
на гору Белуху, а в Москве планирует быть к 15-му октября. За
три дня неугомонный Питер Тойвиссен побывал в Листвянке, объехал
пол-Иркутска (город ему не понравился - слишком старый), посетил
ангарский музей часов, где больше всего удивился часам фирмы
"Беккер" (я знаю эту фирму!) и часам прадедушки Павла Буре ("realy?")
и, поменявшись мотоциклами с Алексеем Соловьевым, покатался
по городу. "Урал-Соло" произвел на голландца неизгладимое впечатление,
он потом весь вечер сидел за ноутбуком и его записывал.
- Очень странный мотоцикл, - так кратко он выразил нам свои
ощущения.
Всю ночь перед отъездом Питера шел ливень, а наутро погода
словно смилостивилась, снова засияло солнышко. Мы смотрели вслед
Питеру и завидовали белой завистью. Ведь самое главное в любом
путешествии - это всегда дорога домой. Домой, где тебя любят
и ждут родные и близкие. Домой, где можно говорить на родном
языке и не бояться, что тебя не поймут.
Майкл СТЕПЛЕР.