искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Личный опыт

Женщина и "Запорожец"

 

Смех сквозь слезы

женщина и запорожецЖенщина-водитель... Это сейчас, когда прекрасная половина человечествa даже в отстающей России уже вовсю освоила автомобиль, подобное словосочетание не звучит штампом, призванным сообщать о какой-то ущербности. Хотя и теперь встречаются ретрограды, считающие, что женщина и автомобиль понятия несовместимые. Хватает и водителей, по-хамски относящихся к слабому полу за рулем. Но раньше-то все было гораздо хуже. Не берусь говорить за 70-е или 80-е (надо полагать, тогда женщина-водитель вообще воспринималась как нечто из ряда вон выходящее). Но в начале 90-х на даму за баранкой смотрели косо. А еще смеялись, пугались, недолюбливали и издевались. Через все это пришлось пройти нашей героине. Впрочем, сама она считает, что положительных эмоций было все-таки больше. Причем как раз благодаря мужчинам.

Она села за руль в 1990 году, почти в сорок лет — жизнь заставила. От родственников остался совсем новый еще «Запорожец» с пробегом в какие-то там несколько тысяч км. Между тем мужа не было, но зато подрастал проявлявший интерес к технике сын, которого хотелось отвлечь от дворовых бригад интересом к машине. Да к тому же родители престарелые требовали дачу. Как тут без машины? Хотя автомобиль-то как раз имелся, но вот управлять им было некому. Поэтому именно ей пришлось грызть гранит водительской науки, сдавать на права и потом на собственном опыте постигать реалии дорожного движения, где балом тогда правили, естественно, мужчины. А заодно еще и собственными руками обслуживать машину. Но об этом чуть позже. Сначала была автошкола.

Ученье — свет

О своей учебе в автошколе она вспоминает с ностальгией. По-моему, те времена для нее были довольно-таки счастливыми. Преподаватель теории — седовласый умудренный опытом дед — ко всем тридцати ученикам, будь то женщина или мужчина, относился одинаково. Не кричал, был терпелив, к тому же объяснял весьма доходчиво. Правда, ее он все-таки из общей массы выделял. Недаром же однажды, закончив в десять вечера занятия, оставил ученицу, у которой не получалась какая-то задачка, так сказать, на факультатив. Сидели до полуночи, в итоге — правило проезда перекрестка так прочно засело в голове, что потом она уже сама объясняла своим сокурсникам, кому ехать, а кому стоять в данной ситуации.

С практикой, конечно, было сложнее. Все же не женское это дело управлять дышащим на ладан 412-м «Москвичом», прошедшим через огонь, воду и медные трубы. Он и заводился-то не с первого раза, и ехал как-то боком, и передачи у него включались порой только благодаря сильной руке инструктора. Тем не менее с некоторых пор управление этим вторсырьем стало приносить моральное удовлетворение. Благо инструктор, тоже мужчина в возрасте, относился к женщине за рулем с пониманием. Кроме того, как оказалось впоследствии, здорово помог тем, что не имевшую доселе никакого опыта вождения будущую водительницу сразу заставил ездить помногу и везде. Она помнит, как с дрожащими руками и ногами, путая педали и вообще забыв про рычаг КП, сделала свой первый объезд вокруг квартала. Тогда подобное казалось огромным успехом. Но инструктор в тот день не остановился на достигнутом и выгнал ее на оживленные улицы. Вот это был адреналин!

Какие знаки, какие светофоры?! Тут бы тронуться нормально, да пешеходов, перед «чайником» дорогу норовящих перебежать, не переехать. В общем, инструктор, конечно, издевался. Но издеваясь, все-таки водить машину более-менее научил. Даже задом. Последнее практиковали в дождь с залитым водой задним стеклом в каком-то гаражном кооперативе, где в качестве «ворот» выступали бетонные стены боксов. То еще было занятие. Но выдюжила, даже машину ни разу не помяла. Чего нельзя сказать о других женщинах-ученицах.

Вообще, тут следует заметить, что те времена были своеобразным порогом, после которого стало наблюдаться повальное увлечение слабого пола автомобилем. Именно тогда прекрасная половина человечества в Советском Союзе повалила в автошколы. Шутка ли — вместе с нашей героиней обучалось еще пять женщин. И среди них встречались, право, такие кадры. К примеру, одна за несколько практических занятий умудрилась трижды «приложить» бедного «Москвича». После третьего раза инструктор от нее отказался. Как потом оказалось, не зря. Покочевав от одного его коллеги к другому (везде был один и тот же результат — «уберите ее от меня!») и попытав счастья в ГАИ в бесчисленном количестве попыток, нерадивая ученица так и осталась без водительского удостоверения. Не дано, так не дано!

А были еще Петрова с Васечкиной (фамилии не вымышленные, а вполне реальные), которые вели себя подобно своим киношным однофамильцам. Учиться не учились, но зато вовсю флиртовали с мужчинами. Эти в конце концов, с какого-то там раза сдали. Правда, мужики, дававшие им списывать, в итоге.. от них уже плакали. Причем один за свою доброту даже поплатился пересдачей экзаменов.

Что касается нашей героини, то она сдала на права с первого раза. Вот только перед экзаменом в ГАИ проходил внутренний экзамен в автошколе. Принимал его директор последней — человек нервный и крайне раздражительный. Орал, дергался, разве что матом не ругался. Мужикам, сдававшим практику вместе с ней, даже пришлось урезонивать зарвавшегося руководителя. А в общем-то, не считая подобных мелочей, учеба ей понравилась. Хотя, конечно, хотелось поскорее ее закончить. И самостоятельно, без всякого инструктора, сесть за руль. Вот только после первого опыта сразу же появился в какой-то степени комплекс неполноценности.

Укрощение строптивого

Пожалуй, виноват в том был «Запорожец» и только он. Ведь после разбитого 412-го ЗАЗ показался этаким диким необъезженным мустангом. Подобное в первый раз и подвело.

Выезжая задом из гаража, она никак не могла подозревать, что автомобиль вдруг взбрыкнет и на полном ходу шлепнется о ворота бокса напротив. Впоследствии выяснили, что произошло это из-за излишне жесткой пружинки на рычажке дроссельной заслонки, которая мешала четко дозировать подачу топлива. Но по самолюбию случай ударил здорово. Упала она тогда на руль, едва не плача, с мыслями, что никогда не покорится ей сей жеребец. Хорошо, отец, присутствовавший рядом, не обругал, не крикнул даже. Только бегал вокруг со словами: «Ничего, дочка, отремонтируем, поправим, будешь ездить». Тут и мужики соседские собрались, после недолгого совещания решившие взять над женщиной шефство. Впрочем, ни разу не попав в ДТП, наша героиня так и не научилась без приключений покидать гараж. То уголки полиуретановые поцарапает, то водителей, мимо проезжающих, своим появлением напугает, а однажды зацепилась передним бампером за дверной косяк и едва не сложила автомобильную составляющую пополам. Опять отец за дело взялся, выправил.

Заезжать получалось лучше — все-таки передом. Но без приключений тоже не обходилось. Бывало, не успевала затормозить. Отец снова брался за инструменты... 
Одним словом, несмотря на старания инструктора, вышла она из школы все же с практической точки зрения недоученной. А все почему? Сама считает, что исключительно из-за женской психологии. Ведь если мужчина из пешехода в водителя превращается довольно быстро, то, по крайней мере, у нее этот процесс проходил долго и болезненно. Все как-то хотелось из окна автомобиля разглядеть красивую шляпку, фасон платья, обнаружить в толпе знакомых, наконец. Впрочем, с течением времени подобные чисто женские желания сами собой исчезли. И теперь наоборот, будучи пассажиром, она обращает внимание на знаки, следит за движениями водителя. и т. д.

Тем не менее, несмотря на ощущение некоторой водительской неполноценности, развившееся из-за трудновыполняемых ею операций (въезд-выезд из гаража, разворот, в стесненных условиях и т. д.), несмотря на все связанные с этим страхи, она садилась за руль и ездила. Потому как процесс управления доставлял ей огромное удовольствие. Вот только не было бы на дорогах всяких отморозков, готовых в любой момент поиздеваться над женщиной-водителем. Причем подобные встречались довольно часто.

Так однажды ехавший навстречу мотоциклист неожиданно ринулся в лобовую. Видимо, хотел произвести впечатление на сидевшую сзади него девчонку. А может, и водительницу «Запорожца» попугать решил. Получилось. В другой раз пришлось выслушивать гневные тирады от водителей, которым она якобы помешала. А делов-то было! Ехала себе в левом ряду по улице со скоростью 60 км/час, никого не трогала. Так нет же, не нравилось мужикам, что «Запор» с бабой еле-еле плетется. Следующий случай вообще был опасен. За городом на узенькой дорожке медленно плелись две длиннющие строительные фуры. Решила объезжать, выехала на встречную, а крайний тягач поближе подпустил и газу дал, не пуская в промежуток. Несколько раз так повторялось. Причем еще и со встречными машинами. Удалось ей всего лишь смеющегося шоферюгу в кабине грузовика заметить. Вот сволочь!

Что было виной такого к ней отношения? То, что за рулем женщина? Или все-таки ущербность транспортного средства, которое никто ни во что не ставит? Наверное, и то, и другое. Но в любом случае обидно. Впрочем, подобные неприятности ни в коей мере не сказались на желании управлять автомобилем. Более того, их начисто затмили приятные вещи, которые исходили, конечно же, от мужчин. Вот один из них, двигаясь по главной, притормозил, чтобы пропустить попавшую в трудное положение женщину. Другой запустил вперед себя в ворота гаражного общества. Ну и в том же духе.
Пару слов надо сказать о правилах дорожного движения. Наша героиня считает, что их нужно соблюдать целиком и полностью. Что она всегда и делала. Правда, говорила, что когда ездила одна, вовсю лихачила. Чуть даже не попала в аварию. В тихом омуте черти водятся? Быть может, но никто же в этом не удостоверился. Так что оставим подобное заявление на ее совести. Тем более, при родных в машине в пространстве она передвигалась чрезвычайно меланхолично.

Поэтому когда впервые наша героиня обогнала трактор, это вызвало бурную радостную реакцию у ее сына. Правда, впоследствии радость сменилась ехидством. Ведь больше таких подвигов она не совершала.

В заключение, немного об отношении к героине нашего ГАИ. Вообще-то она им избалована не была. Это уже хорошо. Но при этом редко, но метко вылавливали из потока и, видимо, уповая на изначальную, как им казалось, лоховатость женщины, пытались нагло срубить бабки. Так, однажды осматривали «Запорожец» на предмет неисправностей от и до. Копались везде, разве что в выхлопную трубу не заглядывали. В итоге дошли до ручника. Один из ретивых инспекторов собственноручно залез в салон и дернул его рычаг. После чего обошел машину сзади и давай толкать. А женщина, не будь глупой, незаметно воткнула передачу (ручник-то не очень был). Хорошо, второй гаишник рядом не торчал. И вот служака парится сзади, тщетно пытаясь сдвинуть машину. А она только на амортизаторах качается. Тогда он снова, похоже, на женскую неосведомленность уповал, говорит, дескать, когда автомобиль так раскачивается, это и обозначает неисправность ручного тормоза. Она же на своем стоит. Конец спору положил другой гаишник, впервые за весь разговор подавший голос.

— Отпусти ты ее. Чего с нее взять?

Прозвучало словно откровение, но помогло.

Не женское это дело

Сказав «в заключение», я несколько поторопился. Ведь управление машиной это одно, а ее обслуживание и ремонт совсем другое. С первым слабый пол справляется почти на ура. Со вторым наоборот. Особенно, если все операции приходится выполнять самостоятельно.

А на кого ей приходилось рассчитывать? На отца, который и в возрасте уже был, и в технике особо не понимал? На сына? Положилась однажды — попросила приобрести моторного масла, а он вместо него купил трансмиссионки. Едва двигатель не угробил, залить пытался.

На родственников? Так они только советы были горазды давать в процессе езды. Как дело доходило до обслуживания — руки в брюки и ищи их свищи. Поэтому вся забота о машине легла на ее хрупкие плечи. Масло меняла, воздушный фильтр промывала, колеса подкачивала. А уж в плане обслуживания аккумулятора стала настоящим докой. Еще бы! Батареи хватало максимум на несколько запусков. Потом возня с дистиллированной водой, банками, склянками, плотномером, зарядка. Это-то как раз нравилось. В отличие от «общения» с грубыми железяками. Неудивительно — какой женщине понравится руки в солидоле, запах бензина, обломанные ногти. Но делать-то нечего было.

При такой деятельности порой доходило до ситуаций поистине анекдотичных. Как-то копалась в смотровой яме. На голове кепка, сверху на одежду халат длинный накинут. Стоит себе, полуось подтягивает и вдруг слышит сверху:
— Эй, мужик, — на улице мужчина какой-то стоит и сверху на нее смотрит. Понятно, видит только кепку да робу. Она же молчит.

Он снова:
— Эй, мужик! Героиня наша опять в ответ ни слова. В конце концов, на третьем или четвертом разе повернулась.

— О-о, баба! — тот лишь и выдохнул. После чего махнул рукой, мол, спрашивать о чем-либо бесполезно, поскольку женщина в техническом плане существо бестолковое. Не подумал, наивный, что ежели баба в смотровой яме гаечным ключом работает, то это уже есть признак, говорящий о многом. А посему удивился еще более, когда она ответила на все его вопросы и дала ему все необходимые инструменты.

Тут у читателя может сложиться впечатление, что героиня наша в отношении технической части была весьма продвинутой. Нет, конечно, просто ситуация такая оказалась. Поэтому и лазила, и крутила, и проверяла, и смазывала. Нашла на соседней гаражной улице опытного слесаря, который в случае чего приходил на помощь. А когда он это делал, совала везде свой нос. Не ради любопытства, нет. Ради элементарного познания собственного автомобиля. Естественно, подобный конструктивный подход впоследствии стал приносить положительные плоды. Отказали дворники — залезла под переднюю панель, нашла разъединившуюся клемму. Двигатель начал троить — чистила и меняла свечи. Потом еще покрывала днище и колесные арки антикоррозийной мастикой. Сама готовила машину к техосмотру. А сотрудники ГАИ относились к ней гораздо хуже, чем к плохому мужчине. Вроде как если женщина, то автомобиль в принципе можно считать неисправным. Тогда приходилось искать мужиков, которые бы на равных общались с проверяющими.

Впрочем, случались проблемы и покруче. В один из солнечных дней поехала с подругой на дачу, и надо же такому произойти — за гаражом порвался ремень вентилятора-генератора. В запасе такой имелся и всегда возился с собой. Осталось только его поменять. Между тем усилия там, я вам скажу, отнюдь не женские. Поэтому копались вдвоем битых два часа — лишь соединения открутили, но надеть новый ремень не смогли. Проезжавший мимо мужчина остановился, помог. 

В другой раз поволноваться пришлось куда серьезней. Возвращалась с дачи с полным багажником и салоном картошки. Все мужики на своих машинах вперед рванули, а тут очередная незадача — заглох «Запорожец» почему-то. Она раз попробовала завести, другой — не получается. Тогда вышла, привычным движением открыла капот и давай там копаться. То ли интуиция ей что подсказала, то ли просто заметила, но через некоторое время обнаружила, как и в случае с дворниками, а мужики уже навстречу прут. Забеспокоились отсутствием.

Много еще чего и с «Запорожцем» случалось, и с хозяйкой. Помнит, как в ураган только проехала мимо дерева, а от него сук большущий отламывается и прямо на то место, где мгновение назад была, падает. Вот тогда руки-то дрожали. Или как сын издевался, когда во много-много приемов разворачивалась во дворе, а потом сам добил задний бампер, стукнувшись о тот же гараж напротив. Или как в гости приехал родственник, уже подсевший на иглу японского second-hand и попросивший прокатиться на чуде украинской инженерной мысли. Выдержал всего несколько километров по трассе. Вылез весь взмокший со словами: «Как ты с ним справляешься?»

С иронией и удовлетворением собственной значимостью вспоминает забавный случай. Остановилась как-то у магазина, и вдруг сзади подъезжает точно такой же «Запорожец». Из него мужичонка выскакивает и к нашей героине. Сильно смущаясь, спрашивает, дескать, где у ЗАЗа капот открывается, а то в двигатель залезть надо, но никак не получается. Это был ее бенефис. С достоинством изящным движением она распахнула дверку и нажала клавишу замка капота. Наверное, тот момент стал для нее самым приятным за всю водительскую практику.

Сейчас она не ездит. Говорит, что устала. Немудрено — за одиннадцать-то лет общения с таким агрегатом! И говорит, что больше за руль не сядет. Но я своей маме не верю. Потому как нет-нет да взглянет она в сторону чего-нибудь японского. С надеждой взглянет. На то, что, может быть, когда-то удастся ей обзавестись чем-то подобным. Ведь езда на общественном транспорте для нее — мучение.

Максим МАРКИН

"Автомаркет+Спорт" №9 06.03.03




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика