Автомобиль номера Mercedes 240 TD
Старый
мерин борозды не портит
К Mercedes у рядового автовладельца отношение настороженное. Сам автомобиль — символ комфорта и надежности, но уж слишком неоднозначный имидж у него в России. А вот всегда ли знаменитая трехлучевая звезда является символом шальных денег? Машина, с которой мы познакомились, пошатнула представления об этом.
Вечное не стареет!
|
Все гениальное просто
|
Экземпляр, представленный «А+С», сошел с конвейера в 1982 году, об этом свидетельствуют даты изготовления на некоторых деталях. Хотя по документам машина 1980 года. Загадка! Зато известно, что автомобиль полностью перекрашивали — кое-где под капотом просматривается красный цвет, а может, под ним есть еще слой. В Россию Mercedes попал через Калининград в 1995 году, и еще полгода проверялась «чистота» машины. Только в конце мая 1996 года он получил полноценные документы и с тех пор постоянно в деле.
Историческая справка
W123 — марка кузова Mercedes среднего класса (нынешний E-класс) выпускалась в 1976-1985 годах (универсалы с 1977 года), в ноябре 1984 года ему на смену пришел более распространенный в России кузов W124 («сто двадцать четвертый»). W123 выпускался до декабря 1985 года. Известно, что при смене поколений немецкие таксисты даже устроили забастовку, не желая изменять надежной, прочной и долговечной машине. Известно 9 бензиновых, дизельных и турбодизельных двигателей этой модели объемом 2,0-2,8 литров (55-185 л.с.), самая мощная модификация 280Е имела прямоугольные, а не круглые как у остальных, отражатели в блок-фарах, хромированное обрамление задних фонарей и закругленные концы длинных бамперов. Популярны были и рассчитанные на перевозку 8 человек четырехдверные версии Long с длиной кузова 5355 мм (такие машины до сих пор используются в качестве такси на Кипре). Автомобиль имел шесть окон, а в случае необходимости задействовались три откидных сиденья спиной вперед.
W123 имел классическую компоновку и традиционную для тех лет форму кузова, высокий для своего времени уровень комфорта, что обеспечивала независимая подвеска всех колес и гидравлический усилитель в рулевом управлении. Правда, последний сначала появился на модификации 280Е и только позже на всех остальных. В кузове W123 появились энергопоглощающие элементы, топливный бак расположили над задней осью (это не повлияло на емкость багажника), что существенно повысило безопасность автомобиля. Редкость для 80-х — все колеса автомобиля имели дисковые тормоза, в последние годы выпуска на часть машин устанавливалась АБС.
Как и сейчас, цифры индекса на багажнике без нуля обозначали рабочий объем двигателя в кубических сантиметрах, буквы Е — впрыск, D — дизель, TD — турбодизель. Хотя в нашем случае TD обозначает исполнение автомобиля — туринг, дизель. На полгода раньше универсала появилась модель двухдверного купе-хардтоп (без средней стойки кузова) с двигателями мощностью 109-185 л.с.
Первоначально W123 комплектовались четырех-
ступенчатыми механическими КП, позднее появилась пятиступенчатая механика и как опция четырехступенчатый «автомат». Универсал имел заднюю подвеску с гидравлической системой поддержания постоянного уровня, независимо от нагрузки. В 1982 году все без исключения автомобили получили одинаковые прямоугольные блок-фары, как у модели 280Е, а в отделке салона появились деревянные вставки. Универсалов всего было выпущено 200000 экземпляров. |
|
Клиренс — российский |
Уже от внешнего вида машины веет солидностью и надежностью, а назвать классические формы кузова устаревшими, все равно что обвинить пришедшего на прием в смокинге в безвкусице. Вечное не стареет! Даже молодые люди при взгляде на автомобиль не остаются равнодушными, что уж говорить про людей средних лет, которые в эпоху расцвета машины пожирали взглядом ее мутное фото на блеклых последних страницах тогдашнего «За рулем». Кстати, молодой человек, присутствовавший во время теста, просто загорелся идеей приобрести такой автомобиль. Что уж говорить про автора этих строк, которого всегда восхищали автомобили с консервативными прямыми линиями кузова, высоким и широким салоном, вместительным багажником. «Сто двадцать третий» именно такой. К примеру, в багажнике полноразмерная запаска (а других в те времена и не было), стоящая вертикально, под кожухом просто незаметна.
