АКЦИЯ "А+С"
ПОВЕСТЬ О НАСТОЯЩИХ ВОДИТЕЛЯХ-II
Три года назад мы уже проводили акцию по выявлению
"настоящего водителя" - того, для которого понятие о
водительской взаимовыручке не пустые слова. Тогда за
три часа дежурства на обочине загородной трассы на помощь
нашему корреспонденту, который просил лишь насос, чтобы
подкачать колесо, откликнулись только пять водителей
из 500 проезжавших.
И вот мы снова выходим на дорогу с просьбой о помощи. Правда,
на этот раз задачу решено было усложнить. Легенда такова: машина
просто "заглохла", а что делать, мы с пассажиром (фотографом
нашей газеты Сергеем Подберезкиным) не знаем (позже решили ее
несколько изменить - застучала "ходовая" и автомобиль надо отбуксировать
в район танка, причем без оплаты - денег у нас нет). Место дислокации:
объездная дорога за плотиной - не доезжая Кузьмихи. Время начала
акции: незадолго до захода солнца, большая часть ее проходила
уже когда стемнело. Автомобиль самый что ни на есть непримечательный,
что говорит об ограниченности средств у владельца - старая "копейка".
Пока добирались до места, где нам предстояло проверить водительскую
взаимовыручку, вспоминали разные легенды по этой части. Вот,
например, какой случай произошел с моим знакомым в 70-е годы.
Он с семьей отправился в лес по грибы, автомобиль оставили на
опушке. Когда вернулись - на машине не было ни одного колеса.
Хозяин на попутках отправил семью домой, а сам умудрился собрать
четыре "запаски" и на следующее утро вернулся домой. Возможна
ли такая ситуация сегодня? Вопрос риторический.
Итак, время 18.20, буксировочный трос уже выброшен,
но для начала мы решили минут 15 просто посидеть в машине с
включенной аварийкой, вдруг наудачу кто-нибудь остановится,
чтобы просто спросить - все ли у нас в порядке. Ничего подобного
не произошло, и как бы этого не хотелось (морозец!), надо выходить
на улицу - тем более, что уже начинает темнеть.
Невероятно, но не успел я несколько секунд поголосовать, держа
трос в руке, как остановилась первая иномарка и пожилой мужчина
спросил, что случилось.
- Понимаете, - начал я, пытаясь влить в слова побольше эмоций,
- заглохла и ни в какую не заводится.
- Дернуть, что ли, надо?
- Пробовали, не получается, - ответил я, - нам бы отбуксировать
ее. Вот только денег совсем нет.
Мужчина покачал головой.
- Если бы дернуть, вопросов нет, а тащить не смогу. Тороплюсь.
Извинившись, он уехал.
Я снова занял свой пост около машины и принялся считать проезжающие
мимо в сторону плотины автомобили. Обидно, но множество проезжавших
либо равнодушно смотрели на дорогу, словно не замечая одиноко
стоявший на обочине автомобиль, либо разводили руками, дескать,
ничем не можем помочь, а некоторые (хоть и меньшая часть) просто
улыбались, проскакивая мимо, как будто мысль о том, что с кем-то
случилась беда, была им по-садистски приятна.
18.46. За десять минут промчалось сорок пять машин,
ни одна из них даже не притормозила. И это без учета иномарок
спортивного типа и больших грузовиков, которые не способны к
транспортировке, а потому я их и не учитывал.
Стало холодно и понятно, что долго так простоять невозможно
- хоть и не зима, но близкое расположение залива и открытая
для ветра местность не лучшее место для осеннего моциона.
18.50. Все, не могу - холодно. Ныряю в салон и завожу
двигатель - придется менять легенду о заглохшем двигателе, иначе
все это уже похоже на пытку.
18.51. Согревшись, вижу в зеркало бокового обзора несколько
машин. Распахиваю дверь и, едва не вывалившись, выскакиваю из
машины и размахивая руками, привлекаю к себе внимание водителя
УАЗа. Грузовичок-"фермер" притормаживает впереди и я со всех
ног бегу к нему.
Молодой парень опустил стекло:
- В чем проблема?
Я объяснил, на этот раз упирая на тот факт, что что-то загрохотало
в ходовой, при выключенной скорости машина катится, как воткнешь
передачу - сильный стук. И самое главное - нам нечем заплатить.
- Совсем денег нет? - на его лице было написано явное разочарование.
Я, насколько было возможно, изобразил тоску и отчаяние и мотнул
головой:
- Вообще ни копейки. Уже час стоим. Никто не соглашается, -
соврал я.
Парень молчал. Я не отходил. Наконец он произнес:
- Ну ладно, я сейчас должен завезти людей и минут через двадцать
вернусь, - он взглянул на часы - но ты все же еще поголосуй!
Получилось! Но наш прагматичный фотограф охладил мой оптимизм:
- Скорее, это отговорка. Вряд ли он приедет.
19.00. Уже темно. После разговора с водителем УАЗа я
голосовал еще не одному десятку машин, пока опять не окоченел
и снова решил погреться.
19.05. Машины пролетают одна за одной - десять, двадцать,
тридцать. Наконец, вижу, как красный ИЖ-412 издалека включил
сигнал правого поворота. Еще не открыв дверь, я увидел в салоне
тросточку рядом с водительским местом. "Мужчина в возрасте,
инвалид, наверняка опытный водила. Этот в беде не кинет".
На деньги ему было наплевать. Проблемы со временем. Он готов
был дотащить нас до Лисихи, но я, как дурак, продолжал жалобно
канючить. Старик был спокоен и вежлив:
- Поймите, меня люди ждут. Давайте до Лисихи.
Уперевшись в принципиальность чистоты эксперимента, я так и
не уговорил этого водителя, он извинился и уехал. Хотя добираться
на перекладных - тоже вариант.
Потом мы пожалели, что не записали имя этого человека, но было
уже поздно.
19.18. Еще сорок машин прошли мимо. Из стройного ряда
следующей партии, отделилась иномарка, но водитель в сумерках,
по-видимому не разобрал ситуацию, и, узнав, что требуется буксировка,
показал на рукоятку АКП:
- Разве же я вас вытяну?
Спасибо, что хоть остановился. В ситуациях, подобной нашей,
желающие помочь в очередь не выстраиваются.
19.20. Прошел час, как мы начали акцию. При этом мой
призыв о помощи проигнорировали как минимум 150 водителей. Уже
должен был бы вернуться УАЗик... Уж лучше бы он ничего не обещал.
19.21. Летят одинокие "Жигули", тоже вроде "копейка".
Неужто не выручит? На водительском месте парень лет 20-ти, рядом
женщина в возрасте, похоже, она и выступила инициатором остановки.
Я начал постепенно грузить их своими проблемами. Губы дрожали
от холода и я натурально заикался. Казалось, что водитель уже
"дозрел", но вдруг он буркнул что-то непонятное, врубил передачу
и, поддав газу, тронулся с места, оставив меня в недоумении.
19.25. Настроение уже значительно упало (а каково бы
оно было, если бы поломка была настоящей). Рука уже не поднимается
высоко и жест мой получается каким-то молящим. Да еще дрожу
от холода, ноги застыли - прискакиваю на месте. Видимо, такой
мой вид разжалобил водителя "Газели", на остановку, которого
я уже и не рассчитывал. Он резко затормозил, взяв вправо, еще
чуть-чуть, и я бы зацепился тросом за его борт. За рулем молодой
мужчина.
Завожу все по-новой. В ответ слышу:
- Я в Пивовариху еду. Но до кольца дотяну.
Ну наконец-то. Наступает момент истины. Когда я объяснил, что
это всего лишь-навсего редакционная акция, наш спаситель сначала
не понял и еще пару раз повторил, что дотащит нас без проблем
до кольца. Он, по-видимому, решил, что у меня от мороза крыша
поехала. Не поверил. А на предложение сфотографироваться начал
протестовать, но сдался под натиском подключившегося к процессу
заскучавшего было фотографа.
Заметно повеселев, решаем погреться и все же довести эксперимент
до логического завершения и найти человека, который доставит-таки
нас сразу до места.
Пока мы грелись, впереди нас припарковался джип и простоял
с полминуты. Маневр его так и остался загадкой, но выходить
мы не стали. А вскоре он уехал.
19.40. Я снова на дороге. Машины уже стали появляться
значительно реже. 20 минут никто не реагирует на мой жест о
помощи (за это время прошло три десятка машин). Наконец из очередной
вереницы отделяется микроавтобус, похоже Mitsubishi Delica,
с кенгурином, высокая посадка - типичная машина не обремененного
денежными проблемами человека. И владелец машины, опровергая
все расказы о том, что только старики в старых рыдванах способны
на взаимовыручку, готов доставить нас до кольца, невзирая ни
на какие денежные вопросы. Я в сомнениях - стоять здесь уже
сил нет, с другой стороны, главный редактор не обрадуется, что
идею не удалось реализовать полностью. Приходится наглеть:
- Вы меня простите, но, может быть, вы все-таки сделаете небольшой
крюк ради нас. Мы уже здесь битых полтора часа стоим.
