искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Самое-самое.

АЛЬТЕРНАТИВА

"РЫСЬ" ВЫХОДИТ НА ТРОПУ

Не завидуйте тем счастливчикам, кто где-нибудь в Хургаде или Паттайе отдыхает от лежания на пляже, "рассекая" на водном мотоцикле. В Сибири можно получить не меньше положительных эмоций и куда за меньшие деньги.

Все эти набившие оскомину покатушки на лыжах, коньках и санях меркнут в сравнении с новым видом активного отдыха, впервые предлагаемым иркутянам - прогулки и туры на снегоходах, устраиваемые фирмой "Зеленый Экспресс". Каждый желающий может оседлать снегоход и "оторваться" на нем в лесу по полной программе. Удовольствие, естественно, не из дешевых, но при желании можно скинуться и собраться компанией по какому-нибудь торжественному случаю - да просто так!

ЭМОЦИИ С ЧИСТОГО ЛИСТА

- А я на нем ка-а-ак...

- ...А я, ..., чуть не вывалился на повороте...

- Мужики, да вы только прикиньте, какой подъем взяли, ...

- Ну чего, ..., встали как неприкаянные, - вперед!...

Мужской разговор, наперченный крепкими словами, взрыв адреналина и эмоций - жутко приятный коктейль, сдобренный великолепными пейзажами, не по-зимнему ласковым солнцем и замечательным настроением.

"Зеленый Экспресс" совсем недавно начал работу в сфере туризма, но взялся за дело с ходу и всерьез. Сейчас у фирмы две базовых точки - в Листвянке и Олхе. Предполагается сделать еще одну в Иркутске, на берегу залива в Солнечном. Клиент может выбрать любой понравившийся ему вариант: ехать по определенному маршруту, выводящему к какой-либо местной достопримечательности, или просто кататься на покосных лугах, пока не надоест. Последний вариант может оказаться предпочтительнее семье с детьми, когда нет смысла отправляться на дальний маршрут - рискованно.

Первоначально планировалось сдавать снегоходы в прокат, но практика показала, что бессистемное катание приводит к одним убыткам, потому что увеличивается число опасных случаев, и, вдобавок, бесцельность порождает быстрое охлаждение к затее - погонял-погонял, да и надоело. Поэтому "Зеленый экспресс" заложил в услуги элемент познавательного туризма. В первую очередь экологического. Планируется активная работа в Прибайкальском национальном парке. Туры рассчитаны на то, что человек вживается в природу и познает наш край и его уникальность. Предусмотрены посещение ферм по выращиванию восточно-сибирских лаек, породистых лошадей, съемки на память на фоне живописных пейзажей, экскурсии в заповедные места.

Проводники рассказывают, что некоторые компании, однажды прокатившиеся на снегоходах, приезжают по второму-третьему разу, устраиваясь даже на ночлег в гостинице для повторного выезда на следующий день.

Показалось, что маршруты в Листвянке самые перспективные. Во-первых, от Иркутска недалеко, во-вторых, можно выехать к берегу Байкала и посниматься перед легендарным озером на видео или фотокамеру. С пика Черского вообще открываются изумительные виды.

Организаторы туров подошли к делу обстоятельно. Высший пилотаж - выдаваемая участнику сафари экипировка, которая требует подробного рассказа.

Из всего обмундирования только сапоги и перчатки отечественные, все остальное - импортное. Сапоги, по отзывам проводников, очень теплые - можно ходить в них сутками - ноги не мерзнут. Высокое голенище не позволяет снегу попадать внутрь. Комбинезон по большей части защищает от сырости и сильного ветра, но желательно, чтобы под ним было теплое белье. И комбинезон, и пуховая куртка обеспечивают надежное укрытие всех зон тела. Замочки, "липучки", кнопки - все продумано до мелочей и отработано на Западе не на одном поколении туристов.

Шлемы Yamaha предназначены специально для снегоходов. Атрибут обязательный - по статистике, в США каждый год на снегоходах погибает до 50 человек и свыше 10000 получают травмы (кстати, прошлой зимой в России на снегоходе погибла известная актриса, а Борис Березовский серьезно травмировался). Так что шлем - неотъемлемая часть вождения. Мы сами столкнулись с тем, что на трассе запросто можно расцарапать лицо низко свисающими ветками. Совет тем, кто носит очки - если есть возможность, лучше одеть контактные линзы. На стоянке, если долго находиться в шлеме, начинают потеть стекла очков, поэтому забрало следует держать приоткрытым, также можно поступить в начале движения - быстрее испарится запотевание. Естественно, при этом не стоит сильно разгоняться - видимость будет ограниченная. Да и снимать-одевать шлем "очкарикам" тоже неудобно.

Каждого путешественника на привале ждет горячий чай, здесь можно передохнуть перед очередным броском или возвращаясь обратно на базу. Если заранее, перед отъездом в лес, предупредить работников гостиницы, то по возвращении вас будет ждать обед. Эта услуга не входит в стоимость тура и оплачивается отдельно. Если выбрать однодневный или двухдневный тур, то вас накормят в тайге прямо у костра или на егерской заставе.

О ГЛАВНОМ ГЕРОЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО

Вообще-то "Рысь" - один из простейших снегоходов. Так сказать, "народная" модель по цене примерно $1600.

Таких "наворотов", характерных для импортных моделей, как электростартер, подогреваемые рукоятки руля, тахометр, "Рысь" не имеет, но в экстремальных условиях эксплуатации минимум оборудования - это явный плюс.

Чтобы завести двигатель, нужно дернуть рукоятку троса ручного стартера. Холодный мотор так и норовит заглохнуть и первое время приходится манипулировать ручкой газа, зато нагретый до рабочей температуры, он заводится "с пол-оборота". Наконец холостые обороты установились, можно трогаться.

Раздвижные конические шкивы вариатора (бесступенчатая передача) плавно изменяют передаточное соотношение в трансмиссии, от чего процесс вождения сводится к принципу "газуй-тормози". Ремень вариатора - самая востребованная запчасть в снегоходе. При эксплуатации на сложном рельефе, ремня хватит от силы на месяц, да и то, если снегоходом будет управлять опытный человек. Новичок может запросто "сжечь" ремень в первый же день, например, заставив машину двигаться в гору "внатяг".

Экономичной "Рысь", конечно, не назовешь, - заявленный в инструкции по эксплуатации расход в 18 литров на сотню 76-го бензина, не учитывает реалий горной эксплуатации. На деле, при движении в Листвянке уходит не меньше 25 литров. Конкретно мотоциклетный грохот двигателя несколько раздражал на первых порах - да и чего ожидать от двухтактника, но глушитель все же справляется с работой и к звуку привыкаешь довольно быстро. Что еще было не очень приятно, так это следовать за впереди идущим снегоходом. При этом (при отсутствии ветра) приходится дышать сдвоенной порцией выхлопных газов. Ребята из "Зеленого экспресса" говорят, что в перспективе планируют закупить снегоходы с четырехтактными движками (тогда все эти минусы исчезнут сами собой), но для этого надо, чтобы бизнес "раскрутился".

Поведение снегохода на трассе аналогично повадкам заднеприводного автомобиля, а значит, нужна соответствующая манера езды. При движении в колее, например, лучше держаться верха и стараться не двигаться в ложбине, иначе может занести в момент рулежки. У "Рыси", к тому же, не слишком большая ширина гусеницы и он остро реагирует на значительные неровности.

Довелось убедиться в коварности колеи - чересчур прижавшись к ее кромке, на повороте я не успел вывернуть руль и машина, соскользнув, встала на бок, на скорости ее потянуло в сторону наименьшего сопротивления - на рыхлый снег, а там - откос. Признаться, в первый момент растерялся, а потом решил, что не будет страшно и зарыться в снег, это лучше, чем улететь вниз - расплачивайся потом за тачку. Никаких гонораров не хватит. В общем, мы (нас на аппарате было двое) свалились. С машиной, к счастью, ничего не случилось, только снег набился в механизм гусениц, когда она легла на бок. Осмотревшись и обнаружив, что все в порядке, мы снова вскочили в седло и кинулись догонять остальных.

В один из моментов поездки пришлось убедиться, что "Рысь" - все-таки машина для одного. Посадка позади водителя очень неудобна, если оба, ко всему прочему, нехлипкого телосложения. Держаться за ремешок пассажиру невозможно, особенно при сильной болтанке на скорости. Вот и приходится хвататься за решетку багажника. При этом такое ощущение, что сейчас вывернутся руки. Тесновато становится и водителю, если сзади пассажир, который еще и норовит заставить впереди сидящего придвинуться ближе к рулю.

Зато, когда ездок один, кардинально меняется поведение снегохода. Он прощает некоторые ошибки вождения, улучшается острота и чуткость управления, да и тяжело машине тащить двойной вес, особенно когда седокам хочется как следует разогнаться.