|
Немецкая эргономика |
Салон по современным меркам простоват — нет электроприводов, дерматин на сиденьях с минимумом регулировок, только самые необходимые органы управления и приборы. Но ущемленным здесь себя не чувствуешь — ни за рулем, ни на любом пассажирском месте. Водитель найдет комфортное положение вне зависимости от роста и комплекции. В данном конкретном случае небольшое перемещение сиденья привело к оптимальной посадке, и даже отгибающаяся назад с правого бока спинка (крепление «устало») не доставляла неудобств. Хозяин же заверил, что не устает, даже находясь за рулем много часов подряд.
|
|
Традиционно оптимальная эргономика водительского места и в данном случае не вызывает никаких вопросов. Панель приборов удивила лаконичностью и насыщенностью — справа большой циферблат часов, слева такой же с четырьмя приборами: температура двигателя, запас топлива, давление масла и эконометр (кто забыл, напоминаю — показывает разряжение во впускном коллекторе и позволяет косвенно судить о расходе топлива). Указатель уровня бензина имеет два положения: полный и пустой. Видимо, перетерлись витки реостата датчика.
Эконометр давно перестал «экономить», но на этот прибор традиционно мало кто обращает внимание. Термометр охлаждающей жидкости фиксирует ее температуру исправно, да и сама она беспокойств не вызывает. Стрелка манометра сигнализирует о наличии давления в системе смазки двигателя: сразу после пуска мотора она бросается вверх и опускается только после выключения зажигания. Это вселяет уверенность, что двигатель вполне здоров. По центру панели приборов большой спидометр с неисправным одометром — последний замер, когда отсчитал 260000 российских километров, а было это три года назад.
Рукоятки управления эффективным отопителем не вызывают никакого умственного напряжения — алгоритм их работы понятен. В лицо воздух идет из двух круглых дефлекторов, напоминающих ракетные сопла. Коротенький рычаг коробки передач сиротливо выглядывает из туннеля, а вот рычага «ручника» здесь нет, стояночный тормоз задействуется педалью под левую ногу, разблокируется кнопочкой под левую руку. Приятно удивило рулевое колесо — его толстый обод мягкий на ощупь выдает довольно жесткий каркас, но становится комфортным на ходу. Есть центральный замок с вакуумным приводом, работающим даже если мотор заглушен за счет вакуумных аккумуляторов в форме шаров, расположенных в районе бензобака. Хватает их на несколько срабатываний системы.
Крейсер.
|
Класс автомобиля чувствуется сразу, едва тронешься — без суеты и рывков машина плавно набирает скорость, не замечает мелких ям и бугорков, и лишь на больших пологих волнах автомобиль слегка приседает, как бы кланяясь и извиняясь за причиненные неудобства. С ростом скорости степенность поведения только возрастает, автомобиль словно парит над дорогой, повторяя ее профиль. Но возраст дает о себе знать. Нет, подвеска с газонаполненными амортизаторами работает безупречно и не только отбивает все атаки асфальта, снежных бугров, рельсов и ям, но и добросовестно защищает кузов от всех этих напастей. Вот только кузов уже немного подустал, там обшивка побрякивает, здесь дверь поскрипывает. Но каков бы был в этом возрасте российский и даже японский автомобиль (последние, похоже, вообще столько не живут). Несмотря на некоторые посторонние звуки, в салоне при скорости под сотню можно разговаривать, не напрягая голоса. Непосвященный никогда в салоне (на улице характерный стрекот уже слышен) не догадается, что автомобиль-то дизельный (если, конечно, мотор не напрягать на низких оборотах и не раскручивать при разгоне). При запуске двигатель, конечно, шумноват, и на холостых стрекотание слышно, но для 25-летней конструкции это отличный результат.
|
Передний амортизатор.
Ни намека на потек |
Передвигаться на W123 одно удовольствие — ни раскачиваний, ни вибраций, четкая реакция на действия руля и газа, хорошая обзорность (только показались немного маловаты боковые зеркала) и легендарная плавность хода. Ждем, что она скажется заваливанием в крутом повороте. Не без этого, но в пределах допустимого. Но не для гонок же создан этот автомобиль, а для степенного перемещения. Хотя и против скоростей за сотню машина не возражает, хозяин иногда на загородных шоссе так и ездит, но вот в городе перемещается с вальяжным достоинством. При этом автомобиль обладает отличной маневренностью — при его габаритах радиус разворота по оси наружного колеса меньше жигулевского. Отметим и самоблокирующийся дифференциал, так что одно ведущее колесо долго не пробуксует. С таким оснащением не страшны грязь, снег и гололед. Однажды в дождь пришлось пересекать раскисшее поле — без проблем!
Пару слов о тормозах — цепких и легких в работе, что даже как-то не сочетается с внешним видом автомобиля. Правда, почувствовалось, что при торможении тянет влево и преждевременно блокируются передние колеса. Владелец сказал, что заглушена трубка правого заднего колеса — появилась течь, а штуцер не откручивается, грани шестигранника сорваны. Новая трубка со штуцерами уже готовы на замену.
Судьба.
|
Одним движением руки... |
|
|
...получаем грузовой фургон |
Пока за многие десятки тысяч километров автомобиль ни разу не подвел своего владельца. Был, правда, неприятный случай: отогнувшаяся трубка топливопровода закоротила шину свечей прогрева, а те моментально сгорели из-за повышенного напряжения. Дизель завели с буксира, а горячий он при таком раскладе заводится. Свечи, естественно, заменили, их включение вывели на отдельную потайную кнопку, сделав своеобразное противоугонное устройство. Кстати, за возможный угон хозяин не боится — экземпляр едва ли не единственный, слишком приметный.
Каждый день на Mercedes приходится в среднем под 300 километров пробега, да еще с грузом — баки на 400 литров воды это норма. Раз как-то тротуарную плитку возили, кузов на такие нагрузки не реагирует. А ведь при этом общая нагрузка (с двумя сидящими в салоне) составила полторы тонны без каких-либо последствий.
Поездки на Байкал для «немца» в удовольствие, он любит дальние дороги и чувствует это событие — даже скрипы уменьшаются. Была и очень дальняя поездка — в Томск, в которой автомобиль ни разу не побеспокоил хозяев, запрашивая только 8 литров дизтоплива на 100 км (в городе расход не превышает 10 л/100 км).
Техническое обслуживание W123 сводится в основном к смене масла (была куплена бочка
Teboil) и фильтра. О вязкости масла и категории качества говорить сложно — маркировка стерлась. От замены до замены долив масла не требуется. В масляном фильтре меняется только элемент, запас которых с маркировкой SCT куплен был в одном из магазинов за копейки как неликвид. Примерно так же были куплены и топливные фильтры, а воздушный вообще от «Волги» вместе с корпусом. Дизтопливо часто используется тепловозное, реже с соседских КАМАЗов и АЗС, первое зимой иногда застывает — летнее. Несколько раз проверялось масло в коробке передач и редукторе заднего моста: в первом случае доливалось, но вообще эти агрегаты требуют минимум внимания. Один раз были заменены все тормозные колодки. Раза три регулировались зазоры в приводе клапанов. Вот и все из технического обслуживания.
|
Воздушный фильтр — от «Волги» |
Правда, были и ремонтные работы. Сразу после покупки по совету опытных людей сделана замена распылителей, но никаких изменений в работе двигателя почувствовать не удалось. Так это и осталось самой крупной ремонтной тратой. Заменен один завывавший подшипник в передней ступице. Вдруг загремела подвеска — износились сайлент-блоки нижних рычагов. Подвернулись «бэушные» в сборе с рычагами от битой машины — их вырезали «болгаркой». Разбита втулка маятникового рычага рулевого управления, новая, выточенная из фторопласта, долго не протянула и опять постукивает. Настойчиво требует замены прокладка крышки головки блока, масло подтекает, новая уже заказана. А еще задуман профилактический ремонт многих элементов — пока ведется подбор запчастей.
Резины уже изношено несколько комплектов, из-за нарушенных углов установки колес. Механики долго не брались за ремонт, опасаясь именно марки
Mercedes, пока в Ново-Ленино на АЗК один механик не привел все в норму буквально за час.
Так как под капот заглядывают редко, один из шарниров приржавел, и теперь крышку можно поднять только вдвоем — один тянет вверх, второй направляет тягу. У шарниров капота есть полезная функция — убрав фиксатор, капот можно поставить вертикально — удобно при ремонте. Когда температура ниже нуля, не держат упоры пятой двери и что-то там с замком, приходится фиксировать изнутри. Открыв дверь удивляешься возможностям трансформации салона — их с десяток. Третий ряд сидений, к примеру, примет двух некрупных пассажиров, сидящих спиной вперед. Освободив защелку двух спинок, одним движением заднее сиденье превращаешь в ровный пол. Еще двумя движениями одного рычага второй ряд сидений превращает автомобиль в грузовой фургон. Легко и быстро все становится на свои места.
В общем, двух часов общения с Mercedes 240TD хватило, чтобы проникнуться к нему уважением. И уже без всякой иронии я могу утверждать, что Mercedes — народный автомобиль.
Николай РУДЫХ
Технические
характеристики Mercedes 240TD (gif-файл)
"Автомаркет+Спорт" №10 14.03.03
|