ПОЛОСАТАЯ СТРАНИЧКА
Начальник отдела дорожно-патрульной
службы подполковник милиции
Геннадий Романович ИЛЬГОВСКИЙ:
ВЕК ЛИХАЧЕЙ НА ИСХОДЕ
Как стало известно "А+С", ГИБДД закупает радары, совмещенные
с видеокамерой и персональным компьютером. Экран нового прибора
показывает точное время, автомобиль и его скоростной режим. Спорить
с инспектором станет бесполезно.
- Геннадий Романович, дорожно-патрульная служба самая многочисленная
в структуре ГИБДД. Неужели все ваши подчиненные стоят на дороге?
- Всего в области 1400 сотрудников ДПС, из них 420 работают в Иркутске.
У большой службы очень обширные обязанности, в первую очередь надзор
за дорожным движением, выезд на место дорожно-транспортных происшествий,
обеспечение безопасности движения при прохождении различных колонн,
ведение административного делопроизводства и дознания, в структуру ДПС
также входят инспекторы по розыску транспорта. Это одно из прерогативных
направлений. Не секрет, что с использованием автомобилей совершается
значительная часть преступлений: кражи, разбои, убийства, разного рода
похищения и так далее. В наших функциях проверка и выявление машин,
незаконно перевозящих алкоголь, лес, цветные металлы, сельхозпродукцию.
С начала года сотрудники ГИБДД, в том числе инспекторы ДПС, раскрыли
по области более трех тысяч преступлений: 136 угонов и 58 краж машин,
более 600 имущественных краж, 117 грабежей, 32 разбоя. Наша основная
задача - сохранение жизни, здоровья, имущества участников дорожного
движения, соблюдение их законных прав и интересов, обеспечение безопасного
и бесперебойного движения транспортных средств и предотвращение совершения
преступлений. В работе дорожно-патрульная служба руководствуется 297
приказом МВД от 20 апреля 1999 года, где четко указаны права и обязанности
инспекторов.
- С чего начинается рабочий день обыкновенного инспектора?
- Ежедневно для инспекторов ДПС проводится инструктаж, для чего привлекаются
сотрудники других служб - ОНОН, ОБЭП, уголовного розыска, которые доводят
до заступающих на службу последние ориентировки, места возможного пребывания
преступников, номера и особые приметы угнанных или скрывшихся после
аварии машин. За 11 месяцев по области в нетрезвом состоянии задержано
38,5 тысяч водителей - целый городок. В день вычисляется более ста пьяниц,
находящихся за рулем.
- Геннадий Романович, тем не менее, совершается очень много аварий,
виновниками которых становились именно пьяные водители. На ваш взгляд,
какому проценту алкашей все-таки удается проскочить мимо инспектора?
- Сложно сказать. Тех, кого мы не поймали, сами не придут и не посчитаются.
Да и перед нами не стоит напрямую такая задача - поймать пьяного. Согласно
последним нормативным документам, мы обязаны выявлять наиболее грубые
нарушения. Превышение установленной скорости, проезд на запрещающий
сигнал светофора, нарушение правил проезда железнодорожных переездов,
ну и, конечно, управление машиной в нетрезвом состоянии. Еще одна задача
- выявление нарушений правил дорожного движения со стороны пешеходов,
которые в половине случаев сами провоцируют наезд.
- Наверное, со дня появления постовых на линии пошли споры, в каких
случаях они имеют право останавливать машины и проводить досмотр?
- У нас в области, согласно утвержденному плану дислокации, построено
восемь стационарных постов ДПС, три контрольных пункта находятся на
выездах - в Слюдянке, Тайшете, Братском районе. На стационарном посту
инспектор ДПС имеет право остановить машину с целью проверки документов
на автомобиль и перевозимый груз.
- Извините, хотелось бы еще раз уточнить. Я еду, правил не нарушаю,
в этом случае инспектор может меня остановить?
- Повторяю. На стационарном посту сотрудник имеет право остановить
транспортное средство просто для проверки документов. В других местах
инспектор должен остановить водителя, нарушившего правила движения,
для оказания помощи другим участникам движения, тех, кто мог стать свидетелями
аварии или другого происшествия. При проведении оперативно-поисковых
мероприятий, если есть основания полагать, что машина находится в розыске,
либо сам водитель причастен к преступлению или правонарушению. Согласно
положения о государственной инспекции безопасности движения, инспектор
ДПС имеет право проводить административное задержание и личный досмотр,
а также досмотр транспортного средства. На этот счет существуют протоколы
установленной формы.
- Инспектор предупреждает владельца машины, на основе чего проводит
осмотр?
- Да, он обязан разъяснить нормативную базу и порядок процедуры.
- Как далеко может заглянуть сотрудник - в бардачок, багажник, под
сиденье?
- Конечно, никто разбирать машину в поисках тайника не будет, осматриваются
общедоступные места. Как правило, вначале инспектор предлагает добровольно
предъявить автомашину к осмотру. Если водитель возражает, то в этом
случае транспорт может быть доставлен в территориальные органы, где
проведут полный досмотр. К данной процедуре можно относитьcя по разному,
но это был и остается один из эффективных способов раскрытия преступлений.
За 11 месяцев текущего года при досмотре машин на постах 300 раз находили
наркотики. Самую крупную партию изъяли в сентябре в Шелехове, в тайнике
иномарки находилось около двух килограммов героина. За десять дней последнего
этапа операции "Вихрь-Антитеррор" выявлено 13 единиц незаконно перевозимого
огнестрельного и 7 единиц холодного оружия. 42 раза пресекалась попытка
провоза боеприпасов.
- На какую сумму инспектор ДПС может выписать штраф на месте?
- Административный штраф в пределах одного минимального оклада (83
рубля) инспектор может взимать на месте без составления протокола, но
с выдачей квитанции установленного образца. Это в том случае, когда
водитель или пешеход не оспаривают допущенное правонарушение. Если человек
не согласен, или у него нет денег, составляется протокол, в котором
нарушитель может изложить свою точку зрения. В данном случае инспектор
налагает административное взыскание, составляет протокол, и водитель
имеет право обжаловать решение инспектора у вышестоящего руководства
в течение десяти дней с момента получения постановления. Нормативными
актами предусматривается изъятие документов до уплаты штрафа, в этом
случае на руках у водителя остается временное удостоверение, которое
не ограничивает передвижение. Права возвращаются после уплаты штрафа.
- Старый, как мир, вопрос о взятках. В чью компетенцию входит неприятная
миссия по выявлению "левых" штрафов и нечестных работников?
- У нас в структуре есть отдел собственной безопасности, он и занимается
выявлением нечистых на руку инспекторов. За такие нарушения нечистоплотного
сотрудника сразу увольняют из органов внутренних дел, а прокуратура
уже принимает решение - возбуждать или нет уголовное дело. Многое еще
зависит и от взяткодателя. Мы же пытаемся оградить человека от преступления.
У каждого инспектора, который работает на дороге, есть непосредственный
руководитель - командир взвода, командир строевого подразделения, ответственный
от руководства. Они в силу своих должностных обязанностей проводят гласный
и негласный надзор за работой подчиненных. Например, останавливают водителя,
проехавшего КП, и предлагают пересказать разговор с инспектором. Были
ли, скажем так, "неуставные взаимоотношения", факты вымогательства.
Кроме этого, мы работаем по письменным заявлениям граждан, в городской
и областной ГИБДД есть телефон доверия. Каждый сигнал обязательно проверяется.
- Больная проблема для ГИБДД - взятки. Мы не сотрудники ОСБ, а журналисты,
и тем не менее знаем, что проезд лесовоза через некоторые КП стоит в
среднем 500 рублей. За несколько меньшую сумму пропускаются машины со
стройматериалами, удобрениями для садоводств. В приватных беседах сами
милиционеры говорят, что выгоняют из органов зарвавшихся инспекторов,
срывающих большие деньги. Сотрудника, соблюдающего неписанные правила,
никто не трогает. Возможно, вопрос больше адресован службе безопасности,
но и ваше мнение на этот счет было бы интересно услышать.
- В настоящее время у меня таких сведений нет. По ранее известным фактам
уже приняты решения и сотрудники в органах больше не работают.
- Вопрос о так называемых "рыбных" местах не менее важен и интересен,
чем штрафы и взятки. Большинство знакомых водителей утверждают, что
инспекторы, за редким исключением, выбирают места несения службы со
знанием дела. Есть определенные участки, где очень часто нарушаются
правила - превышается скорость, совершаются обгоны. Работа на этих пятачках
дает хорошие производственные показатели, и легко зарабатывается на
карманные расходы. Но это из области слухов. Я же хочу знать авторитетное
мнение начальника ДПС - как выбирается место для несения службы?
- Место несения службы заранее определено постовой ведомостью, составленной
на основе анализа аварийности. Инспекторы, работая на опасных участках,
одним своим видом влияют на дорожную обстановку, предостерегая участников
движения от нарушения правил, а с помощью технических средств регулируют
скоростной режим. Хотелось бы отметить, что имеющиеся на вооружении
радары не в полной мере приспособлены для фиксирования нарушения и быстрого
предъявления доказательной базы. Чуть ли не каждый второй водитель начинает
утверждать, что соблюдал правила, а на приборе - скорость не его автомобиля.
Однако век лихачей заканчивается, мы приобретаем несколько приборов
видеофиксации. Это измеритель скорости, совмещенный с видеокамерой и
персональным компьютером. На экране сразу отображается точное время,
автомобиль и его скоростной режим. Каждый новый прибор обойдется нам
в 100 тысяч рублей, но он стоит этого. Пока инспекторы время от времени
пользуются обычными видеокамерами, особенно при скрытом патрулировании
в общем потоке машин. Примерно в 95 случаях из 100 видео заставляет
водителей соглашаться с предъявленными обвинениями.
- На что необходимо обращать внимание при общении с инспектором
- на звание, нагрудный жетон, еще что-то?
- Все инспекторы ДПС имеют нагрудный знак установленного образца, общаясь
на дороге, а тем более при возникновении конфликтных ситуаций, шофер
может записать порядковый номер знака или фамилию, звание инспектора.
Есть и такая форма несения службы ДПС, как скрытое патрулирование, когда
задействуется обыкновенная машина без каких-либо опознавательных знаков.
Она движется в транспортном потоке, а сотрудник милиции выявляет нарушения,
при необходимости фиксирует их на видео. Однако и в этом случае инспектор,
если он находится в гражданской одежде, должен представиться, при необходимости
предъявить служебное удостоверение.
- Геннадий Романович, у Вас у самого-то имеется нагрудный знак,
назовите свой порядковый номер, если это не секрет.
- Никакой тайны здесь нет. Как и любой инспектор, ношу знак, мой личный
номер 38-001.
- Существует ли у дорожно-патрульной службы план по поимке определенного
количества пьяных, постановке автомобилей на арестплощадку и так далее?
Если да, то каково задание у ваших подчиненных на следующий год?
- Докладываю: никакого плана по выявлению нарушителей правил дорожного
движения нет. Однако по каждому району, подразделению мы проводим подробный
анализ. Например, на определенном участке совершено 100 аварий, в пятидесяти
случаях виновными стали водители в нетрезвом состоянии. Если за это
же время, здесь же инспекторы зафиксировали 120 нарушителей, но пьяных
среди них только 12-15, тогда устанавливается жесткая норма. Процент
совершенных правонарушений должен соответствовать проценту выявленных.
Если на какой-то улице из 100 ДТП 30 произошло из-за превышения скорости,
то мы акцентируем внимание на выявление тридцати процентов лихачей.
Это именно норма, складывающаяся из оперативной обстановки на дороге.
Борис СЛЕПНЕВ.