КАК "А+С" МЕНЯ ЗА ГРАНИЦЕЙ ВЫРУЧИЛ
ГОСТИ
История эта произошла со мной нынешним апрелем. Домой ко мне неожиданно
приехали многочисленные родственники, которые живут в Иркутске - попросили
помочь в одном важном деле. С ними был и мой двоюродный дед, который
живет в столице Киргизии Бишкеке. Он-то и был главным действующим лицом
- дед приехал в Иркутск, чтобы получить свою долгожданную "Оку" с ручным
управлением (все, наверное, помнят акцию по их вручению ветеранам Великой
Отечественной войны накануне 55-летия Победы). Дед был достоин такого
подарка - у него не было ноги, зато имелись три ордена Ленина, звание
"Почетный пенсионер РСФСР" и два гражданства - российское и киргизское.
Вообще-то он родился и вырос в Иркутске, а в 1942 году попал после ранения
в госпиталь во Фрунзе, да так и прикипел к Киргизии.
Скоро стал ясен и повод визита - требовалось перегнать эту самую "Оку",
которая уже была получена в Ангарске, в Бишкек. Транзитные номера уже
имелись, стратегический запас топлива, смазок и еды закуплен, вопрос
с растаможкой был тоже решен. После недолгих уговоров, большая часть
которых относилась к моей жене, было определено - еду.
Ехать решили через два дня - как раз должен был выйти первый номер
журнала "Весь автомобильный Иркутск", которого я давно уже ждал.
ДОРОГА
Итак, в пятницу, с утра пораньше, дождавшись свежего номера "А+С" и
журнал, отправляемся в дальнюю дорогу. Одометр "Оки" выдавал скромные
75 километров пробега. Дорогу до Барнаула я знал неплохо - несколько
раз ездил в те края в гости на своем Toyota-Carib, а вот дальше, в Среднюю
Азию, пока не совался.
До границы с Казахстаном - это где-то 2400 км, доехали всего за двое
суток. Местами, на больших перегонах, за руль садился дед и я мог отдохнуть.
Учитывая, что из-за обкатки нельзя было превышать скорость 80 км/час,
результат можно было признать неплохим.
На третий день, уже с утра, мы были на российско-казахской таможне,
но пересекли ее только к обеду - в 14 часов. Как оказалось, наши иркутские
таможенники с Ербанова при растаможке что-то сделали неправильно, что-то
из документов вообще забыли выдать и только уважение к орденским планкам
одноногого деда и скромный статус машины позволил нам преодолеть шлагбаум.
При этом нас предупредили, чтобы дед, приехав домой, выслал все документы
в Иркутск, а я должен был проследить, чтобы все было сделано правильно
и выслать документы обратно в Киргизию, иначе могли быть крупные проблемы.
СРЕДНЯЯ АЗИЯ
На казахской стороне таможни мы пробыли минут двадцать, хотя и были
уже внутренне готовы к серьезным проблемам. Дальнейший путь проходил
большей частью по степям и лишь изредка пересекал города, улицы которых
почему-то были полупустынны. Особенно запомнилась Алма-Ата (по-новому
Алматы), которую мы проезжали в понедельник, часов в 9 утра. Абсолютно
пустые улицы миллионного города резко контрастировали с утренними пробками
рабочего дня куда как меньшего Иркутска.
Путь до Бишкека, а это около 1500 км, мы преодолели еще за полтора
дня (спасибо "таможне") и в понедельник вечером были в пункте назначения.
Там нас ждали ближе к среде и очень сильно обрадовались столь раннему
приезду. Встреча была очень теплой, как принято на Востоке.
"ОКА"
Теперь расскажу немного об автомобиле.
Всю дорогу, начиная от Тайшета, нас преследовал какой-то непонятный
стук сзади. Сколько мы ни пытались определить источник шума, осматривая
машину снизу и сбоку, разбирая колеса и сиденья, перекладывая багаж
и канистры с бензином, все наши попытки были тщетны - стук то пропадал,
то появлялся без всякой на то причины. В конце концов мы просто перестали
обращать на него внимание.
В районе Новосибирска начала падать назад спинка пассажирского сиденья,
причем все чаще и чаще. В итоге пришлось подпереть ее костылем деда.
В Казахстане потекли тормоза заднего колеса. Когда запасная "Томь"
кончилась, пришлось осваивать езду с подторможиванием ручником. Попытки
купить где-то тормозную жидкость были тщетны. Только на одной автобазе
нас выручили водилы-дальнобойщики (все русские, но на иностранных автомобилях
- фурах Volvo, Man и Mercedes).
Всю дорогу рассчитывали контрольный расход топлива на конкретных отрезках.
Вначале пути он составил 6 л/100 км, в конце - уже около 4,4 л/100 км.
Одометр на каждые 1000 км "прибавлял" 150 км. Ну а в целом доехали быстро,
без приключений и, главное, живы и здоровы.
Местные ГИБДДшники несколько раз нас останавливали, причем один раз
в Алма-Ате даже со второй полосы, но только увидев "почетного аксакала",
сразу же безоговорочно отпускали. В целом мне понравилось такое почтение
к пожилым, а причиной остановок были российские транзиты с 38-м регионом.
ДОМОЙ
Обратно, в Иркутск, пришлось ехать через день после приезда, так как
в нашу сторону поезд ходит всего раз в неделю.
Весь ужас поездки в переполненном баулами и людьми поезде я описывать
не буду, скажу только, что я был единственным русским (по национальности
и паспорту) в вагоне. Окончательно я это понял, когда при первом же
паспортном контроле меня попросили пройти в служебное помещение, предварительно
забрав паспорт. Там меня попросили показать штамп киргизской регистрации
в паспорте, на что я им ответил, что я находился в республике менее
3-х суток, что разрешено, но вот доказать это я никак не мог. У меня
не было ни чека АЗС, которые там не принято давать, ни квитанций ГИБДД
(которые наверняка тоже не дают), ни любого другого документа, подтверждающего
мою правоту. Тогда с меня потребовали штраф, эквивалентный 100 российским
рублям. Не успел я вернуться к себе на место, как тут же ко мне направился
другой блюститель закона и потребовал то же самое. Я понял, что меня
"передавали".
На третий раз я уже отказался платить, тогда мне показали небольшой
полиэтиленовый пакетик с белым порошком, который "окажется" у меня в
кармане "со всеми понятыми", если я через пять минут не приму "правильного
решения" и напомнили, что здесь не Россия и я никто. Я вернулся на место
и был в шоке, ведь до российской границы было еще два дня поездки.
СПАСИБО, "АВТОМАРКЕТ"!!!
И тут свершилось ЧУДО!!! На глаза мне попался свежий "А+С", который
я купил в день отъезда из Иркутска.
С газетой наперевес и с чувством возвращенного личного достоинства
я направился в служебку и, показывая дату и место выхода газеты, еще
раз подробнее рассказал про последние пять дней со дня покупки газеты.
И... от меня отвязались. Дальше я ехал более-менее спокойно. Правда,
через сутки, в Казахстане, была еще одна проверка, но я уже знал магическую
силу палочки-выручалочки. Видимо, эту силу почувствовали и проверяющие,
т. к. все было без пристрастия.
ДОЛГОЖДАННАЯ РОССИЯ
В Барнауле, пересев на российский поезд, я первым делом взял бутылочку
и под нее, почти до самого Красноярска, спокойно выспался. В Иркутск
я подоспел как раз к пасхе, чему домашние были очень и очень рады.
Вот так, покупая газету "А+С" с самого начала выхода ее в свет, я даже
не подозревал, что наша дружба будет взаимной и газета выручит меня
в самый критический для меня момент.
С уважением, Владимир. Док. 81 99 041768.