НЕОРДИНАРНАЯ COROLLA
По водительскому стажу нас с женой можно считать "чайниками"
- права мы получили только в апреле этого года. Так уж сложилось,
что до курсов вождения ни я, ни моя дражайшая половина не
имели абсолютно никакого опыта и понятия о вождении автомобиля,
хотя каждому из нас пошел четвертый десяток. Поскольку живем
мы в небольшом городке, выбор "наставников" был невелик,
и мы отправились в ближайшую к дому автошколу - бывшую ДОСААФ,
ныне РОСТО. Комплексное обучение в течение трех месяцев
обошлось по 2150 рублей на каждого. Что касается теории,
за это мы не беспокоились - купили компакт-диск "ПДД 1999
+ экзамены в ГИБДД", который вечерами штудировали дома,
уткнувшись в компьютер. Поэтому основное, что хотелось получить
от автошколы - практику вождения. Программа обучения вождению
была рассчитана на 23 часа, включала в себя пожилого инструктора
и, кажется, такого же возраста (да к тому же побитую жизнью)
машину, по некоторым признаком ее можно было идентифицировать
с вазовской "шестеркой".
На первом практическом занятии, бегло ознакомив нас
с педалями и объяснив назначение руля, инструктор вздохнул
и велел выезжать в город. Надо сказать, что движение в нашем
городке с Иркутском, конечно, не сравнить, но, тем не менее,
машины по дорогам ездят. А мы, когда за руль-то впервые
взялись, ясное дело, шарахались не только от машин и пешеходов,
но и от кошек, собак, голубей и даже мусорных куч.
Как бы то ни было, но спустя немного времени мы стали
обладателями волшебных карточек, имя которым - водительские
удостоверения.
МУКИ ВЫБОРА
К этому времени мы уже обладали небольшой суммой зеленых, накопленных
постоянной жесткой экономией и внутрисемейным аскетизмом за два
предыдущие года, еще немного заняли у родственников, и, объединившись
с друзьями, способными помочь при покупке автомобиля, в один из
субботних дней двинулись в Иркутск, на авторынок в Рабочее.
Надо сказать, что к покупке я начал готовиться заранее, внимательно
изучая "Автомаркет". Вывод, который я сделал из ваших публикаций
- лучше покупать подержанную "японку", нежели отечественный автомобиль.
Заранее определился, что нашей семье нужна небольшая и экономичная
машина, так как одно из основных ее назначений - поездка из нашего
городка к родственникам и друзьям в Ангарск (500 км в обе стороны),
и на дачу (дороги по обоим направлениям внедорожных качеств не
требуют). Конечно, хотелось бы иметь автомобиль с высокой грузоподъемностью
и проходимостью, но победили соображения экономичности.
Рынок в Рабочем встретил нас автомобильным изобилием. Однако
сразу стало ясно: для покупки по-настоящему серьезной машины в
отличном состоянии нужно как минимум $4000. У нас было гораздо
меньше - исходя из суммы приходилось и выбирать. Сначала осмотрели
белый пятидверный Toyota-Starlet 4WD 1992 г., но моему "техконсультанту"
многое не понравилось, особенно перекрашенное крыло и некорректная
работа АКП. Потом попался подозрительно дешевый Nissan AD, без
пробега и без номера на двигателе - сочли за благо отказаться
от покупки. В самом углу рынка какой-то дедок продавал невзрачную
серую Corolla 1990 г. в удовлетворительном состоянии, и мы уже
почти решились на этот вариант, но что-то толкнуло еще раз пробежаться
по рядам.
...Улыбчивая "дельфинья" мордашка была почти незаметна среди
длиннотелых японских акул, и я, повинуясь неосознанному порыву,
потянул своего консультанта: "Давай посмотрим вот эту!"
ПОКУПКА И ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
"Нашей"
оказалась Toyota-Corolla II 1991 г. выпуска, окрашенная в серо-синий
металлик. Очень удивило, что столь небольшая машинка имела турбодизельный
двигатель 1N-T объемом 1,5 л. Видимо, это какой-то "секретный"
дизель, ибо предпринятые впоследствии попытки найти по нему информацию
ни к чему не привели. Даже объемная книга "Дизельные двигатели
японских автомобилей" ничем помочь не смогла, а "сервисмены",
когда я называю тип двигателя, снисходительно говорят - "Вы, наверное,
что-то перепутали". Коробка оказалась механической, 5-ступенчатой,
о чем пока жалеть не пришлось. Кузов - трехдверный хэтчбек, колеса
- литые на R13. Салон - проще не бывает, "весла" на стеклоподъемниках,
простенькая магнитола Sony, да не совсем исправный кондиционер,
есть гидроусилитель руля. Внизу лобового стекла была небольшая
трещинка. Зато кузов сохранился неплохо, не считая мелких дефектов,
оставленных, видимо, уже российскими камушками при перегоне. Задняя
подвеска зависимая, передняя независимая. Имеется нерегулируемый
турботаймер. Немного огорчило отсутствие тахометра, для дизеля
с "механикой" он был бы очень желателен. При осмотре на "яме"
выяснилось, что есть утечка масла из коробки через правый сальник
привода. В остальном "вид снизу" нареканий не вызывал. "Потертость"
сидений и педалей была, как говорится, в пределах допуска, на
полу лежали "родные" пушистые коврики с надписью Corolla II, причем
по их износу можно было сделать вывод, что эксплуатировался автомобиль
в основном только водителем, причем, достаточно аккуратным - следов
грязи в салоне не было. Что касается пробега в 69000 километров,
то даже сам продавец признался, что не уверен в его достоверности.
Наш эксперт проверил все, что мог и умел, и выдал свое резюме:
"Если не боишься турбодизеля, то берем". Я, как вы понимаете,
не мог бояться того, о чем тогда понятия не имел. Мне скорее хотелось
поехать. Однако, памятуя о правилах рыночного торга, сделал не
очень довольное, сомневающееся лицо и начал придираться и торговаться.
Результатом этих действий стало снижение первоначальной цены на
$300. Затем мы скрупулезно изучили техпаспорт, нашли ошибку -
тип двигателя значился "бензиновым", хотя модель и номер совпадали.
При оформлении документов нас уверили, что ошибка не критическая.
Так впоследствии и оказалось.
Оформив все формальности и расплатившись, попросили продавца,
учитывая нашу водительскую неопытность, доставить нас до выезда
из Иркутска, а далее уже ехали до Ангарска сами, следуя впритык
за машиной друзей.
БУДНИ
Еще до того, как отправиться из Ангарска домой, мы приобрели
сальник на привод и попытались с товарищем его заменить. Очевидно,
мы были не первые, кто пытался это сделать, ибо и сливная, и заливная
пробки на МКП были практически круглыми. Решили, что будет лучше
обратиться в сервис. Ограничились тем, что сменили масло в двигателе.
Место густой черной массы, нехотя вытекшей из поддона картера,
заняла минералка ELF turbo diesel 15W40, естественно, после промывочного
"Спектрола". После этого значительно снизилась вибрация двигателя.
Потом около месяца мы "привыкали к габаритам" машины. Потерлись
о забор на даче, "поцеловали" задом на стоянке ящик с песком (честь
и хвала объемным энергопоглощающим японским бамперам!) и совершили
еще ряд глупостей. В завершение процесса становления в тесном
гараже тестя, при легком контакте с пирамидой каких-то ящиков,
верхний из них предательски свалился и слегка помял крыло. Впрочем,
говорят, что без этих мелких неприятностей не обходится никто.
Чуть подробнее об объемных бамперах Corolla II. С нами произошел
такой случай. Стояли у ЗАГСа, ждали знакомых, чтобы поздравить
с бракосочетанием. Вдруг вижу - на нас задним ходом пятится "Москвич-2141"
с наглухо зашторенным задним стеклом. Сигналю - никакой реакции.
Следут толчок в переднюю часть моей машины, треск, хруст. Выхожу
- москвичевский бампер на "ударном" углу расколот, а у нашей малышки
ничего не пострадало. Остались только вопросы - зачем "Москвичам"
такие бамперы и стоит ли завешивать заднее стекло разного рода
тряпьем.
