ОБРАТНАЯ ТЯГА
Почему-то, читая материалы читателей в рубрике "Опыт эксплуатации",
я отмечал, что все владельцы излагают свой опыт общения с автомобилями
по прогрессивно-нарастающему принципу - от самой старой машины
к более престижной и дорогой. А вот мне, к сожалению, пришлось
испытать и обратное движение. Можно сказать, что "вверх по лестнице,
идущей вниз". Связано это было со многими причинами, в частности,
с материальными, но жалеть ни о чем не приходится, потому как
жизнь штука длинная и все еще впереди.
...ПОТЕРЯВШИ - ПЛАЧЕМ
Обзавестись собственным автомобилем мне удалось летом 1996 года. До
этого, три года имея права, я ездил от случая к случаю на отцовской
машине - стареньком "Москвиче". Но вот наступило время, когда можно
было завести собственного железного друга.
Наличной суммы, имевшейся тогда на руках, а в долларовом эквиваленте
она соответствовала примерно $3500, хватало на покупку недорогого автомобиля.
Им оказался седан Mazda Familia 1989 года выпуска. Машина была
выставлена в одной из многочисленных тогда фирм, занимающихся поставкой
автомобилей из Японии. Состояние ее было отличным - пробег 56 тысяч
километров, даже на очень высоких оборотах двигателя в выхлопных газах
не было малейших следов синевы, что свидетельствовало бы о излишнем
расходе масла. Двигатель был скромным - объемом 1300 куб. см., гидроусилителя
не было, но зато имелся кондиционер. Единственным недостатком, которому
я поначалу не придал особого значения, было несколько сколов на краске.
Как мне объяснили, машина немного пострадала при транспортировке.
Цену удалось сбить аж на $500, тем более, что в фирме ожидали новые
поступления и надо было срочно избавляться от застоявшихся на площадке
машин. Помнится, это было время, когда "сэконд-хенд" раскупали, как
горячие пирожки.
С этой машиной связаны самые лучшие воспоминания, и до сих пор меня
терзают угрызения совести по поводу моего отношения к ней. Опыт вождения
был невелик, да и ездил я до того на машине с левым рулем. На второй
же день произошел досадный эпизод. Необходимо было задним ходом спуститься
в узкий подземный гараж, въезд в который шел с небольшим поворотом.
В общем, дело нелегкое. Когда я завел машину и начал трогаться, она
стояла на ручнике и, естественно, заглохла (на "Москвиче" я привык обходиться
без ручника - он не работал вообще). Я завел и снова бездумно и автоматически
начал плавно отпускать сцепление и вдруг обнаружил, что ручной тормоз
включен - горит лампочка. Я отпустил его, но педаль газа была такой
податливой, что тронулся я с места аж со свистом. Не ожидая от автомобиля
такой прыти, слишком поздно затормозил - правым передним крылом машина
врезалась в стену. Вмятина, впрочем, оказалась не слишком велика, но
неприятный осадок долго не проходил.
Шло время, накапливался опыт. К зиме я уже уверенно чувствовал себя
на дороге. Поставив импортную шипованную резину, позволял себе иногда
рискованные трюки. Однажды необходимо было съездить в Ангарск и там
встретить человека, но всю ночь и наутро валил снег, а на старом мосту
была пробка, так что пришлось наверстывать, чтобы не опоздать. От улицы
Джамбула в Иркутске до Ангарского вокзала я долетел за 28 минут. Переднеприводный
автомобиль вел себя очень устойчиво, впрочем на совершенно скользких
участках приходилось двигаться более степенно (примерно 80 км/ч против
100).
С машиной не приходилось делать ничего, казалось, что она вечная, пока
в конце второго года не начали вылазить мелкие неполадки. Накатал я
на ней к тому моменту более 70 тысяч километров. Застучал ШРУС, пыльник
которого не выдержал суровой эксплуатации, а я поздно это заметил. Однажды
я попал в аварию, отчего нарушилось схождение, да и требовался серьезный
кузовной ремонт. Сколы краски дали о себе знать - мелкие, но вовремя
не устраненные, они привели к тому, что в этих местах кусками стала
облазить краска. Я до сих пор не могу понять - был ли это заводской
дефект (и возможно ли такое в Японии)?
Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что ошибся, решив все-таки продать
машину. Ремонт ее обошелся бы в небольшую сумму, тем более, что движок
масла не ел вообще -на 5000 км хватало 4-х литровой канистры, даже оставалось
со стакан - и это при заправляемом объеме в 3,4 литра.
Автомобиль был очень экономичным. Расход топлива на трассе не превышал
6 литров, в городе на литр больше. Клиренс маловат, а приличная доля
пробега выпала на грунтовые дороги, по которым приходилось двигаться
с осторожностью.
НА СТУПЕНЬКУ ВЫШЕ
Следующей машиной стал трехдверный Suzuki Escudo 1992 года выпуска.
Паркетный, в общем-то, джип, хотя на нем можно было с удовольствием
прокатиться по проселку, смело отправиться за грибами, хотя для настоящего
бездорожья он был слабоват. Но однажды довелось преодолевать размытую
ручьем дорогу по колее, оставленной армейским грузовиком. Машина с честью
выполнила поставленную задачу, правда, на колдобине зацепило выхлопную
трубу. В результате рокот от двигателя стал громче. В тот же день я
залез под машину и обнаружил, что крепление, где выпускная труба соединялась
с резонатором, деформировалось. Достаточно было затянуть потуже гайки,
как все пришло в норму.
Эксплуатировалась эта машина в еще более суровых условиях. В отличие
от первой, она хранилась на стоянке, и не было возможности подключить
электронагреватель. Как-то раз пришлось заводить ее при морозе -40.
