АМЕРИКАНСКИЙ ШОК,
ПЕРЕЖИТЫЙ В РОССИИ
В начале лета в семьях иркутских милиционеров жили
американские коллеги. И не только жили, но доблестно
служили почти две недели бок о бок с сибиряками. Гости
оказались "запланированно" отзывчивы - в начале сентября
наших земляков уже встречала статуя Свободы.
Если бы не зародившийся в Штатах проект "Гармония",
выступающий против насилия в семье, вряд ли бы появилась
эта уникальная возможность - американским полицейским
познакомиться с работой нашей милиции, а служащим российских
правоохранительных органов узнать, "что почем" в США.
Раиса Георгиевна ЧЕРНОУСИКОВА, полковник милиции,
начальник курсов повышения квалификации Восточно-Сибирского
института МВД, за чашкой чая рассказала корреспонденту
"А+С" о недавней поездке.
- Конечно, все время шло сравнение - вот у них, вот у нас...
Две недели пронеслись - не заметили. Мы любовались красотами
заокеанского континента, посещали полицейские участки, побывали
на судебных заседаниях, в тюрьмах, в полицейских академиях.
Своим профессиональным оком отмечали высокий уровень технической
оснащенности.., и каждый из нас неоднократно восклицал: "Вот
бы нам такое!". Владимир Журавлев, заместитель начальника ОБЭП
ГУВД, аж стонал: "Да наши парни на таких машинах, да при этой
технике..." Эх, Россия! Мы кивали и скребли затылки. Много ли
наработаешь на разбитом райотделовском "уазике" с двадцатью
литрами горючего в сутки?
В городе Парамп штата Невада ежесуточно выходят на дежурство
десять патрульных полицейских машин, не считая других служб,
на происшествия выезжают еще и резервные. А живет в этом Парампе
всего 35 тысяч жителей. Вот так. Но мы находили контрдоводы
и в пользу своих: "А у нас участковый Игорь Верхозин из Октябрьского
РОВД каждого на своем участке до третьего колена знает, и без
всякого "форда", на своих двоих, до них добирается".
В дежурной части полицейского участка необходимая принадлежность
- аппарат по определению содержания алкоголя в организме; не
надо "клиента" возить по больницам. Тут же "откатывают" пальчики,
минута - и компьютерная база данных про любого задержанного,
если он хотя бы раз попадал в поле зрения полиции, дежурному
дает знать все: кто он, в каком штате за ним "идет след", как
платит налоги, за что был оштрафован. Для них не проблема получить
подобную информацию на месте задержания, скажем, на дороге -
практически все патрульные машины оборудованы бортовыми компьютерами.
Это, кстати, оказывается громадным подспорьем при ДТП, особенно
когда речь идет о жизни и смерти - в считаные секунды, если
того требует ситуация, можно, например, получить информацию
о группе крови пострадавшего.
- На каких машинах несут службу американские полицейские?
- Много японских, но в сознании каждого американца настолько
глубоко сидит гордость за свою страну, что даже в автомобильных
предпочтениях они отдают приоритет своим производителям. При
этом не молчат, а вовсю расхваливают родные машины. Да и авто
в дежурной части все новые, красивые, ухоженные, ну, во всяком
случае не битые, как у нас, когда бампер "на веревочке". Да
и служат они года два, не больше, а дальше - отправляются на
продажу или списание.
С особым трепетом американцы относятся к своему "Харлею-Дэвидсону".
Среди полицейских, работающих на мотоциклах, как и в десантных
войсках, роста "метр с кепкой" нет, для службы на "Харлеях"
берут только физически крепких ребят, чтобы этим культовым "монстром"
с легкостью управляли. Плюс "пояс-разгрузка" - круче не бывает.
На нем тебе и "Глок-17" сорок пятого калибра, наручники, нож,
фонарик, ключи, и еще добрый десяток всевозможных кармашков.
Свой родной "Макаров" мы стали ценить еще выше: и в руке лучше
лежит, и аккуратнее "Глока".
Средства для патрулирования у полицейских достаточно разнообразны:
машина, мотоцикл, лошадь и даже велосипед.
- В России про военных порой шутят - "зимой и летом одним
цветом". Америка этим страдает?
- В штатах форма полицейских отвечает требованиям погоды и
специфики службы. В южных, таких, как Невада, она песочного
цвета. В Техасе полицейский на голове гордо несет ковбойскую
шляпу с загнутыми полями. Шлем и шорты -у служащих на велосипедах.
Если страж порядка на лошади, то в бриджах и сапогах со шпорами.
- Ну, судя по вашему рассказу, Раиса Георгиевна, с техническим
оснащением у них полный о,кей. А как дела обстоят с дорожной
дисциплиной? Хромает? После просмотра американских боевиков
становится страшно - хлещутся ребята почем зря, не жалея ни
себя, ни машин.
- Я думаю, что дороги Америки любой наш сибирский водитель
покорил бы без всяких проблем. После наших-то автотрасс при
"хаотичном", как говорили гостившие полицейские, движении, это
было бы схоже с семейной прогулкой после приличного ралли. Ведь
при том, что машины на их дорогах движутся в три, четыре ряда,
там с дисциплиной полный порядок.
Америка - страна не только автомобильных дорог, но и закона.
Перед ним ни у кого нет привилегий, равны все. И закон американских
дорог обязан исполнять каждый гражданин, невзирая на чин, должность,
цвет кожи, "свежесть" автомобиля, материальное состояние. Положено
ехать со скоростью 80 миль в час и все (!) едут 80!
Был такой случай. Отправились мы с офицером полиции Робертом
Лоссоном из Лас-Вегаса в Парамп. Автострада рано утром почти
свободная. Мы слегка опаздываем. Смотрю на часы, тычу пальцем
в спидометр. Надо заметить, что ни Роберт по-русски, ни я по-английски
- ни бум-бум, но мои манипуляции очень красноречивы, и Роберт,
вздохнув, прибавляет газу - на спидометре девяносто. Но через
несколько минут съезжает на обочину. На мой вопросительный взгляд
показывает на заднее стекло. Смотрю - о, боже, патрульная машина!
(Как потом выяснилось, у них на дорогах стоят радары.) На лице
Роберта отражаются все цвета побежалости от синюшного до темно-бордового,
и он сидит, ухватившись за руль в полном смятении. У патрульной
машины открывается дверь и высунутая рука полицейского (рядового!)
манит моего американца из машины. А Роберт... Он бы, конечно,
выскочил, но ему неудобно из-за меня. Дело в том, что в Иркутске
были ситуации (Роберт нес службу со мной), когда меня останавливали,
и он видел, что из машины я не выходила. Роберт, не желая терять
передо мной лицо, стал кричать полицейскому, что он везет "рашен
полицейского". Рядовой вразвалочку (теперь я знаю, что все блюстители
дорожных законов -будь то в Америке, будь то в России - имеют
одинаковую походку) направляется к нам. Когда он наклоняется
посмотреть, в самом ли деле это так, я в солидарность с Робертом
изображаю на лице радость от встречи и долго трясу ему руку.
Но на этом инцидент не был исчерпан. Полицейский еще минут десять
читал наставления по правилам дорожного движения. Мы с Робертом
кивали головами и сокрушались над своей лихостью, причем мой
водитель это делал с весьма удрученным видом. Как выяснилось
позже, полицейский, остановивший нас, был не только рядовым,
но еще и коллегой Роберта по одному, как бы у нас сказали, райотделу.
Чест- но скажу, до этого не доводилось видеть, чтобы офицера
воспитывал рядовой.
Американский полицейский - уважаемый человек. Все повинуются
даже легкому движению его руки. Когда мы ездили по Вашингтону,
нас сопровождали полицейские машины. На перекрестках регулировщики
останавливали всех поднятием ладони. Легкий взмах, и огромный
поток машин замирал. Эти американцы, возможно, сами того не
подозревая, показали нам, как они работают. Когда мы вышли из
автобуса, то зааплодировали и пожали руки коллегам. Восхищение
было искренним -уж нам-то известно, что когда в Иркутск кто-то
приезжает, возле каждого дерева ставят милиционера - не дай
бог кто-нибудь выскочит.., что, кстати, очень даже возможно!
- Но что же так дисциплинирует водителей, возможно, дорожные
штрафы?
- Я не интересовалась штрафными санкциями, но знаю, что в Америке
они весьма велики, потому водителям проще соблюдать правила
движения. Американцы хорошо считают свои деньги и "на дорогу"
их не бросают. Помню, как в России тот же Роберт с удовольствием
разъезжал без ремня - а в Америке обязаны пристегиваться все,
хоть на задних, хоть на передних сиденьях, и когда я ему напомнила
- "в России - ноу белтс", мой Роберт испуганно замотал головой:
"Но-о-о-у-у-у"! У них многие авто, для особо забывчивых, даже
оборудованы звуковым сигналом.
Вы понимаете, они очень воспитаны - что на дорогах, что в жизни.
Там какой-то удивительный "кодекс чести" между водителями, а
отношение водителя к пешеходу - особая песня: вежливость и предупредительность
чувствуется во всем. Довелось это испытать на себе. Иду в центре
Лас-Вегаса со своей группой. И не заметила как сошла на проезжую
часть. С любопытством верчу головой направо-налево. Чужой город,
чужая страна - все интересно. Слышу, кто-то из наших меня окликает.
Оборачиваюсь - мама дорогая! - позади меня собрался приличный
"хвост" автомобилей, и никому не пришло в голову пугнуть сигналом
- мол, уступи дорогу. Как объяснил переводчик Марк Менс, у них
не принято (!) неуважительно обращаться с пешеходом.
У них много не принято того, что в порядке вещей у нас. Движение
там не сродни иркутскому, по городской магистрали машины идут
сплошным потоком. Представьте себя на такой трассе в России,
когда необходимо перестроиться в другой ряд... У них водитель
просто подает сигнал и... остальные приостанавливаются, уступая
дорогу. Где же это у нас позволят втиснуться, даже если тебе
в лоб идет встречная машина - тот, чье "плечо" рядом, будет
твердокаменно держать свой курс, не давая шанса "изгою". Во
многом поэтому мы так часто у себя видим на дорогах искореженные
машины, пятна крови на асфальте. Часто, очень часто виновником
являются амбиции - у меня автомобиль мощнее или дороже, а простого
человеческого внимания нет, в дефиците. Некоторые мечтают ездить
на БТРе - вот бы все шарахались.Там же, сколько мы жили и бывали
в Нью-Йорке, Вашингтоне, Лас-Вегасе, Техасе, Неваде, Калифорнии,
Нью-Джерси, Нью-Кемпшире, я ни разу не увидела аварий и стоящих
на обочине неисправных машин.
- Ну, с авариями понятно. А от поломок на дороге никто не
застрахован!
- Конечно, но они у них без проблем решаются. Я стала очевидцем
любопытного случая. Как-то нам с подругой Роберта Сьюзен пришлось
припарковаться из-за неисправности. Вышли из машины, подняли
капот. Я в машине больше водитель, чем слесарь, она - вообще
"чайник", за рулем всего ничего. Стоим в раздумье. Останавливается
проезжающая машина - водитель увидел нашу беспомощность. Мужчина
не стал даже заглядывать под капот, он по "сотику" быстро переговорил
с кем-то и успокоил нас, что сейчас все будет в полном порядке.
Действительно, через две-три минуты подъехала техническая помощь.
Ребята в комбинезонах все исправили за пару минут, ни цента
не взяли и укатили, пожелав счастливой дороги. И все это с шутками,
улыбками.
Они вообще много улыбаются. И всегда готовы помочь. Однажды
я замешкалась на перекрестке, и тут же какой-то мужчина: "Мэм"!
- и свой локоть подставил, увидев, что человек растерялся, предложил
помощь, перевел на другую сторону. В России же хоть слепой человек,
хоть старый, редко дождется помощи.
К женщине за рулем там относятся по-особому бережно. Как-то
со Сьюзен мы ехали в Неваде, она "подрезала" какую-то машину.
Сьюзен в зеркало: улыбнулась водителю, он ей в ответ, дескать,
ничего страшного, бывает. И все. Я была ошарашена.
- Действительно, российские дороги - особенность национальная?
- Нам в Америке довелось увидеть одну "вскрытую" трассу. Ее
можно было сравнить со слоеным бутербродом - в несколько рядов
галька, грунт, бетон и... поролон. Дороги там - удовольствие
как хороши. После тамошних трасс и дисциплины на них я поняла
реакцию Роберта на дороги наши и "хаотичное" движение. Я в Иркутске
живу в Копае, подъезды там фронтовые, рессоры выдерживают один
сезон. Так американский гость постоянно говорил: "Раиса, как
ты здесь ездишь?", никогда не просил руль, а во время езды очень
часто давил на коврик ногой. Я решила, что он не водит машину,
а по приезде в Америку оказалось, что у него их две.
- Какова в Штатах стоимость бензина?
- Доллар за галлон, а его объем около трех литров. Сегодня
в России мы заправляемся по американским ценам, получая вьетнамскую
зарплату.
- Среди такого богатства впечатлений можно все-таки выделить
то, что поразило вас больше всего?
- Да. Отношение к инвалидам. Марина, тебе приходилось в Иркутске
видеть человека в инвалидной коляске? Мне - нет. А там... я
даже не знаю, можно ли отнести это к средствам передвижения.
Если в России человек не может самостоятельно передвигаться,
для него рушатся многие привычные вещи, он оторван от жизни,
"замурован" в своей квартире, мир сужается до размера окна да
экрана телевизора. А там инвалиды ничего не лишены. На каждом
шагу чувствуется забота о них: въезд в общественный транспорт
возможен без всяких проблем, специальные дорожки, всевозможные
приспособления позволяют продолжать полноценную работу, отдыхать,
"ходить" по магазинам, развлекаться. В казино Лас-Вегаса я видела
пожилую негритянку на инвалидной коляске, которая одной рукой
кидала в рот хрустящий поп-корн, а другой доставала из огромного
бочонка жетоны и азартно сражалась с игровым автоматом. "Обезноженный"
человек может жить полноценно и интересно.
- У вас сложилось впечатление, что люди в этой стране счастливы?
- Да. Они счастливы, в самом деле счастливы. Правительство
думает о них. Они думают о себе. И, знаете, их не интересует
наша Россия и все наши проблемы. У меня за все эти полмесяца
никто не спросил: "Как вы там живете?" Перед поездкой в Америку
нас предупредили, что может наступить культурный шок от увиденного...
Ничего подобного. Он наступил у меня здесь, когда я вернулась.
Марина СТАНИСЛАВЧИК.