Toyota RAV 4
Шесть лет назад Toyota была первооткрывателем нового класса
автомобилей, получивших название SUV - машин для активного отдыха,
или как еще принято их называть, "паркетных внедорожников". Бесспорно,
этот маркетинговый шаг имел успех, о чем свидетельствуют и объемы
продаж, и появление конкурентов - Honda CR-V, Land Rover Freelander,
Suzuki Grand Vitara. Сложился и определенный круг покупателей
таких машин - как правило, молодые преуспевающие женщины. Но,
видимо, маркетологов Toyota такая ограниченность применения не
очень-то устраивала и осенью прошлого года они пошли на радикальное
обновление модели, которая теперь приобрела не только более серьезные
внешние черты, но и внедорожные качества, став ближе по этим параметрам
к своему старшему брату Land Cruiser. Проверить это мы и решили,
едва новый автомобиль появился в TOYOТA-центр-Иркутск.
СТРОЖЕ СНАРУЖИ...
Отличия
новой модели от предшественника столь велики, что, встретив на дороге,
ее можно принять за новый автомобиль. Крутые бедра, особенно выпиравшие
у трехдверной модификации, теперь сгладились, как после интенсивных
занятий аэробикой, превратившей пышные формы в элегантные мышцы. Особенно
это заметно спереди, где бросаются в глаза окантовка передних колес
и наползающие на крыло и капот раскосые фары, выступающие, как у рыбки-"телескоп",
за габарит корпуса. Довершает оригинальность этого решения прозрачный
рассеиватель. Решетка радиатора почти не изменилась, а вот бампер приобрел
новые очертания, к тому же он оригинально выглядит за счет раскиданных
по углам паре фонарей - поворотников и противотуманок. Капот выглядит
короче - его длина скрадывается увеличившейся шириной.
Посовременнее
выглядит RAV 4 и в профиль, в первую очередь за счет восходящей спереди
назад линии "пояса" и слегка ниспадающей задней части крыши, роднящей
его с такими авангардными и более крупными джипами, как Lexus RX300
и Mercedes Benz ML320. Такое дизайнерское решение избавило машину от
былой игривости во внешнем облике, что позволит привлечь к ней внимание
сильного пола не только как покупателей, но и активных пользователей
машины, что конечно же, должно сказаться на объемах продаж.
Сзади
"равик" не менее оригинален - крайняя часть крыши слегка вздернута и
образует что-то вроде спойлера, задняя дверь почти во всю свою ширину
украшена запасным колесом, которое можно было бы опустить чуть ниже
- оно немного перекрывает вид назад. Но опустить запаску сложно, нарушится
гармония - у автомобиля нет заднего бампера, который заменяют выштамповки
на двери и две пластиковые накладки на крыльях, слегка заходящие назад.
Запасное колесо по аналогии с Land Cruiser полностью закрыто пластиковым
кожухом с двумя треугольными выштамповками. На близость с Cruiser указывают
и другие внешние детали - например, однотипные ручки дверей. Вся пластмассовая
обвеска окрашена в цвет кузова, что опять же говорит о серьезном предназначении
машины - с прежней пестрой легкомысленностью покончено.
...ВЕСЕЛЕЙ ВНУТРИ
Как
и снаружи, внутри автомобиль серьезно преобразился - но здесь изменения
носят другой характер. Если прежний RAV внутри был откровенно скучен,
то нынешний выглядит куда интереснее. В интерьере прибавилось множество
округлых форм, придающих уютному салону спортивно-игривый шарм. Хотя
многоцветная передняя панель нам показалась слишком яркой, тем более
в противовес строгой серо-голубой двухструктурной тканевой обивке сидений.
Первое,
что привлекает внимание в салоне - передняя панель, в центре которой
главенствует овал с пластиковой окантовкой под алюминий, закрепленный
хромированными декоративными болтами. В гармонии с этой декорацией выступает
и обрамление рычага переключения передачь на туннеле - такого же цвета
и опять же с декоративными болтами.
Панель приборов намекает на спортивный стиль автомобиля - в центре
чуть приподнятый и выдвинутый вперед тахометр, чья окружность заметно
меньше расположенных по краям спидометра с электронным одометром и указателей
количества бензина и температуры охлаждающей жидкости в двигателе. Многочисленные
контрольные и индикаторные лампы разбросаны по всей панели приборов
за исключением шкалы спидометра. По краям передней панели разместились
округлые дефлекторы вентиляции, направление потока регулируется непосредственно
за дефлекторы. Весь этот ансамбль выступает в авангардном стиле "хай-тек"
("высокие технологии"). В таком же ключе, но более проспортивном, выполнен
и трехспицевой руль с четкой выштамповкой под большие пальцы рук. Ступица
руля небольшая, остается только удивляться, как туда втиснули "аэрбег",
крышка пассажирской подушки безопасности куда как внушительнее.