Однажды, когда пробег уже составил 1000 км, извлекая масляный
щуп, я ужаснулся черному цвету масла. Решив, что процесс вымывания
грязи из двигателя продолжается, поехал на станцию замены масла,
где узнал, что черное масло для дизеля - норма. На всякий случай
сменил масло на Mobil Delvac (тоже минералку).
Приехав вскоре в Ангарск, отправился по сервисам, чтобы заменить
пресловутый сальник на коробке. Оказывается, ремонтники панически
боятся пробок с сорванными гранями. Объехав четыре (!) сервиса,
уже отчаявшись, наконец, нашел фирму, где выкрутили злосчастные
пробки, установили новый сальник, заменили масло в коробке (также
предварительно промыв "Спектролом") на Shell Spirax 80W90. За
все про все взяли 150 руб. Кстати, и в двигатель, и в коробку
я добавлял модификатор трения ER. Положительный эффект, безусловно,
есть, работа двигателя стала мягче. Согласно рекламе, ER создает
защитную пленку на трущихся элементах двигателя, что при качестве
нашей солярки весьма кстати. Да, еще сразу после покупки перед
основным топливным фильтром мы самостоятельно врезали обычный
цилиндрический пластиковый десятирублевый топливный фильтр. Хитрость
в том, что его менять можно хоть каждый месяц - это просто и не
накладно. В то же время более дорогой и сложный в замене FC 158
работает в два раза дольше, т. е. 15-20 тыс. км. Не помешает и
дополнительная ступень фильтрации.
Чуть позже при скорости более 60 км/ч появился посторонний гул,
который постепенно усиливался. Предстояла поездка в Братск (800
км в обе стороны), и я решил заняться гулом после. Кстати, многие
считали безумием через 1,5 месяца после получения прав предпринимать
такое затяжное путешествие, тем более, дороги мы не знали. Но
уж очень хотелось проверить и себя, и машину. Все окончилось благополучно,
Братск и дорога туда нам очень понравились, за исключением участка
Куйтун - Тулун, где дорога представляет десятки километров безобразной
грунтовки. Да и в самом Тулуне только с помощью редких указателей
понимаешь, что под колесами - федеральная трасса М-53, такие ухабы
даже для российских городов большая редкость.
После возвращения из Братска неприятный гул ощущался уже при
40 км/ч. Наконец я отправился в знакомый ангарский сервис, где
моментально определили - агонизирует ступичный подшипник правого
переднего колеса. Причина выхода из строя - незатянутая ступичная
гайка. Стоимость подшипника в магазине - 950 руб., замена - 250
руб. Тут же специалисты "порадовали" меня - состояние всех шарниров
рулевого управления критическое, но замена не обязательна - местный
токарь переделает на разборный вариант, будет "лучше новых". Итого
через месяц я разорился на 1260 рублей - 1100 за работу и 160
руб. стоил пыльник на рулевую рейку (старый оказался рваный).
Во время этой работы мастер обратил внимание на передние стойки
- они, вроде, начали "потеть". Значит, вскоре готовь 1000 руб.
за восстановление, либо 2500-3000 руб. за пару исправных б/у.
После ревизии рулевого управления стал замечать - при развороте
в крайних положениях руля снизу раздается какой-то шорох. Встали
на яму. Оказывается, горе-мастера при установке нового пыльника
рейки "закрепили" широкий раструб витком медной проволоки, поэтому
при повороте пыльник попросту "ездил" по корпусу рулевого механизма.
Проблему устранили сами за полчаса, купив трехрублевый хомут.
Впоследствии оказалось, что и стойки еще поживут.
Итак, на устранения "первородных" грехов нашего автомобильчика
ушло и уйдет долларов 200 (не считая масел, фильтров, технических
жидкостей). Кстати, сейчас езжу на "Спектроле-Турбо-Универсале"
(полусинтетика). Дело в том, что применяемый масляный фильтр С-112
достаточно дорог (японский 450 руб.) и, если пользоваться минералкой,
менять которую надо через 5000 км, можно разориться только на
фильтрах. Например, используя разливную минералку ZIC (65 руб./л),
за 20000 км израсходуется 4 фильтра С-112 (1800 руб.) и 16 литров
масла (1040 руб.). Итого - 2840 руб. Используя полусинтетику (замена
через 10000 км), получаем 2 фильтра - 900 руб., 2 канистры "Спектрола"
- еще 900 руб. Итого - 1800 руб. Экономия более чем на 1000 руб.
плюс в 2 раза меньше забот.
Что же касается расхода горючего, я замерял его в "трассовом"
режиме при средней скорости 110 км/ч и средней загрузке, при хорошем
состоянии покрытия. Результат впечатляет - чуть менее 5 л/100
км.
Тяговитость двигателя хорошая, особенно заметна на малых оборотах,
хотя, конечно, машина землю под собой не роет. Турбонаддув схватывает
мягко, почти незаметно, на полуторалитровом дизеле так, очевидно,
и должно быть. Максимальная скорость - 160 км/ч. Однако, даже
по очень хорошей и прямой трассе вряд ли стоит мчаться с предельной
скоростью. Во-первых, из соображений безопасности, во-вторых,
дизель не любит критических оборотов (как и турбина), в-третьих,
расход топлива на максимальных режимах резко возрастает. Кратковременное
же ускорение при обгонах - как нельзя более кстати.
Что же касается вынужденных расходов на ремонт нашего автомобильчика,
то они, конечно, огорчают, но "все равно его не брошу, потому
что он хороший!"
РЕЗЮМЕ
Машинка небольшая, но, вопреки расхожему мнению, отнюдь не обязательно
женская. Редкая женщина будет рада шумноватому дизелю и механической
коробке (моя жена, например, до сих пор с "механикой" не очень
дружна). Внешность автомобильчика запоминающаяся, оригинальная,
элегантная. Оказывается, можно делать небольшие машины с интересным
дизайном. Часто подходят незнакомые люди, интересуются. Награждают
эпитетами: "легкая", "кругленькая", "веселенькая", "забавная",
"симпатичная", "рыбка", "дельфинчик". Кстати, посты ГИБДД, видимо,
предпочитая более крупную "рыбу", весьма редко обращают на нас
внимание, чему мы только рады. Машина очень маневренна, экономична,
обладает хорошей динамикой, устойчива, удобно паркуется на малых
площадях. Заднее сиденье позволяет вполне сносно расположиться
двум взрослым либо трем детям (при необходимости складывается,
образуя весьма вместительный багажник). На передних сиденьях удобно
и просторно, но только если ваш рост не более 180 см. В противном
случае будете тереть головой потолок. Мой рост - 176 см, вес -
около 100 кг (худым не назовешь), и то каких-либо серьезных неудобств
не испытываю.
В общем, я бы сказал, что Corolla-II идеальна для молодой "нетолстой"
семьи с одним-двумя детишками, живущей в городе. Впрочем, выезды
на природу или дачу тоже не возбраняются, если не гнать и есть
хоть какое-то подобие дороги.
Немного хотелось бы и покритиковать. Жестковатая подвеска на
плохих дорогах, комфорт, конечно, снижает. Не помешал бы "дворник"
на заднем стекле, да и фары в дождь и грязь быстро "слепнут".
Как уже говорил, хотелось бы тахометр. Индикаторы повторителя
"поворотников" расположены не очень удачно - часто их не видно
из-за обода рулевого колеса, соответственно на трассе, когда шум
не позволяет услышать щелканье релюшки, порой забываешь после
обгона отключить поворотник. Ну и, конечно, всякий дизель пошумней
бензинового собрата, но какое удовольствие осознавать, что понятия
"карбюратор", "зажигание", "свеча", "искра", "пробой" очень далеки
от тебя и малоинтересны.
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
Наверное, когда-нибудь у нас будет другая машина. Возможно, она
будет мощней, комфортней, проходимей или грузоподъемней. Но забыть
свою первую дизельную любовь нам никогда не удастся, ибо в первой
твоей машине есть что-то непостижимое, чего не будет ни в одной
последующей - впервые открытое ощущение новой, неизведанной степени
свободы.
С уважением, постоянные читатели "Автомаркета",
док. NN 38 AT 316359; 38 AT 316499.
Мы по-прежнему ждем от читателей подробных писем с
рассказами о ваших автомобилях. Опубликованные письма (фото
весьма желательны) будут оценены гонораром. Присылайте по
адресу редакции или электронной почте E-mail: postmaster@automarket.irkutsk.ru