искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Самое-самое.

ПОЛОСАТАЯ СТРАНИЧКА

В ИРКУТСКЕ В ЭТОМ ГОДУ ИСЧЕЗЛО 735 АВТОМОБИЛЕЙ

Интервью с Алексеем Николаевичем ОСИПОВЫМ получилось, на мой взгляд, достаточно откровенным. Начальник межрегионального отдела информационного обеспечения ГИБДД, пожалуй, один из немногих представителей силовых структур, кто не побоялся рассказать о достижениях и неудачах своего подразделения. Чаще журналисты сталкиваются с тем, что сотрудник в приватной беседе, без диктофона, выдает такие факты, что, казалось бы, успевай только делать сенсационные материалы. Но потом на полном серьезе просит об этом не писать. И предупреждает, что в случае публикации откажется от своих слов.

- Алексей Николаевич, область давно захлестнула волна краж и угонов автомобилей, часто проходят сообщения о том, что водитель, совершив аварию, сбив человека, покидает место ДТП, не оказав пострадавшему помощь. Объясните, кто на дороге хозяин? Кто или что мешает милиции найти виновного?

- Вести нормальный учет людей, находящихся за рулем, не позволяет в первую очередь наше законодательство.

- Вот как?

- Да, ситуация порой доходит до абсурда. Пример - на глазах у матери сбили ребенка, женщина запомнила госномер. Мгновенно мы устанавливаем личность человека, на кого машина зарегистрирована, находим его. А этот гражданин пишет объяснительную, что в данный момент "безлошадный", поскольку продал автомобиль еще три года назад, кому - не помнит, доверенность написал в кафе на берегу Ангары. Вот такая скрытая форма купли-продажи. Отчасти поэтому на сегодня количество аварий, когда виновный скрылся с места преступления, составляет 25 процентов от их общего числа. Еще один пример. Водитель припарковывает машину на дороге, оставив документы в салоне. Преступник угоняет ее, от руки(!) пишет доверенность на свое имя и спокойно ездит. Буквально вчера мы связывались с Читинской областью, где совершено убийство с похищением автомобиля. Труп хозяина "девяносто девятой" нашли на третьи сутки, а преступник, составив доверенность, проехал за это время Читинскую область, Бурятию, Иркутскую область, его задержали аж в Красноярском крае. Бумага, написанная от руки, без печати - это не документ, что бы мы ни говорили о правах человека, свободе и демократии.

В 1998 году через региональный институт законодательства нами подготовлен проект постановления об обязательной регистрации доверенности в ГИБДД. Но в юридическом отделе администрации области нам объяснили, что такой документ не пройдет, поскольку это незаконно и не входит в компетенцию Законодательного собрания Иркутской области. Хотя точно такое же постановление удалось провести по Усть-Ордынскому округу. Там человек регистрирует доверенность в ГИБДД и спокойно ездит. Сразу же заметен эффект - все подобные преступления, захлестнув область, не коснулись территории округа.

Главное управление ГИБДД России за последние четыре года неоднократно выходило с инициативой в Госдуму внести изменения в гражданский кодекс и отменить так называемые устные сделки без регистрации в государственных органах. Но ничего не сдвинулось с места, поневоле закрадывается мысль - а может, это кому-нибудь выгодно?

- Алексей Николаевич, вот ситуация: из самого центра Иркутска угоняют автомобиль. Объясните, хотя бы в теории, куда его могут спрятать за считанные минуты, это же не велосипед?

- Давайте разложим преступление по деталям. С момента совершения кражи до того, как хозяин спохватится, в среднем по Иркутску проходит 20 минут, еще 4-6 минут потерпевший тратит на заявление (поиски телефона и т. д.). Итого преступник имеет 24-26 минут на то, чтобы спрятать автомобиль. В то же время за пределы Иркутска из любой его точки можно проследовать за 15-20 минут. То есть к моменту сообщения в милицию машина уже уходит из города. Отсюда и эффективность введения оперативно-поисковых мероприятий подходит к нулю. Зачастую машина становится в отстой в этом же районе, далее следуют разные варианты. Иномарка, предназначенная для получения за нее выкупа, передается людям, специализирующимся на такого рода операциях. Тут у преступников полное разделение труда. Если не получилось с деньгами "по-хорошему", то преступники вывозят авто за пределы области. Маршруты самые разные, я просто не имею права разглашать оперативные сведения.

- Сколько машин таким образом исчезло уже в этом году и какую часть составляют самые дорогие - Toyota Land Cruiser, которые постоянно мелькают в оперативных сводках?

- За десять месяцев только в Иркутске украдено 617 автомобилей, еще 118 числится в угоне. 90 из них составляют именно Land Cruiser.

- Говорят, что такой вид преступления, как выкуп, характерен только для нашей области. Хотя бы примерно, какой процент машин возвращается за деньги?

- По моим данным, процентов 15 машин вторично "продаются" владельцам. "Бегущая строка" на телевидении, объявления в газетах, когда потерпевшие просят за вознаграждение(!) вернуть собственную машину, являются лакмусовой бумагой общего положения дел.

- В каких пределах колеблется сумма выкупа?

- В среднем за Toyota-Land Cruiser угонщики просят 5-7 тысяч долларов, Toyota-Surf, Nissan-Terrano возвращаются за 3-4 тысячи.

- Где заканчиваются функции ГИБДД и начинается работа следственных органов в деле раскрытия краж и угонов?

- Схема такая. Человек заявляет, чаще по телефону "02", об угоне. Информация через эфир идет на все посты и наряды, инспекторы записывают в служебные книги данные разыскиваемой машины, и в проходящем потоке ищут пропажу. Одновременно данные по транспортному средству вносятся в автоматизированные системы учета ГИБДД области и информация уходит на федеральный уровень. Если с момента совершения преступления прошло незначительное время, тогда начальник дежурной смены УВД города объявляет план-перехват. Закрываются посты, начинают работать поисковые группы. Через час-полтора перехват снимается. Потом работы идут по двум направлениям. ГИБДД также проверяет машины, совпадающие по марке, цвету. Дознание, уголовный розыск ведет свою работу. На третьем этапе украденные машины выявляются уже при техническом осмотре, в случае совершения ДТП и так далее. Если машина "ушла" ночью со стоянки или из кооператива, то, конечно, ни о каком перехвате не может быть и речи.

- Вообще, знание всей системы угонов и непринятие контрмер унизительно для милиции. Все мы знаем, что происходит, и самый раз спросить, а почему нельзя поймать преступников при передаче денег?

- Ответы на эти вопросы не входят в компетенцию ГИБДД.

- А кто может ответить?

- Уголовный розыск, отдел по розыску транспорта, это их работа. Спросите их.

- Спросим. Но вернемся к нашим машинам. Говорят, что второй раз одну и ту же машину не угоняют, поэтому бизнесмены предпочитают откупиться от бандитов один раз и жить "спокойно". Это так?

- На практике совсем не так. Теория "в одну воронку дважды снаряд не падает" не срабатывает. Есть факты, когда у человека дважды угоняют одну и ту же машину, он дважды ее выкупает и говорить о каком-то учете со стороны бандитов не приходится.

- Алексей Николаевич, все понятно: милицию плохо финансируют, она не ахти как оснащена технически, большая текучка кадров. Все равно, при всей своей организации и деньгах не могут бандиты настолько опережать ОВД. Мне кажется, что на каком-то этапе преступникам помогает кто-то из сотрудников. Не безвозмездно, конечно, "сливается" нужная информация, оказывается помощь при сопровождении криминальной машины.

- Такие факты есть и об этом нельзя не говорить. В этом году арестован инспектор ДПС Иркутска, организовавший угон машины прямо от батальона. Другой сотрудник задержан за сопровождение краденой машины. За деньги, за взятки некоторые сотрудники идут на преступления.

- А какую сумму могут предложить инспектору за незаконную услугу?

- Говорят, что суммы колеблются от 500 рублей до 2000 долларов, в зависимости от степени участия.

- Неужели за какие-то 500 рублей стоит ставить под удар собственную репутацию, карьеру и все остальное?

- Ситуации бывают разные. Одно дело, когда сотрудник милиции умышленно идет на преступление, другое - когда становится заложником нелепой истории. Ему предлагают сопроводить машину знакомые или друзья знакомых, мотивируя тем, что не пройден техосмотр или утеряны документы. Милиционер может просто не знать, что машина в розыске. Такие факты пресекаются, поскольку участие в преступлении остается участием.

- Но ведь сотрудник милиции в силу своей профессии должен заподозрить клиента, просчитать самые худшие варианты. Ясное дело, преступник никогда и не скажет, что автомобиль в розыске, он придумает самую правдоподобную версию. Или, принимая деньги, инспектор дает себе некое отступление, думая, авось с машиной все в порядке?

- Я не был в их шкуре, поэтому не знаю, кто и как преодолевает моральные проблемы. Считаю, что по большому счету все идет от того, что люди не имеют возможности зарабатывать хорошие деньги. Государство должно достойно содержать людей, чтобы они боялись потерять престижную, высокооплачиваемую работу и у них не было соблазна брать взятки.

- Вероятно, определенная часть автомобилей перегоняется в другие регионы.

- Перегоняют туда, где наблюдается спрос или есть уже конкретный покупатель. Сейчас машины уходят в бывшие азиатские республики, на запад России. Туда же идет поток из Белоруссии. Показательный случай произошел у нас. Инспекторы задержали "Жигули" седьмой модели, угнанные в Москве. За рулем находился гражданин Монголии. Причем он, ничего не подозревая, колесил по Монголии три года. По делам ехал в нашу область, проехал Читу, Бурятию. На посту "Рубеж" в Слюдянке "семерку" проверили по учету розыска, задержали и связались с Москвой. Настоящий владелец приезжал забирать машину сюда сам. Между тем, монгол обратился в консульство с жалобой на то, что у него за два года до покупки московской машины угнали "Жигули", купленные в Иркутске, но почему-то их не ищут, а московскую машину изъяли. Водителю повезло. И вторую машину мы нашли, на ней были частично изменены номера на кузове.

В Калининградской области находились машины, исчезнувшие с улиц Иркутска, в Москве, Санкт-Петербурге, на Дальнем Востоке. И наоборот, автомобили, украденные в Австрии, Хорватии, Швеции, объявлялись у нас.

- Известно, что в первую очередь перебивают номера на двигателе и кузове. Неужели цифры так легко подделать, что в дальнейшем нельзя заподозрить "липу"?

- Существуют частичные и полные подделки номеров агрегатов. Тройку добивают до восьмерки. Ноль - на восьмерку или девятку. Другой способ заключается в полной замене панели. Эта часть кузова переваривается достаточно легко, особенно в машинах Волжского завода. Когда потерпевшие дают приметы типа "поцарапана дверка, трещина на стекле, фонарь сколот", искать по ним стоит разве что в первый день. На двигателе полностью срезается площадка с цифрами и набивается новая комбинация.

- Тогда каким образом преступникам удается юридически оформить подделку?

- Никто человеку сегодня не запрещает получить дубликат документа, мотивируя, скажем, потерей оригинала. На один автомобиль образуется две бумаги. В один из бланков вносятся частичные изменения номера кузова, или данные другой машины. Автомобиль передается по доверенности с правом продажи и уходит, чаще в другой регион. Рано или поздно обман вскроется, но преступник к этому времени занимается уже другой, третьей машиной. Иногда паспорта транспортного средства (ПТС), свидетельства о регистрации, водительские удостоверения похищаются из салонов. Документы теряют сами водители, не всегда бумаги возвращаются хозяевам. Поэтому мы ведем учет похищенной и утраченной продукции ГИБДД.

- Потерянные документы составляют небольшой процент, все угнанные машины не оформишь, значит, откуда-то бланки уходят еще. Откуда? С фабрик гознаков, с складов хранения номерной продукции, с милицейских кабинетов, извините?

- В 1995 году вот из этого здания, тогда здесь размещалось РЭО ГАИ Иркутска, пропало 500 бланков ПТС старого образца. Впоследствии преступники заполняли их специальными чернилами, скрепляли поддельными печатями и заверяли росписями начальников ГАИ различных городов, в том числе Волгограда, Москвы, Тольятти. У кого-то созрел грандиозный план - легализовывать в Иркутске нерастаможенные автомобили, а также украденные по всей стране. В числе других пытались пристроить две машины, угнанные от посольства в Ленинграде.

Тогда в автоинспекции еще не велся учет утраченной спецпродукции, как это делается сегодня. Каждое управление ГАИ направляло в Главное управление информацию об утраченных бланках. В Москве данные сводились в бюллетень и рассылались по всей стране в виде ориентировок.

Однажды я обратил внимание на то, что одной и той же рукой заполнены документы, выданные, якобы, в Волгограде или Перми. Мы спохватились, но документы были запущены в дело.

Часть машин тогда была изъята, много документов обнаружились в РЭО Иркутской области. Бланки, ушедшие в другие области, продолжают всплывать спустя пять лет. Как ни странно, но это ЧП послужило толчком для организации РЭО, создания большой системы учета утраченной спецпродукции.

Борис СЛЕПНЕВ.

"Автомаркет+Спорт" №44 24.11.00




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика