Спецконтингент
Хот-род по-иркутски
ВСЕМ ПОГРУЗЧИКАМ ПОГРУЗЧИК
Кто бы мог подумать, что в этом
"теле" японские "органы"
|
Трудна, а подчас даже опасна жизнь
простого российского фронтального погрузчика.
Чего только не приходится ему терпеть -- и
беспрерывную круглосуточную эксплуатацию в
отнюдь не щадящих режимах, и отсутствие
нормального обслуживания, и, в конце концов,
элементарное надругательство со стороны так
называемого обслуживающего персонала. Помнится,
один мой знакомый, как раз управлявший таким
погрузчиком, когда ему посоветовали долить в
двигатель масла, залил его под пробку, и после
заводки смазка из мотора побежала буквально изо
всех щелей. Два других приятеля, тоже в свое время
оседлавшие подобные механизмы, устраивали на них
стрит-рейсинг, гоняя наперегонки по заводской
территории. Вот такая забота. Впрочем, имеются и
обратные примеры. Об одном из таких мы и хотим
рассказать.
Есть у американцев увлечение -- любят они хот-роды
из чего попало лепить. Знаете, наверное, что это
такое? Старый кузов, посаженный на относительно
"свежую" агрегатную базу. Любят подобное
янки довольно сильно, а их увлечения, как
известно, со временем и нам не становятся чужды.
Настолько, что забава сия уже до России
докатилась. Правда, в городах и весях русских ее
по-разному воспринимают и, соответственно, имеет
она отличный друг от друга вид. Так в Москве хобби
оное больше для имиджа используется. Ну а в
провинции есть примеры исключительно
прикладного его назначения. Хотя надо сказать,
что ничто так не способствует созданию
положительного имиджа как уникальная
конструкция собственной разработки.
Японское "сердце"
подошло как нельзя лучше, а радиатор вживили от
4А-FE |
Итак, жило-было предприятие, имевшее
свой автопарк и осуществлявшее обслуживание
другого предприятия. В частности, посредством
предоставления последнему фронтального
автопогрузчика, который трудился круглые сутки.
Надо только заметить, что "пахал" погрузчик,
как и вся техника с шильдиком made in USSR (агрегат был
еще тех славных совдеповских времен), с
многочисленными и продолжительными перекурами.
Потому как не мог иначе. Свечи у него видите ли
смесью масла и бензина закидывало. Приходилось
по пять-шесть штук за смену менять. Ремни
приводные постоянно рвались. Втягивающее вместе
со стартером аккурат раз в полторы-две недели
приказывало долго жить. Генератор с перебоями
работал. Помпа -- та вообще не переставая бежала. А
выжимной подшипник и сцепление -- так вообще
принимали на себя основной удар. Ведь только за
одну смену то и другое включалось-выключалось
несколько сотен раз. Одним словом, на совесть
трудился погрузчик. Но как известно, простои бьют
не только по карману, но и по тому самому имиджу. А
он -- штука наживная, и тем не менее легко
теряемая. Поэтому решено было эту проблему
устранить кардинальным способом. Но каким
образом?
Приобрести новую отечественную машину? Дорого. А
если японскую подержанную? Тоже отнюдь не дешево.
Стало быть, необходимо искать другие пути
решения вопроса. Искали и нашли.
Кому первому пришла в голову эта идея? Да
неизвестно, кому -- выхода-то другого не было.
Решили, одним словом, сконструировать на базе
погрузчика своеобразный хот-род, использовав,
естественно, не новые отечественные, а бэушные
японские агрегаты. Но как, из чего, каким образом?
Для начала засели за литературу. Точнее, за
каталоги и справочники, чтобы выяснить, какой
двигатель развивает максимальный крутящий
момент при минимальном количестве оборотов.
Ведь такому агрегату, как погрузчик, скорость без
нужды. Куда важней хорошая тяга "на низах".
Исходя исключительно из этого параметра, был
выбран тойотовский 1,8-литровый 7А-FE. Конечно,
оптимальней погрузчику без сомнения подошла бы
"шестерка". Но ни рядная, ни V-образная, к
сожалению, под капот не помещалась. А дизель? Вот
уже у кого поистине тепловозная тяга, для
таскания грузов самое то. Тем более
"четверок" среди японских дизелей полным
полно. Но в отношении него, похоже, испугались.
Все-таки топливная аппаратура требует
соответствующего подхода. А на заводе возьмут да
и бухнут в бак чего-нибудь непотребного. Так что
выбора-то особо и не было -- четыре бензиновых
цилиндра, не более.
Далее задумались о трансмиссии. Казалось бы,
какие тут думы -- подобному механизму нужна
механическая коробка передач, без альтернатив.
Но ведь бывает, что за рулем погрузчика работают
такие кадры, для которых прикончить сцепление за
какие-нибудь неделю-две -- плевое дело. Поэтому
выбрали "автомат" от того же 7A-FE. На этом этап
подбора агрегатов закончился. Хотя остались еще
не решенными несколько вопросов. Но над ними
думали уже непосредственно в процессе
конструирования.
На газе оно лучше |
Представляете, сколько трудов стоит вживить
"легковой" да еще японский силовой агрегат в
тело отечественного погрузчика? Честное слово,
практически ни скольких. Разобрали это творение
рук человеческих до рамы, загрунтовали оную и
давай оригинальный подрамник создавать.
Давалось творчество, надо сказать, легко.
Исходные материалы-то под рукой имелись. Поэтому
если что не сходилось, прикидывали,
перепланировали, переваривали. В итоге 7А
оказался продольно посажен на мощную
пространственную конструкцию,
выполненную из толстенного уголка. Затем
прокинули провода, подсоединили процессор,
установили радиатор с вентилятором от 4А. Вышло
очень даже органично, будто и не скрещивали
бульдога с носорогом. Даже погружение, извините
за каламбур, погружного насоса в штатный бак
прошло без сучка-задоринки. По окончании мотор
дополнили газобаллонным оборудованием, которое
соединили с баком, установленным сразу за
кабиной -- на крышку отсека навесили висячий
амбарный замок. Зачем, спрашивается? Да затем, что
рабочие на том заводе отличаются умом и
сообразительностью, а потому дабы не работать
(кто же это любит!) чинят всяческие гадости, как-то
воровство высоковольтных проводов, резание
топливных шлангов и т. д. Так что пришлось
моторный отсек запирать.
Двигатель двигателем -- проблем с его установкой,
как я уже говорил, не возникало. Зато с
трансмиссией пришлось повозиться. Правда, опять
же лишь с точки зрения полета технической мысли.
Потому как комплектующие все имелись, оставалось
только должным образом их скомпоновать. Ну,
коробка-то встала нормально. А вот чем соединить
"автомат" с родным зиловским мостом?
Расстояние там совсем небольшое -- никакой кардан
не подходит. Но и тут вывернулись нетрадиционным
решением. Вместо карданного вала подгонка
соединений, и вот в трансмиссии появилось
связующее звено. Будто там и стояло всегда.
В общем, поехал погрузчик! Да еще как! От былой
лености не осталось и следа. Наоборот, прыть
появилась, ранее ему не присущая. Впрочем, и свои
тонны автомобиль, несмотря на малолитражный
двигатель, брать не отказывался. И вез при этом не
хуже, чем прежде. Только вот вместе с
головокружением от успеха подобное
разочарование в некотором роде пришло. Ведь
остальные-то узлы родными остались. Взять к
примеру, рулевой механизм. Люфты в нем просто
ужас, баранку крутить невозможно. Вот и подумали,
что неплохо было бы червяк с роликом вкупе со
всем механизмом на что-то более подходящее да не
столь архаичное заменить. Решили сначала, что от
КАМАЗа встанет. Не вышло. Тогда
научно-исследовательским методом тыка подобрали
узел от Nissan Atlas. Заодно и рулевой наконечник, что
на "сотке" стоит от него же взяли. Тогда же
после рулевого управления и тормоза доработали.
Не особо, правда, включив в контур вакуумный
усилитель. На этот раз не импортный, от ГАЗ-52. Ну и
в завершение работ своих вместо убогой приборной
доски посадили комбинацию от Toyota со спидометром,
тахометром и датчиками всякими.
Эх, ей Богу, какой автомобиль после всего этого
получился! Не погрузчик, а прямо Corolla какая-то.
Заводится легко, свечи маслом да бензином не
закидывает, ремни не рвет. Знай себе только
трудится. Одно удовольствие. Поэтому что
обслуживания практически никакого не требует.
Залили, конечно, в двигатель "синтетику",
фильтры поменяли, вот и все. Плюс бензином и газом
изредка заправляют. Ведь того и другого два-три
литра в час потребляет. Против пяти-шести за то же
время на родном моторе. Так что разница налицо.
Недолго проработал погрузчик, всего полтора
месяца. Но не потому, что не выдюжил, а потому, что
потребность в нем отпала. Теперь стоит, пялится,
ищет хозяина. А создатели его тем временем
подумывают, как бы на поток свое изобретение
поставить. Ведь неплохо получилось, надежно и, по
сравнению с аналогами, совсем недорого. Кстати, в
их планах создание настоящего хот-рода с
использованием опять же японских агрегатов и
кузова, в свое время довольно популярного
советского автомобиля. Глядишь, и приживется в
наших краях это хобби.
Максим МАРКИН
Фото автора
"Автомаркет+Спорт" №2 17.01.03
|