искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Закулисье
Second - hand

ЯПОНСКИЙ ПЕЙЗАЖ
С ВИДОМ НА SECOND-HAND

second - hand

Удивительная и загадочная страна Япония. Менталитету японскому можно бесконечно удивляться не столько в свете событий последних десятилетий, как заглянув в глубину веков, в историю. Есть там факты просто поразительные, говорящие об исключительности японского национального сознания. Так, первое упоминание о ниходзинах (так называют себя японцы), относится к III-IV векам нашей эры. Когда у близких восточных соседей уже вовсю бушевала цивилизация, на островах даже и государства-то никакого не было. Зато всего лишь спустя столетие японцы вовсю перенимают развитую китайскую культуру. Чтобы через 15 веков отплатить сопредельному государству грабительской войной. Парадокс, но в конце XIX века, в то время как в Европе правит капитализм, в Японии царит феодальный строй. Что поделать, железный занавес океана и твердых традиций прочен и практически непробиваем. Но и он сдался под пушками американских военных кораблей, вынудивших Японию подписать неравноправный договор. Ведь в армии островной страны основным оружием тогда был кэн — самурайский меч. А через каких-то пятьдесят лет Япония, обладающая мощным флотом, ставит на колени Россию, отбирая у нее Сахалин и Курилы. Еще спустя четыре десятилетия флот потоплен, армия разбита, и в ход идут камикадзе, а из вооружения у народного ополчения даже не кэны — только лишь бамбуковые пики. В конце концов, была Хиросима и Нагасаки. И как следствие оккупация Японии США.

Что мы видим теперь? Страна восходящего солнца вовсю давит Америку. Не физически — экономически. Своими товарами. Потому как в Японии самый продолжительный рабочий день, самый короткий отпуск. Потому что японцы выпускают самую лучшую аудио-видео, бытовую технику, самые лучшие автомобили, компьютеры и т. д. Поэтому я преклоняюсь перед трудолюбием ниходзинов и беспрестанно готов петь дифирамбы творениям их рук. Но тем не менее все равно не понимаю, как такое возможно. Так что оставлю свои тщетные потуги на откуп японоведам, историкам и социологам. А вам, дорогие читатели, предложу посмотреть на быт и нравы Японии и, главным образом, на японский автомобильный second-hand глазами двух человек, побывавших в Стране восходящего солнца огромное количество раз и на собственном опыте познавших всю глубину ментальной исключительности островных жителей. Чего бы это не касалось: покупки или продажи машины, езды на ней и эксплуатации, законопослушания, в конце концов, отношение к нам, русским.

 

second - hand

Наш первый герой начал ездить в Японию в далеком 1993-м году, когда рынок подержанных автомобилей в Иркутске только-только начал развиваться. Да что там говорить, если даже знаменитая «Зеленка» пребывала тогда еще в зачаточном состоянии. Соответственно, покупатели — русские, профессионально занимающиеся скупкой колесного second-hand для продавцов-японцев по большому счету были в диковинку. Ну а уж наш человек островной уклад жизни после недавно канувшего в лету «совка» воспринимал как нечто из ряда вон. Сильнее всего поражало количество никому не нужных благ в виде автомобилей, бытовой техники и прочего, по японским меркам, барахла, еще нового, но уже почему-то продающегося за бесценок. На волне подобной эйфории от сокрушающего все стереотипы откровения с некоторыми соотечественниками случались буйные помешательства. Помнится, как в первое пребывание в Стране восходящего солнца туристическая фирма организовала экскурсию в бывшую столицу Японии город Киото. А там, помимо исторических достопримечательностей, русских ждала большая, машин на пятьсот, выставка-продажа. Что тут началось! Какая история, какие достопримечательности?! Бегом, обгоняя и отталкивая друг друга, ринулись туристы к автомобилям, показывая при этом, как говорится, не жалея живота своего, поразительные примеры самоотверженности и самоотдачи. Кидались в том числе и женщины на капоты понравившихся «японок и с криками «моя» закрывали будущее приобретение от посягательств соплеменников. Причем покупали, абсолютно не обращая внимание на техническое состояние машины. Главное, чтобы другому не досталось. Что тут сказать, если тогда на фоне отечественных «барж» и «жиг» Corolla в 90-м кузове выступала верхом шика и символом престижа. Вот японцам, наверное, потеха была.

С того первого раза все и началось. Работа, неразрывно связанная с обязательным пребыванием в Стране восходящего солнца. Ежеквартальное по целому месяцу проживание в Японии. Оформление национальных водительских прав. Тогда и перелеты туда-обратно стоили всего $300, и не было канители с пересадкой во Владивостоке, и посещал наш герой острова несравнимо чаще, чем сейчас. В общем, много с той поры воды утекло, многое изменилось. В мировоззрении, в личном восприятии. Единственное, что осталось практически неизменным — так это японский автомобильный second-hand — бизнес и отношение японцев к русским.

Лицо нации

Наше кривоватое выражение этого самого лица знают во многих странах, в том числе в Японии. Причем вырисовывается оно благодаря отдельным, далеко не лучшим представителям. Но за счет них клеймо ставится на всех. Так уж повелось, и, похоже, так будет всегда. Таково человеческое естество, которому свойственно обобщать в принципе не обобщаемые вещи. Таково и японское естество.

В Японии русских не любят. Сей факт, если не изучить его причины, не поддается объяснению. Ведь мы хоть в малой степени, а все-таки поддерживаем их экономику. К примеру, лесом и металлами. В конце концов, рядовыми покупателями автомобилей. Тем не менее на многих магазинчиках висят надписи типа «русским не входить». Наших соотечественников не приветствуют и в других заведениях. А нашего героя с коллегой однажды не пустили в баню. И лишь в питейных заведениях да ресторанах рады всем. Правда, есть в Японии сеть забегаловок, где заплатив за вход $20, за полтора часа можно откушать все что угодно и в любых количествах. Туда русских тоже с некоторых пор не пускают: едят больно много, убытки одни от них.

На фоне такой нелюбви, говорят, японцы косо смотрят уже на всех людей с широким разрезом глаз. Рассказывают, что недавно американец, которого куда-то там не впустили, подал на хозяина заведения в суд. Выиграл. Надо полагать, янки с тех пор уважают. Русских же не любят по-прежнему. Знаете, почему? Из-за моряков, к которым коренные жители островов относятся ну очень плохо, и которые являются как раз теми представителями, благодаря коим формируется мнение обо всех русских. Я не хочу говорить за всех, у самого таковые в знакомых имеются — неплохие люди. Моряки с японцами общаются вплотную и поэтому выступают для последних неким барометром всей русской расы.

Так за что же к ним так относятся? Ответ однозначен — за воровство. Воруют они все, что под руку попадет. Будучи на торговых площадках, пока хозяин отвлекся, скручивают оптику, вырывают магнитолы. Те, кто не имеет права выходить за пределы порта, свинчивают симпатичные фонарики с оград. Были случаи, когда проводились ночные рейды на ближайшие к порту речушки, сплошь усеянные лодочными стоянками. После таких вылазок хозяева-японцы лишались лодочных моторов.

Конечно, ловили некоторых. Устанавливали, с какого они судна, и затем вывешивали на нем черный флаг, который означает, что пароход не может посещать Японию какое-то время. Случалось, и на наркотиках задерживали с тем же итогом. Впрочем, для многих компаний, владеющих судами, это не проблема — меняются названия у пароходов и вперед, на дальнейшее покорение островов японского архипелага.

Русские идут

Тем не менее русских на островах полным полно. Чем они занимаются? Да всем, но главным образом тем, что служат чернорабочими у хозяев стоянок — японцев и паков. Правда, есть среди них и бизнесмены, которые крутятся возле аукционов. А в последнее время, после минувшего тайфуна, среди наших соотечественников популярностью стал пользоваться такой род деятельности, как восстановление «топляков». Тут необходимо сказать, что пакистанцы, как вы, наверное, знаете, контролирующие до 85% всего рынка second-hand, создания, во-первых, довольно ленивые, во-вторых, с техникой абсолютно не знакомые. Что говорить про какие-то восстановительные работы, тем более проводимые с «топлеными» машинами, если уж они плюсовые клеммы с минусовыми на аккумуляторе путают. Только молятся себе. Именно поэтому восстанавливают их исключительно русские. Восстанавливают, надо сказать, качественно. По крайней мере, внешне. Еще бы! Ведь автомобили раскидывают до последнего винтика и чистят, моют, красят. От такого труда выигрывают все, но больше, конечно, те же паки. К примеру, какой-нибудь седан среднего класса в четырехлетнем возрасте приобретается за «штуку баксов», восстанавливается и продается паку за $1500-2000. Тот же толкает его клиентам за 3500-4000. Навар налицо.

В общем, несмотря на то что не любят русских, на островах их там, похоже, становится все больше. Впрочем, что мы все о себе да о себе. Давайте-ка, наконец, поговорим о самих японцах.

Закон — лучший друг японцев

Я уже говорил, что герой наш по роду трудовой деятельности довольно часто и подолгу находится в Японии. При этом, естественно, приходится ездить. Раньше садился за руль с международными правами. Но однажды наш моряк с таким водительским удостоверением насмерть задавил человека. После этого их то ли запретили, то ли ездить с ними стало весьма проблематично. Пришлось сдавать на национальные права, и уже с ними продолжать постигать культуру вождения в японских условиях. Она, кстати, эта самая культура, чрезвычайно высока. И поэтому передвигаться по Стране восходящего солнца одно удовольствие. Никаких подрезаний или присущего, наверное, всякому нашему человеку агрессивного поведения за рулем. Все участники дорожного движения весьма учтивы и абсолютно законопослушны. Если образовалась пробка, все без исключения будут в ней париться. Ни у кого не возникнет мысли пересечь сплошную осевую, которая для них все равно что бетонный отбойник, и в наглую рвануть по встречной. И так в любых ситуациях. К тому же ездить по Японии не только приятно, но и удобно. Повсюду натыканы крупные, видимые с различных сторон указатели, а асфальт дороги буквально везде имеет внятную разметку, предупреждающую о развязках, разворотах и т. д. Поэтому заблудиться просто нереально.

Благодаря подобным вещам в Японии за рулем ездили те, кто в России его в руки не брал. Рассказывают, что один парень, сдавший в Стране восходящего солнца на права, летал там со скоростью 180 км/час. Здесь же водительского удостоверения не имеет и не собирается его получать. А несколько представительниц прекрасного пола так вообще в Иркутске управляли машиной с грехом пополам. В то время как там сели и поехали. Выходит, и мастерство бывает далеко не основным фактом при условии качественной организации дорожного движения.

Культурой там пронизано буквально все. Так, полицейских на улицах не видно. Они появляются только в случае аварии или грубого нарушения, да и то не всякого. Например, превышение скорости регистрируется радаром, работающим в автономном режиме, и дополнительно снимается на фотокамеру. Причем заранее на трассе появляются указатели о том, что возможно осуществление фотосъемки. То ли для того, чтобы вспышка не ослепила водителя, то ли рассчитано на то, что машины сбросят скорость, а может, то и другое подразумевается. Во всяком случае эффект от подобной системы есть. Да такой, что, по некоторым данным, сейчас применяется ее гораздо более продвинутая вариация: вся информация о скорости и самой машине с помощью наземных трансляторов уходит на спутник. Последний же работает в связке с навигационной системой автомобиля, на которую поступает сигнал о расположении впереди по курсу радара. Все это позволяет держать водителей в узде. Впрочем, законопослушность у японцев, по всей видимости, в крови. Хотя, конечно, встречаются и лихачи. Выпускают ведь в Японии всякие Evolution, WRX да GT-R. Правда, если попадешься на превышении, мало не покажется. Наш герой попался. Где стоял знак «сорок» и можно было развить пятьдесят, он ехал 53 км/час. В итоге лишился $120. По японским меркам, это самый мизерный штраф. Потому как бывают такие, что и в страшном сне не приснятся. Однажды опаздывали на самолет, и там, где положено восемьдесят, уложили стрелку спидометра на полторы сотни км/час. Так японские друзья потом объяснили, что в случае регистрации такого кощунственного отношения к японским правилам пришлось бы раскошелиться на $3500. Ей Богу, нам в этом плане до них далеко.

Сякэн всему голова

Если к законам японцы относятся просто-таки примерно, то к автомобилю у них отношение совсем иное. Вот у нас машина возведена в культ, а из обладания ею делается целый ритуал. Со всем вытекающим отсюда поклонением мелким и крупным божкам в лице механиков СТО и продавцов запчастями. С последующим отпущением грехов и выписыванием индульгенции — счета. Мы в свои авто влюблены, как в жен и подруг. Ну а они?

Они — не мы. Вообще, глупо было бы предполагать, что в такой высокоразвитой индустриальной державе, как Япония, где на территории менее четырехсот тысяч квадратных километров находится целых восемь автомобильных компаний, чья продукция буквально затоваривает рынок, кто-то будет поклоняться средству передвижения. Хотя, наверняка, существуют какие-то фан-клубы, но, учитывая многочисленность автопарка, это капля в море.

Рядовой японец не забивает себе голову всяческой лирикой и к машине относится, как сказал один мой знакомый, словно к чайнику или кофеварке. А этим, как известно, обслуживание без надобности. Только не подумайте, что японцы свои автомобили вообще не обслуживают. Нет, техосмотр — по-японски «сякэн» — вещь крайне обязательная, без которой ездить категорически запрещено. Проходит его машина не старше десяти лет раз в два года. При этом он совершенно не похож на наш техосмотр. Потому как на каждом очередном ТО существует список регламентных процедур, среди которых присутствует замена того-то и того-то и еще чего-нибудь. Понятно, что в процессе естественного старения автомобиля этот список расширяется, и в какой-то момент эксплуатировать автомобиль становится просто экономически не выгодно. Ведь без учета всяких деталей только техническое освидетельствование машины стоит порядка $1000. Представляете, во сколько обходится весь сякэн?!

Но суть даже не в этом. Наверное, уже все знают, что японцы избавляются от своих авто в том числе и из-за дорогого техосмотра. Суть в другом. Она заключается в том, что между предусмотренными законодательством ТО многие японцы собственные транспортные средства не обслуживают. А зачем? Если, во-первых, имеются дорогостоящие сякэны, во-вторых, через год-другой от машины придется избавляться и 
в-третьих, она и так не развалится. Естественно, среди общей массы автомобилистов есть те, кто достаточно состоятелен и довольно-таки сознателен, чтобы позволить себе на достойном уровне следить за автомобилей. Но опять же — это капля в море. В остальном же... есть различные степени невнимания к машине. Доводилось видеть совсем уж запущенные случаи, когда за два года владелец накатывал до 70-80 тысяч км, и при этом ни разу не менялись ни фильтры, ни масла. Что там творится в двигателе — одному Богу известно. Или нет, первому российскому обладателю. Причем на островах используется хоть и качественное, но исключительно минеральное масло. В связи с этим вспоминается одна интересная история. Знакомый, оставшийся в России, попросил купить фирменную «синтетику». Искали ее дня два или три. В результате нашли по цене $38 за литр. Комментарии, как говорится, излишни.

Сервисы хорошие и не очень

second - hand

Высокая культура, использование продвинутых технологий, высочайшая степень индустриализации, естественно, накладывают отпечатки и на уровень сервисного обслуживания. Он довольно неплох. Существуют большие сервисные центры с парой десятков подъемников и огромными стеклянными витринами, через которые снаружи видно все, что делается внутри, часть из подобных СТО имеет лицензию на проведение сякэна с соответствующей выдачей талончика. Кстати, в одной из таких мастерских наш герой наблюдал интересную картину. Ну очень старый японец (как оказалось впоследствии, ему было 89 лет) проводил две из всех процедур сякэна. Целых два дня он совершенно не спеша сначала обдувал ходовую часть машины воздухом, а потом желтой краской красил некоторые элементы подвески. Честное слово, не в то вкладывают деньги японские автовладельцы.

Также сякэн проходят и в дилерских центрах. А вот какие сервисы лишены этой прерогативы, так это убогенькие автомобильные забегаловки, наподобие наших гаражных мастерских. Цивилизация цивилизацией, но тем не менее встречаются и такие.

Одним словом, удивительная страна Япония. Тем более, если наблюдать ее в течение почти десятка лет, медленно, но верно обживаясь и ассимилируя в этом загадочном государстве. Чего только не видел за это время и в чем только не участвовал. Помнится, давным-давно (какой год-то тогда был?) впервые попробовал покупку автомобиля на аукционе. Тогда еще не знал, что есть список с достаточно подробным описанием каждого автомобиля. Поэтому приходилось бегать между сотнями подготовленных к продаже машин и выбирать ту единственную и неповторимую.

До сих пор удивляется предпочтениям японских автолюбителей, которые в итоге сказываются на составе автопарка. Даже удивляется, скорее, не им, а нам. Ведь там, в одной из богатейших стран мира, на пике популярности сущие четырехколесные авоськи с объемом двигателя 660 «кубиков». Они и самые дорогие на рынке second-hand. Зато налоги на них существенно ниже, да и проблем с парковкой минимум. Ну а мы — бедные да отсталые — любим «Круизеры», которых, наверное, во всей Японии меньше, чем в одном Иркутске.

Или другой парадокс, с русскими никак не связанный. Не возводящая автомобили в культ Япония одним их признаков финансового благополучия и просто престижа сделала американские и европейские машины. Они даром что стоят дорого, но и в эксплуатации обходятся в копеечку. Так нет же, фанатеют по ним некоторые японцы. Например, представители такой негосударственной организации, как якудза, поголовно ездящие на «мерсах» (с одним из боссов последней как-то даже приходилось встречаться в ресторане не по долгу службы — совершенно случайно. Хороший дядька оказался, по-английски неплохо говорил и своей принадлежности к вышеуказанной организации не скрывал).

В конце концов, на глазах нашего героя происходили те события, которые впоследствии черными (это для кого как) буквами были вписаны в историю торговли автомобильным second-hand. Например, появление в 1997 году в Японии полчищ паков, быстро захвативших этот вид бизнеса или кризис 98-го. Наконец, нынешнее повышение пошлин, после которого резко подешевели машины старше семи лет (так, до Нового года Corona Premio выпуска 1996 года стоила на аукционе $3000, сейчас на тысячу меньше).

Пережил он и бесчестную японскую обдираловку под благозвучным названием Inspection Control, в период с 1992 по 1995 года «всего» за $800 заворачивавшую из-за определенных дефектов автомобили, уходившие на экспорт по контракту. Таким образом, японцы, видите ли, боролись за «чистоту» своих бэушных четырехколесных рядов. Сколько тогда людей понесло серьезные убытки — одному Богу известно. В общем, много чего он пережил, будучи в Стране восходящего солнца. Надеюсь, к его воспоминаниям и впечатлениям мы еще вернемся. Пока же давайте перейдем ко второму нашему герою. Японию он посещает реже и надолго там не задерживается. Тем не менее и ему есть, о чем нам рассказать. Опять же об отношении японцев к автомобилям и кроме того, о покупке этих самых автомобилей.

Cон и Явь японского second-hand

Шел 1999 год. Сделав очередной поворот, жизнь заставила осваивать новый вид заработка — куплю автомобилей в Японии и продажу их здесь, в Иркутске. Для того пришлось впервые отправиться в мекку. Сказать, что он не знал о состоянии бэушных машин, нельзя. До этого долгое время прожил во Владивостоке. Поэтому не на словах, а на деле видел автомобили, пришедшие из-за Японского моря. Тем не менее теплилась в нем надежда, что на островах-то уж точно и выбор по техсостоянию богаче, и оно само несравнимо выше того, на котором останавливают свои предпочтения владивостокские крохоборы-продавцы. А оказалось... Честно говоря, в какой-то степени то был шок. Поскольку никак не ожидалось увидеть практически девяносто процентов автомобилей в таком плачевном состоянии. Тогда же появились сленговые выражения, очень точно отражающие это самое состояние. Например, «карчи» или «стоящая на коленях». Таких было навалом, а вот «ровных» или, иными словами, целых автомобилей раз-два и обчелся. Так что светлый сон на родине японского автопрома обратился явью с жесткой действительностью. Впрочем, в этом наш герой не одинок. Многие, желая увидеть в Японии целые бэушные машины, жестко разочаровывались в своих ожиданиях. А потому, дабы впредь развеять подобные надежды, давайте разберемся в причинах того, что называется second-hand-автомобили. Ибо даже сейчас некоторые сибиряки наивно полагают, что среди последних, если хорошо поискать, можно найти абсолютно хорошие экземпляры. К примеру, наш герой частенько сталкивается с покупателями, которые сетуют на свежую окрашенность машины. Ну да, подавляющее большинство «японок», если не все, либо кое-где подкрашены, либо облиты целиком. Так что, это есть признак плохого товара? Нет и еще раз нет! Потому как приведенное выше убеждение в корне ошибочно. Почему?

Почему вообще японцы избавляются от своих автомобилей? И почему в торговых рядах на «Зеленке» и там, в Стране восходящего солнца, встречаются порой довольно-таки свежие образцы? Ведь критический срок первого сякэна, при котором необходимо выложить энную сумму, для новой машины наступает только через три года после ее продажи (все последующие ТО, как мы уже сообщали, проводятся раз в два года при условии, что авто нет десяти лет). В то время как на рынке приходится видеть даже годовалые автомобили.

Секрет кроется в авариях, которые происходят в Японии довольно часто, и отношение к которым у рядовых автолюбителей по большому счету всегда однозначное. Если ДТП не очень сильное, а стало быть, денег приличных на восстановление не потребуется и к тому же до очередного сякэна еще далеко, то почему бы машину не отреставрировать. Другое дело, когда одно из этих условий не выполняется и тогда ремонтировать автомобиль становится абсолютно не выгодно. Проще сдать его на реализацию, откуда он уйдет на запчасти, либо будет восстановлен и продан где-нибудь в России. 
Кстати, хитрое японское законодательство. И по словам более-менее знакомых с ним людей, довольно жестко ограничивает дальнейшее использование аварийных автомобилей. Так, не должна ездить по Японии машина, перенесшая лобовое столкновение (или любое другое) определенной тяжести. По неподтвержденной информации, порогом последней является срабатывание подушек безопасности. С другой стороны, запрещается эксплуатировать автомобили, у которых эти подушки должны были выстрелить, но почему-то не выстрелили. Якобы в будущем они могут сделать это без причины, что приведет к очередному ДТП.

В общем, заморочек хватает. И все они играют нам, русским, на руку. Не было бы их, не было бы и столь полюбившихся «японок». Только вот очень часто среди последних попадается такой хлам, которому место разве что на «скрабах» — пунктах утилизации. Поэтому предлагаю вам рассмотреть конкретные примеры того, какие попадаются экземпляры.

Рынок Японский

Но начнем мы с некоторых весьма интересных наблюдений, сделанных нашим героем в Тояме. По его собственным словам, у него нет времени на лицезрение японского пейзажа. Три-четыре дня стоянки парохода в порту проходят в суете выбора и покупки автомобилей. Так что особенности быта и нравов японцев замечать ему некогда. Зато об автомобильном бизнесе он знает многое.

Вообще-то, торговля машинами в Стране восходящего солнца считается не таким уж и престижным занятием. Именно из-за этого сей вид трудовой деятельности и контролируют паки, и в последнее время начали появляться даже бразильские выставки-продажи. По мнению большинства иркутских продавцов, коренные японцы оставляют этот бизнес, а если и занимаются им, то реализуя преимущественно дорогие свежие авто. Поэтому проблема выбора — у кого брать, у пака или японца — чаще отсутствует. Но уж если мы о ней заговорили, то на сей счет у нашего героя есть своя точка зрения. Основана она на бытующей русской поговорке, гласящей: «Японец — тот же китаец, только побогаче». Иными словами, шанс нарваться на обман со стороны тех и других практически равен. Но... у паков при стоянках нет сервисов, в то время как у японцев они присутствуют. Стало быть, первые показывают машину в том состоянии, в каком она к ним пришла. Вторые же битые автомобили могут восстанавливать, естественно, впоследствии скрывая их прошлое. Впрочем, ни те ни другие предпродажной подготовкой голову себе не забивают (хоть на этом спасибо). Ну и отношение у них к транспортным средствам соответствующее, как к фруктам-овощам. Приходилось быть свидетелем того, как хозяин разгружал перед своей стоянкой прибывший с аукциона автовоз. Разгружал не на торговую площадку, а рядом, за ограждением, что категорически запрещено. Так, видно, кто-то из законопослушных японских граждан сообщил куда следует. Наехала полиция — с мигалками да в неплохом количестве — и давай «грузить» провинившегося. Он, бедный, прыг в одну из тачек и пошел бампером стоящие на территории машины расталкивать. То же самое происходит при покупке. Надо автомобиль к выходу подогнать, владелец выставки-продажи за руль садится и начинает назад-вперед по бамперам бить, чтобы пространство для маневра освободить. Не каждое русское сердце такое надругательство выдержит.

Что касается непосредственно покупки, то тут тоже имеются свои нюансы. Например, скидывать цену за какие-то «косяки» продавцы не любят. Говоришь им, мол, такая-то кузовная работа будет стоить столько-то, подвиньтесь на эту сумму. Нет, отвечают, нас не обманешь, во Владике это оценивается вот во столько-то. Трудно с такими работать. А уж если они кидают в наглую... Такое случается сплошь и рядом. С нашим героем подобное происходило как минимум дважды. Впервые, когда несколько лет назад приобрел Nissan Bluebird. Завел его на стоянке, посмотрел. Все вроде бы нормально. Лишь «автомат» толчками туда-сюда не проверил, что и сыграло с ним злую шутку. Привезли ему машину к пароходу, а она с автовоза не съезжает. Прогнали контроллер по всем позициям — ни в какую. Тут продавец сразу $500 скинуть предлагает. Покупателя такой оборот не устраивает — мало ли что там с автомобилем. Но деньги в таком или каком другом схожем случае не возвращаются по определению. Пришлось за ту же сумму у того же продавца приобретать другую тачку. Только последний накрутил на нее лишние $200. Законы рынка.

Второй случай оказался более разорительным, да к тому же много нервов помотал. Дело происходило вскоре после эпопеи с Bluebird. Купил в Японии Corolla, привез во Владивосток и двинул в Иркутск — часть своим ходом, часть на «галстуке». Потому как двигатель «стуканул». А вот отчего, сначала было загадкой. Только когда слили масло, поняли. Оно плавало в ведре какими-то сгустками. С подобным мы знакомы, в «мифах» («А+С» N 30 от 2002 г.) рассказывали. Но тогда это воспринималось как что-то единичное. А выходит, уже целая система имеется. Прямо какое-то стихийное бедствие. Как те тайфуны, что бушуют над просторами Японии.

Рынок российский

В заключение перенесемся из земли для всякого поклонника японских автомобилей обетованной в сибирские суровые края, где предметы нашего обожания находят свое последнее пристанище. Перенесемся, чтобы поговорить об особенностях уже нашего рынка. В нем тоже хватает тонкостей, еле уловимых нюансов, быстрых течений и острых подводных камней. Возьмем, к примеру, «битышей». По отношению к ним всех наших продавцов автомобилей можно разделить на две группы: на тех, что делают на сильно аварийные машины ставку, и на тех, которые предпочитают с ними не связываться. Первые в таком случае зарабатывают тем, что прилично «наваривают» на отдельных экземплярах. Ведь при ремонте используются не оригинальные детали, а, скажем, тайваньские. Соответственным получается и качество ремонта. Причем хорошо, если речь идет только о кузовных панелях. А если пострадали силовые элементы, такие как оба лонжерона у того Mitsubishi, что встретился в одном из иркутских сервисов. Их ему уже наварили, скоро повесят кузовщину, и автомобиль уйдет на рынок. Как он будет ездить? И главное, сколько?

По мнению многих перегонщиков, отличительной особенностью людей, предпочитающих проблемные машины, является малое количество продаваемых ими автомобилей. В среднем, от одной до трех. Ведь быстрого оборота средств в этом случае не происходит. Приходится вкладывать деньги в восстановление.

Вторая группа продавцов — та, что от «битышей» открещивается. Берет быстрым оборотом вложенных средств. Реанимация-то не нужна. Необходимо потратиться только на «косметику» — подкраску царапин, полировку, химчистку. В среднем на это уходит $200-300. Поэтому подобные торговцы отличаются большим количеством автомобилей.

Наш герой попробовал и то, и другое, и... от первого отказался. Потому что проблем много. Даже если случай кажется пустяковым. Однажды купили с приятелем битую в перед Caldina, думали хорошо заработать. Приобрели капот, а он при всей своей внешней схожести не встает — крепления другие. Caldina-то «седьмого» года была. Капот же от машины более раннего выпуска.

second - hand

Кстати, та же ситуация и с автомобилями неисправными по части техники. Вообще, по наблюдениям моего собеседника, порядка сорока процентов машин, идущих на корабле, «убиты» либо в аварии, либо из-за отсутствия должного обслуживания. Встречаются среди них просто «вскипяченные» и уже «стуканувшие». Ремонтируют их, естественно, путем вживления дешевых комплектующих, дающих соответствующий эффект. Один мой знакомый рассказывал, как для перепродажи им был куплен Sprinter. Так двигатель у него за месяц с небольшим «накрывался» целых два раза.

Что мы имеем в итоге? Есть ли от всего перечисленного хоть какая-то панацея? В какой-то степени да. Как показывает практика, автомобили лучше приобретать в Японии. Самому через хорошего знакомого с помощью продавца-профессионала посредством достойного уважения фирмы, но в Японии. Там, где состояние машин не скрывается так, как у нас. Правда, говорят, во Владивостоке на «Зеленом углу» уже появились те продавцы, которые показывают свой товар его истинным лицом — то есть без всякой предпродажной подготовки. Однако прогресс с психологической точки зрения не стоит на месте.

Максим МАРКИН

P.S. Ну что, вы уж готовы отвернуться от бэушных японских автомобилей? Лично я нет. Наоборот, один только факт, что их двигатели могут «ходить» по 70-80 тысяч км без замены масла, а потом еще и работать в наших условиях, по-моему, достоин уважения. Русской колесной технике подобных результатов во веки веков не видать.

"Автомаркет+Спорт" №7 21.02.03




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика