ЛЮБОВЬ И СОЖИТЕЛЬСТВО
Я долго сомневался, писать или не писать об этом автомобиле.
Ведь о нем и так сказано уже довольно много. Но из-за некоторой
необычности его эксплуатации я все-таки решился поведать читателям
"Автомаркета" о "Москвиче"-2140. Всю жизнь этого автомобиля я
поделю на два условных периода: когда на ней ездил мой дядя и
когда за руль сел я.
КУЗНЕЧИК
Шел 1988 год. Мой дядя, имевший звание подполковника, служил в еще
входящей тогда в состав СССР Литве, в городе Каунасе, и с нетерпением
ожидал своей очереди на покупку автомобиля. Наконец, его известили о
том, что он может получить машину. Те, кто в социалистические времена
в течение полутора десятков лет стоял в очереди, могут понять радость
моего родственника. Ехать пришлось в соседнюю с Литвой Латвию. Там,
в Риге, находилась база военторга, что-то наподобие автомобильного магазина,
но только для военных. Среди множества машин, а распределяли лишь "Москвичи"-2140
за 7650 руб., дядя выделил темно-зеленый автомобиль. Дело в том, что
"Москвичи", окрашенные в два других цвета, оранжевый и красный, потребляли
93-й бензин. А зеленый ездил на 76-м. Кстати, именно за такой цвет кузова
хозяин дал ему ласковое прозвище "кузнечик". В багажнике дядя нашел
домкрат, запаску и даже необходимый минимум инструментов, чему был приятно
удивлен. Такие мелочи, как отсутствие ковриков под ногами, неотрегулированный
холостой ход и абсолютно пустой бак не могли испортить хорошего настроения
новоиспеченного автомобилиста. Карбюратор отрегулировали, дотолкали
машину вручную до ближайшей заправки, а коврики купили уже на следующий
день. В остальном "Москвич" вызывал только лучшие эмоции.
Для любителя рыбалки и охоты, каким является дядя, автомобиль оказался
настоящей находкой. Он был очень вынослив и при движении по плохим дорогам
легко обставлял "Жигули" благодаря мощной ходовой и высокому дорожному
просвету, играючи, штурмовал холмы и горки. Впрочем, в западной части
тогдашнего СССР они практически отсутствовали, зато были ровные прямые
загородные трассы с пологими поворотами и отличным качеством покрытия.
На них "кузнечик" уступал более скоростным "Жигулям". Но это не огорчало
моего дядю, так как он не признавал агрессивного стиля вождения и ездил
всегда спокойно и аккуратно, а к машине относился просто трепетно. Исколесил
на своем "Москвиче" всю Прибалтику, Ленинградскую область, съездил в
Калининград и даже в Смоленск. При этом "кузнечик" не требовал повышенного
к себе внимания и ломался крайне редко. Хотя пару раз машину приходилось
серьезно ремонтировать.
Впервые это случилось, когда молодая литовка на только что купленной
вазовской "семерке", выворачивая со второстепенной дороги на главную,
из всех машин, двигавшихся в потоке, выбрала темно-зеленый "Москвич"
и угодила ему прямо в левый борт. Ничуть не смутившись, виновница столкновения
набросилась на потерпевшего с обвинениями. Тут же собрались активные
зеваки, ситуация стала накаляться.
Надо сказать, что в конце 80-х годов в Прибалтике, особенно в Литве,
наблюдался всплеск антирусского национализма. Поэтому в данной ситуации
форма офицера Советской Армии была для литовцев, как красная тряпка
для быка. Толпа плотным кольцом обступила место аварии и со всех сторон
посыпались обвинения и угрозы. Дела у моего родственника складывались
плохо. Но, к счастью, для него все разрешилось как нельзя лучше. Подъехала
патрульная машина и из нее вышел дядькин сосед - заместитель начальника
ГАИ Каунаса. После этого не в меру бойкая литовка обязалась отремонтировать
за свой счет разбитый "Москвич". И сделала то, что обещала. Мятые левое
переднее крыло и водительскую дверь заменили на новые достаточно быстро.
Следующий случай имел куда более серьезные последствия, хотя обошлось
все меньшими эмоциями. Когда "Москвич" стоял на светофоре, сзади его
"догнала" старенькая "копейка". Пожилой литовец, управлявший ВАЗом,
оказался порядочным человеком и расплатился сразу. Дядя поменял заднюю
кузовную панель с фонарями и бампером и продолжил эксплуатацию своего
"кузнечика". Через некоторое время в салоне после посещения заправок
или при движении по неровностям стало сильно попахивать бензином. Этому
было единственное логическое объяснение. При ударе горловину бака (а
она, как известно, находится за задним номерным знаком) смяло гармошкой,
вследствие чего образовалась довольно-таки широкая трещина, через которую
и подтекал бензин. Бак сняли, долго отпаривали, потом заварили. В общем,
помучались. Кстати, хозяин не смог найти хромированный ободок, окаймляющий
фонари и пострадавший в аварии, - эта несущественная деталь оказалась
дефицитом.
На 42-й тысяче пробега полетело сцепление. Когда сняли корзину, обнаружили
отсутствие одной из демпфирующих пружин - так постарались сборщики на
заводе. Как автомобиль проехал столько тысяч на бракованном диске сцепления,
осталось загадкой. Больше серьезных поломок не было. "Кузнечик" верой
и правдой служил своему хозяину и на рыбалке, и на охоте, и в дальних
поездках.
В 1992 году дядя, уволившись в запас, собрался переехать в Ангарск,
к родителям. Встал вопрос: продавать или нет машину. Знакомый предложил
за "Москвич" 50 тыс. руб., но хозяин не смог расстаться с любимым автомобилем
и поэтому, упаковав его в контейнер, привез в Сибирь.
К этому времени на одометре "кузнечика" уже было около 80 тыс. км.
К ним на дорогах Иркутской области дядя добавил еще 20 тысяч и, купив
"Жигули", отдал "Москвич" мне.
НЕЛЮБИМЫЙ
В то время у нас уже была машина - почти новый "Запорожец", который
в семье просто обожали, несмотря на повсеместное презрительное к нему
отношение. Но за руль мне садиться разрешали не часто, потому как я
только недавно сдал на права. Так что собственная машина пришлась мне
кстати. Началась жестокая эксплуатация. Я, пересев с "Запорожца" на
"Москвич", видимо, слишком много требовал с последнего, и мы не достигли
с ним взаимопонимания. Более того, машина стала адекватно отвечать мне
на такое отношение, отказываясь работать в неподходящие моменты. Если
у дяди "Москвич" практически не ломался, то меня он просто замучил частыми
поломками.
Конечно, более динамичный, чем ЗАЗ, "сороковой" позволял мне "отрываться"
в городе и на загородных трассах. Зато ожидаемого комфорта я не получил
- "Москвич" оказался еще уже тесного "Запорожца". Также меня не радовала
по-американски (если такое сравнение вообще корректно) мягкая подвеска.
Привыкнув быстро ездить, я ждал, что "Москвич" будет потакать этому
моему пристрастию, а он душил мои порывы на корню, не позволял из-за
больших кренов "шустрить" в поворотах. К тому же малоинформативное рулевое
управление не способствовало уверенному прохождению поворотов.
Единственное, что полностью меня устраивало - тормоза. После "запорожских"
барабанов передние дисковые тормозные механизмы "сорокового" поразили
надежностью замедления. Машина хорошо схватывала и на сухом, и на мокром
асфальте. При этом автомобиль не уводило в сторону. Можно было спокойно
ездить по глубоким лужам, не боясь, что тормоза намокнут и откажут.
Я радовался этому и тормозил в свое удовольствие. И даже не предполагал,
что именно с тормозами скоро будут серьезные проблемы.
Первый звонок раздался летом 1997 года. Куда-то стала уходить жидкость
из бачка с тормозной жидкостью. Посмотрел все цилиндры и тормозные шланги
-они были целыми и невредимыми, а главное - сухими. Наконец, кто-то
надоумил меня заглянуть в усилитель. Вся тормозная жидкость оказалась
там - она поступала в усилитель через порванную диафрагму. Поменял ее,
и все встало на свои места. Но с тех пор усилитель не раз беспокоил
меня: то пружина поломается, то опять диафрагма порвется, то еще что-нибудь.
В какой-то момент мне это надоело, и я снял усилитель. После чего машину
стало сильно уводить в сторону при торможении. Я вернул вакуумный агрегат
на место. Потом еще не раз выставлял зазор в регуляторе давления, добиваясь,
чтобы задние колеса не блокировались раньше времени. Из-за агрессивного
стиля вождения часто приходилось заменять колодки. Менял также сильно
изношенные тормозные манжеты и защитные чехлы в цилиндрах. Короче, с
тормозами я повозился достаточно, чтобы в них разочароваться. Нет, замедление
вполне интенсивное и управлять им удобно, но надежность системы и ее
составляющих невысока. Хотя, видимо, я требовал с машины, пробежавшей
более 100 тыс. км, слишком многого.
