АМЕРИКАНСКИЙ ВОДИТЕЛЬ
Пожалуй, многим автолюбителям известно обидное прозвище
"американский водитель", т. е. водитель, который сам не заботится
о состоянии своего автомобиля, а надеется на станции техобслуживания.
В Америке, да и во всех других цивилизованных странах с их развитой
инфраструктурой сервисных станций, это вполне понятно. Там водитель
может отправляться в дорогу, не взяв с собой инструментов, не
захватив буксирный трос, не проверив уровень масла в двигателе.
При нашем же положении дел так поступать, мягко говоря, нелогично.
Но все-таки подобные автомобилисты встречаются довольно часто.
Это или начинающие шоферы, или просто безалаберные люди. А иногда
оба этих качества соединены в одном человеке. О таком "водиле"
и его "восьмерке" я и хочу рассказать.
Мой товарищ, о котором пойдет речь, обзавелся машиной совсем недавно
- в ноябре этого года. Поучаствовав в чеченской кампании и получив
за это деньги, он оказался на распутье: какой автомобиль предпочесть
- отечественный или иномарку. В конце концов выбор был сделан в пользу
отечественной машины. Оставалось только найти нужную "тачку". Наконец,
многолетняя мечта товарища сбылась: он купил "восьмерку" 1994 года
выпуска, цвет "валюта", за 45 тыс. руб. Покупка была сделана у давнего
знакомого, поэтому, когда тот поведал "о всех без исключения" болячках
ВАЗа, мой приятель отнесся к таким "откровениям" серьезно. Автомобиль
оказался битым спереди, но, как сказал владелец, это никак не отразилось
на его техсостоянии. На самом же деле получилось, что при ударе переднее
правое крыло ушло назад и мешает открыванию-закрыванию двери. К тому
же крыло во время ремонта, скорей всего, поставили старое, плохо его
вытянув. На краске капота после одного из захлопываний появились две
трещины. В общем, весь передок носил следы плохих кузовных и лакокрасочных
работ в виде сколов краски. Довершала картину "халтуры" плохо подогнанная
и также приваренная передняя горизонтальная планка, связывающая крылья.
Авария не преминула сказаться и на развале колес. Оба они с явно
отрицательным углом, особенно правое, ввиду чего "восьмерка" походит
на раллийный болид, только управляется не в пример хуже. При движении
по прямой с отпущенным рулем автомобиль ощутимо уводит вправо. Так
и ездить-то небезопасно.
А с двигателем у предыдущего хозяина вообще целая история приключилась.
Объемом в 1,3 литра владелец удовлетворен не был, поэтому расточил
блок цилиндров до 1500 кубических сантиметров и поставил поршни с
кольцами от "классики". Я, честно говоря, сомневаюсь, возможно ли
такое? Допустим. Через некоторое время, по его словам, двигатель начал
здорово коптить. Пришлось отдавать машину обратно в автомастерскую.
Там в цилиндры вставили гильзы, тем самым доведя объем до исходных
1300 "кубиков". Не знаю, правда ли все рассказанное им, но мотор на
фоне других агрегатов автомобиля производит хорошее впечатление.
Так как у новоиспеченного владельца "восьмерки" прав me было, за
рулем, в основном, сидел я или кто-то из наших общих товарищей. Первое
знакомство с вазовским переднеприводником повергло меня в легкий шок.
Несмотря на то, что все амортизаторы были новые (проверял сам), машина
весьма жестко проходит даже мелкие неровности, типа швов и стыков.
При этом все пластиковые внутренние панели, а их подавляющее большинство,
дребезжат неимоверно, и периодически коротят динамики. На фоне достаточно
тихого "движка" подобный аккомпанемент слушать неприятно. В создании
подвески конструкторы слишком явно пожертвовали плавностью хода в
угоду управляемости. Я, сделав такой вывод, не открыл Америку, но
одно дело, когда знаешь об этом только по слухам, и совсем другое,
когда удается прочувствовать поведение автомобиля, сидя за рулем.
Я считаю такое пренебрежение одной характеристикой в пользу другой
напрасным. Можно было найти компромиссное решение.
Что-то я отвлекся от темы. Ведь разговор идет о так называемом "американском
водителе".
Итак, мой приятель получил "восьмерку" если не в убитом, то в предсмертном
состоянии. По-хорошему бы, над ней работать и работать. Но товарищ
не спешит этого делать. "Пока ездит, пусть ездит," - говорит он. На
утверждение о том, что машина требует ухода и финансовых вложений,
знакомый злился, и дальше что-то доказывать не имело смысла. Поэтому
из-за такого отношения к технике мучения с ней начались со дня покупки.
Прочитал как-то в "Автомаркете", что воду в бензин у нас в Сибири
не подмешивают. Враки все это. Еще как подмешивают! Придя однажды
с хозяином "восьмерки" на автостоянку, где находилась машина, мы не
смогли ее завести. Открыли капот и обнаружили врезной топливный фильтр
и бензонасос превратившимися в куски льда. Поминая недобрым словом
операторов АЗС и приятеля, не купившего топливную присадку, связывающую
воду, я предложил налить в бак и бензопроводы спирта. В ближайших
магазинах нашли только нашатырь - им и заправили топливную систему.
Казалось бы, автомобиль готов к эксплуатации, но к сожалению, очередной
напастью оказался севший аккумулятор. Накануне вечером товарищ наплевал
на совет скинуть один из проводов с батареи, и она, естественно, разрядилась.
Зарядили с помощью выпрямителя. Но, видимо, в магистралях еще остались
ледяные пробки, и "восьмерка", немного проработав на бензине, залитом
непосредственно в карбюратор, заглохла. Пришлось буксировать автомобиль
в теплый гараж и дожидаться там, пока он оттает, но даже после этого
машина завелась с трудом. Я посоветовал промыть карбюратор, т. к.
фильтр тонкой очистки, поставленный всего пару недель назад, пришел
в негодность - фильтрующий элемент полностью почернел. На это приятель
обвинил меня в том, что я отравил топливную систему вместе с карбюратором
нашатырным спиртом, но, тем не менее, на следующий день позвал меня
с собой в гараж.
Мы быстро сняли карбюратор и раскидали его по деталям. Не достали
лишь топливные жиклеры. Придя домой и пролистав старые журналы "За
рулем", я обнаружил, как просто они вытаскиваются - заостренной деревянной
палочкой. А пока, не найдя возможности вынуть жиклеры, m`khkh во все
полости ацетона и тщательно их промыли. Заодно заменили топливный
фильтр. В силу такой практически моментальной засоряемости (на новом
карбюраторе проехали всего сотни три километров, а грязь в виде шоколада
уже забила все жиклеры и поплавковую камеру) я предложил прочистить
бензобак. На что хозяин ответил: "Как-нибудь в другой раз".
В этот же день обнаружили под машиной лужицу. На цвет и запах определили
- тосол. Предыдущий владелец без стеснения разбавлял антифриз водой.
В морозы она, естественно, размерзлась и повредила систему охлаждения.
Знакомый купил герметик для радиатора. Причем, подбирал он его по
принципу "чем дешевле, тем лучше". В итоге приобрел никому неизвестный
под названием "Гера" (видимо, сыграло немаловажную роль то обстоятельство,
что именно так зовут владельца "восьмерки"). "Гера" оказалась плохим
подспорьем в борьбе за герметичность (чего еще можно ожидать от продукта
неизвестного производителя стоимостью 7 рублей) - радиатор течет и
по сей день.
И так во всем, чего бы ни коснулся новоявленный автолюбитель. Или
приобретет что-то уж очень некачественное, или вообще оставит покупку
на потом. Например, из задней дождевой резины под романтическим названием
"ласточка" полезла проволока корда. Пару раз автомобиль не слабо заносило,
а приятелю жалко тратить полторы тысячи рублей на приобретение новых
покрышек.
Кстати, кроме безалаберности и халатности мой знакомый обладает еще
одним серьезным недостатком - врожденной природной жадностью. Сколько
раз мы вручную толкали "восьмерку" и возили ее на буксире, пытаясь
завести, из-за полумертвого аккумулятора. Хозяин же вместо покупки
новой батареи взял себе часы "Rolex" за 1870 рублей. А на наждачную
бумагу, которой нужно почистить окислившиеся клеммы, у него нет денег.
Или вот еще случаи. Катаемся на машине (она только для этого, похоже,
и была куплена), у владельца есть свободные деньги, но заливает он
бензина по два-три литра. В итоге сколько раз мы отдыхали на обочине,
вдали от заправок. И лишь еще теплящаяся водительская взаимовыручка
помогала нам добраться до АЗС. Да что говорить об аккумуляторе, покрышках
и бензине, если даже элементарного набора инструментов в машине нет.
Только пара-тройка гаечных ключей, пассатижи и отвертка. Нет в помине
и аптечки, огнетушителя, насоса, знака аварийной остановки и буксирного
троса. Особенно огорчает отсутствие последнего. Бывает нужно зацепиться
за тягач, а "галстука" нет. Хотя ключи тоже бы не помешали. Мы вдвоем
с другом сумели уговорить хозяина ВАЗа купить лишь свечной ключ. И
то только тогда, когда потребовалась замена свечей. Машина стала плохо
тянуть, отвернули и нашли их с черным нагаром. Поставили старые точно
с такими же отложениями - наждачки, чтобы почистить электроды, приятель
заблаговременно не припас. На наше удивление, к автомобилю вернулась
хоть и и не былая, но резвость. Только наслаждались мы ею недолго.
Амперметр начал показывать разрядку и появился свист в районе моторного
отсека. На затухающей батарее, в потемках через весь город добрались
до единственного имевшегося в m`khwhh на тот момент теплого бокса.
Те из автолюбителей, кто хоть немного разбираются в устройстве своих
железных коней, наверное, уже догадались, в чем причина - ослаб ремень
генератора. Когда об этом услышал приятель, его негодованию не было
предела. Оказывается, за день до этого он поменял ремень в какой-то
автомастерской. Причем слесарь оценил наипростейшую процедуру в 100
рублей, тем самым испортив настроение владельцу "восьмерки" на целую
неделю. Подтянули ремень и все встало на свои места - полудохлый аккумулятор
подзарядился и мы без приключений добрались до дома.