Масло было залито синтетическое, стартер сносно крутил, но бензин ни
в какую не желал испаряться. Пришлось поливать впускной коллектор горячей
водой. Только после этого машина с трудом, но завелась. Заводить же
ее при -30 было делом обычным. Естественно, такая жестокая эксплуатация
ни к чему хорошему не могла привести. К весне обнаружилось, что топливная
система требует ремонта. Прохудились сальники, увеличился расход масла.
Время было послекризисное, когда приходилось считать каждую копейку,
к тому же приобретен автомобиль был за ссуду, которую нужно было отдавать.
Поэтому вынужден был отказаться от машины, хотя еще некоторое время
я на ней проездил, пока не предоставилась возможность пересесть в другое
авто.
ДОБРОВОЛЬНОЕ ПАДЕНИЕ
Четырехлетний ВАЗ-21093 был моим следующим выбором. Честно говоря,
пересев в отечественный автомобиль после трех лет вождения иномарок,
я испытал шок. Казалось, что в салоне скрипит и дребезжит все, что только
может издавать звуки. С трудом закрывались двери, по сравнению с иномарками
система отопления была просто ужасной. Постоянно ломались ручки стеклоподъемников
- их приходилось менять чуть ли не каждую неделю то на одной, то на
другой двери. Как-то вечером, двигаясь по оживленной улице, я вдруг
заметил, что стрелка температуры начала ползти к красной отметке. Остановившись,
увидел, что из под капота идет пар. Оказалось, лопнули патрубки подогрева
карбюратора и тосол забрызгал двигатель. Почти литр вышел наружу. Как
назло, поблизости не оказалось ни одного автомагазина, поэтому пришлось
бросать машину и ехать за запчастями на трамвае несколько остановок.
Через час шланги были заменены, но появилась другая проблема - где достать
воду для пополнения охлаждающей жидкости. Набрать ее удалось в одной
из контор, расположенных поблизости.
Потихоньку я привыкал к автомобилю, тем более, когда понадобился текущий
ремонт, я убедился, что по деньгам содержание отечественного автомобиля
выходит значительно дешевле. Радовал также высокий клиренс - по сути
дела, незначительно меньше, чем у Suzuki, так как был искусственно увеличен
прежним хозяином, что отразилось на ходовых качествах, но я к тому времени
ездил не так уж много - берег автомобиль.
ИГРА В РУЛЕТКУ
В глубине души все-таки хотелось вновь заиметь иномарку. Такая возможность
предоставилась через три месяца, уже глубокой осенью, так что особых
холодов на "девятке" испытать не довелось. Полагаю, что это только добавило
бы негативного к ней отношения.
По случаю я обменял "девятку" на Toyota Carib 1991 года. Эта
машина по сравнению с предыдущей имела свои недостатки и достоинства.
Главным минусом было то, что машина имела длительную местную эксплуатацию
- четыре года. Но в отношении потребительских качеств все было далеко
не в пользу "девятки". Я уже отвык, что можно легко крутить руль, нажимать
без усилия педали и слететь с сиденья, ненароком ударив по тормозам,
что легко включаются передачи и отменно работает печка.
С другой стороны, мне достались треснутые фары, небольшая вмятина на
двери, неработающие повторители поворотов. Но все это было ерундой по
сравнению с главным - совершенно неизвестное прошлое. Поначалу машина
вела себя просто изумительно, но через несколько месяцев я обнаружил
повышенный расход масла, который угрожающим образом увеличивался.
Тогда я и решил, что выше головы не прыгнешь и нужно обзаводиться такой
машиной, которая мне по карману. Наступивший острейший финансовый кризис
диктовал свои условия. Пришлось возвращаться к старому отцовскому "Москвичу".
Проездив на нем последнее лето, я не оставлял попыток начать новое восхождение,
но теперь к выбору транспортного средства приходилось относиться со
всей осторожностью. Было два варианта, которые могли "срастись", но
я решил повременить и, как оказалось, не зря.
ПОДЪЕМ С ГЛУБИНЫ
Неожиданно я вспомнил, что у моего дядьки была старая "копейка", купленная
дедом еще лет двадцать назад. Машина с год как не эксплуатировалась
и стояла на мертвом приколе. Требовался капитальный ремонт двигателя.
После недолгого раздумья я решил, что будет правильнее восстановить
ее. Прикинув в уме необходимые затраты, я еще больше закрепился в этом
мнении, тем более, что хорошо знакомый автомеханик обещал помочь.
Трудно описать, какие мысли промелькнули в голове, когда я увидел,
что на тот момент представляла собой эта "копейка" - без колес, покрытая
толстым слоем пыли. Но глаза боятся, а руки делают. За один вечер мы
скинули и разобрали двигатель, который я отдал в руки опытного мастера.
Были закуплены необходимые запчасти, расточен блок и коленвал и через
неделю двигатель был уже собран. Прежде чем его установить, решено было
перебрать подвеску - заменили сайлент-блоки, рулевые наконечники, шаровые.
Навесное оборудование было подвергнуто тщательной ревизии.
Весь ремонт обошелся примерно в 5 тысяч рублей. По сути дела, машина
обрела вторую жизнь. Основные неисправности были устранены, осталось
кое-что по мелочи, отложенное на весну.
Сейчас машина пробежала первую тысячу километров. Пока все в порядке.
Как будет дальше, покажет время. Сдается мне, что она еще послужит.
А весной буду решать, как быть дальше
Федор ФАРАОНОВ. Паспорт №189696.
Мы по-прежнему ждем от читателей подробных писем с
рассказами о ваших автомобилях. Опубликованные письма (фото
весьма желательны) будут оценены гонораром. Присылайте по
адресу редакции или электронной почте E-mail: postmaster@automarket.irkutsk.ru