АКЦИЯ "А+С"
КАК ЖУРНАЛИСТ "А+С" СТАЛ "ПРОДАВЦОМ ПОЛОСАТЫХ ПАЛОЧЕК"
Про сотрудников дорожно-патрульной службы ГИБДД,
оставшихся в памяти народной гаишниками, сложено столько
анекдотов, разного рода баек и небылиц, что соперничать
с ними по части фольклора могут разве что Петька с Чапаевым,
а теперь еще новые русские. Главная тема историй - взаимоотношения
между водителем и инспектором, и, как следствие, получение
взятки. Чтобы узнать, какие это отношения на самом деле,
корреспондент нашей газеты после долгих согласований
с руководством областной ГИБДД, облачившись в форму
милиционера, вышел на дорогу. Автор материала специально
не пытался выведать секретные приемы получения взяток.
По задумке, все должно быть естественно: молодой, неотесанный
инспектор проводит одно из первых своих дежурств. Проект
"Автомаркета" живо заинтересовал журналистов телепрограммы
"Мотор" областного ТВ, и они решили сделать наш эксперимент
основной темой своей передачи.
В ПОИСКЕ "РЫБНЫХ" МЕСТ И ТЕЛЕГЕНИЧНЫХ ЛИЦ
...Все организационные вопросы были решены. Казалось, что осталось
самое легкое - выйти на дорогу и настричь кучу денег, но тут
возникла небольшая, но все же очень существенная, проблема.
Собственно, какая улица или переулок являются "рыбными", никто
из журналистов толком определить не мог. Оживленные участки
типа плотины ГЭС и улицы Байкальской отпали сразу же. Создавать
ненужную толчею в вечерний час пик на и без того перегруженных
улицах было в определенной степени рискованно. К тому же, здесь
тяжело незаметно установить видеокамеру, между тем Panasonic
- отнюдь не миниатюрных размеров, играл в нашей акции не последнюю
роль.
В качестве потенциально "рыбных" мест мы определили два пятачка,
расположенные к центру города диаметрально противоположно -
остановку Угольную и поликлинику в Солнечном. В Ленинском районе
есть такой перекресток, где висит знак "Поворот направо запрещен",
но водители почему-то часто игнорируют его и на этом стоило
сыграть. В пользу Солнечного сами за себя говорили многочисленные
шашлычки, окружившие микрорайон. Здесь, по мнению большинства
нашей группы, можно выловить пьяного водилу и окучить его по
полной программе. Свое веское слово сказал наш наставник капитан
милиции Александр Синченко, и участники проекта на двух Daewoo-Nexia
двинулись на исходную, в Солнечный. На месте Александр предложил
поставить один автомобиль недалеко от остановки, за пешеходным
переходом, а телевизионщикам расположиться на противоположной
стороне в аллее рядом с поликлиникой. Камеру было практически
не видно, но дистанционный микрофон, засунутый в карман куртки,
страшно шипел, свистел, грозя сорвать работу журналистов "Мотора".
Фон, видимо, создавали троллейбусные линии и другие провода.
Потолкавшись минут пятнадцать у клиники, мы свернулись и отъехали
на конечную остановку троллейбуса-"пятерки".
Здесь позиция нам понравилась куда больше. Водители из-за поворота
не видели оперативных машин, соответственно, и инспектора ДПС
замечали в последнюю очередь. Низкое вечернее солнце заслоняло
камеру, а микрофон чисто доносил диалог милиционера и водителя.
ИНСТРУКТАЖ
Готовясь к работе на дороге, я представлял себя в сержантском
бушлате с полосатым жезлом в руках. Невольно возникала картина
из советского кино, когда милиционер с лукавым прищуром перевоспитывал
лихачей: "Нарушаете, товарищ".
Чтобы
не запнуться, не растеряться и вообще чувствовать себя увереннее,
все время про себя проигрывал разные сценарии, проговаривал
фразы: "Инспектор ДПС сержант Слепнев, ваши документы. Управление
ГИБДД, сержант Слепнев, пройдемте контроль на трезвость..."
Отсутствие артистизма немного компенсировал небольшой опыт перевоплощения.
Несколько лет назад, также по заданию редакции, я работал участковым
инспектором в Октябрьском районе. Тогда в новой капитанской
форме принимал граждан по личным вопросам, гонял по подвалам
токсикоманов, проверял сроки регистрации огнестрельного оружия
и делал еще много чего.
Ситуация на дороге была иной. До последнего было непонятно
- каким образом из всего потока выщипнуть нужную машину. По
каким признакам определить алкогольное опьянение водителя, к
тому же если перед тобой женщина, да еще красивая?
Определить нетрезвого водителя, по словам бывалых инспекторов,
достаточно просто. Если появилось подозрение, под любым предлогом,
к примеру, сверка номеров агрегатов, вытащить его из салона.
Если клиент пил, то "ударную волну" почувствовать легко. Сложнее
с женщинами - красавицы в качестве противоядия используют парфюм.
Здесь важно ориентироваться на поведение дамы и доверять профессиональному
чутью. Особая категория - крутые. Эти в случае, если они не
правы, давят на связи, что у них все схвачено. И вообще, они
желают общаться только через адвоката. Предлагают деньги. Финансовый
вопрос в теории может развиваться опять-таки по двум сценариям
- через квитанцию и без таковой.
Все ситуации на дороге расписать заранее невозможно, главное,
как говорил Наполеон, ввязаться в драку, а там действовать по
обстановке.
"ПРАПОРЩИК СЛЕПНЕВ. ВАШИ ДОКУМЕНТЫ"
Мой милицейский гардероб с чужого плеча, венчала зимняя шапка
и бушлат с погонами прапорщика, одолженный Иваном Слободчиковым,
который страховал всю нашу компанию на второй машине. Вот те
раз, подумал я, репетировал сержанта, а теперь целый прапорщик.
Только бы не перепутать во время разговора собственное повышение.
На левой стороне груди, как и положено, висел настоящий жетон
под номером 38-0136.
Капитан Синченко сделал мне последнее наставление, суть которого
- не суетиться возле клиента, четко излагать свои требования,
выражаться корректно. Для наглядного примера мой старший товарищ
остановил "Жигули" шестой модели.
- Управление ГИБДД, капитан Синченко. Ваши документы. Алкогольные
напитки не употребляли, или случайно забыли?
- Да вы что?! - взмолился водитель. - Я бывший военный и давно
свою бочку выпил.
- Техосмотр пройден? Оружие, наркотики, колющие, режущие предметы?
После этой, казалось бы, нехитрой процедуры, когда досмотренная
"шестерка" скрылась за поворотом, милицейский жезл перекочевал
ко мне.
Коллеги-телевизионщики что-то кричали с противоположной стороны
дороги, подбадривали, но я уже их не слышал. Из-за поворота
показался Nissan-Avenir, это был мой первый клиент. Не очень
уверенно отдав честь и виновато улыбнувшись, как будто был должен
незнакомцу, произнес:
- Добрый день. Прапорщик Слепнев, ваши документы. Так, хорошо.
Необходимо сверить агрегаты.
Водитель только раскрыл рот, вероятно, собираясь что-то возразить.
- Подобные машины находятся в розыске, - соврал я, и тут же
добавил - несколько штук.
- Странно, - возразил молодой человек. Модель довольно редкая,
обычно угоняют Caldina.
- Угоняют все, - с видом знатока настоял я и полез сверять
номера кузова.
Когда иномарка умчалась, "мотористы" сразу сделали кучу замечаний.
По их мнению, прапорщик слишком суетился, повернулся к камере
спиной, бубнил непонятно что и даже, якобы, ругнулся от волнения.
Что делать, таким получился дебют.
После нескольких, не очень запоминающихся авто, на дороге показалась
"копейка", из заднего бокового стекла, высунув морду, наслаждалась
вечерним воздухом овчарка. Наверху покоилось несколько набитых
мешков, видимо, с капустой. В багажнике, вероятно, еще находился
груз, потому что машина буквально расползлась по асфальту. Телевизионщики
тут же дружно закричали: "Тормози. Ворованное".
Пожилой мужчина вез урожай с дачи, машина прошла техосмотр
вовремя, вина водителя состояла в том, что он заехал в самую
лужу, пришлось лазить по грязи, но такого нарушения в правилах
нет. Позже разочарованный режиссер выговаривал мне за то, что
я не потребовал накладную квитанцию на овощи или не огорошил
дачника тем, что его машина в угоне.
Пока мы перепирались, со стороны пятиэтажек по второстепенной
дороге к нам подкралась бордовая "Нива", за рулем сидела девчонка-старшеклассница,
на месте штурмана такой же юный спутник. Машина остановилась
на раскисшем спуске. Девушка смотрела вперед, видимо, раздумывая,
как съехать до асфальта. Нас она в упор не замечала.
- Убери скорее машину, Иван, а то еще въедет в бочину.
- Вали ее, наверняка без прав. А то чего кралась бы огородами?
- Это уже ко мне.
Однако, не обращая никакого внимания на меня и вытянутый жезл,
девчонка лихо газанула мимо нас.
Я растерялся:
- А свисток вам не полагается? Может, догнать ее?
- Иван, давай за "Нивой", доставишь сюда. Сейчас все выясним.
С видом отличника, сделавшего пустяковый просчет, я бросился
на трассу исправлять ошибку.
Из-за поворота показалась "Ока" с номерами соседнего бурятского
региона - 03.
- Прапорщик Слепнев. Не очень быстро мы ездим? Машина ваша
или управляем по доверенности? Когда новый срок прохождения
техосмотра?
Водитель несколько замешкался, видимо, не каждый день он бывает
в Иркутске и недовольные прапорщики на дороге встречаются редко.
Гость неуверенно достал из кармана что-то вроде портмоне, протянул
мне. Сверху разных бумаг лежала пачка некрупных купюр.
- Вы что, сразу мне деньги предлагаете? Вначале стулья.
- Какие? - не понял парень.
- А доверенность написана от руки, и печати нет, - давил я.
- Оружие, запрещенные предметы?
- Нет, в шиномонтажку еду, у нас Аршане развал-схождение плохо
делают, - диалог напоминал общение глухих.
Замечание по поводу доверенности, написанной от руки, пришлось
выслушать и следующему водителю на Corolla.
- Есть такой человек, называется нотариус. Вот тут до вас были
люди, у них все как положено, на фирменном бланке с печатью.
- Дык, была где-то напечатанная на машинке доверенность, -
оправдывался собеседник. Пришла в негодность, а так все документы
- вот они.
"Нарушитель" не понял, почему его отпустили довольно быстро.
Иван Слободчиков доставил "Ниву", на которой девушка чуть не
оборвала мою милицейскую карьеру на первом же дежурстве.
- А, вот и Вы! Как же это, девушка, Вы же меня чуть не задавили?
- бросился с ходу в наступление.
- Не видела Вас, машина тут стояла милицейская, смотрела, чтобы
ее не задеть.
- Я же показал жезлом знак - остановиться! Жесты инспектора
никогда не учили, или недавно за рулем?
- Да нет, давно. С июня. Вот права. Езжу по доверенности.
Извиняясь, девушка-чайник одарила меня красивой улыбкой. Обаяние
- великая сила, пришлось отдать документы, побурчав напоследок
о правилах дорожного движения.
Из рации тем временем доносились обрывки ориентировки:
- ...бежевого цвета, за убийство. Цифры госномера 533... Всем
постам...
- Слава, - обращаюсь к старшему лейтенанту Степанову из пресс-службы
областной ГИБДД. - Послушай внимательно, может, поймаем.
- "Жигули" шестой модели бежевые, с комбинацией из цифр 533,
убийство в нашем - Октябрьском районе.
Фантазии на тему героического задержания извергов прервала
красивая женщина на белой Toyota.
- Оба-на, - довольно громко вырвалось у меня.
Иномарка припарковалась в аккурат возле меня. Хорошо заламинированные
документы были уложены в своеобразный альбомчик. Причем, красавица
почему-то открыла страницу, где лежали визитные карточки.
- Вот так сразу, в гости приглашаете?
- Извините, это дисконтная карта, ну и визитки, конечно, права
с другой стороны, - принялась просвещать меня дама.
- Шампанским не балуемся, нет? Некрепкие вина, коктейли? -
не слушая собеседницу, уже интонацией бармена вопрошал я.
- Нет, нет, я же за рулем, к тому же еду за ребенком в садик.
Трогаясь с места, она посмотрела на меня очень внимательно,
видимо, женское чутье подсказывало, что инспектор липовый.
Признаюсь, я не водитель, из всего арсенала знаний по части
дорожных правил хорошо запомнил, что категорически запрещено
возить на переднем сиденье детей.
В мое дежурство такие нарушители были. Чем-то сразу мне не
понравилась "девятка", лихо заложившая вираж. Хотя, возможно,
раздражал ее цвет - спелого баклажана. Водитель был трезв, но
вел себя несколько нервно.
- Стекла тонированы?
- Нет, нет, это солнце так отсвечивает.
- Давайте сверим номера двигателя и кузова. И талон техосмотра,
пожалуйста.
- Да-да, конечно.
Мужчина открыл дверцу с пассажирской стороны, одной рукой достал
талон, а другой что-то ловко затолкнул вниз под панель. Мне
показалось, оттуда торчал фрагмент детской шапочки. Так и есть,
это был ребенок.
- Почему у вас ребенок на переднем сиденье? Не положено. Это
же ваш сын? А если авария, всю жизнь жалеть будете. Немедленно
пересадите.
- Да вот из садика везу, до дому совсем рядом.
И уже отрываясь на сына:
- Быстро назад садись, вечно тебя вперед тянет.
Виновник шмыгая носом, хлопая глазками смотрел на грозного
милиционера.
- Как зовут-то тебя?
- Сележа.
- Что же ты папку подводишь?! Выпишу штраф и не купит он тебе
"Чупа-Чупс".
Больше всего сцены "инспектор выписывает штраф" ждали телевизионщики,
но я разочаровал их, отпустив нарушителя с миром.
Первый раз по-настоящему захотелось выписать штраф опять-таки
обаятельной женщине, везло мне на них. Она предъявила талон,
где срок следующего техосмотра значился февраль 2000 года. Ничего
себе, думаю, почти год ездишь без осмотра, да еще так нагло
улыбаешься. Сейчас получишь сполна. Наблюдатели подтвердили
правильность моих догадок.
- Где это вы были целый год? Техосмотр не пройден вовремя,
придется поставить машину на прикол и заплатить штраф.
Я - принципиальный инспектор Слепнев - уже на секунду представил
себя заполняющим квитанцию, а рядом умоляющую женщину, но...
- Как штраф? Недавно проходила. А! Извиняюсь! Не ту бумажку
достала, они у меня все в куче.
- Это что, проверка на бдительность? - разочарованно, произнес
я, соображая, что штраф уплыл.
Коллеги-журналисты, требовали уже остановить кого-нибудь из
крутых.
- Вот она круть. Заказывали - получите.
Включив правый поворот, возле меня как вкопанная встала Toyota-Surf.
Черные шторки на окнах вместо тонировки придавали внедорожнику
вид катафалка.
- Алкоголь не употребляли?
- Употреблял, могу дыхнуть, пописать, что еще сделать?
- Оружие...
- Есть, и наркотики тоже, - открывая багажник, джипер продолжал
ломать комедию.
Я понял, почему. Он заметил видеокамеру.
Через несколько минут на месте Toyota стоял Chevrolet-Blazer.
Пожилой водитель несколько не соответствовал образу человека,
который возит состоятельных. Скорее он походил на шофера колхозного
председателя.
- Документы в норме. Шефа только отвез, техосмотр пройден,
замордовали уже, - затараторил мужик.
- Кто: Blazer или шеф? - не понял я.
- Да машина. Уже мост барахлит и коробку надо смотреть, а денег-то
все стоит больших.
Следующий из навороченных - конкретный пацан на белом "марковнике"
сразу перешел на "ты":
- Все хорошо. Под капот полезешь? - протягивая документы, он
очень ловко поправил ворот своей рубашки, попутно показав мощную
цепуру на шее.
- Из салона выйдите, пожалуйста, и тряпочку номер на двигателе
протереть приготовьте, - невозмутимо ответил я.
Когда конкретный водила выполз из-за руля, и недовольно протянул
чистую тряпку, я выдержал паузу:
- Спасибо, уже сверил, а оружие?
- Да ты чо? Вот смотри, багажник открою. Будешь рыться? Вы
чо б..., цирк здесь устроили б...
Получив документы, на прощанье пацан так газанул, что его старту
мог позавидовать сам Шумахер.
Единственная квитанция на штраф так и осталась незаполненной.
Пьяницы прошли где-то стороной. Мои наставники успокаивали,
за сутки в Иркутске ловят примерно 15-20 шоферов в нетрезвом
состоянии и дежурство дежурству рознь.
Новичкам везет на рыбалке, в лотерее, еще где угодно, но дорога
лежит в другой плоскости. Водителю класса "чайник" в первый
раз, дай Бог, вернуться на стоянку небитым. Свистку-инспектору
главное - отстоять свое первое дежурство без особых замечаний
со стороны начальства.
Между тем на дороге наступал мертвый час, город погрузился
во тьму. Первая волна ужаленных алкоголем водителей ожидалась
ближе к полуночи, уже после часа-двух ночи можно выловить напрочь
"убитого" водилу. Специально в поисках алкашей наш корреспондент
заступает на ночное дежурство. Но это уже другая история, которую
вы вскоре прочитаете.
Я ЗАРАБОТАЛ 68 РУБЛЕЙ
Моя новая должность, пусть временная, оставила противоречивые
впечатления. С одной стороны, достаточно интересно работать
на дороге, хотя ответственно, а порой и опасно. С другой стороны,
я - начинающий инспектор, получаю в месяц в среднем полторы
тысячи рублей. То есть, отмерзнув смену на обочине, я заработал
чуть более 68 рублей. Минус столовая и сигареты. Новость о своем
новом жаловании первым делом обкатал на жене.
- Сегодня заработал 70 рублей, а в месяц буду получать полторы
тысячи, - отрапортовал я, появившись на пороге.
- Тебя что, из редакции уволили? А двоих детей кто будет кормить?
Вот такой вопрос, на который молодой инспектор не смог найти
ответа...
Борис СЛЕПНЕВ. Фото
автора и Константина КУЛИКОВА.
Редакция газеты "Автомаркет плюс спорт"
благодарит сотрудников областной ГИБДД за поддержку нашей акции.