искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

OUTSIDE.

АМЕРИКАНСКИЙ ШОК,
ПЕРЕЖИТЫЙ В РОССИИ

В начале лета в семьях иркутских милиционеров жили американские коллеги. И не только жили, но доблестно служили почти две недели бок о бок с сибиряками. Гости оказались "запланированно" отзывчивы - в начале сентября наших земляков уже встречала статуя Свободы.

Если бы не зародившийся в Штатах проект "Гармония", выступающий против насилия в семье, вряд ли бы появилась эта уникальная возможность - американским полицейским познакомиться с работой нашей милиции, а служащим российских правоохранительных органов узнать, "что почем" в США.

Раиса Георгиевна ЧЕРНОУСИКОВА, полковник милиции, начальник курсов повышения квалификации Восточно-Сибирского института МВД, за чашкой чая рассказала корреспонденту "А+С" о недавней поездке.

- Конечно, все время шло сравнение - вот у них, вот у нас... Две недели пронеслись - не заметили. Мы любовались красотами заокеанского континента, посещали полицейские участки, побывали на судебных заседаниях, в тюрьмах, в полицейских академиях. Своим профессиональным оком отмечали высокий уровень технической оснащенности.., и каждый из нас неоднократно восклицал: "Вот бы нам такое!". Владимир Журавлев, заместитель начальника ОБЭП ГУВД, аж стонал: "Да наши парни на таких машинах, да при этой технике..." Эх, Россия! Мы кивали и скребли затылки. Много ли наработаешь на разбитом райотделовском "уазике" с двадцатью литрами горючего в сутки?

В городе Парамп штата Невада ежесуточно выходят на дежурство десять патрульных полицейских машин, не считая других служб, на происшествия выезжают еще и резервные. А живет в этом Парампе всего 35 тысяч жителей. Вот так. Но мы находили контрдоводы и в пользу своих: "А у нас участковый Игорь Верхозин из Октябрьского РОВД каждого на своем участке до третьего колена знает, и без всякого "форда", на своих двоих, до них добирается".

В дежурной части полицейского участка необходимая принадлежность - аппарат по определению содержания алкоголя в организме; не надо "клиента" возить по больницам. Тут же "откатывают" пальчики, минута - и компьютерная база данных про любого задержанного, если он хотя бы раз попадал в поле зрения полиции, дежурному дает знать все: кто он, в каком штате за ним "идет след", как платит налоги, за что был оштрафован. Для них не проблема получить подобную информацию на месте задержания, скажем, на дороге - практически все патрульные машины оборудованы бортовыми компьютерами. Это, кстати, оказывается громадным подспорьем при ДТП, особенно когда речь идет о жизни и смерти - в считаные секунды, если того требует ситуация, можно, например, получить информацию о группе крови пострадавшего.

- На каких машинах несут службу американские полицейские?

- Много японских, но в сознании каждого американца настолько глубоко сидит гордость за свою страну, что даже в автомобильных предпочтениях они отдают приоритет своим производителям. При этом не молчат, а вовсю расхваливают родные машины. Да и авто в дежурной части все новые, красивые, ухоженные, ну, во всяком случае не битые, как у нас, когда бампер "на веревочке". Да и служат они года два, не больше, а дальше - отправляются на продажу или списание.

С особым трепетом американцы относятся к своему "Харлею-Дэвидсону". Среди полицейских, работающих на мотоциклах, как и в десантных войсках, роста "метр с кепкой" нет, для службы на "Харлеях" берут только физически крепких ребят, чтобы этим культовым "монстром" с легкостью управляли. Плюс "пояс-разгрузка" - круче не бывает. На нем тебе и "Глок-17" сорок пятого калибра, наручники, нож, фонарик, ключи, и еще добрый десяток всевозможных кармашков. Свой родной "Макаров" мы стали ценить еще выше: и в руке лучше лежит, и аккуратнее "Глока".

Средства для патрулирования у полицейских достаточно разнообразны: машина, мотоцикл, лошадь и даже велосипед.

- В России про военных порой шутят - "зимой и летом одним цветом". Америка этим страдает?

- В штатах форма полицейских отвечает требованиям погоды и специфики службы. В южных, таких, как Невада, она песочного цвета. В Техасе полицейский на голове гордо несет ковбойскую шляпу с загнутыми полями. Шлем и шорты -у служащих на велосипедах. Если страж порядка на лошади, то в бриджах и сапогах со шпорами.

- Ну, судя по вашему рассказу, Раиса Георгиевна, с техническим оснащением у них полный о,кей. А как дела обстоят с дорожной дисциплиной? Хромает? После просмотра американских боевиков становится страшно - хлещутся ребята почем зря, не жалея ни себя, ни машин.