Через какое-то время я заметил, что рессоры здорово просели и автомобиль,
если применить морскую терминологию, стал похож на тонущий с приседанием
на корму корабль. Менять рессоры или вставлять между ними стальные полосы,
как это делают некоторые, я не стал. И мой "Москвич" при проезде неровностей
раскачивался, подобно шлюпке на волнах в девятибалльный шторм.
Заслуживает отдельного слова, причем доброго, двигатель. О нем я могу
сказать только хорошее. У некоторых моих знакомых уфимский агрегат ходил
до капитального ремонта аж по триста с лишним тысяч километров. А мой
движок при пробеге около 130 тыс. км переживал период своей молодости.
Динамика и экономичность были на должном уровне. Масло нигде не подтекало.
Конечно же, поломки случались. Например, менял распределитель зажигания
(у него сильно износился вал), обгонную муфту привода стартера, диафрагму
бензонасоса и сам бензонасос, ремень вентилятора. Как видно, все замененные
узлы не относятся непосредственно к двигателю, а являются лишь навесным
оборудованием. Долгое время требовала замены цепь привода распределительного
вала. Она работала с большим трудом и натяжение ее уже не регулировалось,
но я закрывал на это глаза. Как и на многое другое. На отходившие свое
передние подшипники в ступицах, которые продолжительное время не заменялись
новыми, на постукивающие шаровые опоры и на тому подобные, как мне казалось,
мелочи, не влияющие на динамику и безопасность езды. В конце концов,
ходовая часть "Москвича", а именно на нее пришлась основная нагрузка,
представляла убогое зрелище. Автомобиль погромыхивал на колдобинах,
сильно раскачивался при проезде пологих волн на асфальте и плохо держал
дорогу.
Однажды поехали на машине купаться. Выбрали песчаный пляж и подъехали
к самой воде. Я даже не заметил, как "сороковой" провалился в песок
по самые ступицы. Пришлось моим пассажиркам толкать автомобиль, но это
не помогло - "Москвич" еще больше зарылся в грунт. Простояли в песчаной
ловушке до вечера, пока неизвестно как заехвший туда мужик на Pajero
не выдернул нас на твердую почву. Это был единственный случай, когда
мне потребовалась помощь, чтобы выбраться из грязевого плена. Благодаря
относительно большому дорожному просвету и мощным рычагам подвески "Москвич"
легко справлялся с бездорожьем, конечно, до разумных пределов. Беда
заключалась в том, что "сороковой" абсолютно не приспособлен к преодолению
даже мелких водных преград. Трамблер расположен очень низко и постоянно
намокал. Сколько раз мне приходилось, стоя на "Москвиче" в луже, не
имея резиновых сапог, лезть из салона в капот, чтобы просушить распределитель.
В качестве решения этой проблемы я надевал на трамблер резиновую перчатку,
предварительно вырезав в пальцах отверстия под высоковольтные провода.
Какое-то время ездил с ней постоянно даже в солнечную погоду - внутри
собирался конденсат и двигатель опять не заводился. Я снимал перчатку,
сушил распределитель и уже в следующий дождь "отдыхал" в луже. Все возвращалось
на круги своя.
Летом 1999 г. "Москвич" мне окончательно надоел, и я, съездив на нем
в Аршан, поставил его в гараж. В течение двух месяцев машина пылилась
там, пока мои родители не настояли на том, чтобы я его продал. Мы с
дядей перетрясли всю ходовую, заменив шаровые, сайлент-блоки и передние
стойки. Кое-как устранили люфт в рулевом управлении, поменяли сдохший
аккумулятор, подтянули цепь. В итоге "Москвич" был продан за 19 тыс.
руб.
Я ничуть не жалею о том, что избавился от нелюбимой машины, зато дядя
до сих пор с грустью вспоминает о своем "кузнечике".
С уважением, постоянный читатель "А+С", док. XII-СТ
N 510588.
Мы по-прежнему ждем от читателей подробных писем с
рассказами о ваших автомобилях. Опубликованные письма (фото
весьма желательны) будут оценены гонораром. Присылайте по
адресу редакции или электронной почте E-mail: postmaster@automarket.irkutsk.ru