ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МИРЫ
ОЛЕНИ ХОРОШО, А МАШИНА ЛУЧШЕ
Глупо объяснять сибирякам значимость тепла в их жизни. Так
же, как жителю пустыни рассказывать о пользе воды, перед японцем
распинаться о ценности земли или с китайцем беседовать о демографическом
кризисе. И все же, ни один сибиряк так не ценит тепло, как житель
севера. Там это благо имеет искусственное происхождение и обходится
недешево. Нужно не просто сжечь уголь в печи или бензин в цилиндрах,
т. е. получить тепло, надо с максимальной эффективностью его использовать
и бережно сохранить. И в этом северянам нет равных. Сибиряки-автомобилисты
уверены, что эксплуатируют свои машины в крайне суровых климатических
условиях. Но нам еще повезло. На севере тоже есть автомобили и
попали они туда вовсе не от хорошей жизни. Там потребность в личном
средстве передвижения куда сильней, нежели у нас. Ведь один северный
километр "пешком" в разгар зимы можно приравнивать к десяти нашим.
Недавно мой знакомый вернулся из деловой командировки в Якутск
и Нерюнгри. И, конечно, поделился впечатлениями о том, как тамошние
автомобилисты борются за выживание. От его рассказа мне сразу
стало теплее не только на душе, но и на улице, где иркутский воздух
охладился до -22оС. Для тех мест, откуда он прибыл, это тепло.
Думаю, что его впечатления стоит пересказать читателям.
Якутск. Конец ноября. На улице днем -38oС. Нормальная для здешней зимы
температура. Повышение до -30oС считается потеплением, ну а в декабре-январе
бывает, что опускается до -50oС. Воздух сухой, ветра нет, поэтому мороз
еще легко переносится. Прибыв сюда в осеннем "прикиде", можно какое-то
время продержаться, даже в вязаной шапочке. Но вскоре облачаешься во
всю запасную одежду, прихваченную с собой - в три свитера, в шапку-ушанку,
причем "обманка" здесь совсем неуместна.
Наивная природа думала спрятать свои драгоценные богатства в нечеловеческих
климатических условиях, но человек обжился и здесь, "притащив" за собой
такой предмет цивилизации, как автомобиль.
Как и все на севере, автомобили здесь особенные. То есть, они все те
же, но зимой выглядят своеобразно. По существу, это передвижные теплогенераторы
и теплоаккумуляторы, заиндевевшие снаружи и очень теплые внутри. Бытовые
теплосберегающие технологии севера, как то: тройной стеклопакет в окнах
домов или батарея отопления во всю ширину стены, в какой-то мере переносятся
и на автомобили. На зиму оконные стекла отечественных автомобилей делаются
двойными, иначе тепло не сохранить и не избежать капитального обмерзания.
Вторые стекла подклеиваются через проставки с зазором. В этом случае,
конечно, окна становятся "глухими", но открывать зимой их никто и не
помышляет. Вместе с окнами утепляют двери, потолок, пол, из материалов
вплоть до толстенного войлока, а сиденья "заворачивают" в меховые чехлы.
Особенно утепляют салоны УАЗиков. Как ни странно, но именно УАЗики и
"Волги" очень распространены на севере. Видимо, благодаря своим крепким
подвескам и проходимости, но никак не по причине избыточной теплоотдачи.
Чтобы не замерзнуть в УАЗике, его салон обшивают и мехом, и даже шерстяными
коврами - варианты есть. Кстати, на утеплении автомобилей работают специализированные
фирмы. И между прочим, полный "северный тюнинг" стоит недешево, особенно
для УАЗиков - слишком много "железа" надо укрыть.
Двигатель на стоянке, если его заглушить, полностью остывает за полчаса.
Поэтому здесь не используют распространенные у нас системы автозапуска
и прогрева. Двигатель при недлительных стоянках не глушат вовсе. А поскольку
он может остыть даже работающий, его тоже утепляют. Да еще как. Подкапотное
пространство представляет собой монокок из теплоизолирующих материалов.
При этом обычные картонки перед радиатором и сверху из разряда исключений
- только у самых "отмороженных" водителей. Утепление двигателя - это
почти культовое занятие, и здесь все зависит от конструктивных особенностей
автомобиля, фантазии и средств автовладельца. Если позволяет место,
то на двигатель могут положить и ватный матрац, но обычно это войлок,
оленьи шкуры, а более состоятельные используют овчину - считается круто.
Радиатор "запаковывается" плотно с обеих сторон, насколько это возможно.
Снизу двигатель закрывается большим листом войлока или меха - от радиатора
до самой коробки включительно. Кстати, насколько аккуратно "подвешен"
такой лист, в целом характеризует водителя. У неряшливых он вообще может
волочиться по земле, подметая мусор.
Запустить двигатель после длительной стоянки, если автомобиль стоял
не в теплом гараже, без предварительного подогрева никто и не пытается
- нет такой привычки. Поэтому самый распространенный "пускач" - электронагреватель
в системе охлаждения. Надо включить его хотя бы за 2 часа до запуска.
Точнее, до попытки запуска, поскольку другие системы двигателя могут
и "не отогреться". У состоятельных автовладельцев встречается и немецкий
"гидроник", который может обогреть и салон. На открытых стоянках есть
розетки, к которым подключают не только подогреватель тосола. Ставят
также плитку под двигатель, на капот дополнительно накидывают покрывала
и под капотом получают этакий парничок. Паяльная лампа - непременный
атрибут содержимого багажника. В основном же автомобили хранятся или
в гаражах, или на крытых теплых стоянках, организованных из бывших промышленных
помещений. Любой частный гараж имеет печку, причем, дым просто так не
улетает. Вытяжная труба вьется по стенам и дополнительно подогревает
воздух.
С моторными маслами ситуация, на первый взгляд, парадоксальная. Среди
владельцев отечественных автомобилей даже зимой популярно обычное минеральное
масло, дешевое и с достаточно высокой температурой застывания. Получается,
что в условиях "постоянного сохранения тепла", когда двигатель вообще
стараются не остужать, низкотемпературная вязкость моторного масла -
вопрос не первостепенный. Понятие "застывший двигатель" здесь нечто
более глобальное, чем просто застывшее масло в картере. А может, и сказывается
недостаток пропаганды хороших масел, такой, какая есть у нас. В общем,
на дорогое синтетическое масло многие здесь предпочитают не тратиться,
тем более, приходится нести немалые расходы на топливо. Бензин стоит
около 11 рублей за 93-й и в таких условиях пожирается двигателем с жадностью.
Но расход бензина - дело десятое, главное - это обеспечить в автомобиле
такое же тепло, как дома. И северянам это удается. В автомобилях они
ездят вальяжно - без верхней одежды, шапок и перчаток. Без накинутых
капюшонов, как это встречается у нас. Иные местные автомобилисты сами
выглядят "холодней", чем их автомобили. Новый якут, например, это вовсе
не тот человек, что от пят до макушки замотан в оленьи шкуры. Новый
якут ходит так - на ногах дорогие тупоносые ботинки, хорошие джинсы,
на голове огромная, в ширину плеч меховая шапка с распущенными ушами,
а на теле кожаная куртка, теплая, но все же не тулуп. Поэтому новые
якуты сегодня немного мерзнут - заложники моды.
Однако холод на севере сам по себе не единственная "радость" для автомобилиста.
Здесь и особенные условия вождения. Микрокороткий световой день - с
11 до 13 часов, и плотный морозный туман заставляют использовать дополнительные
фары, чтобы видеть самому, а главное, чтобы хорошо видели тебя. Некоторые
в этом деле преуспевают, обвешивая машины очень мощной, прямо- таки
раллийной светотехникой. Другие водители о таких насмешливо говорят:
"обсветился".
Большую опасность на городских улицах представляют грузовики и автобусы,
особенно на перекрестках. Газанет такой при морозе под сорок и облако
густого молочного тумана надолго зависнет в этом месте. Видимость -
ноль, и любые фары здесь не спасут. Поэтому местные водители от грузовиков
держатся подальше. Проблему "дымовых" завес пробовали решать выводом
труб наверх, но транспортники такое решение опротестовали, ссылаясь
на повышенный расход топлива. В общем, трубы наверх не выводят и конденсат
выхлопных газов остается естественным и, судя по всему, неизбежным бедствием
городского движения. Еще одна опасность на городских улицах - пескоразбрасыватели.
Когда они работают, песок вперемешку с камнями разлетается слишком опасно,
просто какой-то "метеоритный дождь". Если по неосторожности попал в
зону действия машины, пеняй на себя - ущерб потом никто восстанавливать
не будет.
А песок с камнями на улицах города рассыпают щедро. Как ни странно,
зима позволяет значительно улучшить состояние городских дорог. Летом
из-за болотистой почвы иные улицы Якутска становятся труднопроходимыми
и ремонту не подлежат. Зимой хорошо. Все искореженные участки заливают
водой, превращая их в обыкновенный каток, а сверху обильно удабривают
песком и гравием. Получается так называемый "якутский асфальт". Ровно,
крепко, не скользко. Надо подремонтировать - просто добавь воды.
К слову сказать, из-за суровых дорожных и климатических условий самый
популярный вид ремонта здесь - ремонт подвески. Кроме названных выше
УАЗов и "Волги", на севере популярны все модели ВАЗ, есть "Москвичи",
но особенно любима "Нива". Шины используют, в основном, отечественные,
зимой шипованные. Есть также японские "липучки" second hand.
Кроме российских автомобилей, в Якутске хорошо прижились японские second
hand. Причем, что характерно, свежих легковых автомобилей не заметно,
а ездят модели 1986-89 годов выпуска. Особенно часто мелькают Corolla,
Mark II, Chaser. Из джипов распространены Land Cruiser, HiLux Surf,
Terrano, но джипов последних модельных годов не заметно. Эксплуатация
японского джипа, пожалуй, обходится весьма хлопотно. Запчасти дефицит
и они очень дороги. Встречался, например, Terrano с огромной грыжей
на колесе. Вероятно, владелец не может найти подходящую замену. Что
касается масел, то купить хорошие синтетические сорта возможность есть.
Наиболее обеспеченные автовладельцы используют именно такие.
А вот корейских и европейских автомобилей вообще не видно, нет и таких
"советских", как "Запорожец", "Таврия" и "Ока".
Междугородные сообщения, особенно для новичка - это уже другие приключения,
впечатления и опасности. Трасса Якутск - Нерюнгри протяженностью 800
км пролегает через тайгу и горы, и для водителей здесь полная свобода
действий. Кроме указателей опасных поворотов и крутых уклонов, никаких
знаков нет. В том числе указателей населенных пунктов на развилках.
Искать поселение приходится методом тыка. Спросить некого - попутные
и встречные бывают крайне редко. Скорости по дороге не ограничены и
никто это не контролирует. Зачем, если и без того едешь 40-80 км/час.
На всем пути встретилось две АЗС, но в багажнике обязательно запасные
канистры с бензином. По дороге есть и кафе, где можно перекусить и даже
выпить пива (у славян котируется "Балтика N 3", коренные жители предпочитают
N 9). Что, кстати, охотно делают дальнобойщики. Наверное, поэтому на
пустынной дороге не так уж редки аварии. Пришлось увидеть целых три.
Странное, вообще, ощущение. Машины вроде не встречаются, а перевертыши
и даже лобовые столкновения грузовиков происходят. Благо, скорости в
таких местах, а это обледенелые спуски и повороты, не высокие, и чаще
всего ДТП заканчивается только искореженным металлом. По трассе нет
столько сел, сколько есть зон. А дорога чаще, чем встречными автомобилями,
радует перебегающими оленями. Однако среди этой дорожной безмятежности
присутствует такой важный для безопасности элемент, как кучи песка и
гравия для ручной подсыпки. Говорят, что это даже не забота дорожных
служб, а частная инициатива перевозчиков грузов. Кроме того, в грузовиках
всегда есть запас угля - это и топливо, и под колеса можно бросить в
случае чего.
С парой остановок перекусить и с долгим плутанием в поисках одного
села, на ВАЗ-2104 до Нерюнгри добрались за 14 часов. Здесь температура
повыше, но сильный ветер не дает расслабиться. В Нерюнгри, как в северной
Европе, распространены открытые электрифицированные стоянки с розетками
для каждого места. И японских автомобилей здесь побольше. И похоже,
больше самих автомобилей на душу населения. Японские вовсю гоняются
из Владивостока и здесь они подешевле, чем в Якутске. Машинист бульдозера
Komatsu с зарплатой от 15 тысяч рублей без больших трудностей может
позволить себе автомобиль. Немало здесь семей, где есть два автомобиля.
Бензин, правда, подороже якутского - 12.5 рублей за 93-й (есть также
76-й, 95-й и дизтопливо). Распространены и дизельные автомобили. Наличие
хорошей арктической солярки (за этим следят японцы из Komatsu) позволяет
без особых проблем эксплуатировать дизели (стоимость солярки 8-9 рублей).
Короткая поездка на север дала пусть поверхностное, но вполне ясное
представление об отличительных трудностях в жизни местных автомобилистов.
Трудно и достаточно дорого содержать здесь машину (расходные материалы
примерно на 50-70% дороже наших, а дороги быстро изнашивают автомобиль),
но только автомобиль в этих местах дает действительно бесценную свободу
передвижения.
Пешеходом на севере быть гораздо хуже, чем где бы то ни было. В Якутске,
если пользоваться услугами общественного транспорта, можно просто замерзнуть
на остановке. Но поскольку пешеходов здесь все-таки немало, очень распространено
такси. Из маршруток - это банальные "ПАЗики", но очень много и частных
такси. А среди таксистов - много женщин, и у них расценки за проезд
выше. Почему, точно выяснить не удалось. Все частные такси ездят с рациями
и тонированными стеклами, а наиболее выгодными маршрутами считаются
дальние. Хотя на дальние перевозки таксист должен иметь лицензию, поскольку
ответственность за сохранность пассажиров в этом случае утраивается.
Расценки за такси в Якутске составляют 35 рублей за километр (у таксистов-мужчин).
И это город размерами с наш Ангарск. В маленьком Нерюнгри, разместившемся
на 10 квадратных километрах, расценки покруче - 80 рублей за километр.
Доехать от дома до дома соседнего квартала будет стоить не меньше 40
рублей. Но дойти пешком может стать еще дороже. Так что здесь автомобиль
можно смело причислить к товарам первой необходимости. Что же касается
автокриминала, то он тоже присутствует, но имеет "замкнутый" характер.
Машины угоняют, но только для разбора на запчасти. Пострадать же в ДТП
или от грабителей шансов не больше, чем просто в быту. Длинные вечера
наводят тоску на местных жителей, они любят попьянствовать и подебоширить
в общественных местах, со всеми возможными последствиями. Однако в ДТП
здесь лучше вообще не попадать, если ты не коренной житель. Скорее всего,
будешь не прав в любом случае. Но это уже тонкости национального характера,
о которых распространяться не будем.
Пересказал В. ЛАРИН.