Максимальная скорость "Рыси" - 95 км/ч, но такое значение вряд ли удастся развить, не испытывая при этом жуткого дискомфорта. Реальнее кажется максимум в 65 км/ч на относительно ровной местности.

Тормоза можно назвать очень эффективными. Правда, при спуске с крутой горы следует проявлять особую осторожность - снежный покров может не удержать снегоход и торможения не произойдет. Тогда машина устремится вниз в неуправляемом полете. Единственный разумный выход в такой ситуации - заложить вираж и найти не слишком твердое препятствие, способное остановить падение. Но с этим даже не каждый профессионал справится, так что новичку лучше не рисковать.

Для таких нештатных ситуаций предусмотрена защита машины от непредсказуемого поведения в момент опрокидывания или потери седока (например, он лбом врезался в сук и его снесло с седла - это совсем не редкость). Для этого на щитке приборов имеется специальный разъем, через гибкий провод присоединяемый к руке водителя. Так что вылетая из седла, управляющий выдергивает и разъем - и снегоход глохнет (кстати, так же устроена аварийная остановка на водных мотоциклах). Если учесть, что у "Рыси" нет аккумулятора, то невозможен и пожар от внезапной искры, даже если машина перевернется.

Крайне интересно устроен указатель топлива - он примитивный донельзя. Поплавок поднимается по завитой на подобие шампура пластине, заставляя ее вращаться, а к ней соответственно прикреплена стрелка, закрытая прозрачной пластиковой крышкой. Немудреная система, зато вполне надежная и относительно точная.

Крышка капота сделана из стеклопластика. Снаружи все замечательно, лакокрасочное покрытие выглядит неплохо, но если посмотреть на внутреннюю поверхность, сразу бросается в глаза "совковое" исполнение - склеенные швы, неровный рельеф.

Если не брать в расчет такие мелочи, которые к тому же не бросаются в глаза, то в целом машина выглядит очень симпатично - стремительный облик и вправду рождает аналогию с диким хищником. А к концу поездки приходишь к выводу, что "Рысь" - крепко сбитая машина, вполне достойно отрабатывающая вложенные в нее средства. Трудно ожидать от нее сверхъестественных реакций и больших скоростей. Это серьезный, неприхотливый труженик, очень подходящий для заядлых любителей путешествий, желающих забраться в самые невероятные дебри, а также для небедных фанатов зимней рыбалки или охоты.

...Четыре часа, проведенные за рулем снегохода, казалось - какой пустяк. Однако, мы ощущали легкую приятную усталость, от долгого общения со свежим воздухом горели щеки, а желание поделиться с кем-нибудь эмоциями переливало через край, видно было, что и остальных распирало от тех же чувств.

КОГДА СНЕГ РАСТАЕТ

Уже весной и летом "Зеленый экспресс" по тем же маршрутам планирует проводить туры на четырехколесных мотовездеходах. Это будет не менее уникальное предложение. Предполагаются конные туры, велосипедные путешествия. Есть перспектива устраивать сплавы по рекам Утулик и Иркут на катамаранах и рафтах, а также на байдарках по озеру Байкал.

КАКИЕ ТУРЫ ПРЕДЛАГАЕТ "ЗЕЛЕНЫЙ ЭКСПРЕСС":

При однодневных турах предусмотрены: инструктаж по управлению снегоходом и получасовой "практикум" для обретения первоначальных навыков и привыкания к машине; скоростные катания на заснеженных покосах; посещение местных достопримечательностей (для разных маршрутов): спуск к побережью Байкала, штурм Черного перевала, штурм пика Черского; обед в лесу, приготовленный на костре, ужин на туристической базе.

Для маршрута в Олхе: переход до Большого Луга, переход на снегоходах до скальников Старуха и Витязь.

Протяженность туров от 30 до 60 км. Длительность примерно 6-7 часов.

Двухдневные туры дополнительно включают в себя посещение фермы охотничьих лаек, баню, ночевку на егерском кордоне, катание на лошадях на следующий день.

Для маршрута в Олхе: Таежная баня, ночевка в лесном домике, катание на горных лыжах на таежной горнолыжной базе, переход на скальник Идол.

Цены на однодневные туры от 3000 до 4500 рублей, двухдневные от 6000 до 7000 рублей.

В качестве экономварианта предлагаются 1-2 часовые прогулки стоимостью 800-1500 рублей.

Кирилл ЮРЧЕНКО, Борис СЛЕПНЕВ (фото).

"Автомаркет+Спорт" №49 29.12.00




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика