искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Опыт эксплуатации.

КУМИРЫ ВЧЕРАШНИХ ДНЕЙ

Мои познания в мире автомобилей начались в 18 лет. Тогда я был студентом политеха, учился на инженера-строителя, но автомобильная техника влекла к себе не меньше, чем премудрости теоретической механики и сопромата. Видимо, всех юношей влечет либо мотоцикл, либо автомобиль, на чем можно дать волю чувству скорости и азарту быстрой езды. Но ведь недаром говорят: "Любишь кататься, люби и саночки возить". О том, как я познавал азы эксплуатации автомобилей, набирался опыта, - мой рассказ.

ГАЗ-21

Мой двоюродный брат Андрей к тому времени уже имел на руках удостоверение водителя и немалый опыт вождения, а его отец, имея личный автомобиль ГАЗ-21 "Волга", доверял ему машину. Вот Андрей и стал моим первым инструктором. Когда я впервые сел за руль 21-й "Волги", меня поразили ее удобство и простота управления. Все было под рукой, а обзор, который открывался с высокого сиденья, по сей день вспоминаю с ностальгией. Такого, по крайней мере, не встретишь сейчас в "Жигулях" и, тем более, "Москвичах".

Первые километры движения на автомобиле - минуты восторга от управления техникой, думаю, описывать не надо - все через это проходят и помнят. Расскажу лучше, как впервые столкнулся с ремонтом, а точнее, с демонтажем и вулканизацией камеры. Когда произошел прокол заднего колеса и как закидало зад автомобиля, естественно, не заметил (навыков мало было, чтобы определить такую неисправность), и мой инструктор заревел на меня, когда покрышка колеса захлопала об асфальт. Свернув к кювету и остановив автомобиль, я минут двадцать выслушивал на "латыни" нравоучения брата, а затем приступил к снятию колеса и демонтажу. О том, как я добывал камеру, можно эмоционально рассказывать целый вечер. Скажу одно: долго и нудно, а брат стоял рядом и томно улыбался, иногда вставляя: "Учись, я тоже когда-то с этого начинал!" И я учился. Запасной камеры в багажнике "Волги", как водится, не оказалось, запасного колеса тоже, у "хороших" водителей это не предусмотрено. А науку вулканизации пришлось проходить под открытым небом (благо, что была теплая осень 1968 года). Определив прокол и зачистив камеру наждачной шкуркой, я вырезал кусок сырой резины и приложил его к месту прокола. Из бензобака шлангом подсосал бензин (видали бы вы, как я его подсасывал! Сколько бензина наглотался - одному Богу известно...), залил его в перевернутый поршень (это один из атрибутов кустарного мини-вулканизаторного приспособления). Закрепив камеру в нем и затянув гайки, я поджег бензин и стал ждать, когда он прогорит, предварительно подложив кусок бумаги между поршнем и куском сырой резины. Листок бумаги должен был сказать о готовности вулканизации. Минут через 10 камера была завулканизирована. Проверив ее на герметичность, я в обратном порядке собрал колесо.

Через час, вытирая обильный пот с лица, я вновь ощущал радость вождения. Потом, по прошествии нескольких лет, я с благодарностью вспоминал и брата, и дядю, которые гоняли меня, не щадя и эксплуатируя при ремонте "Волги", как ломовую лошадь. В памяти резаком осталось, как я вырубал прокладку из паронита при ремонте и замене водяной помпы, замене ремней. Все их советы и рекомендации я впитывал в себя, как губка.

Запомнился и не один раз пригодился на практике совет: если случился прокол колеса и нет запасной камеры, под рукой не оказалось подручных инструментов, чтобы заклеить ее, - нужно залить в камеру немного воды, затем накачать камеру (колесо) и продолжить движение. Из колеса не выйдет воздух, пока автомобиль будет в движении и не остановится. Таким образом можно доехать до пункта техпомощи.

О "21-й" "Волге" у меня остались самые приятные впечатления - ее надежность и комфортность по тем временам и в дальнейшем я не раз вспоминал добрым словом.

Удостоверение водителя я получил в 1974 году, когда по ряду жизненных обстоятельств закончил с профессией строителя, и мне пришлось переквалифицироваться в водители. После окончания техшколы мне несказанно хотелось работать на большегрузном автомобиле, и этого я добился. Сначала был МАЗ-503 (самосвал), ЗИЛ-130 (бортовой), ММЗ-555 (самосвал), МАЗ-205 (самосвал), ГАЗ-53, автокран КС-2561. Об этих автомобилях можно вести отдельный разговор. При их эксплуатации и при тогдашнем дефиците запчастей приходилось изворачиваться и порой становиться "выдумщиком-Кулибиным", чтобы отремонтировать или подлатать какой-то узел или агрегат и опять работать. Но смекалка и опыт, приходящие с годами, не раз и не два помогали мне в жизни.

ГАЗ-69

Вторым частным автомобилем, на котором мне пришлось осваивать мастерство вождения и навыки мудрости автомобилиста, стал ГАЗ-69. Что можно сказать об этом автомобиле? Совершенный в качестве внедорожника (по тем, естественно, временам). Часто приходилось возить родственников по деревням, кого просто в гости, кого по неотложным делам кумовства. Грязи Черемховского района, поля Куйтуна ему были не страшны. Мелкие речушки мой "ГАЗон" проходил, как танк. Прицепная тележка служила верой и правдой при перевозке сена, соломы, зеленки с сенокоса. "69-й" не подвел меня ни разу своей ходовой. Случались мелкие поломки, но под руководством старых шоферов я быстро научился устранять неисправности: будь то замена ремня вентилятора или манжеты тормозного цилиндра.

Однажды, преодолевая кочкообразный участок дороги темной ночью, мой автомобиль здорово тряхнуло и сразу же свет фар стал светить в полнакала. Что произошло, я не мог понять. Подняв капот и осмотрев провода, видимых неисправностей не обнаружил, но, тем не менее, стрелка амперметра показывала разряд. Добравшись до дома на аккумуляторе, на следующий день я заехал в гараж автотранспортного предприятия и стал советоваться с опытными водителями. Советов получил много, все сводилось к тому, что необходим ремонт или замена генератора. Также посоветовали временно сделать перемычку из проволочки на контактные выводы генератора, предостерегая, что долго так ездить нельзя и надо чаще заглядывать в банки аккумулятора, т. к. электролит будет выкипать. Точно не помню, сколько я так проездил - может, с неделю. А затем в один из погожих дней решил помыть двигатель. После чего осматривал подкапотное пространство (где еще не промыл?) и выхватил взглядом болтающийся проводок массы генератора. Когда его вставил на место, а затем завел двигатель, к своей неописуемой радости заметил, что стрелка амперметра ожила и стала показывать на (+) - идет зарядка. Перемычку снял и остался доволен, что неисправность работы генератора устранил сам.

В целом ГАЗ-69 оставил хорошие воспоминания, как хорошая рабочая лошадка. Единственный недостаток, которым он отличался от других автомобилей той поры, была его чрезмерная упругость, на дороге он скакал, как козлик, что было следствием недоработки конструкторами его амортизационных возможностей.

Со временем возникла необходимость поменять автомобиль на более современный. ГАЗ-69 был продан счастливцу из сельской местности, т. к. автомобиль в то время в нашей могущественной державе был большим дефицитом.

ГАЗ-2401, ГАЗ-2410

Следующим автомобилем, который стал для меня незаменимым другом, был ГАЗ-2401 "Волга" - предел мечтаний автомобилиста тогдашнего времени. "Волги" распределялись по особым талонам и, чтобы купить ее, необходимо было проработать не один год на оборонном заводе либо на вредных рудниках. Или иметь "лохматую" руку в верхах. Связи и знакомства были подключены во всей своей широте и работали не один месяц, но все же дали положительный результат и мне в один из дней посчастливилось сесть за руль этого чуда социалистического автомобилестроения. Салон и панель "Волги" привели меня в неописуемый трепет, а когда я проехал на автомобиле первые километры, положительным эмоциям не было предела. В "ласточке" (так я ее называл) мне нравилось абсолютно все: скоростные возможности, маневренность, плавность движения и комфорт.

Проблем с бензином в те далекие годы никогда не существовало и обращать внимание на прожорливость мотора практически не приходилось. Да, чуть было не забыл отметить. В те далекие годы служба ОТК на заводах работала на более-менее должном уровне и доводить технику своими руками приходилось не слишком долго: визуальная проверка креплений узлов и агрегатов, протяжка, и дня через два можно было смело ехать, чего не скажешь о сборке в наши дни. По рекомендации бывалых людей и водителей со стажем вдвоем с двоюродным братом протягивали "Волгу" на эстакаде снизу-сверху; все крепления в салоне разобрали-собрали через прокладки из сырой резины. После такой доводки ГАЗ-24 служил без скрипов и постукиваний добрых пять лет. Во время эксплуатации "Волги" своим умом пришел к заключению, что автомобиль работает безотказно, если ему уделять больше внимания.

Поначалу думал, что достаточно проводить визуальный осмотр раз в месяц. Но когда стали выявляться те или другие неисправности, убедился в обратном: резьбовые соединения необходимо прошприцовывать после каждого дождя - их не будет закусывать. Однажды при движении по скоростной магистрали почувствовал вибрацию. Остановился, осмотрел снизу карданную передачу - видимых неисправностей не заметил, но, тем не менее, добираясь до места назначения, скорость снизил до 80 км/час. В гараже одной автобазы заехал на яму и увидел, в чем причина - требовалась замена крестовины, точнее, ее подшипников. Непросто оказалось в этом населенной пункте отыскать запчасть, но все-же нашел и произвел замену с помощью местного умельца-слесаря. На обратном пути при скорости 90-100 км/ч опять появлялась вибрация, а к 110 км/час исчезала. Так и доехал до Иркутска. В гараже, жалуясь на вибрацию, узнал от водителей и попробовал повернуть карданный вал на 180о и, к моей радости, вибрация исчезла.

Моя красавица служила мне верой и правдой добрых 15 лет. Но мода и веяния престижа заставили меня пересесть на новую модель ГАЗ-2410. Поначалу все вроде бы шло нормально, но затем "десятка" стала барахлить. Через год эксплуатации забренчала панель, пришлось снимать и протягивать через прокладки из сырой резины. Затем лопнул тросик газа - чтобы устранить эту неисправность, пришлось изрядно повозиться, прежде чем набил руку. Через какое-то время стала убывать тормозная жидкость. Сняв барабаны колес, убедился, что подтеканий нет. Главный тормозной тоже оказался исправным. Оставался усилитель. Сняв его, убедился, что это он виновник. Ремонт производил в таксопарке. А потом еще пришлось заезжать на яму, не один раз прокачивать тормоза, пока не погасил красную сигнальную лампу на панели доски приборов. Видимо, в системе тормозов был воздух. Владея ГАЗ-2410, я не раз с ностальгией вспоминал прежнюю модель "2401". "Десятка" намного жестче ездила, да и внимания требовала к себе гораздо больше.

С уважением, ваш постоянный читатель Виктор А., док. N 058194.

Мы по-прежнему ждем от читателей подробных писем с рассказами о ваших автомобилях. Опубликованные письма (фото весьма желательны) будут оценены гонораром. Присылайте по адресу редакции или электронной почте E-mail: postmaster@automarket.irkutsk.ru

"Автомаркет+Спорт" №48 22.12.00




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика