КАК LAND CRUISER, ТОЛЬКО ПОДЕШЕВЛЕ
На иностранных легковых автомобилях я езжу с 1993 года,
всем они хорошы, вот только дорожный просвет маловат: на
тротуар с размаху не заскочишь, по грунтовке на скорости
не "прохватишь". Но купить джип я долго не решался. И вот
в один прекрасный день, пробив на своей Toyota Crown картер
двигателя, я наконец взялся за поиски внедорожника.
Задача стояла непростая. Отъездив четыре года (шел тогда 1997
год) на мощных и динамичных машинах, таких, как Toyota Supra,
Nissan Silvia, на уже упомянутом Toyota Crown и других, хотелось
найти джип, который бы не уступал им в скорости, управляемости
и в то же время не боялся наших дорог. То есть мне нужен был автомобиль
с бензиновым двигателем, механической коробкой передач (надоели
"автоматические" запаздывания при нажатии на педаль дросселя)
и, желательно, левым рулем, потому как к правому я так до конца
и не привык. Поиски грозили затянуться надолго, тем более, что
"европейцы" и "американцы" меня не устраивали, до семейства Cruiser
не дотягивал по деньгам, а к корейским автомобилям до сих пор
отношусь настороженно. И тут через знакомого узнал о продаже "леворукого"
бензинового Toyota 4Runner. Встретился с хозяином, посмотрел машину.
Как говорится в рекламе жевачки Stimorol: "Вот то, что мне нужно!"
- это про меня. Красный пятидверный автомобиль 1995 года выпуска,
проехавший 53 тыс. км, был в отличном состоянии. А уж начинка
чего стоила... Судите сами: 3.4 литровая V-образная "шестерка"
с четырьмя распредвалами, механическая пятиступенчатая КПП, полный
привод с демультипликатором - так назывемая комплектация SR5.
В салоне меня встретила практически "легковая" передняя панель
с хорошо читаемыми аналоговыми приборами. Все рычажки и кнопочки
под рукой. Руль удобен как по диаметру, так и по сечению. Регулировки
сидений, зеркал и стеклоподъемников, естественно, на электроприводах.
К тому же опускается стекло задней двери. Задний дворник при этом
блокируется и заставить его работать, когда опущено стекло, нельзя,
как и опустить стекло при работающем дворнике.
Завели двигатель - для этого надо перед поворотом ключа в замке
зажигания продавить до упора педаль сцепления или нажать на специальную
кнопку, прямо как в гоночных автомобилях. Какой после этих процедур
раздался звук! Я такой голосок слышал только y Toyota Supra, a
тут обычный джип. Сразу понял, что под капотом скрывается дьявольская
силища.
Прокатились вместе с хозяином, и я окончательно решил для себя:
машину буду брать. Особо не торгуясь, я приобрел Toyota 4Runner
за $21000 (дело было до кризиса).
Не откладывая в долгий ящик, после покупки поменял масло в двигателе
и трансмиссии. В двигатель залил синтетику Castrol GTX5 10W40,
а мосты, раздатка и КПП получили Castrol SMX 80W90. Также поменял
пыльники рулевых наконечников и ШРУСов. Промыл тормозную систему
и систему сцепления. Заправил их синтетической жидкостью РОСДОТ-4.
И все... Runner больше не потребовал никаких вмешательств.
После всех этих процедур (благо, было лето) я рванул с семьей
на Малое море. Хорошая асфальтированная дорога до Баяндая располагала
к обгонам и я, конечно же, пользовался этим ее достоинством. Вот
где выявилось преимущество левого руля и механической КПП. Не
надо было просить переднего пассажира, становившегося на время
поездки штурманом, посмотреть, есть ли встречные машины? Просто
включаешь передачу пониже, отпускаешь сцепление (кстати, его работа
отменная) и вперед! Груженый Runner очень легко ускорялся, оставляя
позади себя не самые слабые иномарки. Главное, завершив обгон,
вовремя оттормозиться. Хотя с этим проблем не возникало. Снабженная
АБС тормозная система вполне удобна, а замедление достаточно интенсивное.
Шоссе закончилось, и после Баяндая начался плохо уложенный асфальт
вперемежку с гравийкой. Тут-то и вылез основной недостаток моего
джипа. На небольших, в общем-то, ямах Runner подбрасывало так,
что я переживал за состояние подвески. А движение по гравийке
вообще превратилось в сущий ад. Но несгибаемость подвески проявляет
себя с лучшей стороны на трассе. Машина практически не кренится
и закладывать виражи можно даже на высокой скорости. Только если
дорога ровная, так как даже на совершенно безобидных неровностях
автомобиль "переставляет" в повороте - машина "козлит".
По этому поводу хочу рассказать поучительный случай, произошедший
со мной на следующее после покупки Runner лето. Я тогда поменял
дорожные покрышки Bridgestone Dueler H/T "скромной" размерности
235/70 R15 на "зубастые" шины Yokohama Super Digger 265/70 R15
- захотелось вкусить внедорожной романтики. И вкусил в полной
мере. Как-то с другом затеяли "покатушки" по целине. Его Pajero
шел впереди, я за ним. Мокрые комья грязи лихо летели из-под широченных
колес, заляпывая, несмотря на расширенные арки, боковины кузова.
Мощные джипы легко вспарывали перепаханное поле, пока под колеса
не попалась глубокая рытвина. Mitsubishi без труда перемахнул
через нее, а вот мой Runner - запнулся. Передняя торсионная подвеска
в общем-то неплохо погасила удар, хотя тряхнуло при этом сильно,
но зад подбросило так, что сидевшие сзади пассажиры чуть не пробили
головами крышу. Хорошо, это были здоровые мужики. Когда я остановил
машину, они держались за головы, вспоминая моих родственников
до седьмого колена.
Я вылез, подсчитывая в уме затраты на ремонт стоек, но, к моему
удивлению, амортизаторы выжили, только вокруг их упорных чашек
на краске образовались кольцевые трещинки. С тех пор езжу аккуратнее.
После установки новых внедорожных покрышек я заметил, что плавность
хода стала еще хуже. Это связано с увеличением неподрессоренных
масс (вес Yokohama больше, чем Bridgestone Dueler) и, конечно
же, с агрессивным рисунком протектора. Зато как цельно выглядит
Runner на таких мощных колесах. В будущем я хочу подобрать "резину"
той же размерности, но предназначенную для асфальта.
Тяжелое бездорожье моя Toyota еще не видела, но по буеракам я
на ней полазил вволю. В целом, она не уступает таким законодателям
жанра как Land Cruiser или Patrol - внедорожная начинка-то серьезная:
передний мост подключается кнопкой на скорости до 100 км/ч, имеется
понижающий ряд и самоблокирующийся дифференциал заднего моста.
Дополняет картину тяговитая и эластичная бензиновая "шестерка"
с огромным крутящим моментом. Помехой в передвижении по пересеченной
местности является лишь большой задний свес, который здорово уменьшает
угол съезда. К тому же снизу под днищем закреплено запасное колесо.
Оно также ограничивает параметры геометрической проходимости.
Все собираюсь перенести запаску на заднюю дверь, да руки никак
не доходят.
В городе машина ведет себя уверенно благодаря опять же эластичному
двигателю. Хочешь крути его до звона и перестраивайся из ряда
в ряд, обгоняя соседей по потоку, а хочешь, включай первую передачу
и сразу пятую. Мотор это стерпит. Кстати, такой алгоритм переключения
передач экономит немало топлива, что для Runner является далеко
не последним фактором. Ведь аппетит у него ого-го какой! В зависимости
от стиля вождения джип потребляет 12-20 л/100 км 93-го бензина.
Это при том, что у меня стоит "механика", а с автоматической КПП
Runner ел бы горючего еще больше, и я даже не берусь сказать,
сколько.
Однажды у меня, впрочем, была ситуация, когда я пожалел о выборе
механической коробки. Как-то раз попал в пробку длиною километра
три. Впервые тогда захотелось, чтобы у меня стоял "автомат". Машины
передвигались с черепашьей скоростью, останавливаясь через каждые
десять метров. Но вот пробка осталась позади, газ в пол, и я по
встречной полосе ухожу вперед. Все-таки "механика" - это вещь,
тем более если у нее такие маленькие ходы и четкость переключения,
как у моего Runner.
Зимой я почти всегда езжу на полном приводе и еще ни разу не
"улетал" с дороги. Все реакции автомобиля на действия рулем легко
прогнозируемы. К тому же здорово выручает АБС: тяжелый джип под
негромкое стрекотание антиблокировочной системы замедляется вполне
эффективно. В салоне даже в сильные морозы очень тепло, да и прогревается
он, несмотря на большой объем, быстро.
В общем, автомобиль мне очень нравится. Несмотря на некоторые
минусы (низкая плавность хода, большой расход топлива) у Runner
есть ряд достоинств, которые, по-моему, перевешивают недостатки.
Тем более, в машине, несмотря на пробег 90 тыс. км, не было серьезных
поломок. Один раз отказывал привод передних дворников, менялись
уплотнительные манжеты в главном и рабочем цилиндрах сцепления,
передние тормозные колодки, покрыл днище и колесные ниши антикором.
Ну и, конечно же, все масла меняются по сезону, но это все мелочи.
Джип радует меня, как в первый день, когда я сел за его руль.
Считаю, что купив Runner, я сделал правильный выбор.
С уважением, постоянный читатель "А+С", вод. уд.
38АН N 00595I.
Мы по-прежнему ждем от читателей подробных писем с
рассказами о ваших автомобилях. Опубликованные письма (фото
весьма желательны) будут оценены гонораром. Присылайте по
адресу редакции или электронной почте E-mail: postmaster@automarket.irkutsk.ru