Салон
не только внешне уютный, но удобный и практичный, начиная с площадки
для отдыха левой ноги (хотя это понятие весьма условно - педаль сцепления
легкая, да и требуется нечасто) и заканчивая дополнительной розеткой
между передними сиденьями. Всяких кармашков, багажничков, держателей
и крючков в салоне великое множество - раньше подобное доводилось встречать
только в Subaru Forester и Renault Megan Scenic. Особенно запомнились
универсальные держатели для напитков перед рычагом переключения передач,
за счет сдвижных упоров позволяющие зафиксировать и жестяные баночки,
и большие пластиковые бутылки. Удивила конструкция карманов на передних
дверях, с большой прорезью - положить в них можно разве что газеты,
что для нас не очень-то привычно.
В салоне без труда разместятся пятеро, но производитель четырьмя подголовниками
ограничивает комфортную посадку. К тому же в этом случае все четверо
смогут подобрать для себя оптимальное положение - сиденья имеют регулировки,
передние - по три, задние - по две. Единственная забота о пятом пассажире
- ремень безопасности, "растущий" из специального пенала на потолке
багажного отсека справа.
Багажник вписывается в общий объем салона, хотя его можно разграничить
по нижнему уровню стекол полкой и выдвижными шторами, закрывающими пространство
до спинок задних сидений. Погрузка тяжелых и объемных предметов не затруднит,
так как проем, открывающийся задней дверью, просто огромен, а погрузочная
высота находится ниже уровня колен. Откидные крючки на спинках сидений
позволяют зафиксировать сумки и пакеты - те, кто собирал рассыпавшиеся
на полу, а то и побитые яблоки и апельсины, это оценит. В общем, с рынка
или из магазина можно ехать, не особо беспокоясь о сохранности покупок.
ОПЕРАЦИЯ НА СЕРДЦЕ
Двухлитровый мотор прежнего "равика" казался оптимальным для такой
машины, но производитель пошел по пути его совершенствования, создав
новый двигатель с фирменной тойотовской системой регулирования фаз газораспределения
- в зависимости от режима движения меняется высота подъема впускных
клапанов. Впрыск бензина осуществляется непосредственно в камеру сгорания,
что позволяет использовать очень бедную смесь и добиваться высокой экономичности.
За счет конструктивных усовершенствований увеличена жесткость алюминиевого
блока цилиндров, что существенно уменьшило вибрации, а для снижения
уровня шумов (и веса) впускной коллектор выполнен из пластмассы. В результате
мощность двигателя возросла на 22 л.с. Изменяемые фазы фазы газораспределения
существенно увеличили крутящий момент на малых оборотах, а характеристика
его нарастания стала более плавной, так что теперь этот мотор вполне
может соперничать с дизелем, что, конечно же, огромный плюс для внедорожника.
Вообще-то RAV 4 может комплектоваться и 1,8-литровым двигателем, но
по официальным каналам в Россию он не поставляется, так же, как и переднеприводная
модификация. Зато можно купить автомобиль с автоматической адаптивной
коробкой передач, подобной комплектуется только Lexus RX300 (подстраивается
под стиль движения владельца и имеет несколько режимов, таких, например,
как ограничение переключения на высшую передачу) - он будет стоить чуть
дороже.
УМЕРЕННАЯ ТЕРАПИЯ ОРГАНИЗМА
Механическая же коробка передач перекочевала с прежней модели, разве
что несколько изменены передаточные числа, а межосевой дифференциал
для повышения внедорожных характеристик вместо принудительной блокировки
получил вискомуфту. Той же цели служит и дифференциал повышенного трения
в редукторе заднего моста, конструкция которого претерпела значительные
изменения - пружины с амортизаторами разделены, чуть поднята точка крепления
растяжки задних колес (теперь они крепятся не так близко к дороге).
Для улучшения курсовой устойчивости в задней подвеске появился стабилизатор,
уменьшающий ход подвески колес, и как следствие - ограничивающий внедорожные
качества - за комфорт на асфальте (а все-таки автомобиль большей частью
будет использоваться на нем) приходится платить характеристиками проходимости.
В общем, борьба противоположностей, а в результате - неплохой компромисс.
Дисковые тормоза всех колес получили антиблокировочную систему с электронным
распределением тормозных сил не только по осям, но и по бортам автомобиля.
Увеличение базы и колеи сказалось не только на внутреннем комфорте,
но и ходовых качествах обновленного автомобиля. На асфальте это комфортная
легковушка среднего класса - нет ни типично джиперского галопирования,
боковой раскачки и кренов даже в быстрых крутых поворотах (ну разве
совсем незначительные). Казалось бы, с ростом скорости внешние шумы
должны резко возрастать - все-таки это внедорожник, но типично легковой
коэффициент лобового сопротивления 0,34 позволяет обходить этот джиперский
недостаток. Очень четкое (как и все органы) управление автомобилем -
руль острый и легко прогнозируемый.
РЕЗУЛЬТАТ
Разгоняется "равик" ровно и уверенно на любой передаче, особенно чувствительна
его тяга на низких оборотах: стоит тахометру (на пятой передаче) преодолеть
отметку 1700, как мотор начинает уверенное ускорение, при 2000 оборотах
скорость достигает отметки 80 км/час. Вибрация на любых режимах двигателя
минимальна, слышится только, как что-то поскрипывает под передней панелью,
наверное, притрется со временем.
На асфальте все очень замечательно, но попробуем с него съехать. И
тут "равик" попадает в свою стихию, как будто получая наслаждение от
ям, кочек, буераков. Жаль, не удалось испытать его в грязи (где же ее
возьмешь при минус 20), но уверены - и там бы он не оплошал, залогом
чего служат "дизельная" тяга на низких оборотах и полный привод с двумя
автоматически блокирующимися дифференциалами. Пробить подвеску с газонаполненными
амортизаторами кажется невероятным, при разумном движении по ухабистому
проселку Toyota выглядит достойно - раскачивается в меру, а подвеска
разумно гасит все колебания. Никак не прореагировал "равик" и на снежную
целину, разве что разок ушел в занос на небольшом косогоре, который
был легко ликвидирован поворотом руля - типично заднеприводный прием.
Конечно, если вывесить автомобиль по диагонали, то могут возникнуть
проблемы, но все-таки для экстремального бездорожья автомобиль не предназначен.
А границу его внедорожных качеств легко можно определить, посмотрев
на графы технических характеристик, рассказывающих об углах преодоления
максимальных препятствий.
Тормоза испытывали на разных покрытиях и всегда получали "неизменно
превосходный результат". Ощущение, будто фары, как глаза, выдают команду
на оптимальное замедление - умная электроника во всех ситуациях обеспечивает
оптимальное торможение, передавая на педаль легкую вибрацию с небольшим
стрекотом. Классическая АБС увеличивает тормозной путь, не давая колесам
заблокироваться, инженеры Toyota решили этим пренебречь - колеса на
мгновенье все-таки блокируются, возникает даже легкий занос, но не более
того. Специально посмотрели тормозной путь, чтобы убедиться в этом -
так и есть - следы блокировки заметны, но ведь автомобиль не сбился
с курса и создал максимальный эффект торможения.
За этот год довелось испытать множество достойных автомобилей, но в
первый раз очень захотелось такой купить. Жаль, но $34000 не скопишь
на газетных гонорарах. Но инженеры Toyota, доказавшие, что нет предела
совершенству, заслуживают самых лестных слов.
Н. РУДЫХ. Фото С. ПОДБЕРЕЗКИНА .
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
|
Модельный год |
2000 |
Год выпуска |
2000 |
КУЗОВ
|
Тип |
вседорожный, универсал |
Количество дверей/мест |
4/5 |
Конструкция/материал |
несущий сварной/сталь с распорной |
ДВИГАТЕЛЬ
|
Модель |
1AZ-FE |
Тип |
бензиновый с распределенным впрыском |
Рабочий объем, куб. см |
1998 |
Количество и расположение цилиндров |
4 в ряд |
Диаметр цилиндра х ход поршня, мм |
86х86 |
Степень сжатия |
9,8 |
Количество клапанов на цилиндр |
4 |
Мощность/об. кол. вала (кВт; л.с.) |
110; 150/6000 |
Крутящий момент/об. кол. вала, Нм |
192/4000 |
Механизм газораспределения |
двухвальный DONC, |
ТРАНСМИССИЯ
|
Расположение двигателя |
поперечное |
Привод |
на все колеса, постоянный, с центральным |
Коробка передач |
механическая пятиступенчатая |
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
|
Тип |
реечное с гидроусилителем |
Радиус разворота, м |
5,3 |
ПОДВЕСКА
|
Передняя |
независимая, пружинная McPherson со |
Задняя |
независимая, пружинная многорычажная |
ТОРМОЗА
|
Тип |
гидравлические с усилителем |
Тормозные механизмы:
|
передние |
дисковые вентилируемые |
задние |
дисковые |
АБС |
с электронным распределением тормозных сил EBD |
КОЛЕСА
|
Диски |
литые из алюминиевого сплава |
Шины |
215/70 R16 |
РАЗМЕРЫ/ОБЪЕМЫ/ВЕС
|
Длина/ширина/высота, мм |
4245/1735/1715 |
База, мм |
2490 |
Колея передняя/задняя, мм |
1505/1495 |
Клиренс, мм |
195-205 |
Передний свес, мм |
760 |
Задний свес, мм |
995 |
Угол въезда и съезда (град) |
31 |
Угол переезда (град) |
23 |
Снаряженная масса, кг |
1335 |
Допустимая полная масса, кг |
1825 |
Объем багажника, л |
400-500/970 |
Объем топливного бака, л |
57 |
ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
|
Максимальная скорость, км/час |
185 |
Время разгона до 100 км/час, сек |
10,6 |
РАСХОД ТОПЛИВА, л/100 км:
|
на трассе |
7,3 |
в комбинированном цикле |
8,8 |
в городском цикле |
11,4 |
"Автомаркет+Спорт" №47 15.12.00