искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Экспедиция

ЛЕДОВАЯ РАЗВЕДКА

Байкальское ледовое ралли-трофи

Уникальное «Байкальское ледовое ралли-трофи» стартует через неделю — 7 марта в 11.00 от культового для путешественников шпиля на набережной Ангары в Иркутске. А на этой неделе бригада разведчиков «пробила» часть маршрута и проверила состояние льда на Байкале.

 

Напомним, что БЛРТ пройдет по кольцевому маршруту от острова Ольхон до северной оконечности озера. Уникальность проекта в том, что никогда раньше подобные маршруты не проходились путешественниками на автомобилях.

Главное впечатление от увиденного за четыре дня разведки — это феноменальный маршрут! Для его описания характерны эпитеты в художественных формах. Сказочная природа, безмятежная синева небосвода, отсутствие туристов, великолепие ледовых наплесков и причудливых сосулек на скалах. В этом году достаточно толстый лед, на севере он достигает метра, и шикарный многометровый наплесковый лед на прибрежных скалах. Всю эту искрящуюся на солнце красоту трудно передать на видео или фотографии, пока лично не заползешь в грот, обвешанный сосульками, не посмотришь сквозь них на голубое небо, только тогда переживание наполняет душу красотой.

День первый

Чтобы за один день дойти до бухты Заворотная, находящейся севернее Байкало-Ленского заповедника, мы выехали из Иркутска еще по темноте, около шести часов утра, на место прибыли в 19.00. Это был важный ответ на сомнения участников в возможности обернуться за один световой день на этом маршруте. Дело в том, что по льду нельзя без крайней надобности ездить при свете фар. Поэтому официальная девятикилометровая переправа через Малое море на остров Ольхон открыта только в светлое время суток — с 8 утра до 19 часов вечера. Ледовая переправа в этом году начинается с залива Куркут (сворот на Мандархан по указателю «Ледовая переправа» с дороги на МРС). Дорога отмечена вешками, имеет два направления пути, идущих параллельно друг другу для обеспечения безопасности движущегося на льду транспорта. С нее не следует сворачивать вправо на зимник «чайников», чтобы выиграть путь на остров. Перед нами на эту «неофициальную» дорогу ушла иномарка, которая в итоге опередила нас всего на минут пять. Экономия времени не оправдана, так как эта, не отмеченная вешками дорога проходит вблизи ежегодно образующейся полыньи около мыса Кобылья Голова. Там мелко, и местные жители потом охотно помогают за 10000-15000 руб. поднять машину со дна.

В поселке Хужир многие хозяева усадеб летом принимают туристов. Но зимой разместить большое количество людей в протопленных домах, без предварительной договоренности, сложно. Для организации первого ночлега более чем 30-ти участников планируемой экспедиции мы встретились с Никитой Бенчаровым, известным далеко за пределами Ольхона благодаря своей круглогодично действующей частной туристической базе.

Съезд на лед из пос. Хужир в этом году сделан севернее мыса Бурхан (скала Шаманка). Дорога далее на север не отмечена вешками, но до Хобоя заметно накатана и гладкая как шоссе. Можно за 40 минут доехать до северной оконечности острова — ни трещин, ни торосов, ни глубокого снега. До мыса Саган-Хушун по льду от Хужира 35 км, от Саган-Хушуна до мыса Хобой еще 4 км. Из-за запрета рыбной ловли на западном побережье Байкала на льду Малого моря нет в этом году обычных в это время рыбацких городков — «камчаток» с палатками и автомобилями. Нет поэтому и заметного количества автомобильных следов на льду Байкала. Запрет рыбной ловли никак не связан с количеством рыбных запасов, рыбы не стало меньше. Говорят, из-за нерасторопности чиновников Иркутская область не оформила в сроки квоты на промысел, и теперь из-за этого страдают местные рыбаки, для которых это единственный способ заработка. Штраф за незаконную рыбалку — 250 руб. за каждый хвост.

Для будущих остановок (с нами будут видеооператоры из Москвы и Иркутска, журналисты с фототехникой) мы выбираем наиболее эффектно обледенелые скалы мысов Саган-Хушун и Хобой. Оба эти мыса выделяются своим своеобразием из прилегающего скального обрамления побережья и особенно ценятся из-за своей красоты художниками и фотографами. Зимние изображения этих мысов встречаются реже, обычно их посещают летом и фотографируют с земли. Зимой представляется редкая возможность обойти их по льду там, где летом плещется вода. Ранее я уже писал о неповторимой красоте этого места. Саган-Хушун — «белый мыс» — чрезвычайно живописный и скалистый, протяженностью около 1 км, сложен из мрамора светлых тонов, густо покрытого красным лишайником и имеющего поэтому бордовый оттенок. Зимой проехать по льду мимо него, не заметив, невозможно. Зимник проходит недалеко от скал. Скалы на высоту десятки метров украшены толстым наплесковым льдом и ажурными ветвистыми сосульками. В маленькой каменной бухте между скал на десятки метров вверх образовались развесистые ледяные сталактиты, похожие на ветви елок. Восьмиметровый грот, как в сказке о Снежной королеве, фантастически украшен прозрачными ледяными образованиями: сосульками, сталагмитами, ледяными кристаллами и узорами. Таких гротов на нашем маршруте будет много, но этот первый произвел наиболее сильное впечатление.

Мыс Хобой (по-бурятски «хобой» — клык, коренной зуб) — самый северный мыс на острове Ольхон, избран сейчас различными духовными школами для места медитаций. На его северной стороне эти «представители» не постеснялись наследить, оставив на самом видном месте рериховский знак — красный круг с тремя точками внутри. Но истинный, сокровенный знак острова совсем не этот. Как символ шаманских сказаний на северной грани монолитной скалы, не просматриваемой с суши и обрывающейся в воду, на недоступной для человека высоте сложены в расщелинах скалы два огромных орлиных гнезда. По бурятским легендам, первым, кто получил шаманский дар, был сын грозного «Хозяина» — Духа острова Ольхон, живший в образе Белоголового Орла. Почитание этой птицы как «духа» острова сохранилось до наших дней.

Подъехать близко к мысу Хобой из-за сложной ледовой обстановки бывает иногда трудно и последние сотни метров надо идти пешком. Со стороны большого Байкала у скал практически ежегодно образуются большие отвесные валы битого льда, на которые даже трудно забраться. Много крупных торосов и свежих трещин. С северной стороны мыса на уровне воды имеются два грота. Один из них уходит под скалу на 21 м, и для его посещения нужен фонарик. Как и все гроты Байкала, образованные волноприбойным процессом, он имеет достаточно большое входное отверстие, в котором можно стоять в полный рост, и постепенно сужающийся ход, в конец которого можно попасть только ползком. На всем протяжении грот обильно оброс льдом и сосульками. Особенно эффектен вход, имеющий частокол ледяных столбов разного диаметра.

От мыса Хобой на север Байкала дороги нет. Если будет «арктическая мгла» или снегопад, без компаса и GPS можно просто не найти берега. Но нам благоприятствует погода, ярко светит солнце и отчетливо виден противоположный берег как на востоке, так и на западе. Следующая остановка через 50 км по карте у мыса Рытый на самом деле происходит только через 150 км из-за поиска проезда через трещины, которые могут тянуться на десятки километров. Начинается сложный участок частых трещин, местами припорошенных свежим снегом. Никаких следов машин. Проводники демонстрируют свое умение находить проходы через незамерзшие трещины. Признаюсь, хотя я и не первый раз на льду, временами становится страшно из-за этих маневров. Ни одна трещина, даже самая простая, не пересекается с ходу. Перед каждой из них машина останавливается, и проводник Александр Бурмейстер лично проверяет состояние льда с помощью кованой пешни, грани которой должны быть неровными, чтобы пешня не «прилипала» ко льду. В отдельных случаях с ее помощью делается проход среди торосов к краю трещины, кусками льда забивается метровая щель с водой, машина для разгона отъезжает на 200-500 метров, выставляются ворота — ориентир для водителя, где машина будет прыгать через щель, затем стремительный разгон до 70-80 км в час и прыжок через щель. Несколько раз края щели от мощного удара обсыпались на наших глазах. В общем, зрелище не для слабонервных, но на видео выглядит эффектно. Около одной из таких трещин мы долго фотографировались и даже пытались раскачаться на отмороженной от краев льдине. Лед недавно разорвало, и трещина была с тонкой корочкой льда. Мы настолько долго топтались вокруг трещины, что через некоторое время я абсолютно забыл о ее близости. Увлекшись фотографированием, я неосмотрительно попятился назад и мгновенно оказался вместе с фотоаппаратом в щели. Вынырнув, я успел подбросить на лед фотоаппарат и каким-то чудом, как пробка, вылетел обратно на лед. Правда, позже мне объяснили, что в этом мне помогли дополнительно две пары рук.

Одно дело писать с чужих слов, совсем другое нырнуть самому. Свидетельствую — главное не паниковать, вспомнить о ноже на ремне (он поможет выбраться на лед), если тепло, выбравшись на лед, надо отжать унты и носки, пока они не замерзли — отжатые носки высыхают от собственного тепла тела. От значительного намокания одежду спас водоотталкивающий горнолыжный комбинезон.

Байкальское ледовое ралли-трофи

Из ярких впечатлений подобного рода можно вспомнить переезд через широкую щель по доскам и остановку на месте проваливания УАЗа в январе. На этом месте видны вмороженные глубоко в лед бутылка подсолнечного масла и вещи, всплывшие из утонувшей машины. Еще раз вечером наша машина пробила лед около берега, где выходит в озеро ручей, и провалилась задним мостом, но выскочила из ледовой ловушки самостоятельно. Как только мы выехали на лед, на УАЗе был включен передний мост. Это, кстати, помогает удерживать машину на скользком льду, когда она подпрыгивает во время движения на плотных снежных наддувах. Несмотря на подобные приключения, по льду возможно БЕЗОПАСНОЕ передвижение на машинах. Понятно, что подобные путешествия сопряжены с большим риском.

Когда рваные трещины (и самая главная из них — «становая») остались позади, мы остановились перевести дух и по традиции «брызнуть» в сторону мыса Рытого. Этот мыс особо почитается местным населением. По старинным бурятским преданиям, мыс Рытый является «страшным и священным местом», где живут сердитые боги, сыновья божества Ухэр, посылающие сильные ветры.

На закате дня мы въехали на машинах мимо вмерзшего катера, носящего имя хозяина заимки «Александр Бурмейстер», в бухту Заворотную, к месту нашей второй ночевки. Размеры газетной статьи не позволяют смачно описать русскую баню с купанием в проруби, свежемороженую сырую расколотку к пиву и продолжительный разговор о духах Байкала. Все это, я думаю, будет в избытке во время нашей основной экспедиции.

День второй и четвертый

Байкальское ледовое ралли-трофи

Несколько дней мы провели в живописных окрестностях бухты Заворотная. В этом месте горы Байкальского хребта высотой более 2000 метров вплотную подходят к берегу Байкала, что придает пейзажу величественный вид. Бухта Заворотная образовалась в результате слияния прибрежного озера с Байкалом из-за подъема уровня воды после строительства Иркутской гидроэлектростанции. Узкая каменистая коса длиной 800 м в виде рога отделяет бухту от Байкала. Для захода судов дно бухты было углублено драгой до 6 м, и сейчас это идеальное укрытие от всех байкальских ветров.

ПРОГРАММА «БАЙКАЛЬСКОГО ЛЕДОВОГО РАЛЛИ-ТРОФИ»

7 марта, пятница

11.00. Официальный старт от «шпиля» на бульваре Гагарина. Перегон до пос. Хужир на Ольхоне (300 км.). Обряд брызганья «сасали» на священном месте — «барисе» в долине р. Анга и при выезде на лед. Ночевка в пос. Хужир.

8 марта, суббота

8.00. Старт от Шаман-мыса. Шаманский обряд с бубном и костром на льду для призывания духов и для благословения экспедиции. Обряд проводит практикующий ольхонский шаман пятого посвящения Валентин Хагдаев. Протяженность дневного пути от Хужира до Заворотной — 205 км.

9.00. Мыс Саган-Хушун (обледенелые скалы и грот). Подъем на скалы «Три брата».

10.00. Мыс Хобой. Многометровый наплесковый лед.

15.00. Мыс Рытый. Преодоление трещин и поиск проезда между ними. Обряд почитания духов местности.

17.00. Исследование самого глубокого на западном побережье грота-пещеры в древних протерозойская породах.

19.00. Бухта Заворотная. Подъем на снегоходе в горы на высоту 1100-1500 м по заброшенной дороге к уникальному месторождению микрокварцита — единственному в мире.

9 марта, воскресенье

9.00. Старт из Заворотной. Дневной пробег от Заворотной до мыса Котельниковский без дорог по льду Байкала — 100 км. Преодоление глубокого снега по бампер машины.

19.00. Мыс Котельниковский. Купание в горячем источнике на мысе Котельниковский. Температура воды +81°С. 

10 марта, понедельник

9.00. Старт с Котельниковского. Дневной пробег 260 км. Расстояние по прямой — Котельниковский-Северобайкальск 120 км. Осмотр одного из самых грандиозных каменных ущелий на Байкале — ущелья Молокон в бинокли со льда. Осмотр Лударской пещеры и, возможно, знакомство с остатками каменной стены на вершине мыса Лударь.

21.00. Ночевка в Давше или Хакусах. Горячие источники. Баргузинский заповедник.

11 марта, вторник

9.00. Старт из Давши. Дневной пробег 240 км.

12.00. Горячий источник в бухте Змеиная, Чивыркуйский залив.

16.00. Ушканьи острова.

20.00 Заворотная.

12 марта, среда

8.00. Старт из Заворотной в Иркутск. Дневной пробег 520 км.

В наши дальнейшие планы судьба внесла коррективы. Оказалось, что севернее проехать практически невозможно. Глубина снега была выше бампера. Проводник А. Бурмейстер потратил накануне на 80 км пути до мыса Котельниковского 4 часа и полный бак горючего. Посоветовавшись мы решили, что его прохода будет достаточно, а снег к 8 марта осядет и, возможно, к тому времени накатают дорогу. Этим маршрутом должен пройти трактор. Тогда в марте мы воспользуемся его следом или, если этого не произойдет, будем вынуждены пробивать дорогу к восточному берегу, где снег меньше. Кроме того, у нас неожиданно загорелась электрическая проводка на УАЗе, и машина перестала запускаться. Целый день ушел на замену электропроводки. Хорошо, что один из разведчиков оказался электриком и смог на морозе починить машину. А ведь ночью было -30°C холода.

Из объектов, которые мы планировали включить в программу посещений третьего дня, кроме горячего источника на Котельниковском (температура воды в нем +81°С и чтобы купаться в такой воде, ее надо охлаждать байкальской водой) и городища на мысе Лударь, стояла в программе прибрежная пещера на одном из мысов побережья. Эту пещеру мы и решили предварительно осмотреть. Пещера оказалась не обычным гротом, и то, что начиналось узким лазом, не сужалось по мере углубления, как в большинстве волноприбойных гротов побережья, а разветвлялось и проходило через несколько просторных залов, в которых мы вчетвером могли стоять в полный рост. Но даже не это было самым загадочным, в свете фонарика отчетливо блестели крупные золотистые частицы в стенах, и эти вкрапления, судя по отчетливым глубоким царапинам, кто-то соскребал.

Особенностью пещеры была красная глина, которая, по условиям формирования волноприбойных гротов, просто не могла здесь находиться, красная глина обычна в карстовых полостях. Поэтому теперь в наших планах стоит дополнительное исследование самого глубокого на западном побережье грота-пещеры в древних протерозойских породах. Измерение его размеров, фотографирование пещерных ходов и следов отбора красной охры в пещере. Кто отбирал красную охру — древний человек или нерпа? Для чего нерпе красная охра? Ответы на эти вопросы предстоит найти экспедиции в марте.

Приключений за эту короткую поездку было так много, что невозможно рассказать обо всех. Самое главное, что мы убедились в возможности провода каравана из планируемых 12 машин и размещения всех участников в теплых условиях. Об особенностях поведения машин в зимних условиях на льду Байкала расскажут в мартовских номерах журналисты газеты «Автомаркет» Василий Ларин и Максим Маркин, которые включены в состав будущей экспедиции. Мы готовы для сотрудничества со всеми желающими и приглашаем открыть для себя зимний Байкал вместе с нами. Надо только помнить, что участие в ралли-рейде связано со значительными материальными расходами (услуги проводника, бензин, питание, проживание).
Телефон организаторов ралли-трофи: 24-25-78,
E-mail: volkov@irkutsk.ru.

Фотографии и текст
Сергея ВОЛКОВА

"Автомаркет+Спорт" №8 28.02.03




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика