МОЯ ПЕРВАЯ МАШИНА
Я живу в Ангарске, мне 24 года, учиться водить машину
я начал в 14 лет, права получил в день своего 18-летия.
Где-то через год отец начал доверять мне свой "Жигуль"-21033
1982 года (до этого я рулил только в его присутствии). Ездил
я хорошо, хуже было с ремонтом, фактически я умел только
менять колеса.
В 22 года, после окончания института, у меня начали все чаще
появляться мысли о том, что не худо было бы заиметь свою машину.
У меня были небольшие накопления в долларах (чуть больше тысячи).
Тут ударил кризис, доллар взлетел до 18 рублей, и мои желания
стали неожиданно приобретать вполне зримые очертания. Как-то я
случайно узнал, что мой однокурсник продает свою Honda-Integra
1987 года. Машина у него вроде бы бегала неплохо, хозяин за ней
внимательно следил. Чисто внешне она мне очень нравилась - трехдверная,
белая, "слепые" фары, красивые обводы (для модели такого года
дизайн просто супер). Прокатился - машина с коробкой-автоматом
и японским двигателем объемом 1600 куб. см и мощностью 105 л.с.,
по сравнению с папиными "Жигулями" и учебным "Москвичом" показалась
космическим кораблем. Впечатления эти усиливала хорошая звукоизоляция,
изящные салон и приборная панель, мощная печка. Правда, хрустел
левый ШРУС, который продавец обещал заменить. Я боялся искать
машину по барахолкам и объявлениям, так как считал, что для этого
необходимы глубокие познания, и вскоре мы с продавцом ударили
по рукам. Сговорились о цене, мне немного не хватало, но часть
добавил отец, остальное я выплатил через 3 месяца, и вот иномарка
меня.
Первые дни я привыкал к машине, которая мне очень нравилась,
поэтому я просто катался по городу. Да и в последующем, когда
машина была на ходу, а не в ремонте, ездить на ней было очень
приятно - расход по городу был около 9 литров, масло она не ела
совсем. Мощности двигателя хватало с избытком.
Но счастье длилось недолго - спереди что-то загрохотало, и очень
громко. Какое-то время я ездил - думал, что все пройдет само собой,
и наконец, поехал в сервис. Там ничего не обнаружили, сказали,
что надо разбирать, но параллельно нашли порванный пыльник на
рулевой тяге и порекомендовали поменять резинки на стабилизаторе.
Один мой знакомый позже нашел причину стука - с болта крепления
передней стойки к верхнему рычагу подвески слетела гайка, потому
болт грохотал.
Пыльник и резинки я решил поменять в сервисе. Когда искал запчасти,
понял обратную сторону эксплуатации иномарки: запчасти дорогие,
есть далеко не во всех магазинах, а на Honda вообще редкость.
В итоге пыльник пришлось поставить от Mitsubishi, а резинки -
российские.
Потом засвистел ремень генератора - так проездил где-то с месяц,
потом поменял в сервисе (причем ремень этот я искал по всему Иркутску).
Через полгода машина стала плохо заводиться и беспричинно глохнуть
- пришлось отдать на СТО для прочистки карбюратора, заодно на
всякий случай поменял свечи. Кстати, к специалистам пришлось заезжать
раз семь или восемь - никак не могли настроить карбюратор - то
машина плохо заводилась на холодную, то прямо во время движения
включались прогревочные обороты.
Захрустел ШРУС (который менял старый хозяин при продаже) - поменял
в сервисе (поставил б/у - обошлось в 1,5 тысячи вместе с работой
и смазкой, а новый стоил 2,5 тысячи). ШРУС, кстати, пришлось заказывать
во Владивостоке.
Тут я начал понимать, что каждый раз гонять машину в сервис денег
у меня не хватит, и с этого момента приобщился к самостоятельному
ремонту. Вдруг начала барахлить коробка - поменял масло, вроде
все прошло. Пытался сам починить неработающий кондиционер (правда,
безуспешно). Поменял тормозные колодки - сработались до металла,
но диски задраться не успели. Лопнула тяга печки на изменение
зон обдува - поменял. Машина стала очень плохо заводиться на холоде
- оказалось, что забилась грязью пружина воздушной заслонки, промыл
ее аэрозолем. Порвался ремень гидроусилителя - поменял.
Эти поломки пришлись примерно на полтора года эксплуатации и
15000 км пробега (сейчас я думаю, что на такой пробег многовато),
но это были только цветочки.
Все началось с серьезных проблем с карбюратором. При запуске
холодной машины она работала секунд пять, потом глохла, нормально
заводилась раза со второго или третьего. Так я ездил где-то с
месяц, а потом машина перестала заводиться совсем. Только через
полтора месяца третий по счету специалист смог машину оживить.
Подозрения были на неисправность зажигания, забитый катализатор,
потерю компрессии, а оказалось, что просто засорился карбюратор.
Конечно, до этого его, не снимая, продували, вроде проходимость
была во всех каналах (поэтому и начали грешить на все остальные
системы), но машина завелась только после того, как карбюратор
сняли и промыли.
Следующие 10000 километров напоминали кошмар. Порвался тормозной
шланг (тут я виноват сам, знал, что он начал после замены колодок
задевать за колесо, но решил, что приработаются колодки, и все
будет нормально, но через 5000 км педаль тормоза провалилась при
подъезде к перекрестку и сработала только со второго качка - чуть
не передавил пешеходов). Поменял шланг, решил прокачать тормоза,
тем более, что педаль в последнее время была мягкой. Во время
прокачки побежал главный тормозной цилиндр - поменял манжету.
Из бензобака стал подкапывать бензин (в старую пайку) - заделал
холодной сваркой. Проржавел глушитель - пришлось заваривать.
Наконец, я решил машину продавать. Дал объявление и решил напоследок
съездить на ней на Байкал (самое глупое решение в моей жизни).
Не успел отъехать от Ангарска, как в районе Мегета порвался ремень
ГРМ. Друг помог дотащить машину до гаража, где я убедился, что
клапана погнуты. В сервисе только за работу с меня запросили 2,5
тысячи, и тогда я решил все сделать сам (что было очень смело).
Купил новый ремень, знакомый из автоколонны вырубил прокладку
под головку блока, нашел на разборке всего за 1000 рублей саму
головку блока.
Где-то через месяц (делал все сам, иногда помогал отец, опыта
не было - поэтому так долго) мотор собрал. Завел - 5 минут машина
поработала, после чего из выхлопной трубы пошел густой белый дым.
До поломки масло машина не потребляла вообще (на 10000 км не требовала
доливки). Снял головку и сразу увидел, что масло попало в тосол,
а тосол - соответственно в масло. Более внимательный осмотр выявил
в головке трещину. Решил, что в ней-то все и дело. Так как в родной
головке разбило направляющие клапанов, то пришлось искать другую.
Нашел, всего за 300 рублей, но пустую, без клапанов. Переставил
клапана с той головки, завел - дымит, на всех четырех поршнях
блестит масло. Поменял маслосъемные колпачки (когда собирал, оставил
старые) - не помогло абсолютно. Разобрал еще раз, вытащил поршни
- оказывается, залегли все маслосъемные кольца. Отмочил, расшевелил
кольца, собрал - поддымливает. Решил, что приработается, но потом
постепенно дымление увеличивалось и в конце-концов вернулось почти
к первоначальному уровню (правда, масло было только на двух поршнях),
т.е. стало в два раза меньше, чем после первого запуска. Попробовал
отмочить кольца - не помогло. Кольца то ли снова залегли, то ли
требовали замены. Больше ничего я делать не стал. (Во время этого
ремонта машину в семье называли: я - "Ху...ндой", мама - кровопийцей,
а жена вообще хотела ее сжечь).
Этот ремонт обошелся мне в 4 тысячи и полтора месяца потерянного
времени. Сейчас я думаю, что надо было загнать машину в сервис
или купить новый двигатель, но уже поздно жалеть об этом. К тому
же опыта в ремонте я приобрел тысяч на 50 и сделал из всего соответствующие
выводы.
С большим трудом я продал машину за копейки. Теперь я остался
без "колес", потому что денег, чтобы добавить и взять нормальную
машину, нет, а брать старую я не хочу. По-моему, лучше никакой
машины, чем такая.
Вот какие выводы я сделал после этой эпопеи.
- Нельзя покупать карбюраторную иномарку (особенно с автоматической
воздушной заслонкой) - очень капризные и плохо ремонтируются,
быстро забивается карбюратор (хотя, может быть, мне просто попался
неудачный).
- Покупать лучше всего Toyota. Honda, конечно, очень хорошая
машина, но эксплуатировать ее лучше всего в Иркутске, еще лучше
- во Владивостоке, а еще лучше - в Японии. Очень редко запчасти
на свою машину я находил без проблем, а воздушный фильтр так и
не нашел совсем, не смогли привезти даже на заказ.
- Ни под каким видом нельзя покупать машину, у которой загибает
клапана (в том числе и "восьмерку" с двигателем 1300) - можно
нарваться на некачественный ремень, может заклинить помпа или
натяжной ролик. Можно, конечно, за всем этим следить, но, во-первых,
делать это затруднительно, особенно на иномарке, а во-вторых,
зачем это надо, если можно купить машину, у которой клапана не
загибает, и ездить спокойно.
- Лучше не связываться со старой машиной, тем более иномаркой.
Если нет денег на машину прямо с Японии (да и в этом случае нет
гарантии, что попадется без "косяков"), то лучше брать отечественную.
Они хоть и дубовые, плохо спроектированы и плохо собраны, и запчасти
не очень, но обслуживать их несоизмеримо дешевле и проще.
- Если покупаешь машину, даже новую Toyota, то надо рассчитывать
деньги на дорогое обслуживание, или быть автослесарем, или стать
им (что со мной и произошло).
- Пока машина находится в хорошем состоянии, ее надо успеть продать.
Когда решение о продаже принято, то машину надо поставить в гараж,
накрыть, чтобы не пылилась, и ждать покупателя.
Водительское удостоверение 38 АА 361534.
Мы по-прежнему ждем от читателей подробных писем с
рассказами о ваших автомобилях. Опубликованные письма (фото
весьма желательны) будут оценены гонораром. Присылайте по
адресу редакции или электронной почте E-mail: postmaster@automarket.irkutsk.ru