Клуб взаимных советов автохимия
"ВОЛШЕБНЫЕ" БАНОЧКИ - ВРЕД ИЛИ БЛАГО?
Пожилые водители, наверное, еще помнят бензин А-62. Он худо-бедно годился для старых тихоходных грузовиков и всех устраивал. Скажи тогда парнишке — шоферу, что на старости лет он увидит бензины с октановым числом (ОЧ) под сотню — вряд ли бы тот поверил.
Технологии сегодняшнего дня требуют форсированных двигателей с большой степенью сжатия, работающих на высоких оборотах. Бензин для таких моторов должен обладать максимальным уровнем защиты от детонационного (взрывного) сгорания. Октановое число и есть тот параметр топлива, который показывает степень этой защиты.
Как же добиться высокого ОЧ бензина? Повышение октанового числа бензина достигается технологией его получения. При прямой перегонке нефти оно не выше 50 единиц, при термическом крекинге достигает 70, а при каталитическом риформинге — до 95 единиц. Однако из-за сложности и дороговизны производства, высокооктановые бензины производятся из низкооктановых исключиельно с помощью присадок — антидетонаторов.
Самый эффективный из них — тетраэтил свинца (ТЭС) НМ(С2Н5)4 применяется аж с 1921 года. До сих пор не существует более дешевого средства. В концентрации 0,05% ТЭС способен поднять октановое число бензина на 15-17 единиц. Механизм его действия следующий: в условиях высоких температур в камере сгорания происходит выделение чистого свинца. Участвуя в реакциях, он тормозит окисление углеводородов топлива — в результате детонационная стойкость бензина существенно возрастает.
Однако из-за крайней токсичности, во многих странах тетраэтил свинца запрещен. У нас он выпускался еще несколько лет назад, в связи с чем у владельцев иномарок возникали проблемы с забитым каталитическим нейтрализатором и умершим «лямбда-зондом». Сейчас в Иркутской области этилированного бензина формально нет. Бензин, содержащий 0,013 г на куб.дм и менее, этилированным не считается. Но ТЭС запретили, а проблема осталась. На сегодняшний день альтернативой ТЭС является метилтретбутиловый эфир (МТБЭ). Это вещество довольно близко к бензинам и обладает высоким ОЧ. При добавке МТБЭ в концентрации 10-15% ОЧ поднимается на 6-12 единиц. Результаты много скромней, чем у ТЭС, зато экология не страдает. По некоторым данным, в бензинах Аи-80 — Аи-92 содержится 5-12% МТБЭ, а в Аи — 95 и Аи — 98 — уже 10-15%. Но у этого вещества есть серьезный недостаток — агресивность по отношению к резине. Я лишь тогда поверил в это, когда знакомый слесарь с АЗС пожаловался, что, дескать, девяносто пятый разъедает все сальники в колонке. Справедливости ради отметим, что в ТРК типа «Нара 27» качество сальников, как и всего прочего, оставляет желать лучшего. Строго говоря, МТБЭ присадкой-антидетонатором не считается. Это просто вещество с высоким ОЧ, и при смешивании с низкооктановым бензином ОЧ последнего, естественно, повышается. Присадками-антидетонаторами же условно считают те препараты, необходимая концентрация которых в бензине — 1-3%.
Есть еще третья группа антидетонаторов — вещества на основе ароматических аминов. Достоинства: малотоксичны, не дают нагара, обладают стабильными свойствами. При концентрации 1% повышают ОЧ на 9-12 единиц. Типичные представитеди — АДА, феррАДА. На их основе производится присадка «БВД» — беззольная высокооктановая добавка. По сравнению с ТЭС она малотоксична (1 и 3 классы опасности соответственно). При концентрации 2,3% БВД повышает ОЧ на 3-5 единиц. Производитель рекомендует использование присадки на предприятиях нефтехимии, и даже советует добавлять БВД в 92-й бензин непосредственно на АЗС, чтобы получился Аи-95 (правда, юридическая сторона такого действа не совсем ясна).
Но это к сведению. А что же делать, если в баке уже оказалось что-то очень низкооктановое? Для этого следует иметь баночку средства, повышающую октановое число. Вот тут-то есть о чем поговорить. Рассмотрим три средства от HiGear — HG3302, HG3306, HG3308. Последнее снадобье является новинкой. Для первого средства даже не указано, насколько повысится октановое число, но обещано устранение детонации плюс много полезных эффектов. Упаковка 355 мл рассчитана на 60-80 литров бензина. Вычислим процентный состав — получится 0,45-0,6%. Поскольку состав зелья не разглашается, можно предположить, что перед нами антидетонатор третьей группы. Металлическая баночка со средством HG3306 также заметна на прилавках не первый год. Название более чем смелое —«Супероктан-корректор» и яркие красные цифры — 105. Неужто производитель имел в виду столь нереальное ОЧ? Как-то несолидно — сразу вспоминаются грошовые китайские магнитолки с наклейками «200 W». Это средство уже определяет то значение, на которое оно увеличит ОЧ — 5-6 единиц. Упаковка 325 мл рассчитана на 60 л бензина. Отсюда процентный состав — 0,54% — похоже, опять третья группа. Но подлинное удивление вызывает новинка — HG3308. Маленького флакончика емкостью 237 мл хватает на 16 заправок по 40 литров, то есть на 640 литров бензина! Фантастическая концентрация — менее 0,04
%! При этом гарантируется повышение ОЧ на 5-6 единиц плюс ряд полезных преимуществ. Кроме того, средство рекомендуют использовать через каждую тысячу километров, то есть практически постоянно! Но ведь такую эффективность ранее мог обеспечить только ядовитый и опасный ТЭС! Однако в брошюре фирмы AGA (N13) «Триста полезных советов автолюбителям» черным по белому, вернее, синим по серому сказано, что «присадки из ассортимента AGA ядовитую этиловую жидкость не содержат». Ни слова про свинец. А этиловая жидкость — понятие растяжимое. Ведь любимая народом водочка — тоже в своем роде «этиловая жидкость»!
Все мы, кто купил последнее чудо-средство, обратили внимание, что свечные изоляторы стали красными. Может, марганец? На сервере компании «Максотэк» удалось откопать следующее: «С целью ускорения перехода на производство неэтилированных бензинов взамен этиловой жидкости допускается использование марганцевого антидетонатора в концентрации не более 5 мг Мn/куб. дм для марки «Нормаль-80» и не более 18 мг Мn/куб.дм для марки «Регуляр-91». Сплошные загадки. Настораживает еще один момент — на многих очистителях этой же фирмы пишется, дескать, безопасны для каталитических нейтрализаторов и кислородных датчиков. А на том самом очистителе «Октан плюс» HG3308 этого не написано! Кроме того, если уж указывается, что ОЧ поднимается на 6 единиц, то неплохо бы и указать, по какому методу. Если по моторному (что сомнительно), то неужто «восьмидесятый», как по мановению волшебной палочки, превратится в «девяносто первый»? Суперэкономия?! А если по исследовательскому, то «девяносто второй» легко превратить в Аи-98?.
Вышеперечисленные сомнения заставили меня отправить запрос в фирму
AGA, представляющую в России компанию «Hi-Gear». Ответ был следующим:
«Уважаемый Марк! Привожу Вам ответ отдела испытаний HG 3008 (видимо, опечатка — М. П.): — Состав препарата — торговый секрет компании
HG. ТЭС не содержит. Свечи «краснеют» от штатного бензина и без применения присадок, т.к. в составе современных бензинов часто используют ферроцены и пр. соединения, вызывающие указанное изменение цвета. Указание на безвредность данного средства для кислородных датчиков и каталитических нейтрализаторов будет введено в текст этикетки. 105 — максимальная величина диапазона измерений октанового числа наиболее распространенных анализаторов. Использование цифры на этикетке указывает только на способность препарата повышать октановое число, но совсем не означает, что это повышение во всех случаях доходит до 105». Что касается применения бензина с более высокими антидетонационными характеристиками, чем указанные в техпаспорте, то это может привести к выходу двигателя из строя. (Не надо добавлять в «95»).
С уважением, Е.Бейлин».
Ну, частично успокоили, хотя про «105» все же не очень понятно — при чем здесь анализаторы? Удалось откопать сведения о некой таинственной присадке «Супероктан эддитив», разрешенной к применению летом 2000 года. Похоже, она является близким родственником HG 3308. Только допустимая концентрация меньше — 0,02%. Это объясняется тем, что содержание железа в автомобильных бензинах ограничено значением 37 мг/куб.дм. Вот, оказывается, что! Вместо свинца — железо! И у него нашлось очень много противников. В экологическом плане проблем вроде бы нет. Железо (если оно не в виде оружия) — безопасный для людей и окружающей среды элемент. А вот для автомобиля существуют проблемы, но только при передозировке.
Предоставим слово Юрию Буцкому (холдинг «Автомобиль и Сервис»):
«А теперь вернемся к износу. Есть хорошая поговорка: «Заставь дурака Богу молиться, он лоб расшибет». Применительно к нашей теме это означает «бойтесь передозировки». Железосодержащие антидетонаторы вводятся в топливо в количестве 37 мг на литр, не более. А увеличение концентрации действительно ведет к повышенному износу, образованию отложений и выходу свечей из строя. Известны случаи, когда «кулибины», стремясь продать «76-й» как «95-й», вливали не 37, а 370 мг антидетонатора на литр топлива (кстати, этиловая жидкость вводилась именно в такой пропорции). Вот тут-то и начиналось замыкание электродов и прочие «прелести», которыми так любят козырять противники железосодержащих антидетонаторов. Комментировать это не хочется. Правда, одно замечание все же сделаем: при чем тут антидетонатор? Разве в пересоленном супе виновата соль?» Кроме того, сей ученый муж сообщает: «железосодержащие препараты улучшают работу каталитических нейтрализаторов. Можно сказать больше: эти новшества запатентованы. В частности, получен патент на способ дожигания отложений в нейтрализаторах. Кроме того, железосодержащие присадки полезны и для дизельных двигателей. Они прекрасно очищают сажевые фильтры».
Вот ведь как! Бензин с добавками свинца губил каталитические нейтрализаторы, а с добавками железа — лечит!
Я взял на себя смелость свести в таблицу некоторые известные октаноповышающие присадки и добавки, что получилось — судить вам (Таб. 2).
Таблица 2
|
Октаноповышающие присадки и
добавки
|
ПРИСАДКА
|
КОНЦЕН-
ТРАЦИЯ
|
ПОВЫШЕ-
НИЕ ОЧ
|
ПРИМЕЧАНИЕ
|
АДА
|
1.5%
|
6-8
|
Снижение канцерогенных и
вредных выбросов автотранспорта
|
ФеррАДА
|
1%
|
7
|
Смесевая присадка на основе
железа, позволяющая использовать
синергизм действия железа и монометиланилина.
Предохранение топливной системы от
загрязнения и коррозий; экономия топлива до 5%; снижение
токсичных выбросов автотранспорта. «ФеррАДА»
дополнительно характеризуется моющими,
защитными и антиобледенительными
свойствами.
|
БВД
|
2,3-2,6%
|
3-5
|
Введение добавки БВД в
состав бензинов позволяет снизить
содержание в них ароматических углеводородов, являющихся
источником токсичных продуктов в
отработавших газах автомобилей. При этом содержание
углеводородов (СН) в отработавших газах
снижается на 8 %, а окиси углерода (СО) на 30 % ,благодаря
высоким моющим, антиобледенительным и
антикоррозионным свойствам бензин с добавкой
БВД обеспечивает защиту от коррозии и
чистоту металлических поверхностей топливного
бака и системы подачи топлива
автомобиля; в зимний период эксплуатации автомобиля
предотвращает обледенение карбюратора
|
HG 3302
|
0,4 - 0,6%
|
НЕ
УКАЗАНО
|
Устраняет детонацию
двигателя, повышает эффективность
сгорания топлива, мощность и приемистость двигателя.
Очищает карбюраторы, инжекторы и
клапаны от смолисто-лаковых отложений и нагара.
Абсорбирует влагу, предотвращает
коррозию и образование ледяных пробок
в топливной системе.
Уменьшает токсичность выхлопа и снижает
расход бензина. Устраняет калильное зажигание.
|
HG 3306
|
0,5%
|
5-6
|
Устраняет детонацию и
калильное зажигание. Повышает мощность
двигателя и улучшает динамические характеристики
автомобиля. Снижает расход топлива и
токсичность выходных газов. Продлевает срок
службы цилиндро-поршневой группы и
клапанов.
|
HG 3308
|
0,037%
|
5-6
|
Полностью устраняет
проблемы, возникающие при использовании
бензина невысокого качества. Предотвращает образование
нагара в камере сгорания и на впускных
клапанах. Устраняет детонацию и калильное
зажигание. Повышает приемистость
автомобиля и мощность двигателя (до 20%). Гарантированно
сокращает расход бензина на 5-7%.
Рекомендуется использовать через каждую 1000 км.
|
КСИЛИДИН
|
1%
|
3-5
|
Допускается концентрация до
3%
|
«Super
Octane Additive» («Супер Октан Эддитив») марки А
|
0,25%
|
3-5
|
|
«Super
Octane Additive» («Супер
Октан Эддитив») марки К
|
0,02%
|
3-5
|
|
ТЭС
|
0,05%
|
15-17
|
Крайне ядовитое вещество,
применялось до 1999 года.
|
Данные, приведенные Ю. Буцким (Таб. 1)
Таблица 1
|
Присадки и добавки к
автомобильным бензинам, допущенные к применению в
Российской Федерации
|
Антидетонационные присадки
и добавки
|
Допустимая концентрация
|
Присадка «Хайтек-3000» фирмы
Ethyl
|
До 50 мг Мn/л
|
Присадка «АвтоВЭМ» (ТУ38.401-58-185-97)
|
До 1,3%
|
Добавка «Феррада» (ТУ 38.
401-58-186-97)
|
До 1,3% (37 мг Fe/л)
|
Присадка АПК (ТУ 38.401-58-189-97)
|
До 0,3% (37 мг Fe/л)
|
Присадка «ФерроЗ» (ТУ
38.401-58-83-94)
|
До 0,02% (37 мг Fe/л)
|
Добавка АДА (ТУ 38.401-58-61-93)
|
До 1,3%
|
Добавка БВД (ТУ 38.401-58-228-99)
|
До 1,9%
|
Добавка ВАКЭ (ТУ 38.401-58-244-99)
|
До 5%
|
Добавка МАФ (ТУ 38.401-1045-96)
|
До 3,5% (37 мг Fe/л)
|
Добавка «Фэтерол» (ТУ
2421-009-04749189-95)
|
До 15%
|
МТБЭ (ТУ 103704-90)
|
До 15%
|
Добавка ДАКС (ТУ 0251-003-02066612-96)
|
До 3,5%
|
Присадка «Октан-Максимум» (ТУ
38.401-144-97)
|
(37 мг Fe/л)
|
Как видим, кое-где в этих двух таблицах можно уловить разницу, пусть и небольшую. Также можно обнаружить аналог HG 3008 — «Ферро-3». «Великий торговый секрет» заморских автохимиков, о котором сообщили в
AGA, оказался «секретом Полишинеля». Что ж, слава российской науке (или разведке)!
В любом промышленном бензине, как правило, уже есть компоненты, повышающие ОЧ. И скорее всего, ваша присадка может увеличить его в лучшем случае на 1-2 единицы, что, впрочем, тоже иногда ощутимо. То есть, если вы залили качественный Аи-92, «улучшать» его не имеет смысла, ибо «лучшее — враг хорошего». Представим, что завод-производитель уже добавил (а судя по красным свечам, так и есть) некое количество «железной» присадки и реализовал высокооктановый бензин. Причем сколько ее добавили (быть может, и посредник плеснул) — не знает никто. А вы щедро накапали из «волшебной» баночки еще пару доз — «чтобы лучше ехать». Скорее всего, лучше вы не поедете, а неприятные последствия передозировки получите. Конечно, один-два таких момента никаких разрушений не вызовут. В ходе вышеупомянутых контактов удалось получить от AGA признание в том, что регулярному применению железосодержащих присадок следует предпочесть эксплуатацию автомобиля на качественном бензине. Думаю, и на баночках следует указывать эту информацию — вместо «рекомендуется применять через каждые 1000 км».
Другое дело — если вам достался бензин из каких-нибудь «стратегических запасов» или просто некачественный, а может, плохо хранившийся. Дело в том, что у бензина есть срок хранения. Насколько долго может храниться бензин, определяется таким параметром, как индукционный период. Бензин «пытают» чистым кислородом при повышенной температуре и большом давлении, злорадно ожидая, когда же он начнет портиться (окисляться). Чем дольше несчастное топливо сопротивляется, тем выше его способность к длительному хранению. Это время измеряется в минутах и называется индукционным периодом. Обычное требование — не менее 360 мин, то для хранения в течение 5 лет (Госрезерв, Минобороны) требуется уже 1200 мин и более.
Поэтому не пугайтесь, когда на АЗС в сертификате прочитаете — индукционный период — 360 минут, это не значит, что через 6 часов после изготовления бензин «скиснет» — так быстро не скиснет даже молоко. Увы, при негерметичном хранении (сплошь и рядом), переливах, транспортировке, даже качественный бензин теряет легкие фракции, что ухудшает пусковые характеристики и понижает ОЧ. А поскольку бензиновый бизнес, мягко говоря, «непрозрачен», то и фактическое значение ОЧ никому не известно. Конечно, на любой АЗС вам покажут «сертификаты», но, сами понимаете...
Недавно в продаже наряду с ареометрами для тосола и электролита поступили «поплавки» для бензина. Казалось бы, уж теперь обман исключен — ан нет. Достаточно посмотреть на требование ГОСТа к плотности различных марок бензина, чтобы увидеть, что «номер не пройдет». Для большинства автомобильных бензинов регламентируется плотность 700-780 кг/куб.м. Единственное, что сможет сделать такой поплавок — это отличить бензин от дизтоплива, ибо плотность последнего — 830-860 кг/куб.м.
Дабы узнать, какие присадки используются в товарном производстве бензина, мы обратились на АНХК. Также хотелось протестировать имеющиеся в продаже «волшебные баночки» и оценить их реальные возможности по повышению ОЧ. На невинную, казалось бы, просьбу руководство компании дважды ответило отказом с малопонятной формулировкой — «это преждевременно». Правда, пресс-служба обещала решить вопрос в течение месяца, но это оказалось «японской вежливостью» — месяцев прошло уже три. Видимо, есть там моменты, про которые простым автолюбителям знать не стоит. «Меньше знаешь — лучше спишь».
Итак, какие можно сделать выводы? Первое. Любая «октаноповышающая» присадка — темная лошадка. Иметь ее в машине нужно, но применять стоит лишь в экстренных случаях — при отчетливой детонации. Все-таки исправный и целый двигатель дороже. Если, к примеру, у человека всерьез прихватило сердце, то не время думать о вредности лекарственной химии, а надо немедленно ставить укол. Жизнь-то дороже! Но только самоубийца будет пользоваться «экстремальными» средствами ежедневно.
Марк ПАВЕРМАН
"Автомаркет+Спорт"
№8 28.02.03
|