искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Самое-самое.

ШТУРМАН

ПОЧУВСТВУЙТЕ "ГАЗ"НИЦУ

С момента последнего обзора иркутского рынка АГТС (Автомобильные газовые топливные системы) весной-2000 к сегодняшнему дню многое изменилось. Многое, кроме одного -- цена за нефтяной газ в Иркутске пока осталась прежняя -- 2 рубля за литр. Зато 93-й бензин стал дороже газа почти в 5 раз, тогда как весной был в 3-4 раза. Высокооктановый бензин разницу увеличивается еще больше. Так что предпосылки для дальнейшего развития рынка АГТС в Иркутске сложились благоприятные, как нигде более. Соответственно, рынок альтернативного топлива за последние полгода не стоял на месте. Почти двойной рост специализированных фирм - одно из свидетельств этому.

Впрочем, о темпах газификации иркутского авторынка более красноречиво говорят другие цифры. По некоторым данным, в декабре 1998 года в Иркутске газ использовали не более 150 автомобилей. Капля в море. Сегодня "газовых" автомобилей ориентировочно не меньше тысячи. Уже сила. И хотя основные клиенты специализированных фирм остаются прежние -- это владельцы коммерческих автомобилей (грузовики, автобусы), круг "газопотребителей" уверенно пополняется и легковыми частными автомобилями. Причем, вовсе не обязательно отечественного производства. В фирме "Автоблеск", например, есть опыт газификации бензиновых Land Cruiser, Pajero и даже Chevrolet Tahoe с 5.7-литровым двигателем. Кто-то решит, что этим пожирателям бензина сам Бог велел на газе ездить. Минуточку. А что вы скажете по поводу Toyota Levin с высокофорсированным 1.6-литровым 20-клапанным (по 5 клапанов на цилиндр) двигателем, который газифицировали в фирме "РТС"? В принципе, у владельцев перечисленных автомобилей хватило бы денег и на бензин, но они не отказались от газа, который негласно как бы считается "не престижным" топливом.

На самом деле, в пользу газа перед бензином можно привести куда больше преимуществ, нежели банальная экономия денег при заправке. Октановое число нефтяного газа составляет 103-105, что почти полностью устраняет детонацию. И особенно это актуально для двигателей с высокой степенью сжатия. Как раз таких, как упомянутый Levin с 1.6-литровым 20-клапанником. Такому предписан бензин не ниже 98-го. По словам владельца автомобиля, на нашем 95-м двигатель в некоторых режимах детонировал. С переходом на газ детонация исчезла. При этом свои максимальные обороты двигатель развивает и скорость 190 км/ч на трассе "выполнять" позволяет. Средне- и малофорсированным двигателям высокооктанового газа бояться не следует по той простой причине, что при высокой антидетонационной стойкости газ обладает более низкой, чем бензин, теплотворной способностью, что не дает повода беспокоиться о "прогаре" клапанов или прокладки. Более того, без какого-либо вреда можно увеличить степень сжатия малофорсированного двигателя, тем самым повысив его мощность при сохранении экономичности. Правда, это требует профессионального подхода, где соответствующим образом нужно поработать и над системой зажигания.

Газ легче смешивается с воздухом и лучше наполняет цилиндры. Сгорает немного медленнее, чем бензин, и таким образом снижает ударные нагрузки на поршневую группу и коленчатый вал. Все это способствует более ровной, тихой и мягкой работе двигателя. Именно "мягкость" в работе двигателя отмечают все водители, "перешедшие" на газ. Впрочем, те же причины вызывают известную особенность газового топлива -- снижение мощности двигателя и ухудшение динамики автомобиля.

Однако список положительных качеств можно продолжить таким важным, как безвредность газа для каталитических нейтрализаторов и кислородных датчиков (лямбда-зонда), что актуально, опять же, для автомобилей с впрыском. В целом выхлоп значительно чище, чем от бензина. Газовая смесь сгорает почти полностью и не образует нагар на поршнях, клапанах и свечах зажигания, так же, как не способствует быстрому окислению и загрязнению масла. Газ поступает в цилиндры в паровой фазе, не смывает масляную пленку со стенок и не стекает в картер, т. е. не "бодяжит" масло "противосмазочными" продуктами. Отсюда и масло, и свечи, и двигатель в целом, не испытывая агрессивных условий работы, какие создает процесс сгорания бензина, служат гораздо дольше. А это, получается, уже экономия второго (на расходных материалах) и третьего (на капремонте) порядка.

Не берусь выдавать сей факт за стопроцентный, но в одной "газоустановочной" фирме поведали историю прямо-таки о легендарном ВАЗ-2101, который на газовом топливе прошел 800000 км, прежде чем двигателю понадобился капитальный ремонт. Интересно, а если на газ "посадить" какой-нибудь неприхотливый 6-цилиндровый японский двигатель? Например, тойотовский 1G. Возможно, такой потом достанется и твоим правнукам.

Кроме всего прочего, газификация автомобиля вовсе не означает, что автовладелец навсегда приковывается к газовому шлангу. Газобаллонное оборудование практически дублирует штатную систему питания и автомобиль может работать как на газе, так и на бензине. При этом переключение на разное топливо может осуществляться как вручную, так и автоматически, в зависимости от конструкции АГТС, условий эксплуатации, желания водителя и т. д. К тому же, снижается риск отказа автомобиля где-нибудь в дальней дороге, а запас хода без дозаправки, напротив, увеличивается. Но здесь, к вопросу недостатков, это обеспечивается за счет другой особенности газовой системы -- необходимости возить баллон, по емкости равный или больше бензинового бака. И если для грузовика размещение баллона -- вопрос десятый, то для изящного седана, универсала и даже джипа -- это "отдай полбагажника" и считайся с увеличенной снаряженной массой. К тому же, расход газа обычно повыше бензина и баллон пустеет быстрее.

И все же, преимущества газа перед бензинов очевидны. Во всяком случае теоретически все выглядит благонадежно и заманчиво. На практике "газовый рай" должен быть обеспечен, по крайней мере, двумя обстоятельствами: надежная аппаратура, грамотно установленная и настроенная, и наличие самого газа, причем качественного.

С аппаратурой, как видно, в Иркутске дело решенное. Для легковых и грузовых бензиновых двигателей (с дизелями ввиду определенных сложностей пока никто не работает) специализированные фирмы предлагают с установкой и гарантией самое разное оборудование. От устаревших "советских" систем в нижнем ценовом диапазоне до современных импортных, в основном, итальянских. Принципиальная схема большинства систем одинакова и проста: баллон, редуктор-испаритель, смеситель, клапаны топливопроводов. Но исполнение и функциональность, конечно, разные. От "ручных" и сложных в регулировках "советских" до автоматических и не требующих особой настройки итальянских. Качество изготовления, используемые материалы и конструктивные особенности тоже разные. И это, конечно, сказывается на эффективности и ресурсе систем.

Специализированные фирмы в целом определились с ассортиментом и клиентурой, в том числе на основе собственного богатого опыта, не исключая и горького. Одни не связываются с отечественными АГТС старого поколения (Новогрудская из Беларуси и Рязанская), а кто-то и вовсе отказался от любых отечественных, определив, что с ними работать -- себе дороже). Так, еще полгода назад фирма "Транснефтегаз" отличалась наибольшим ассортиментом АГТС, где только отечественных было представлено четырех производителей. На сегодня фирма остановилась только на итальянских и одной корейской. Хотя по желанию клиента могут установить любую систему, которую клиент предоставит сам.

А вот фирма "Фартстрой" специализируется как раз на старых отечественных системах и приводит свои аргументы и приводит свои аргументы "за": доступность и ориентированность именно для российских автомобилей. При этом не скрывается, что здесь наибольшая отбраковка по качеству изготовления и затяжной период настройки и регулировок, но после этого системы могут работать стабильно. Однако конструктивные "проколы" "советского" оборудования сказываются на последующей эксплуатации, в том числе по части герметичности.

С новогрудской АГТС также работает "Иркутскоблгаз", но круг отечественных автомобилей сегодня ограничен только легковыми. Больше же всего из отечественных в фирмах прижилась АГТС САГА-6 производства Пермского авиационного объединения "Инкар". Это система более совершенная и выполнена на ином технологическом уровне. Смеситель расположен сверху карбюратора, клапаны электромагнитные, редуктор имеет упрощенную схему регулировок, в изготовлении системы не применяется ни одной резиновой детали, а за качество газопровода и соединений производитель ручается 5-летней гарантией. Есть и особенные разработки. Таковой является Саратовская АГТС так называемого инжекторного типа. С ней работает "Иркутскнефтесервис" и в последнее время заметно расширил круг автомобилей под эту систему. Она отличается своей очень простой конструкцией: вместо редуктора имеется одна форсунка, "врезаемая" во впускной коллектор, с регулировкой расхода газа с места водителя.

Есть фирмы, как "Автоблеск" или "РТС", которые специализируются всего на двух системах, зато могут устанавливать их на максимально широкий круг автомобилей. И лучшим предложением здесь являются такие известные итальянские производители, как BRC и Landi Renzo. Дорого, зато очень надежно и нехлопотно в эксплуатации и эффективно в работе. Системы автоматизированы и не обременительны в настройках, к тому же, очень удобны при монтаже и конструктивно отработаны досконально. Редуктор и клапаны не имеют пластмассовых деталей, поэтому суровый климат не страшен. Полость теплоносителя редуктора не имеет общей поверхности с диафрагмами, поэтому газ не будет поступать в систему охлаждения двигателя. Теплообменик имеет ребра, поэтому редуктор быстро прогреется "тосолом". Части систем соединяются при помощи конусных муфт, поэтому при монтаже и ремонте не требуется специальный инструмент. И так в любых мелочах, что в целом оправдывает более высокие цены за итальянское оборудование. Кстати, производство Landi Renzo в Италии было первым сертифицировано по стандарту ISO 9001. По заказу можно установить более дорогие и самые совершенные варианты, где работой системы будет управлять собственный процессор по специально выбранным параметрам, наиболее подходящим для данного автомобиля и водителя.

Надо учитывать также, что сегодня на рынке могут объявиться и "самозванцы" -- якобы хорошие итальянские системы, но на самом деле просто созданные на скорую руку АГТС, призванные удовлетворить резко возросший спрос. Ведь топливный кризис характерен и для Европы, и там спрос в этой области особенно сейчас высок. Поэтому лучше довериться уже проверенным системам и обращаться за ними в специализированные фирмы.

Кстати, право на подробности по всем конструктивным и эксплуатационным свойствам представленных АГТС в этот раз мы сохраняем за этими фирмами.

Теперь что касается газа. Он производится у нас, продается, и главное, решается вопрос с развитием сети заправочных станций. Два "шланга" недавно уже заработали в Мегете, хотя цена там составляет 2.5 рубля за литр. Заправка работает без выходных. Сейчас практически все указанные фирмы прорабатывают вопрос открытия ГЗС в разных районах Иркутска. Скажу больше, на сегодня уже определено 9 таких мест, не исключая Жилкино и Солнечного. Проблема пока упирается не столько в средства, сколько в согласование организации ГЗС с различными инстанциями, особенно пожарной охраной. Но можно рассчитывать, что в Иркутске скоро заправлять газом будут не только на ведомственной станции в предместье Марата. При этом ожидать, что газ в конечном итоге победит бензин или что разгорится война между газовыми и бензиновыми "королями", вряд ли стоит. Все-таки из тонны нефти можно произвести 56% бензина и только 3% газа. Этим и будет определяться баланс топливного рынка. В случае чего, может и бензин подешеветь, и газ подорожать.

Да и качество нефтяного газа, производимого в Ангарске, не есть на высоте, как отмечают сами "газовщики". По соотношению пропана и бутана, которое должно регулироваться в зависимости от сезона, а также по степени очистки от примесей, ангарский газ не совсем соответствует автомобильному. В России вообще мало где выпускают настоящий автомобильный газ, и стоит он уже не 2, а 3 и более рублей. Кстати, ряд фирм на собственных ГЗС намерены продавать именно привозной газ, соответствующий всем стандартам. А значит, цена за него будет подороже и разница с бензином несколько сократится.

А если смотреть в далекую перспективу, то газ в нашем регионе может еще сыграть большую роль. Когда года через три начнет добываться природный газ на Ковыктинском месторождении. Метан будет дешев, в неограниченном количестве, и он хорошо подходит для использования в двигателях. Но оборудование для него нужно другое, более дорогое и не столь удобное для автомобилей. Природный газ нужно хранить под давлением в 250 атмосфер, а не 16, как нефтяной. Этим определяется одна из главных проблем его применения -- средства хранения в автомобиле. Кстати, на последнем Мотор-шоу в Москве ряд российских фирм демонстрировали легкие, очень прочные и компактные баллоны, разработанные из композитных материалов специально для хранения метана в легковых автомобилях (например, в нише вместо запаски), но стоимость их пока слишком велика для рядового автомобилиста.

В. ЛАРИН.

АДРЕСА И ТЕЛЕФОНЫ ИРКУТСКИХ ФИРМ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПРОДАЖЕЙ, УСТАНОВКОЙ И ОБСЛУЖИВАНИЕМ АГТС:

  • Автоблеск - ул. Степана Разина, 6-309, тел. 20-05-30
  • Иркутскоблгаз - ул. Сухэ-Батора, 13, тел. 34-15-53
  • ИркутскНефтеСервис - ул. Ленина, 6, к. 303, тел. 34-45-56
  • РТС ("Регионтранссервис") - б. Гагарина, 40, к. 100, тел. 25-83-25
  • Сага-АвтоГАЗ - ул. Розы Люксембург, 166, тел. 45-06-08
  • Транснефтегаз - ул. Баррикад, 24 "А", тел. 34-17-30
  • Фартстрой - ул. Трактовая, 9, тел. 43-67-03
Некоторые данные от иркутских фирм, занимающихся автомобильным газобаллонным оборудованием
Фирма
АГТС
Автомобили
Объем баллона (литры)
Цена с установкой
Предоставляемая гарантия
Автоблеск САГА-6 Все карбюраторные (отечественные и от 50 9900-17900 руб. Год или
(Пермь) зарубежные, легковые и грузовые)     10000 км
BRC (Италия) Любые с системой впрыска от 50 от $650 Год или
  (в т. ч. ВАЗ-2110, ГАЗ-3110)     10000 км
Иркутскоблгаз АГТС (Новогрудск) Легковые отечественные с карбюраторами от 50 8600 руб. 6 месяцев
ИркутскНефтеСервис САГА-6 (Пермь) Отечественные легковые и "ГАЗели" от 50 9500-11900 руб. 10000 км
АГТС (Саратов) ВАЗ, ГАЗ-3110, зарубежные от 50 8800-10500 10000 км
  с объемом двигателя до 2.5 л      
РТС САГА-6 ВАЗ 50 9500 руб. 6 месяцев
(Пермь)   65 10500 руб. или 10000 км
  ГАЗель 90 11500 руб.  
    103 11900 руб.  
    129 12500 руб.  
  ГАЗ-3307 103 11900 руб.  
    129 12500 руб.  
    190 14000 руб.  
Landi Renzo ВАЗ 50 11300 руб. Год или
(Италия)   65 12300 руб. 30000 км
  ГАЗель от 90 13000-14000 руб.  
  Зарубежные от 50 18330 руб.  
  легковые и      
  грузовые      
Сага-АвтоГАЗ САГА-6 ВАЗ (классика) от 50 8000-9000 руб. Год или
  ГАЗель от 90 9400-10500 руб. 15000 км
  ГАЗ-3307      
АГТС (Рязань) ЗИЛ   14000 Год или
        15000 км
Транснефтегаз Bedini, Lovato, Все а/м с бензиновыми двигателями от 50 11000-12500 руб. Год
Landi Renzo и др.        
(Италия)        
АГТС (Ю. Корея Все а/м с бензиновыми двигателями от 50 11000-12500 руб. Год
Фартстрой АГТС (Новогрудск) ВАЗ-2101-07 50 6500 руб. 6 месяцев
-- Италия)   ВАЗ-2108-2111 50 6990 руб.
  Москвич-2141 50/65 6500/7350  
  Москвич-412 50 6500  
  Москвич-412 50 6500  
  Легковые ГАЗ 50/65 6700/7550  
  ГАЗель 100/130 8100/9130  
  УАЗ 100/130 8100/9130  
АГТС (Рязань) ВАЗ 50 7800 6 месяцев
  Москвич 50 7800  
  Легковые ГАЗ 50/65 8500/9350  
  ГАЗель 100/130 9990/10600  
  ГАЗ-3307 190/220 15200/15990  
  УАЗ 100/130 9990/10600  
  ЗИЛ-130 190/220 15200/16300  
  ПАЗ от 130 14400-17690  
OMVL (Италия) Грузовые карбюраторные от 100 10500-17690 6 месяцев
  с объемом двигателя до 6 литров      

"Автомаркет+Спорт" №49 29.12.00




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика