искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Путешествие

ЗАПИСКИ ШТУРМАНА

на маршруте Иркутск — Гремячинск — Улан-Удэ — Иркутск

Путешествие Иркутск-Гремячинск-Улан-Удэ-ИркутскОбстоятельства сложились так, что мне был предоставлен двухнедельный отпуск в январе, и тут нам с приятелем предложили путевки на турбазу «Байкал», которая расположена в республике Бурятия, неподалеку от поселка Горячинск. Хорошо все обдумав и взвесив, мы решили ехать вместе с моим отцом на семейном внедорожнике «Нива».

 

Путешествие Иркутск-Гремячинск-Улан-Удэ-ИркутскНакануне отъезда тщательно осмотрели машину, заправили, долили масло, тосол, проверили уровень электролита в аккумуляторе. Тут надо сказать пару слов о машине. Куплена она новой в 1997 году. Пробег к моменту поездки — немногим более 50 тыс. км. Оборудована итальянским ГБО «Бедини», что создает определенные трудности — и в без того маленьком багажнике размещен газовый баллон. Как шутит отец — машина имеет 4WD и 4Ш — все колеса на шипованной резине. Ну и, конечно же, «прибамбасы» в виде «кенгурина» и подножек производства нашего авиазавода, багажник на крыше. Перед этим зимним сезоном был установлен подогреватель охлаждающей жидкости тюменского производства.

Время отъезда — 15 января, 9.00. Отец за рулем, я выполняю обязанности штурмана-испытателя-репортера, а друг Женя расположился сзади среди сумок и курток. Заправились под завязку бензином и газом.

9.45. — до Шелехова держим 90 км/ч. Я на правах репортера пытаюсь делать дорожные записи, но машину кидает на кочках и ямах, и в моем бортовом журнале ползут шифрованные каракули. В Шелехове удивило — рядом со стационарной заправкой стоит бензовоз, к которому выстроилась очередь — при этом цены в обоих точках одинаковы.

В 10.00, сразу за Чистыми Ключами пошла «гребенка» — тот же эффект был и летом, когда мы ездили в Аршан. Но все-таки надо отметить, что дорожные службы стараются поддержать полотно, на опасных участках ставятся предупреждающие знаки, а крутые повороты посыпаются щебнем. На смену холодной зиме приходит ранняя весна, и левая солнечная сторона уже оттаяла, на правой теневой стороне по ходу движения лежит сплошная наледь. Несмотря на то что на всех колесах стоят шипы, скорость падает до 70-80 км/ч, и возникает опасность сноса автомобиля с полотна.

На 36-м километре с правой стороны гравий отсутствует, удерживать скорость становится труднее. Затем пошли горы, их преодолеваем на 4-й передаче, машина работает на газе. Останавливаемся около «бурхана», где кусты увешаны тряпочками. Соблюдая традицию, бросили несколько монет, перекусили и двинулись дальше. Через несколько километров нас покидает радио «Шансон», я перестраиваюсь на Хит FM. Кстати, качество звучания музыки, в отличие от других радиостанций, ничуть не хуже, чем в городе. Дорога имеет много опасных спусков с гребенкой. Из-за КРАЗа, идущего в гору, выскакивает УАЗ и идет на нас в лобовую атаку: резко уходим на обочину, но не тормозим, так как машину может развернуть прямо на скользкой дороге.

На 44-м километре нас поджидал самый опасный поворот — «тещин язык», но дорожные службы посыпают эти места с особой тщательностью. Не проехав еще и пару сотен метров, наблюдаем печальную картину. На очередном повороте в кювет съехал Nissan Safari. Еще на месте, где мы бросали на счастье монеты, я заметил, что он очень уверенно держался на дороге и вот... Машину стащило с дороги таким образом, что правая ее часть оказалась зарытой в снег. На обочине уже скопились все пассажиры, а рядом с тросом стоял «Зилок». Удрученные картиной сбрасываем скорость.

На подъезде к Култуку дорога меняется. Справа откос, а слева Байкальские хребты, окружающие озеро. За знаком о ведении дорожных работ с дороги съехал кран «Ивановец» и только благодаря деревьям не ушел безвозвратно вниз. Как могла произойти такая авария, осталось тайной. Тем временем на помощь пришли два тягача. А ведь если бы в этом месте стояли столь необходимые бетонные или металлические ограждения, ничего бы не случилось.

В 11.20 — мы на смотровой площадке перед спуском к Култуку. Продавцы омуля горячего копчения смотрят на нас как на спасителей, зазывая наперебой. Омуль обошелся в 10 рублей за штуку. Пока ели, мимо прошелестел на спуск недавно пострадавший Nissan Safari, только на его правом борту появилось несколько приличных вмятин.

В Култуке Аи-92 стоил уже на 60 копеек дороже, и мы, залив 10 литров, двинулись дальше. В Слюдянке мобильная связь уже похуже, при разговоре возникали помехи. Все равно здорово, когда тебя слышат за 72 километра от дома. Дорога от Слюдянки шла в гору, и на повороте мы увидели очередную композицию «Памятник космонавтам». Собственно, я так и не понял, для чего устанавливать на берегу Байкала такие скульптуры?

Путешествие Иркутск-Гремячинск-Улан-Удэ-ИркутскУже на 124-м километре нас поджидал опасный поворот, затем дорога шла в гору, и опять поворот. Что самое интересное, перед этим участком не было ни одного предупреждающего знака, нас опять выручают шипы. В корне изменился пейзаж. Слева славный Байкал, а справа почти отвесно стоят молодые Байкальские хребты. Дорога насыщена поворотами, скорость держим в пределах сотни.

Следующий населенный пункт — Утулик. Здесь с бензовоза активно торговали 92-м всего на 20 копеек дороже, чем в Иркутске, и заправиться сомнительным топливом было немало желающих. В Байкальске, несмотря на наличие в домах газового топлива, пополнить запасы газа нам не удалось.

На 146 км в салоне вдруг появляется достаточно резкий запах. Слева по ходу движения дымят трубы БЦБК. Противный запах сопровождает нас на протяжении нескольких километров.

В 13.00 часов добираемся до Выдрино. Позади 165 километров. Дорога в этом районе находится в ужасном состоянии — сплошь и рядом кочки, ямы, колдобины. На пустой трассе редко встречаются одинокие фуры и одиночки-перегонщики. Внезапно погода меняется, вместо ожидаемого солнца поднялся порывистый ветер, началась снежная метель, а тут еще пошли спуски и подъемы, но эти места посыпаны гравием. В Клюевке на въезде местные жители устроили мини-базар — орехи, мед, омуль. Такая же картина была и на выезде из поселка, только вдобавок ко всему здесь еще продавали бруснику и шапки из ондатры.

В 14 часов дня мы достигли Бабушкина — 450 км пути. Мрачное место, деревня вымирает. Бензин на 80 копеек дороже, чем в Иркутске. От Бабушкина вплоть до Боярска дорога идет отличная, но не работает радио, поэтому включаем кассету. В 15.40. добираемся до Селенгинска. Только по одному запаху поняли, что здесь есть свой бумажный комбинат.

В 16.00 въезжаем в Ильинку. Удивило то, что в этом, достаточно небольшом населенном пункте был сооружен подземный переход около школы. Через полчаса подъехали к Татаурово, где нас ждало небольшое, испытание: предстояло переправиться через Селенгу по ледовой переправе на другой берег. Перед 
въездом стояли указатели, ограничители скорости, разметка. Выключили музыку и в абсолютной тишине на скорости 40 км/ч поехали на другой берег. Скажу сразу, что для того, кто не переправлялся ни разу по льду, это испытание не покажется приятным. На всякий случай держим ручку двери наготове. То и дело слышно, как шипованная резина вгрызается в лед. Создается впечатление, что работает стеклорез. Но все наши опасения были развеяны после того, как посреди реки, около небольшого островка, мы увидели экскаватор, загружающий в КАМАЗ гравийную смесь.

После переправы нам осталось еще 130 километров. Дорога была вполне сносная, хотя и занесенная снегом. По пути проехали несколько деревень, и нас порадовало, что там заботливо восстанавливаются церкви. Чувствуется, что русский дух здесь еще не вымер.

Наконец появился отворот на турбазу «Байкал», которая расположена на берегу озера Котокель. То есть получается, что база стоит между двух озер. Слева — Байкал, а справа — Котокель. Я уверен, что мы не ошиблись, приехав сюда зимой. База расположена практически на берегу озера. Нас разместили в уютных номерах. После ужина и небольшой разведки местности мы сразу отправились отсыпаться после дороги. За этот день мы проехали ровно 540 км., потратив на это 9 часов времени, выработав 55 литров газа и литров 10 бензина.

* * *

На следующее утро более детально исследовали местность. Воздух здесь был настолько свежим, что с непривычки чувствовалось легкое головокружение. База стоит в сосновом лесу, на небольшом холме, откуда открывается отличный вид на окрестности. На берегу разбиты стационарные беседки с мангалами и коптильнями для рыбы. Естественно, что летом спектр развлечений шире: лодки, катамараны, ловля рыбы. Могут группу вывезти в глухую тайгу, выдают питание, и они вместе с инструктором осуществляют сплав по горной реке на больших резиновых лодках. Все это входит в стоимость путевки. Как нам сказали, летом озеро довольно теплое, а нам пришлось заказать сауну, которая очень не понравилась, т.к. даже в парилке было холодно.

Через несколько дней решили совершить ознакомительную поездку до Гремячинска. Машина завелась без проблем, хотя все время стояла на улице. По словам местных жителей, село большое — целых 3 магазина. Получается, что благополучность поселка зависит от развития торговли и количества магазинов. Через 15 минут приехали в село, слева нам открылся замечательный вид на Байкал. В роли средства передвижения, кроме машин, у местных жителей используются снегоходы и, как ни странно, велосипеды. В селе строится красивый кемпинг-отель в бурятском стиле. Но когда мы проезжали повторно, то увидели ребят, которые растаскивали доски оттуда с особым усердием. На табличке был указан срок сдачи объекта — 2003 год, но, по-моему, это дело растянется, а может, и вовсе «заморозится». Проехав несколько километров за село, мы нашли подходящее место для того, чтобы можно было спуститься прямо на озеро. С песчаного берега виден был о. Ольхон, который располагался прямо напротив нас. Лед на Байкале в том месте, где мы были — кристально чистый и гладкий.

Мы рискнули еще прокатиться до деревни Турка. Дорога заняла около часа. Здесь нам пришлось заправиться — бензин на целый рубль дороже, чем в Иркутске. Стоит отметить, что явным монополистом на топливном рынке является «Бурятнефтепродукт». Все заправочные станции оборудованы по современному стандарту, на качество бензина можно положиться. Только в Турке нам попалась первая машина ДПС. Но инспектор лишь визуально изучил нашу «Ниву», даже не стал останавливать. После Турки мы решили проскочить до Горячинска. Как оказалось, это целый курорт. Здесь из-под земли бьют источники с целебной горячей водой. Местные пояснили — что тут находится около 10 магазинов, т.е. это богатое и перспективное село.

Путешествие Иркутск-Гремячинск-Улан-Удэ-ИркутскПосреди озера Котокель находится Монахов остров. Как гласит предание, летом монахи, которым было строго запрещено совершать какие-то таинственные обряды, перебрались и устроили свое автономное поселение на берегу озера. Но преследовавшие их гонения заставили покинуть берег. Поздней ночью несколько монахов покинули поселение на лодке и поселились на этом острове, продолжая совершать свои таинства. Они так и не вернулись в селение, погибнув на острове. Впоследствии их нашли в пещере.

8 километров до острова мы прошли на лыжах. Еще издали увидели, что здесь имеются остатки цивилизации: был установлен огромный крест из дерева, а невдалеке стоял полуразрушенный дом. Около креста — стол. На острове было тихо и безмятежно. Мы остановились на этом месте, подкрепившись запасами и сфотографировав на память крест, рядом с которым стояли останки дизельного двигателя, отправились в обратный путь.

* * *

Обратно решили ехать через Улан-Удэ — газовый запас был исчерпан, а ехать на одном бензине невыгодно. Сразу после старта в деревне, которая была расположена прямо на берегу озера, купили мороженого омуля и клюквы. Рыба нам обошлась в 20 рублей за килограмм, а клюква — 100 рублей за ведро. Местные говорят, что в озере рыбы очень много и с ягодой проблем нет. В столицу Бурятии подъезжали через перевал, высота которого была около 2000 метров, сильно закладывало уши, а дорога была такой сложной, что ее можно было сопоставить с Кавказскими серпантинами. Движение осложняло то, что на поворотах машину стаскивало.

Без малого через 4 часа после старта прибываем в Улан-Удэ. Первое, с чем столкнулись, отсутствовали указатели направления выезда из города. Сразу почувствовали, что здесь интенсивное движение. Прежде всего, ищем газовую заправку. Цена оказалась стандартной — 4 рубля за литр. Заправились по полной программе газом и бензином. Трассу М-55 после этого нашли без труда, на выезде из города есть пост ДПС, на котором нас осмотрели. Двигаемся в сторону Ильинки. Вроде сначала дорога была ровной, но потом внезапно начался подъем. Остановившись на привал на смотровой площадке, мы поняли, что столица Бурятии лежит на небольшой равнине, окруженной с одной стороны Байкальским хребтом, а с другой — высокими, как стена, горами.

Верно говорят — обратный путь короче. В районе Байкальска пришлось включить свет — замечаем, что в темноте двигаться сложнее. В Слюдянке оживает мобильная связь — сообщаем, что через 3 часа будем дома. Так и есть — в 22 часа мы уже дома.

Дорога обратно заняла у нас 12 часов. Но так как в обратную сторону мы достаточно большую часть пути шли на 5-й передаче, то газ выработали не полностью, а бензина в баке было больше половины. На одометре 1278 наших километров.

После этого своеобразного боевого крещения мы могли бы отправиться в любые места, рассчитывая на свои силы и на надежность нашего автомобиля.

Александр САЛТЫКОВ

"Автомаркет+Спорт" №10  14.03.03




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика