Долговязый
Казалось
бы, когда 6 лет назад ВАЗовцы запускали на опытно-промышленном
производстве длиннобазную "Ниву", автомобиль должен был ждать
успех, ведь он избавился от многих недостатков базовой модели
- объемный салон, удобство посадки и высадки, улучшенная плавность
хода. Но прошедших лет тольяттинским маркетологам хватило, чтобы
убедиться - такой автомобиль не будет иметь массового спроса
прежде всего из-за высокой цены, которая приводит автомобиль
в тот сектор, где уже можно купить пусть и потрепанный, но все
еще работоспособный внедорожный second-hand. Потому и ежегодные
тиражи новой "Нивы" не превышали 3000 экземпляров (против 60-70
тысяч у стандарта) - покупали ее лишь в основном обеспеченные
жители далекой глубинки, не имеющие возможности оперативно получать
запчасти для качественных джипов, да неисправимые поклонники
ВАЗовской марки. Так что в продаже автомобиль периодически появляется
- например, иркутская фирма "Сибатом-авто" недавно получила
три таких машины, одну из которых предложила нам обкатать на
тесте "А+С".
"Деревянная" пятидверная "Нива" - редкость, большинство машин становятся
объектом для внешнего тюнинга. "Наш" экземпляр был укомплектован солидным
кенгурятником спереди, мощным откидным кронштейном запаски сзади плюс
пластмассовая окантовка крыльев и соединяющие их пластмассовые молдинги,
мощные пороги, имеющие не только декоративную функцию, но и выполняющие
роль подножки при посадке-высадке, белые накладки на вентиляционных
отверстиях на задних стойках, декоративный воздухозаборник на капоте.
Мощные "люстры": передние противотуманные фары Hella в футлярах, задние
фонари зарешечены. Кто-то посчитает такую обвеску пестроватой, учитывая
утилитарную сущность автомобиля, кто-то скажет, что она придает автомобилю
внушительность - о вкусах не спорят. При желании можно найти во всех
этих декорациях и практический смысл. Ну, к примеру, в ливень воздухозаборник
не даст воде попасть в отопитель, а зимой снег не сможет заполнить коробку
воздухопритока, ограничив доступ воздуха в салон. Комбинированный кожух
запасного колеса - пластмассовый диск с обрамлением из дерматина просто
легче мыть, задняя дверь этих автомобилей известна своей способностью
собирать все нечистоты с дороги. По словам дилера, этот полуфабрикатный
тюнинг увеличивает стоимость автомобиля примерно на 10000 рублей.
А
в остальном длиннобазная "Нива" предельно унифицирована с базовой моделью,
в том числе и кузов, передняя часть которого - до средней стойки, и
задняя в укороченном примерно наполовину варианте, заимствованы от "213-й"
и соединяются 500-миллимитровой оригинальной вставкой. Задние двери
также оригинальной конструкции, с разделенным на части стеклом, большая
часть которого полностью опускается, что впервые реализовано на отечественных
внедорожниках. Если внимательно смотреть на автомобиль снаружи, в средней
части крыши заметен небольшой подиум - элемент усилителя удлиненного
кузова. Такая конструкция кузова сертифицирована, что по идее должно
означать, что он отвечает всем требованиям по жесткости и безопасности
- о дефектах "стыка" слышать не приходилось.
Силовая
установка и задний мост остались от "короткой" "Нивы", но соединяет
их оригинальный карданный вал - адаптировать применявшиеся на прежних
моделях не удалось. Остальные детали трансмиссии перекочевали на новую
базу без значительных изменений. Простоватый салон, при внешней схожести
с обычным "нивовским" имеет несколько приятных отличий. Такой анахронизм,
как оголенный металл дверей, устранен установкой цельных панелей из
простенькой пластмассы и салон сразу стал выглядеть современнее, а заодно
появилась возможность разместить на дверях карманы для различных мелочей.
Тоннель пола между передними и задними сиденьями прикрыт пластмассовым
кожухом, в котором отформованы углубления для емкостей с напитками неопознанного
посадочного размера. Правда, воспользоваться ими можно будет только
на стоянке - углубления скорее декоративные. От применения более качественного
пластика чуть гармоничнее стала передняя панель, но почему-то он настолько
тонкий, что на долговечность его рассчитывать не приходится - от любого
прикосновения он прогибается, а в мороз, наверняка, полопается, сделав
салон "лохматым".
Стандартные
"нивовские" сиденья не очень-то подходят для внедорожника - известно,
что многие водители вплоть до среднего роста подкладывают под зад подушечки,
чтобы сделать управление немного комфортнее. Другой больной вопрос -
"хрупкость" сидений, большинство владельцев ломает их в первые же годы
эксплуатации. Длиннобазная "Нива" этих недостатков лишена - в опытном
производстве сюда (как и в "Надежду") ставят оригинальные сиденья, за
основу которых взяты "восьмерочные", но передняя часть вместо салазок
на кривошипе. Сами сиденья установлены повыше, так что подушек может
и не потребоваться. При регулировке в горизонтальной плоскости передняя
часть подушки двигается по дуге - поднимается до середины пути, а затем
опускается. Правда, практического смысла в этом мало - слишком невелика
длина регулировки, да и вряд ли изменение высоты даст реальный практический
результат.
Заднее
сиденье при желании можно назвать диваном - арки колес теперь не отнимают
значительную часть посадочного пространства, так что устроиться троим
можно пусть и не с комфортом, но вполне удобно. При этом производители
заявляют автомобиль как четырехместный - над осевым тоннелем пола сделан
массивный кожух, который вряд ли понравится пассажиру, сидящему взади
посередине.
А что у нас в багажнике? Замок открывается блестящей рукояткой на пороге
у водительского сиденья - наглядно и удобно. Перед тем как поднять дверь,
надо убрать кронштейн с запасным колесом, а вот тут-то начинаются проблемы.
Запирается узел двумя подпружиненными шпингалетами, высвобождать которые
надо иметь сноровку: нажать одновременно и с большим усилием, приложить
которое не к чему, так как рукоятки минимального размера. Получилось
- даже руки не поцарапал. С серьезным усилием отвожу кронштейн в сторону
и обнаруживаю провода, проброшенные к белым фонарям на нем - назначение
их выяснить так и не удалось. Так что запаска на заднем кронштейне скорее
для форсу: затруднен доступ в багажник, украсть колесо не проблема (крепление
на обычных болтах), кронштейн быстро разболтается и будет постукивать,
да и грязь в дождь будет собирать. К примеру, собрались вы в гости,
из багажника надо достать подарок - но не перепачкавшись, это не сделаешь.
Зато
сам багажник внушительного размера и имеет несколько вариантов трансформации.
Обычный вариант - а-ля "четверка", закрыт формованной крышкой, убрав
которую, получаешь существенную прибавку в высоту; без крышки, сложив
задние сиденья, добиваешься вполне фургонного объема длиной полтора
метра. Правда, полезный объем несколько съедают колесные арки да опоры
пружин задней подвески. Согласно техническим характеристикам, в базовом
положении объем багажника чуть больше стандартного нивовского, а при
сложенных сиденьях даже существенно меньше. Как так может быть? Замерили,
посчитали - оказалось, данные занижены (поправку в характеристики мы
внесли), а длинная "Нива" имеет весьма богатые возможности для перевозки
грузов. Они были бы еще больше, если бы заднее сиденье предусматривало
сложение по частям, но его выполнили монолитом. Ковровое покрытие багажника,
как и пола в салоне, достаточно практично и владельцу автомобиля настроение
портить не будет.
Под
капотом слева от двигателя зияет неприличная пустота - запаска-то перекочевала
на крышку двери, правда, все штатное крепление установлено и статус-кво
несложно восстановить, тогда уж за сохранность пятого колеса можно будет
и не волноваться. На этом список подкапотных отличий от стандарта и
заканчивается.
Известно, что длинная "Нива" часто используется, как разъездная машина
для небольших рабочих групп - как в городе, так и за его пределами,
которым требуется возить с собой немного оборудования или инструмента.
В Иркутске такая "Нива" известна как машина спасателей (уточнить). Удобство
десантирования, просторный салон, большой клиренс, крепкая подвеска,
высокая проходимость, относительный уровень комфорта и низкая цена не
оставляют для этой машины места для конкурентов.
Нам
показалась, что для города такой автомобиль слишком тяжеловат - огромный
радиус поворота, тяжелый руль, "задушенный" мотор вряд ли доставят удовольствие
при передвижении в городской толчее, обычная "Нива" здесь смотрится
явно выигрышнее. Стоило выбраться на трассу, как стало ясно, что и для
скоростного передвижения автомобиль явно не предназначен - вялый разгон,
который вообще прекращается при достижении скромных 110 км/час. К тому
же расход топлива при таком режиме будет выше всех допустимых норм для
подобного класса автомобилей.
В
небольших поворотах автомобиль предсказуем, но не более того - прохождение
крутого поворота на скорости потребует максимальной концентрации внимания:
длиннобазник до того инерционен, что создается впечатление возможности
потери связи управляемых колес с дорогой. Компенсацией за это получаем
отменную плавность хода и отсутствие "козления" - а вот здесь над стандартной
"Нивой" явное преимущество. Неровности - мелкие или большие - "Нива"
проходит, презрев их. Съезжаем на гравийку, не сбрасывая скорости, и
почти не чувствуем изменения покрытия, разве что немного поменялся характер
шума - вместо гула шин - шумы от работы подвески и щебет гравийки. Управляемость
на обоих покрытиях примерно одинакова, по крайней мере, до скорости
80 километров в час разница не заметна.
Ну
а как быть с внедорожными качествами? На крутом (в прямом смысле слова)
бездорожье сказываются недостатки длинной базы - увеличенный по сравнению
с классической "Нивой" угол переезда, да к тому же параметры проходимости
ограничивают еще и пороги. Кстати, их присутствие не несет иной, кроме
декоративной, функции: на них хоть и можно вставать, но садиться в автомобиль
не совсем практично - дверные проемы низковаты. Но и миновать пороги
нельзя - они существенно выступают за габарит автомобиля, а грязные
обязательно оставят следы на одежде. Углы въезда и съезда от короткой
"Нивы" могли бы не отличаться, если бы не кенгурятник спереди и кронштейн
запасного колеса сзади. По бездорожью "тридцать первая" идет не хуже,
чем стандартная "Нива", даже с повышенной плавностью хода, особенно
мы это почувствовали на свежевспаханной пашне. Зато минус больших габаритов
- теснота в ограниченном пространстве, в одном безобидном месте нам
пришлось маневрировать в три приема, тогда как на обычной "Ниве" никаких
манипуляций бы не потребовалось. Так что по параметрам проходимости
получилось, что больше еще не лучше.
Жаль,
что летом не удалось опробовать в деле отопитель - как-то штатный справится
с увеличенным объемом. Правда, автомобиль предусматривает дополнительный
отопитель, но его на нашей версии не было.
Подводя итоги теста, мы попробовали определить для себя, в чем же плюсы
данного автомобиля. Увеличение колесной базы дало по сравнению со стандартом
больший уровень комфорта передвижения, неплохую вместимость и неплохие
внедорожные качества на раскисшем проселке. Но и минусов хоть отбавляй
- плохие характеристики управляемости, вялая динамика и высокая цена.
Что, оказывается, важнее. Судя по тому, что на автомобиль есть единичный
спрос, значит, есть и потребители, для которых размер превыше всего.
Н. РУДЫХ. Фото С. ПОДБЕРЕЗКИН.
Автомобиль на тест был предоставлен иркутским автосалоном "СибАтом-авто"
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
|
Тип |
Бензиновый, карбюраторный |
Количество и расположение цилиндров |
4 в ряд |
Рабочий объем (куб. см.) |
1690 |
Диаметр цилиндра и ход поршня (мм.) |
83х80 |
Степень сжатия |
9,3 |
Количество клапанов на цилиндр |
2 |
Мощность/об. кол. вала |
(кВт; л.с.) |
Крутящий момент/об. кол. вала (Нм) |
127/3200 |
ТРАНСМИССИЯ
|
Расположение двигателя |
спереди продольно |
Привод |
постоянный на все колеса через |
|
блокируемый дифференциал |
Раздаточная коробка |
двухступенчатая |
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
|
Тип |
червячное с двухгребневым роликом |
Радиус разворота по колее (м.) |
6,85 |
ПОДВЕСКА КОЛЕС
|
Передняя |
независимая пружинная на двух |
|
поперечных рычагах со стабилизанором |
|
поперечной устойчивости |
Задняя |
зависимая пружинная с поперечной |
|
реактивной тягой (Панара) |
КОЛЕСА
|
Диски |
стальные штамповано-сварные |
Размер шин |
175/80R16 |
РАЗМЕРЫ, ВЕС, ОБЪЕМЫ
|
Длина/ширина/высота (мм) |
4240/1680/1640 |
База (мм) |
2700 |
Колея передняя/задняя (мм) |
1430/1400 |
Снаряженная масса (кг) |
1370 |
Полная масса (кг) |
1870 |
Обьем багажника (измерения "А+С", л) |
|
с полкой/без полки/со сложенным |
|
задним сиденьем |
430/860/1530 |
Обьем топливного бака (л) |
65 |
ДИНАМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
|
Максимальная скорость (км/час) |
132 |
Время разгона до 100 км/час (сек) |
25 |
РАСХОД ТОПЛИВА
|
При скорости 90 км/час; 120 км/час; ГЦ |
10,3; 11,8; 12,3 |
"Автомаркет+Спорт"