На секунду парень замешкался и ответил:
- Ладно. Не бросать же вас на дороге.
Есть! Он даже начал сдавать назад, пристраиваясь к бамперу
моей машины, и только после этого я раскрыл карты. Парень долго
смеялся, узнав суть эксперимента. Своего рода "проверка на вшивость".
- Да бросьте, ребята. За что спасибо? Это же естественно -
помочь попавшему в беду.
Да, в теории все так - действительно, какое тут геройство?
Но практика показывает, что такое, казалось бы, естественное
поведение - помочь ближнему, - редкое исключение. Поневоле начинаешь
примерять ситуацию на себя - остановился бы сам? Думаю, что
днем, в городе - наверняка. Другое дело ночью, да еще когда
останавливают несколько человек. Тут скажу честно - не знаю.
Мы специально не стали сдвигать время на более позднее -берегли
свое здоровье и нервы. Шанс найти помощь остается, хотя, конечно,
чем темнее на улице, тем он становится меньше.
У этой истории оказалось неожиданное завершение - возвращаясь
домой, напротив центрального входа в ЦПКиО я увидел припаркованный
автомобиль - при свете уличных фонарей так и не определил, "девятка"
или 41-й "Москвич". Машина заглохла на подъеме - кончился бензин.
Позволив слить со своего бака два литра, я начал было отказываться
от врученных мне денег, но водитель заставил меня их взять,
заявив, "что все его друзья и он сам строго придерживаются принципа
- взял-отдал". Я не знал, как реагировать на его слова. Ведь,
по правде говоря, мне совершенно не жалко было отдать ему эти
литры просто так. Ведь я запросто мог оказаться на его месте,
только, в отличие от него, могло не оказаться денег.
Через день, на свой страх и риск, я решил в одиночку проделать
эксперимент с запасным колесом. Скажу сразу - за два часа ни
один водитель из проезжающих мимо не решился пожертвовать. На
утверждения мои о том, что стою уже очень долго, один даже философски
заметил:
- Погода хорошая.
Погода, действительно, была хорошая да и, к счастью, я решил
провести эксперимент днем. Плюнув на все, я подумал, что задание
я все-таки выполнил еще позавчера и решил убираться несолоно
хлебавши. Вот тут-то и произошло то, что я называю сглазом.
Неожиданно машина задергалась и заглохла на ходу. Едва открыв
капот, я понял, в чем дело - топливный фильтр был пуст. Отказал
бензонасос. Я подергал его рукоятку - ноль эмоций.
Тут уже вступали в действия не правила игры, а правила жизни.
Слава богу, в тот момент у меня были деньги и можно было не
беспокоиться за буксировку.
Водитель остановившейся синей "шестерки" решил узнать подробнее,
в чем причина. Я рассказал. Тогда он порылся у себя в бардачке
и вернулся, держа бензонасос и ключи.
- Сейчас воткнем.
Я помалкивал, ибо такой человек - настоящая находка.
Через двадцать минут мы завелись. Поколдовав над моим бензонасосом,
он определил, что тот еще поработает и предложил оставить его
себе взамен. Я согласился.
Нам предстояло познакомиться. Сергей Васильевич Козлов, работает
в предприятии "Водоканал" водителем, а в свободное время занимается
ремонтом автомобилей. Мне он заявил, что я могу всегда обратиться
к нему за помощью.
Вот так оптимистично закончилась эта история.
Кирилл ЮРЧЕНКО.
Огромная благодарность настоящим водителям, которые еще, к
счастью, встречаются на дороге:
Водитель бортовой "Газели" гос. номер Т 228 ЕН Александр
Иванович ШЕПЕЛЮК (место работы - профессиональный лицей номер
17) .
Водитель Mitsubishi Delica гос. номер Н 818 ВН Александр
Валерьевич ЛЫХИН (частный предприниматель). Примечательно, что
имя обоих с греческого переводится как "защитник".
Отдельная благодарность водителю ВАЗ-21063 - Сергею Васильевичу
КОЗЛОВУ.