ПОКЕМОН
Японцы
опять перевернули весь мир. Нет, речь пока не об автомобилях,
а,как ни странно, о героях мультфильмов. С 1997 года по планете
победношествует история о Покемонах -- забавных (а по мнению
многих, просто ужасных)небольших существах странных пропорций
и огромной энергетической силы.Влияние мультфильма на детские
умы оказалось столь огромно, что психологиво всем мире всерьез
заговорили о зомбировании этим сериалом и о новойдетской болезни
-- покемономании.
Конечно
же, это случайность, но в том же 1997 году на автосалоне во Франкфурте
Toyotaпредставила компактный концепт-кар "Фантайм" (Funtime) -- то же
ярко-желтыйи опять же странных форм. Через полгода в Женеве был представлен
серийныйобразец Yaris. А еще через год автомобиль был признан в Европе
автомобилемгода. Прошлым летом один из журналистов "А+С", разъезжая
по Кипру, былпросто поражен обилием ярко-желтых автомобилей "чебурашачьих"
пропорцийна дорогах острова. Правда, сложно было предположить, что когда-нибудьстоль
веселая машинка доберется до наших каторжно-суровых мест. Новот недавно
его предложил клиентам иркутский Toyota-центр. И автомобильтут же нашел
покупателя -- при цене почти $20000! (за эти деньги можно было быкупить
седан Avensis двумя классами выше или очень респектабельныйвнедорожник
second-hand, а не больше похожий на игрушку хэтчбек). Впору сноварассуждать
о зомбировании. Тем более, что в короткий промежуток, покаавтомобиль
находился в show-room, с ним познакомились журналисты "А+С".
НАЗВАНИЕ - ПУСТОЙ ЗВУК
Семейство
Yaris (включающее недавно дебютировавший микровэн Verco) одинаковоуспешно
продается и в Европе, и в Японии (на внутреннем рынке автомобильносит
название Vitz). При всей разнице мировосприятия, у европейцев и японцеводни
и те же автомобильные проблемы -- теснота на парковках, пробки ивысокие
налоги на лишние литры рабочего объема, зато в моде экологичностьи активный
образ жизни, а потому небольшие автомобили давно лишились тамналета
ущемленности. Именно в Европе Toyota сделала с Yaris ставку в своеймаркетинговой
политике (при проектировании автомобиля проводился дажеопрос -- каким
должен быть автомобиль подобного класса, его результатыи легли в основу
модели) -- в нынешнем году на севере Франции в Валансьенебудет достроен
завод с проектной мощностью 150 тыс. автомобилей в год,двигатели на
который будет доставляться по Евротоннелю под Ла-Маншем изанглийского
Уэльса с моторного завода Toyota. Проектировался Yaris тоже вЕвропе
-- в брюссельском дизайн-центре, а название его создавалось вспециальном
агентстве по созданию благозвучных имен (есть и такое) --выдал его компьютер
проанализировав звучание слова на разных языках -- ни водном из них
оно не несет никакого смысла.
ДОБРЫЙ СНАРУЖИ, ОГРОМНЫЙ ВНУТРИ
Первые
Yaris были с 3-х и 5-дверными кузовами, механической КП,обычным или
автоматическим сцеплением (обычная механическая КП, нобез педали сцепления)
и только с литровыми двигателями. Наш знакомецукомплектован уже 1,3-литровым
двигателем с обычной автоматическойКП, на сегодняшний день это самый
заряженный вариант (в перспективепредусматривается и 1,5-литровый двигатель).
Снаружи машинка выглядит гармонично нескладной -- прежде всего из-завысокой
линии крыши (высота 1,5 метра при длине 3,6 метра -- на 10сантиметров
меньше "Таврии"), расставленных едва ли не по самымграницам кузова колесам
и отсутствием четко выраженных бамперовокрашенных все в тот же легкомысленный
желто-оранжевый свет. Уавтомобиля отсутствуют обыденные накладки-модинги,
а из всей"бижутерии" присутствует только шильдик с обозначением системырегулируемого
механизма фаз газораспределения двигателя -- VVTi. Намир Yaris удивленно
вскинув свои глаза-фары замысловатой формы.Клиновидная линия нижней
кромки остекления придает обликуавтомобиля форму этакого приготовившегося
к прыжку жучка. Право, всеэти веселости создают по отношению к автомобилю
у окружающих какминимум благодушный настрой -- сложно и представить,
что кто-то сможетего, как другие маленькие автомобили "обидеть" на дороге.
Что ужговорить про тех, кто сядет внутрь автомобиля -- экстерьер и интерьеравтомобиля
не потерпят хмурости.
Вот
и добрались до салона -- праздник продолжается: на обычном местенет
панели приборов. Они сместились вправо, в место, которое у наспринято
называть "бородой" -- вверху чуть повернутый к водителю овал(пассажиры
теперь показания приборов не увидят), который послевключения зажигания
в цифровом режиме и выдает первичную информацию-- скорость, обороты
двигателя. Разбросанные по панели дефлекторыкондиционирования ничуть
не менее авангардны и внутренней формой болеенапоминают самолетные лопасти.
"Борода" обрывается скрытойпепельницей и прикуривателем, так и не перейдя
в консоль: усыпаннаямножеством ниш и багажничков, она запросто сможет
заставить припоиске чего-то нужного шептать "черт, черт -- пошутил,
да отдай", темболее что изысканные карманы есть и во всех дверях.
Пластик двухцветной панели не выглядит изысканно, зато все органыуправления
расположены оригинально -- в центре пульт управлениякондиционером, сверху
дисплей и органы управления тюнером, а внизумагнитола и "память" радиостанций,
есть и стандартная ниша кудавпишется, к примеру, CD-плейер.
Комплектация Yaris оставила несколько противоречивое впечатление:противоугонная
система, центральный замок, электростеклоподъемники и... ручной привод
зеркал. Сложно и вспомнить, когда подобное встречалось на японском автомобиле.
Если
представить, скажем, такую ситуацию, что кто-то попал вавтомобиль, не
видя его снаружи, то при попытке определить длинуавтомобиля он бы ошибся,
ну, скажем, на метр. Действительно, салонавтомобиля просто поражает
своим объемом -- никогда не скажешь, чтоэто автомобиль компакт-класса
(если, конечно, не оглядываться назад,где сразу за спинкой заднего сиденья
стекло). Конечно, можновспомнить, что колеса здесь расставлены по углам
именно в угодувнутреннему объему, но все же, все же... Посадка впереди
выполненапо автобусному варианту, но абсолютно полноценна -- высокосижу,
далеко гляжу. Взади вполне могут перемещаться трое -- безособого дискомфорта.
Причем, заднее сиденье может не только,складываться в соотношении 1:2,
но и двигаться вперед. Такая опция,больше присущая более дорогим автомобилям,
здесь служит практическимцелям увеличения багажного отсека: в стандартном
положении в немразместятся лишь пара хозяйственных сумок да неплотно
набитыйбумажник. Хотя по большому счету такая трансформация мало чтодает
-- смещаясь вперед на 15 сантиметров, заднее сиденье объембагажника
увеличивает незначительно, зато перевозка пассажировстановится проблематичной.
Несколько выпал из общей гармоничной картины одинокий рычаг коробкипередач
-- то ли из-за чрезмерной длины, то ли отсутствия в егоплоскости традиционной
нижней части консоли, он смотрится сиротой.
ШУТКИ В СТОРОНУ
Все
ассоциации с игрушками и прочими несерьезностями заканчиваются,стоит
поднять крышку капота, под которой красуется весьма серьезный1,3-литровый
агрегат, устанавливаемый, к примеру, на куда болеекрупную Corolla. Все
очень даже респектабельно -- массивная чернаяпластмассовая крышка, пучок
трубок АБС, совсем не игрушечнаяаккумуляторная батарея. То же и при
взгляде на автомобиль снизу --серьзная передняя подвеска на подрамнике,
серьезные стойки McPherson,"гладкое" дно. Задняя подвеска ничуть не
менее практична -- от общейбалки назад отходят продольные подпружиненные
рычаги с амортизаторамисбоку.
Едва мы выехали за пределы автоцентра, как убедились -- на дорогеYaris
полноценный участник движения -- без скидок на игривуювнешность. По
крайней мере ни один российский серийный автомобиль (нинадменная "Волга",
ни раздувающаяся от своей важности "десятка")тягаться с ним не смогут.
Отменная звукоизоляция (двигатель почти неслышно до 4000 об/мин) и высокая
посадка позволяют чувствовать себя вавтомобиле вполне солидно -- на
все 20 тысяч американских рублей! Акакое удовольствие доставляет объезд
куда более крупных собратьев подвижению -- если ты занимаешь на дороге
больше места, еще не значит,что ты тут главный!
Поначалу
непривычная посадка (о ней забываешь, отрегулировав руль исиденья) имеет
два преимущества -- отличную обзорность и удобствопопадания на водительское
место -- в салон скорее не садишься, авходишь. Габариты автомобильчика
чувствуются, так как будто ониявляются продолжением собственного тела.
В меру острый руль даетудовольствие от управления -- радиус разворота
у автомобиля меньше, чему "Жигулей". При практически полном отсутствии
свесов (сзади ихдействительно нет) к любому бордюру можно подъехать
вплотную, небоясь повредить бампер. Хотя короткий высокий кузов и имеетнедостатки
-- в крутых поворотах автомобиль проявляет некоторуювалкость -- но здесь
надо проявить к нему снисходительность -- все жеэто не раллийная Subaru
Impreza.
Сенсация! Показавшееся смещение панели приборов вправо в угодуоригинальности
имеет и практический смысл -- так наблюдать за показаниямидаже удобнее,
тем более что оптический эффект создает иллюзию, что цифрысветятся где-то
впереди по центру капота. Хотя к постоянно меняющемусяиндексу скорости
и "цветомузыке" тахометра надо привыкнуть -- их магиязавораживает. Несколько
непривычны ощущения ночной -- в отсутствии заплоскостью руля привычной
гирлянды создается ощущение, что впереди толькобездна.
На ходу подвеска удивила отменным сочетанием плавности ижесткости --
пробить ее даже при некоторой беспечности движенияневозможно, но в то
же время на большой скорости на шоссе приповторяющихся коротких волнах
не возникало и намека на галопирование.
Двигатель настроен типично в городском режиме -- регулируемые фазывпуска
делают характеристики мотора адаптивными -- кажется, он самподстраивается
под манеру вождения водителя, да к тому же той же целислужит и автоматическая
коробка передач, работающая мягко и почти безтолчков. Только наслаждайся
жизнью! Однако если на скорости километров80 захочется ускориться, она
слегка остудит пыл, даже при упертой впол педали газа автомобильчик
не спешит устремляться за ее движением.
А что же с расходом топлива? На том участке, что мы обкатывали Yaris,говорить
о каких-то объективных данных сложно -- воспользуемсяданными автомобильной
прессы. При экономичной езде на V передаче соскоростью 60 км/час борткомпьютер
фиксирует расход топлива 3,9 л. насотню, при 80 км/час на трассе он
возрастает до 4,5 литров, при 100км/час -- до 5,6 литров, в городе --
до 6 литров. По современныммеркам цифры весьма приятные.
Всю дорогу, что мы проделали на автомобиле (на отсутствие вниманиесидящим
в нем не жалуемся), нас не покидал вопрос -- для кого жепредназначен
в прагматичных российских условиях столь интересный иоригинальный автомобиль.
Ведь даже молодая женщина из-за стереотиповокружающих будет в нем тушеваться.
Разве что он будет выглядетьидеальным отцовским подарком на совершеннолетие
дочери. Да есть у настакие!
Н. РУДЫХ. Фото С. ПОДБЕРЕЗКИНА.
Технические характеристики
|
Тип |
бензиновый с распределенным впрыском |
Рабочий объем (куб. см) |
1299 |
Диаметр цилиндра х ход поршня (мм) |
75.0 х 73.5 |
Степень сжатия |
10.5 |
Количество клапанов на цилиндр |
4 |
Механизм газораспределения |
2OHS с изменяемыми фазами типа VVT-i |
Мощность (кВт; л.с./обор. кол. вала) |
63; 86/6000 |
Крутящий момент (Н.м;кг.м/при обор. кол. вала) |
124; 12.7/4400 |
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
|
Тип |
реечное с гидроусилителем |
Радиус разворота, м |
5.1 |
РАЗМЕРЫ, ВЕС, ОБЪЕМЫ
|
Длина/ширина/высота (мм) |
3615х1660х1500 |
База (мм) |
2370 |
Колея передняя/задняя (мм) |
1450/1430 |
Снаряженная масса (кг) |
890 |
Полная масса (кг) |
1350 |
Объем багажника (л) |
205/950 |
Объем топливного бака (л) |
45 |
ДИНАМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
|
Максимальная скорость (км/час) |
165 |
Разгон до 100 км/час (сек) |
13.1 |
Коэффициент аэродинамического сопротивления (Сх) |
0.3 |
РАСХОД ТОПЛИВА (л/100 км)
|
В городском цикле |
7.7 |
Средний |
5.0 |
КОЛЕСА
|
Диски |
легкосплавные, литые |
Размер шин |
175/65 R14 |
"Автомаркет+Спорт"