- Я думаю, что дороги Америки любой наш сибирский водитель покорил бы без всяких проблем. После наших-то автотрасс при "хаотичном", как говорили гостившие полицейские, движении, это было бы схоже с семейной прогулкой после приличного ралли. Ведь при том, что машины на их дорогах движутся в три, четыре ряда, там с дисциплиной полный порядок.

Америка - страна не только автомобильных дорог, но и закона. Перед ним ни у кого нет привилегий, равны все. И закон американских дорог обязан исполнять каждый гражданин, невзирая на чин, должность, цвет кожи, "свежесть" автомобиля, материальное состояние. Положено ехать со скоростью 80 миль в час и все (!) едут 80!

Был такой случай. Отправились мы с офицером полиции Робертом Лоссоном из Лас-Вегаса в Парамп. Автострада рано утром почти свободная. Мы слегка опаздываем. Смотрю на часы, тычу пальцем в спидометр. Надо заметить, что ни Роберт по-русски, ни я по-английски - ни бум-бум, но мои манипуляции очень красноречивы, и Роберт, вздохнув, прибавляет газу - на спидометре девяносто. Но через несколько минут съезжает на обочину. На мой вопросительный взгляд показывает на заднее стекло. Смотрю - о, боже, патрульная машина! (Как потом выяснилось, у них на дорогах стоят радары.) На лице Роберта отражаются все цвета побежалости от синюшного до темно-бордового, и он сидит, ухватившись за руль в полном смятении. У патрульной машины открывается дверь и высунутая рука полицейского (рядового!) манит моего американца из машины. А Роберт... Он бы, конечно, выскочил, но ему неудобно из-за меня. Дело в том, что в Иркутске были ситуации (Роберт нес службу со мной), когда меня останавливали, и он видел, что из машины я не выходила. Роберт, не желая терять передо мной лицо, стал кричать полицейскому, что он везет "рашен полицейского". Рядовой вразвалочку (теперь я знаю, что все блюстители дорожных законов -будь то в Америке, будь то в России - имеют одинаковую походку) направляется к нам. Когда он наклоняется посмотреть, в самом ли деле это так, я в солидарность с Робертом изображаю на лице радость от встречи и долго трясу ему руку. Но на этом инцидент не был исчерпан. Полицейский еще минут десять читал наставления по правилам дорожного движения. Мы с Робертом кивали головами и сокрушались над своей лихостью, причем мой водитель это делал с весьма удрученным видом. Как выяснилось позже, полицейский, остановивший нас, был не только рядовым, но еще и коллегой Роберта по одному, как бы у нас сказали, райотделу. Чест- но скажу, до этого не доводилось видеть, чтобы офицера воспитывал рядовой.

Американский полицейский - уважаемый человек. Все повинуются даже легкому движению его руки. Когда мы ездили по Вашингтону, нас сопровождали полицейские машины. На перекрестках регулировщики останавливали всех поднятием ладони. Легкий взмах, и огромный поток машин замирал. Эти американцы, возможно, сами того не подозревая, показали нам, как они работают. Когда мы вышли из автобуса, то зааплодировали и пожали руки коллегам. Восхищение было искренним -уж нам-то известно, что когда в Иркутск кто-то приезжает, возле каждого дерева ставят милиционера - не дай бог кто-нибудь выскочит.., что, кстати, очень даже возможно!

- Но что же так дисциплинирует водителей, возможно, дорожные штрафы?

- Я не интересовалась штрафными санкциями, но знаю, что в Америке они весьма велики, потому водителям проще соблюдать правила движения. Американцы хорошо считают свои деньги и "на дорогу" их не бросают. Помню, как в России тот же Роберт с удовольствием разъезжал без ремня - а в Америке обязаны пристегиваться все, хоть на задних, хоть на передних сиденьях, и когда я ему напомнила - "в России - ноу белтс", мой Роберт испуганно замотал головой: "Но-о-о-у-у-у"! У них многие авто, для особо забывчивых, даже оборудованы звуковым сигналом.

Вы понимаете, они очень воспитаны - что на дорогах, что в жизни. Там какой-то удивительный "кодекс чести" между водителями, а отношение водителя к пешеходу - особая песня: вежливость и предупредительность чувствуется во всем. Довелось это испытать на себе. Иду в центре Лас-Вегаса со своей группой. И не заметила как сошла на проезжую часть. С любопытством верчу головой направо-налево. Чужой город, чужая страна - все интересно. Слышу, кто-то из наших меня окликает. Оборачиваюсь - мама дорогая! - позади меня собрался приличный "хвост" автомобилей, и никому не пришло в голову пугнуть сигналом - мол, уступи дорогу. Как объяснил переводчик Марк Менс, у них не принято (!) неуважительно обращаться с пешеходом.

У них много не принято того, что в порядке вещей у нас. Движение там не сродни иркутскому, по городской магистрали машины идут сплошным потоком. Представьте себя на такой трассе в России, когда необходимо перестроиться в другой ряд... У них водитель просто подает сигнал и... остальные приостанавливаются, уступая дорогу. Где же это у нас позволят втиснуться, даже если тебе в лоб идет встречная машина - тот, чье "плечо" рядом, будет твердокаменно держать свой курс, не давая шанса "изгою". Во многом поэтому мы так часто у себя видим на дорогах искореженные машины, пятна крови на асфальте. Часто, очень часто виновником являются амбиции - у меня автомобиль мощнее или дороже, а простого человеческого внимания нет, в дефиците. Некоторые мечтают ездить на БТРе - вот бы все шарахались.Там же, сколько мы жили и бывали в Нью-Йорке, Вашингтоне, Лас-Вегасе, Техасе, Неваде, Калифорнии, Нью-Джерси, Нью-Кемпшире, я ни разу не увидела аварий и стоящих на обочине неисправных машин.

- Ну, с авариями понятно. А от поломок на дороге никто не застрахован!

- Конечно, но они у них без проблем решаются. Я стала очевидцем любопытного случая. Как-то нам с подругой Роберта Сьюзен пришлось припарковаться из-за неисправности. Вышли из машины, подняли капот. Я в машине больше водитель, чем слесарь, она - вообще "чайник", за рулем всего ничего. Стоим в раздумье. Останавливается проезжающая машина - водитель увидел нашу беспомощность. Мужчина не стал даже заглядывать под капот, он по "сотику" быстро переговорил с кем-то и успокоил нас, что сейчас все будет в полном порядке. Действительно, через две-три минуты подъехала техническая помощь. Ребята в комбинезонах все исправили за пару минут, ни цента не взяли и укатили, пожелав счастливой дороги. И все это с шутками, улыбками.

Они вообще много улыбаются. И всегда готовы помочь. Однажды я замешкалась на перекрестке, и тут же какой-то мужчина: "Мэм"! - и свой локоть подставил, увидев, что человек растерялся, предложил помощь, перевел на другую сторону. В России же хоть слепой человек, хоть старый, редко дождется помощи.

К женщине за рулем там относятся по-особому бережно. Как-то со Сьюзен мы ехали в Неваде, она "подрезала" какую-то машину. Сьюзен в зеркало: улыбнулась водителю, он ей в ответ, дескать, ничего страшного, бывает. И все. Я была ошарашена.

- Действительно, российские дороги - особенность национальная?

- Нам в Америке довелось увидеть одну "вскрытую" трассу. Ее можно было сравнить со слоеным бутербродом - в несколько рядов галька, грунт, бетон и... поролон. Дороги там - удовольствие как хороши. После тамошних трасс и дисциплины на них я поняла реакцию Роберта на дороги наши и "хаотичное" движение. Я в Иркутске живу в Копае, подъезды там фронтовые, рессоры выдерживают один сезон. Так американский гость постоянно говорил: "Раиса, как ты здесь ездишь?", никогда не просил руль, а во время езды очень часто давил на коврик ногой. Я решила, что он не водит машину, а по приезде в Америку оказалось, что у него их две.

- Какова в Штатах стоимость бензина?

- Доллар за галлон, а его объем около трех литров. Сегодня в России мы заправляемся по американским ценам, получая вьетнамскую зарплату.

- Среди такого богатства впечатлений можно все-таки выделить то, что поразило вас больше всего?

- Да. Отношение к инвалидам. Марина, тебе приходилось в Иркутске видеть человека в инвалидной коляске? Мне - нет. А там... я даже не знаю, можно ли отнести это к средствам передвижения. Если в России человек не может самостоятельно передвигаться, для него рушатся многие привычные вещи, он оторван от жизни, "замурован" в своей квартире, мир сужается до размера окна да экрана телевизора. А там инвалиды ничего не лишены. На каждом шагу чувствуется забота о них: въезд в общественный транспорт возможен без всяких проблем, специальные дорожки, всевозможные приспособления позволяют продолжать полноценную работу, отдыхать, "ходить" по магазинам, развлекаться. В казино Лас-Вегаса я видела пожилую негритянку на инвалидной коляске, которая одной рукой кидала в рот хрустящий поп-корн, а другой доставала из огромного бочонка жетоны и азартно сражалась с игровым автоматом. "Обезноженный" человек может жить полноценно и интересно.

- У вас сложилось впечатление, что люди в этой стране счастливы?

- Да. Они счастливы, в самом деле счастливы. Правительство думает о них. Они думают о себе. И, знаете, их не интересует наша Россия и все наши проблемы. У меня за все эти полмесяца никто не спросил: "Как вы там живете?" Перед поездкой в Америку нас предупредили, что может наступить культурный шок от увиденного... Ничего подобного. Он наступил у меня здесь, когда я вернулась.

Марина СТАНИСЛАВЧИК.

"Автомаркет+Спорт" №41 3.11.00




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика