АССОРТИМЕНТ
ЕЖИК РЕЗИНОВЫЙ
О ШИПАХ БЕЗ ПРИСТРАСТИЙ
Извечные споры - на какой резине ездить: всесезонной,
зимней нешипованной или шипованной, периодически обостряются
с наступлением первого гололеда. В этот раз он дебютировал
необычно рано - в начале октября, к чему оказались не
готовы не только дорожники и продавцы шин, но даже мы
- автомобильные журналисты. Вся "зимняя" тематика у
нас была запланирована, с учетом многолетней практики,
на вторую половину месяца. Так что когда "А+С" отправился
по магазинам и шиномонтажным мастерским, чтобы разобраться
в конъюнктуре сегодняшнего "шипованного" рынка, там
уже царил ажиотаж.
ШИПЫ: ЗА И ПРОТИВ
Прежде чем посмотреть на сегодняшний ассортимент всего, что
связано с шипованием автомобильной резины, попробуем разобраться
с аргументами сторон, спорящих о том, какую резину выбрать.
Но сначала исключим из спора всесезонные покрышки - зимой на
покрытии любого качества они будут давать неизменно худший результат
по сравнению со специализированной резиной. Подробнее на эту
тему можно прочитать на стр. 26, мы же резюмируем, что всесезонная
шина пригодна лишь для выезжающих зимой эпизодически, либо крайне
стесненных в средствах (хотя такая экономия может обернуться
куда большими расходами).
Сторонники применения шипов утверждают, что в Скандинавии,
где климатические условия схожи с сибирскими, они получили широкое
распространение. Только шипы эффективны на обледенелой дороге,
когда толщина льда не менее 3-5 миллиметров, и там, где двигаться
приходится по снежному накату. Согласно испытаниям, проведенным
нашими коллегами из московского журнала "За рулем", при 10 градусах
мороза на льду при торможении ВАЗ-21083 со скорости 40 км/час
на шипованной резине И-508 машина останавливается 28 метров,
а без шипов уже 48 метров! Двадцать метров, которые могут спасти
не только машину - жизнь! А вот на твердом и мягком снегу при
тех же условиях выигрыш шипованных покрышек составляет всего
80 см (соответственно показатели 18,3/19,1 и 14,2/15,0 м).
На асфальте шипованные покрышки скорее вредны, чем полезны
- согласно тем же "зарулевским" замерам, их эффективность на
таких покрытиях снижается примерно на 5 процентов по сравнению
с неошипованными. Механизм действия понятен - выступающие шипы
снижают зону контакта с дорогой, к тому же голый металл куда
сильнее скользит по обледенелому асфальту, чем специально подобранный
состав резины. А так как в Иркутске дороги не бывают покрыты
сплошным льдом или снежным накатом (за исключением накатов на
перекрестках и перед выездами на кольцо), постоянная эксплуатация
шипованных шин в пределах города малоэффективна. Пригородные
шоссе также в последнее время очищаются от снега, а опасные
участки посыпаются щебнем.
Другое дело, что применение шипов будет оправдано на проселочных
дорогах, но часто ли по ним приходится горожанам ездить?
Другой аспект этой проблемы - экологический (именно по этому
параметру применение шипов запрещено почти во всем мире). Дело
в том, что шипы выбивают из асфальта мелкую канцерогенную крошку,
которая неминуемо попадает в легкие, к тому же шипованные шины
раза в два выше по уровню издаваемых шумов (проведенные замеры
выявили повышение уровня шумов на пять децибел). Общеизвестно,
что шипы способствуют разрушению дорожного полотна. Одной из
последних, лет десять назад, запретила использование шипов Япония
(поэтому японских шипованных шин у нас мало, да к тому же они
очень старые, буквально со свалок, где пролежали много лет).
Самый сложный температурный режим для шипованных шин (да и
просто зимних) от -4°С до 0°С. В таком режиме шипованные шины
перестают "цепляться" за снежно-ледяную кашу, а у просто зимних
мягкая масса заполняет протектор, от чего снижаются его сцепные
свойства. Потому у многих японских автомобилей в этом температурном
промежутке в салоне начинает работать специальный звуковой зуммер.
КОНСТРУКЦИЯ
Известно, что шипы противоскольжения появились намного раньше
пневматических шин, да и самого автомобиля - их применяли в
Европе еще двести лет назад на деревянных колесах конных повозок:
в кожу, опоясывающую обод, вбивали кузнечные гвозди. На автомобиле
шипы появились в тридцатых годах и, конечно же, сначала на гоночных
и только в пятидесятых - на массовых моделях. С тех времен шипы
претерпели множество изменений, менялась форма, конструкция,
материалы и сейчас их устройство оптимизировалось. Тем не менее
работа над конструкцией шипа ведется постоянно - уменьшаются
его размеры, вес и проводятся манипуляции с формой. Основное
внимание уделяется материалу корпуса, где стали применять высокопрочные
пластмассы (которые, впрочем, плохо переносят российские дороги).
Конструкция современного шипа в большинстве своем состоит из
двух элементов - корпуса и твердосплавной вставки, которая либо
запрессовывается, либо припаивается твердыми припоями (на основе
меди или латуни). Встречаются шипы монолитные и состоящие из
трех компонентов. Первые, если они изготовлены из твердого сплава,
очень дороги, если же цена у них невысока, это скорее всего
подделка, которая долго служить не будет. Вторые в конструкции
имеют кроме металла и твердого сплава еще и пластмассу, для
того, чтобы не уменьшая размеры, снизить вес шипа. Этот вариант
сложнее и, естественно, дороже, поэтому вряд ли мы увидим его
в ближайшее время в массовом производстве.
Корпус традиционного шипа изготавливается из стали или твердого
дюраля (алюминиевого сплава) и его всегда стремятся сделать
как можно меньше. Чем меньше вес шипа, тем слабее его разрушающее
действие как на дорогу, так и на шину (разрушающая сила пропорциональна
массе шипа и квадрату его скорости, то есть при увеличении скорости
и веса шипа в два раза его усилие воздействия на шину и дорогу
возрастает в четыре). Твердосплавная вставка всегда цилиндрическая,
диаметром три-четыре миллиметра. Корпус может иметь различную
форму. Самая распространенная - с одним фланцем, что-то вроде
гвоздя (в просторечии его и называют "гвоздиком"), только значительно
короче - это самая дешевая конструкция. Есть двух- и трехфланцевые,
среди которых встречаются и различные модификации. Корпус однофланцевого
шипа изготавливается штамповкой, поэтому он самый дешевый. Многофланцевые
требуют уже обработки резанием на токарном станке, а значит,
цена возрастает на 30-50 процентов.
Положительное качество однофланцевого шипа - дешевизна,
но минусы очевидны: низкое усилие давления на дорогу, интенсивный
износ резины на его боковой поверхности из-за малой площади
контакта и возможность попадания частиц песка и соли в зазор
между шипом и резиной. У двух- и трехфланцевых шипов больше
площадь контакта с резиной и соответственно больше усилие давления
на дорогу и меньше удельные боковые нагрузки и соответственно
износ резины. Кроме этого, такие шипы за счет дополнительных
поясков меньше давят основанием на корд шины и, естественно,
меньше его портят. Из-за наличия нескольких поясков образуется
лабиринт, препятствующий проникновению абразива в зазор, и соответственно
износ шипа меньше. Чем сложнее корпус шипа, тем он дороже, но
в то же время долговечнее и эффективнее.
Конечно, многое при выборе шипа значит его цена, но надо помнить,
если однофланцевые шипы хорошо работают на умеренных скоростях
и эффективны для городских режимах, то многофланцевые предпочтительны
на шоссе и при агрессивной манере езды.
Для шипа, перед его установкой в шину, в резине сверлится отверстие
определенного диаметра и глубины, а в особых случаях (в последнее
время применяется все чаще), под фланец в резине делается специальная
выборка, увеличивающая площадь контакта металла с резиной.
ПРОДАЖА
Наряду с отечественными шипами, в России распространены финские
- Turvanasta, Scason и Tikka-Nastat. В Иркутске финские в продаже
встречаются даже чаще отечественных, а в последнее время все
чаще появляются французские - производства компании Ugigrip.
Проехав с пару десятков специализированных и универсальных магазинов
Иркутска, шипы в розничной продаже мы встретили только в магазине
"Автозапчасти ВАЗ" (ул. Кожзаводская, 6), комплект отечественных
двухфланцевых стальных шипов из 240 штук стоит 420 рублей; в
магазине "Пятерка" (ул. Рабочего Штаба, 14; телефон 34-39-43)
такое же количество, но уже финских шипов Tikka оценивалось
всего в 100 рублей. Низкая цена объясняется тем, что это несколько
комплектов - остатки крупной "докризисной" партии. В павильоне
34 ТЦ "Автоград" два типа российских шипов неизвестного
производителя, с аббревиатурой БЕЛЗАН на упаковке по 280 штук,
оцениваются в 500 руб. В магазине фирмы ТЕП (улица Розы
Люксембург, 172, тел. 45-37-35) самый богатый выбор - сразу
три разновидности шипов: французские Ugigrip по 66 копеек за
штуку и финские Tikka-Nastat по 83 и 94 копейки за штуку. Само
собой разумеется, чем дороже шип, тем он сложнее и надежнее.
Именно в этом магазине закупают шипы шиномонтажные мастерские
и магазины, занимающиеся шипованием колес. Упакованы они в коробки
по несколько сот штук в каждой, хотя обслуживаются и розничные
покупатели, купить можно хоть один шип (но таких случаев продавцы
не припомнят). А вот там, где производится шипование, сами шипы,
как правило, не продаются.
Отечественные шипы чаще всего встречаются двухфланцевые, а
то и вообще сложной формы и в основе своей точеные и они, как
правило, крупнее и тяжелее иностранных. Так, в одной из упаковок
БЕЛЗАНа шипы с диаметром фланца 8 мм и общей длиной более 16
мм, имеют твердосплавную вставку диаметром 4 мм. По ресурсу
они, скорее всего, долговечнее иностранных, но их вес неизменно
будет повышать расход топлива, не лучшим образом влиять на динамику
автомобиля и нагрузку на трансмиссию.
УСТАНОВКА
Большинство специалистов предпочитают иметь дело с иностранными
шипами, скорее всего, из-за адаптированности к ним применяемого
оборудования, а следовательно, и более высокой его производительности.
Принципиально никто из шиповальщиков не против отечественных
шипов, но работать с ними избегают. Одной из причин этого может
быть отсутствие их унификации - все три отечественных образца,
встретившиеся нам, имели различные размеры и конфигурацию. Иностранные
же подогнаны под один стандартный размер - диаметр 8 мм, длина
около 11.
Специалисты считают, что оптимальное количество шипов в покрышке
должно колебаться в пределах от 8 до 12 шипов в пятне контакта
шипов с дорогой. Меньше - не будут цепляться за покрытие, больше
- на асфальте превратят шину в подобие конька. Места установки
шипов в шине в большинстве случаев определены ее конструкцией,
но иногда не соответствуют теории, а она гласит, что шипы должны
располагаться по бокам протектора по три дорожки на каждом,
то есть шесть дорожек на шину. То же количество шипов, но в
четыре дорожки, резко снижает эффективность действия шины.
Обычно в шину устанавливается от 80 до 150 шипов, что зависит
от размера шины, рисунка ее протектора, вкусов заказчика (если
производится шипование простой шины). Опять же накопленный опыт
говорит, что в 13-дюймовой легковой шине должно быть не более
90 шипов, а в 14-16-дюймовых не более 120, причем на это количество
серьезно влияет вес шипа. Около сотни двухграммовых шипов увеличивают
массу шины на 3 процента, а их расположение по наружному диаметру
существенно повышает момент инерции шины, а это ведет к увеличению
расхода топлива, сокращает срок службы трансмиссии и подвески,
вызывает потерю динамики (исключая гололед).
Долговечность шипов и эффективность их работы во многом зависят
от правильности их установки и в первую очередь соблюдения оптимальной
высоты выступания шипа из резины. Признанные специалисты в этом
вопросе финны, в частности, фирма Turvanasta рекомендует выступание
шипа из резины на 1,2 миллиметра. Если больше - шип быстро вылетит,
если меньше - будет плохо работать. Проконтролировать правильность
установки не сложно - торец корпуса шипа должен быть на одном
уровне с поверхностью резины. Допускается небольшое, до 0,5
миллиметра, заглубление, выступание исключено.
Существуют и так называемые плавающие шипы - твердосплавная
вставка может перемещаться в зависимости от покрытия - утапливаться,
упираясь в твердый асфальт, либо, высунувшись, цепляться за
лед и снег. Правда, с ростом курса доллара спрос на такие шипы
(последний раз в продаже они были по 57 рублей за штуку) упал
до нуля и в нынешнем сезоне в продаже они замечены не были.
Шина после установки шипов должна пролежать при комнатной температуре
20-30 дней (особенно если это многофланцевые шипы) для того,
чтобы резина "затекла" в углубления между плечами. В противном
случае есть риск растерять шипы сразу после установки. К тому
же после установки шипованных шин на автомобиль необходима обкатка
до 1000 километров в спокойном режиме на скорости до 70 километров
в час, естественно, без резких стартов со светофора и торможений
"в пол". У шипованной шины нельзя менять направление вращения,
при снятии с автомобиля на летнее хранение необходимо пометить
этот параметр.
При эксплуатации шипованных шин важно постоянно контролировать
их давление. Постоянные поездки на подспущенных шинах приведут
к преждевременному износу шипов или их выпаданию. К потере шипов
может привести торможение при наезде на края выбоин и другие
препятствия.
Выполнение всех этих правил и качественная установка позволяют
эксплуатировать шипованные шины без особых забот 40-45 тысяч
километров.
И еще очень важно - шипованные покрышки ставятся обязательно
на все четыре колеса. Иначе все разговоры о безопасности бессмысленны
- поведение всех четырех колес должно быть одинаковым и предсказуемым
в любой ситуации. Смертельно опасны (но тем не менее широко
распространены) случаи, когда два шипованных колеса устанавливаются
на одну - переднюю или заднюю ведущую ось автомобиля.
КУДА ОБРАЩАТЬСЯ
О том, где и какие шипованные шины покупать, вы можете прочитать
в журнале "Весь автомобильный Иркутск", который распространяется
вместе с этим номером газеты. Большинство специализированных
торговых точек, если на понравившейся клиенту модели отсутствуют
шипы, восполнят этот пробел (даже если к шиповке шина изначально
не предназначалась) - в зависимости от продавца на это уйдет
от получаса до двух суток. Быстрее всего заказ исполняют в ЧП
"Семенов", медленнее в "Ангарскшине", что связано с необходимостью
транспортировать колесо к месту шиповки и обратно. На работу
с одним колесом у мастера-шиповщика уходит примерно 10 минут,
но сейчас в пик сезона у многих из них скапливаются очереди.
Шиповальщики, как правило, работают парой - один сверлит отверстия
под шипы (готовыми в шине они бывают крайне редко), другой вгоняет
пистолетом шип в резину. Большинство шиповальщиков говорят,
что работают на финским оборудовании, хотя встречается и отечественное.
Какой-то существенной разницы в эффективности установки шипа
в зависимости от оборудования не наблюдается.
Приведенные ниже пункты шипования как продают шипованные шины,
так и шипуют любые на заказ. В основном работа ведется с отечественными
шинами, однако если клиент просит зашиповать иностранную, проблем
не будет. Шипы приобретать предварительно не обязательно, так
как они могут быть не "поняты" шиповальным пистолетом или устройством
автоматической подачи. Нам так и не удалось найти место, где
могли бы установить в шину отечественные шипы. Один продавец
говорил что-то о мастере, оказывающем такие услуги по 100 рублей
за колесо, но координаты его назвать не смог. Нехитрый расчет
позволяет сделать вывод, что шиповка двух колес (покупка шипов+услуги
по монтажу) обойдется в 700 рублей, тогда как в специализированной
точке за все возьмут 400, да еще и с гарантией.
Если в магазине выбрана модель шины, в которой нет шипов, продавцы,
как правило быстро организуют установку. Многие из магазинов
имеют договоренности с шиповальщиками, поэтому клиенту остается
только зайти за уже шипованной покрышкой попозже. Шиповать шину
на заказ или купить готовую принципиальной разницы нет ни по
цене, ни по качеству, если не считать, что первая процедура
растянута по времени. Производители иностранных шин часто декларируют
шиповку на конвейере, но в каждом конкретном случае проверить
это сложно. Можно предположить, что так как подобная работа
в западных концернах стоит дорого, то оптовые поставщики предпочитают
брать нешипованные партии, и вставлять шипы уже в России.
Стоимость одной модели шипованной шины от нешипованной в различных
торговых точках отличается от 80 до 200 рублей, это зависит
от модели шины, ее размера и продавца. Стоимость шипа с установкой
от рубля до 1,50 руб., распространены в
А ВЫ ШИПУЕТЕ ШИНЫ?
Александр ШУМОВ, автомобиль Subaru Impreza с турбонаддувом:
- Идеология автомобиля предполагает надежное сцепление колес
с покрытием, к тому же я проповедую агрессивный стиль, поэтому
ставлю известные шипованные покрышки Gislaved NordFrost II,
которые на рынок поступают шипованными.
Дмитрий НОВИКОВ, автомобиль ВАЗ-2109, водительский стаж
25 лет:
- Первый раз решил попробовать, что такое шиповка, лет десять
назад - купил "Снежинку", комплект шипов и сам зашиповал (немногочисленные
тогда специалисты держали высокие цены, да и очередь к ним была
на недели). Сам сделал приспособление и за два вечера вставил
шипы в два колеса, в каждое по 116 шипов. И началось... Мой
ВАЗ-21063 заметно прибавил в аппетите, зато убавил в динамике,
да так, что я стал выпадать из потока. Но главное - положительного
действия шипов я не заметил, разве что чуть увереннее стал чувствовть
себя на небольших участках голого льда, да при поездках на дачу
по укатанному снегу, а так только прибавилось шума да жесткости
колес. За одну зиму я разочаровался в шипах. Позже купил "девятку",
а шипованные шины вместе с дисками сдал в шиномонтаж, вскоре
их продали. Теперь всегда покупаю простые универсальные М+S,
бывшие в употреблении в Японии, и причем одну модель - Bridgestone
Blizzak, считаю их оптимальными в наших условиях.
Алексей УРСОВ, владелец сети магазинов запчастей:
- Автомобилей у меня перебывало много, все отечественные, японцы,
в том числе и Land Cruiser, пробовал и шипованную резину. Из
всего этого многообразия сделал вывод - главный залог зимней
безопасности аккуратная езда, но и шипованная резина и полноприводная
трансмиссия не помешает.
Иван СЕДЫХ, автомобиль ВАЗ-2109:
- На своей "девятке" уже четыре зимы проездил на шипованном
Bridgestone (Blizzak), в докризисные времена мог позволить себе
такую роскошь, как четыре шипованных шины. За пройденные десятки
тысяч километров убедился, что максимальный эффект они дают
на льду, например, при торможении на перекрестках они могут
выручить. А вообще считаю, что если менять шины, так все сразу
и ставить только одинаковые, а шипы - это на любителя.
Ефим НЕЗВАННЫЙ, автомобиль Mitsubishi Diamante, журналист:
- Принципиально - лучше сэкономить на машине, но только не
на сигнализации или резине. И то и другое ведет к быстрой потере
автомобиля. Сразу после покупки машины, дело было весной, поменял
все колеса - на лето поставил именитую "шоссейку" - Michelin
MX-V. Резина "моего" размера - 225/60 R16 встречается не так
уж часто, поэтому купил первую встречную, хотя для этого пришлось
объехать с десяток магазинов. Дело было до кризиса, и покупка
не обременила - что-то около 4200 рублей. Резина откровенно
не понравилась - жесткая, шумная. К осени цены на импортные
покрышки взлетели неимоверно, но к хорошему привыкаешь быстро,
да к тому же подозреваю, что "мой размер" отечественные заводы
тогда не выпускали, поэтому ценником решил пренебречь. Чтобы
не промахнуться в выборе, решил поизучать тесты в популярной
автопрессе. И "За рулем", и "Авто-Ревю" в том сезоне в результате
своих тестов первенство отдали Bridgestone MZ-01. Ее и решил
купить. И удивительно - нашел в первом же магазине - только
что открывшемся центре "Шины-диски" в Приморском. Еще больше
покупке удивился продавец - он честно признался, что покрышки
были выставлены больше для престижа (московские дилеры дают
эксклюзивные размеры в нагрузку к массовым), чем в надежде,
что будут быстро куплены, ведь цена комплекта была что-то около
25 тысяч рублей (тогда - больше $1000). Зато с тех пор беды
не знаю - сцепление на зимнем покрытии сопоставимо с сухим асфальтом,
шумы минимальны и машина становится значительно мягче. За две
зимы рисунок протектора не изменился - как будто только что
из магазина. А о шипованных шинах даже никогда не задумывался
- несовременно это как-то.
Владимир ДОНСКИХ, работник фирмы по приготовлению автоэмалей:
- За рулем я уже второй десяток лет. Когда-то ездил на "шестерке"
и от тестя достались две "снежинки", шипованные где-то в Ново-Ленино,
около "Автотехобслуживания", похоже, там уже никто не работает.
Иногда шипы помогали, но, по-моему, это не панацея от всех бед.
Сейчас езжу на втором уже Mitsubishi RVR 4WD и использую зимнюю
резину-"липучку", модель не помню, никаких проблем нет, о шипах
даже и не думаю. На первом RVR какое-то время ездил с шипованными
шинами на задней оси и то потому что не мог найти четыре одинаковых
колеса, пришлось купить два шипованных, два нет. Ни преимуществ,
ни недостатков не заметил, все-таки полный привод - это вещь.
После хорошего снегопада в октябре жене на Toyota Starlet купил
пару шипованных шин б/у Bridgestone Blizzak. Мера вынужденная
- при подъезде к нашему микрорайону пригорок и укатанный снежный
участок преодолевается с шипами легче.
Абрам ФИЛЬШТЕЙН, бывший таксист, водительский стаж около
40 лет:
- Когда-то таксопарке работала пара молотобойцев, один щипцами
держал шип, а другой кувалдой вгонял его в шину. Народ был солидный,
держался особняком, но я с ними общий язык находил и потому
каждую зиму ездил на шипах. Сейчас на своей "Волге" езжу нечасто,
но собираюсь зашиповать две "снежинки" из старых запасов. Купил
комплект наших шипов за 280 рублей в магазине напротив таксопарка,
а вот где бы их установили, найти не смог. основном однофланцевые
шипы-"гвоздики", финские или французские.
Многие продавцы шин сами зачастую не знают, где они шипуются
(полагая, что это делает завод-изготовитель, но это не всегда
так, особенно это касается отечественной резины). Как правило,
прежде чем попасть на прилавок, шины проходят соответствующую
"предпродажную подготовку" в специализированных павильонах рынка
Знаменский и центре "Матадор". На Знаменском рынке известно
этими услугами ЧП "Семенов", на шину там затрачивают 15 минут,
(тариф "шип -рупь"). Поблизости расположена еще одна подобная
точка, но вот какую-то информацию нам получить не удалось, так
как журналиста просто отправили куда подальше, так же, как и
любопытных клиентов - плати деньги и не суй нос не в свое дело.
На купленные шипованные шины, так же, как и на нешипованные,
распространяется гарантия от двух недель до срока службы шины
(Техцентр Matador, ул. Сурнова, 29, тел. 29-74-85), случаи брака
при шиповке отмечаются крайне редко.
Н. РУДЫХ.