Постоянно приходится мучиться с дверными замками. Они открываются
снаружи с великим трудом и нужно простоять на холоде как минимум минут
пять, чтобы попасть в салон автомобиля.
Долго "восьмерка" ездила с уровнем масла гораздо меньше положенного
минимума. Это приятелю посоветовал кто-то, что якобы можно не доливать
масло, пока не загорится контрольная лампа на панели. А лампа вообще
не работает, как и указатель количества бензина в баке. Масло, после
пробега почти в тысячу километров, практически на "сухом" двигателе,
знакомый все-таки поменял, залив импортный Chevron с вязкостью по
SAE 5W30 и существовавшие до этого проблемы с пуском холодного автомобиля
исчезли.
Зато появились новые - с электрикой. В наследство от предыдущего
владельца нынешнему хозяину досталась оригинальная противоугонная
система, состоящая из трех проводов, торчащих из-под передней панели,
с разъемом на конце. Суть ее заключается в замыкании-размыкании контактов
этого разъема точно таким же разъемом. Когда он вынут, стартер вроде
как работает, но прокрутить маховик не может. А когда система замкнута,
двигатель заводится. К сожалению, состояние контактов таково, что
нужно провозиться минут пятнадцать-двадцать, чтобы оживить машину.
И так каждый раз. К тому же многие провода под панелью поплавились
или их изоляция высохла от старости. Из-за этого магнитола работает
с перебоями, то выключаясь, то снова "радуя" хриплым звучанием. Правые
световые приборы, начиная с фар и заканчивая стоп-сигналами, также
периодически замыкают. Приятелю до подобного нет дела. Главное, чтобы
машина хоть как-то передвигалась и ела поменьше бензина. Хотя с последней
характеристикой у "восьмерки" тоже не все в порядке - в городе автомобиль
потребляет примерно 12-13 л/100 км. И это больше всего мучает моего
товарища. Над всеми остальными вопросами, касающимися состояния собственной
машины, знакомый, вероятно, будет думать, когда его долгожданная мечта
перестанет передвигаться своим ходом. Мне до этого дела нет. Я оставил
безуспешные попытки вразумить "американского водителя", надеющегося
на русский авось, больше не катаюсь на ВАЗ-2108 и вообще, после некоторых
событий, о которых читатели "А+С", думаю, скоро узнают из рубрики
"Боевые мемуары", даже стараюсь не встречаться со своим приятелем.
В заключение хочу пару слов сказать вот о чем. Недавно со страниц
"Автомаркета" узнал о спорах, идущих в Интернете по поводу качества,
надежности и характеристиках вазовских "классики" и "девятого" qeleiqrb`.
К сожалению, я не вхож во Всемирную компьютерную сеть, но все-таки
выскажу свое мнение по данному вопросу.
Два этих автомобиля с их модификациями, несмотря на принадлежность
к одному и тому же Golf-классу (если рассматривать с точки зрения
европейской терминологии), предназначены для совершенно разных, в
водительском плане, категорий людей. И даже, может быть, для автовладельцев
различных возрастов. ВАЗ-2109 и иже с ним скорей подойдет людям молодым,
еще желающим иметь адреналин в крови и не заботящимся о комфорте передвижения.
А "классике" отдадут предпочтение водители со стажем, у которых радикулит,
побаливает спина от долгого сидения за рулем и потряхивания на кочках
и которым уже некуда спешить. Хотя при определенных финансовых накоплениях
они, вероятнее всего, приобретут иномарку. Но это вопрос, не относящийся
к данной теме разговора.
Я же, поскольку отношусь к первым, выбрал бы переднеприводник. Мне
кажется, управляя им зимой, чувствуешь себя гораздо увереннее, чем
на заднем приводе. Все реакции на действия рулем легко прогнозируемы
и очень точны. Крены в поворотах минимальны, а тяги даже 1.8-литрового
"движка" хватает с лихвой.
Впрочем, недостатков тоже достаточно. Во-первых, как я уже говорил,
меня не устраивает плавность хода. Во-вторых, пластиковый салон хоть
и практичен (легко моется), но выглядит уж слишком дешево и даже при
аккуратном с ним обращении быстро приходит в негодность. Третий изъян
более серьезный и заложен в конструкцию изначально. Первые две передачи
слишком растянуты и поэтому их синхронизаторы долго не живут. Например,
у приятеля вторая скорость при пробеге в 74 тыс. км включается с трудом
и чувствуется ощутимый толчок.
В остальном автомобиль меня полностью устраивает. Я предпочел бы
его в качестве альтернативы недорогим "японкам" и тем более нашей
"классике".
С уважением, постоянный читатель "А+С", вод. уд. 38
АН N 005951.
Мы по-прежнему ждем от читателей подробных писем с
рассказами о ваших автомобилях. Опубликованные письма (фото
весьма желательны) будут оценены гонораром. Присылайте по
адресу редакции или электронной почте E-mail: postmaster@automarket.irkutsk.ru