искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Хобби (Масштабные модели)

НЕ МЕЧТАЙ О НЕЙ — КУПИ ЕЕ

масштабные модели

У каждого должна быть мечта, если ни о чем не мечтаешь — проверь пульс. Я определил своей целью собрать полную коллекцию культовых японских спортивных машин, что уже частично воплотил. Недавно мой частный гараж пополнился новой машиной. Да еще какой — настоящей гоночной в дополнение к трем спортивным. Первой появилась Mazda Efini RX7, потом Honda NSX type R и последним до этого был Nissan Skyline GT-R в 32-м кузове. И вот теперь Avex Dome Mugen NSX из японского кольцевого чемпионата.

масштабные моделиПравда, был еще когда-то американский грузовик Ford Aeromax, но куда-то затерялся. Жаль, ведь он был первой моделью, сделанной мною во взрослой жизни. В школьном возрасте это было самое то занятие для домоседа, но как к этому увлечению относиться сейчас — детство заиграло, или, может, лучше не пытаться искать каких-то разумных объяснений. Просто одна из не самых опасных разновидностей многочисленных людских «бзиков». Рассмотрим это явление на моем живом примере.

Теперь из неосуществленного остались Mitsubishi Lancer Evolution VI, Subaru Impreza WRX, Toyota Celica GT-Four. Самой большой мечтой остается собрать полностью четырех-звенный австралийский Road train из тягача и трех прицепов. А потом снова RX7, NSX type R, Sky GT-R, Avex NSX. Потому что все они получились с какими-то косяками. Порой столь нелепыми и досадными, что я решил написать статью для тех, кто тоже уже подхватил эту «заразу». Ведь умные люди учатся на чужих ошибках.

масштабные модели
Содержимое коробки
масштабные модели
Минимальный набор для работы
масштабные модели
Кузов предварительно необходимо помыть с мылом
масштабные модели
Изготовление маски для колес

Первую модель — грузовик Ford Aeromax сильно вспоминать не буду. Это совсем из другой оперы. Он был в более мелком масштабе и собирался по «снап»-технологии, то есть не на клею, а детали просто защелкивались, и по пятибалльной системе сложности фирмы-производителя имел один балл — самый первый «детский» уровень. Но вид собранная модель имела довольно приличный. И разглядывая с разных сторон ее, я тогда почувствовал, что она не последняя. И вот при появившейся возможности я сразу «хапнул» две модели Tamiya в «Мире авто» по скидочным ценам. То были RX7 и NSX-R и аэрограф к ним в придачу. Модели «отлеживались» полгода: все не мог собраться с духом. Да и была одна навязчивая идея — покрасить модели родной автомобильной краской. То есть в лаборатории по подбору краски хотел по формуле смешать необходимые миксы, чтобы получить оригинальный цвет, да и чего лукавить, думал, что удастся сэкономить — «тамиевская» аэрозоль емкостью 100 мл стоит 150 рублей. Но ни в «Штандоксе», где я одно время работал, ни в «Салоне на Космическом» не смогли помочь — зерно «металлика» получается слишком крупным и не проходит через сопло аэрографа, а если красить малярным пистолетом, даже «пробным», тем, что пользуются колористы, то он заливает слишком толсто. В «Штандоксе» мой бывший коллега посоветовал, что если я буду заниматься «модельками», надо серьезно оборудоваться сразу всем необходимым, а «на Космическом» сказали, что они и некрашенные будут неплохо смотреться. Я почесал репу и решил послушаться последних. И продать аэрограф за ненадобностью. Испытывая пиетет перед маркой Honda, я решил начать эксперимент с RX7. Собрал я ее без покраски за два часа. Конечно быстро и без «лишних» затрат, но зато теперь я ее никому не показываю — прячу своего уродца в коробке. Ну, в общем, сам себя обманул.

Прошло еще несколько месяцев, пока я не собрался с духом и деньгами для сборки NSX. Тайпровская версия у меня почему-то ассоциировалась только с белым жемчужным цветом, хотя в варианте окраски предлагалось аж девять цветов, правда, три из которых были разными оттенками белого. Я остановился на «чемпионском белом», что соответствовало «белому жемчугу» у Tamiya. Но и тут меня жаба задавила, и я вторично наступил на грабли. NSX имеет двухцветную окраску — крыша со стойками должна быть черной. Рука дрогнула, и я не смог раскошелиться еще на один фирменный баллончик. Купил обычную аэрозоль для настоящих машин Abro — на пятьдесят рублей дешевле, зато целых 400 мл. В принципе и ею можно было нормально покрасить, но я еще сделал одну непростительную ошибку. Решая, как же разделить границы разных цветов, причем диаметрально контрастных, я сделал некое подобие малярной маски из самоклеящихся ценников. А надо делать самую настоящую маску! Причем более тщательно, чем на «большую» машину и весьма желательно из специального модельного скотча — он не прилипнет намертво, не оставит следов от клейкого слоя и не оторвет уже нанесенную краску.

масштабные модели
Двигатель в сборе с ходовой
масштабные модели
Установка их в шасси
масштабные модели
Добавляем переднюю подвеску...
масштабные модели
... и колеса (зачем-то красим днище изнутри)

В общем, сделал я этот «бюджетный» вариант маски, начал покраску и вновь решил сэкономить на краске, решив, что если я поближе поднесу распылитель баллона к модели, то смогу зачем-то сохранить несколько лишних граммов. Когда нанесенный слой начал высыхать, то я понял, что краска встает «шубой», а когда cнял маску, то оценил масштабы бедствия всерьез — черная краска протекла на кузов и, естественно, белый цвет теперь ее никогда не укроет. Пришлось работать наждачкой — шоркать крышу, борясь с «морщинами», и сам кузов, тщетно пытаясь очистить почерневшие боковины. Обклеив малярным скотчем машину и покрасив на второй раз, требуемого вида уже достичь не удалось — крыша приобрела вид матерчатого верха кабриолета, а щедро заливая темные пятна на кузове, добился только лишь потеков, образовавшихся из-за толстого слоя. Дальнейшая сборка проходила без необходимого для такой работы энтузиазма, следствием чего стал окончательно заляпанный клеем и грязными руками кузов (терпения мыть руки после каждой операции сборки не было). Мелкие детали раскрашивал тремя цветами красок Revell — красным, черным и серебряным — оставшимися еще от грузовика. Жертвой экономии и спешки стали задние фонари, покрасил их сверху этой старой, уже загустевшей краской — получились рельефные мазки как на картине, рисованной маслом. Стыки панелей кузова закрасил мягким карандашом, — не слишком правдоподобно, но все же лучше, чем просто белый кузов. Лучше оттенять стыки стирающимся маркером или, прокрасив их темной водорастворимой краской, прямо поверх нанесенного основного слоя — она, если ее стереть еще невысохшей, не оставит следов. Зато маленько «тюнинговал» машину, покрасив тормозные суппорты в красный цвет.

Skyline вышел просто красавцем на фоне прежних машин. Я вновь рискнул с краской, но на этот раз угадал. Поступившись рекомендациями цветов, данных в инструкции, решил сделать «эксклюзив», окрасив модель автомобильной сине-зеленой аэрозолью-«металлик» Dupli Color. Краска ложится ровно (теперь я выполнил требования инструкции о расстоянии — 30 см), быстро сохнет, и хотя зерно «металлика» крупновато для модели, но смотрится исключительно. Фонари я теперь покрасил изнутри, для перестраховки разведя растворителем. Правда, теперь появилась опасность того, что клей, попадя на краску, изменит ее цвет, но тут я вовремя догадался наносить его на боковые «нерабочие» стороны и давать ему подсохнуть, чтобы не растекался.

масштабные модели
Окрашенный (неправильно) кузов знакомится с шасси
масштабные модели
Наносим макияж-наклейки
масштабные модели
«Женитьба»
масштабные модели
Осталось еще несколько наклеек

Но я бы не был собой, если бы что-то не «запартачил». Так получилась, что у моей модели был небольшой брак, что для моделей этой фирмы огромная редкость. Правая стойка была немного деформирована, и я решил просто ее подклеить прямо к стеклу, что завершилось тем, что теперь на лобовом и боковом стеклах вдоль стойки красуется мутная «тонировка» от клея. Вроде мелочь, а неприятно. Но зато могу похвастать, что «изобрел» способ красить мелкие элементы другим, чем основной, цветом без маски. У этой модели «губа» переднего спойлера должна быть черной. Для этого надо сначала очень жидко развести растворителем краску и наносить с «дальней» от границы цветов стороны, так, чтобы краска растеклась до нее. Потом более густым составом и так в несколько приемов до достижения необходимого цвета. Конечно, обязательное условие при этом, что должна быть четкая граница — щель или выступ, которая послужит барьером для растекания. Короче, сам-то я понял, а как вы, не знаю.

И вот моя попытка № 5. Решил, что я уже достаточно матерый моделист и взялся за сложную модель, которой стала Avex Dome Mugen NSX. Одна только мысль о том, что нужно почти полностью оклеивать ее декалями, пугала. К тому же там надо было для достижения некоторых цветов смешивать разные краски. Но уж очень красивой обещала получиться машинка — с бортов ее «играла дискотека» с прожекторами— фирма Avex, спонсировавшая команду в настоящих гонках — крупнейшая в Японии по производству музыкальной продукции. Я как никогда основательно решил подойти к сборке. Закупил фирменной краски, аналогов из краски «Звезды». Но посмотрев, что на кузов требуется совсем немного аэрозольной краски — на крышку багажника и немного на «нос» — без сомнений взял синий автомобильный аэрозоль Mobihel. Сделал маску из листа А4 формата по уму, все обклеил, но не предусмотрел, что аэрозоль при распылении попадет под сам лист со сторон — надо было проклеить сам лист по всему периметру к поверхности. В общем, получились боковины, которые должны были быть белыми, с легким синим налетом, я и решил окрасить весь кузов полностью, посчитав, что все равно же он обклеивается наклейками. Ждать, пока высохнет, пришлось целые сутки, так что с краской, я понял окончательно, лучше не экспериментировать. В это время я начал готовить остальные детали, раскрашивать которые можно прямо на литнике. Тут надо иметь в виду, что крайне нежелательно красить места склейки. Небольшую головоломку пришлось решать с покраской колесных дисков. Они по ободу остаются неокрашенными, а средняя часть со спицами синяя, и к тому же хотелось, чтобы гаечки остались не закрашены. Делал маску из скотча на каждое колесо, а потом, как Золушка, канцелярским ножом очищал краску с каждой гаечки. Очищается легче, когда высохнет, в то время как маску, наоборот, надо снимать сразу после покраски, а то высохнув, снимет за собой краску. Особую сложность представляло соединение силового агрегата с подвеской — требовалось поистине ангельское терпение, которое не является моим качеством. Не помню уж, как и с помощью каких волшебных слов, но это мне удалось, я это все-таки сделал.

Озадачила тамиевская краска — показалась чересчур жидкой. Просто оказалось, что ее надо перед использованием хорошо перемешать палочкой, а не просто взболтать. Наверху плавает лишь жидкий пигмент, а густая основа остается внизу. И еще один вывод, связанный с краской. Надо определиться однозначно — делать красиво или экономно, но не пытаться и то, и другое. То есть выбрать тот вид краски, которой будешь окрашивать — либо все фирменной (в данном случае Tamiya или Revell), либо отечественной «Звездой», но не пытаться комбинировать, а тем более, смешивать. Эти краски имеют разную основу и требуют разных и не совместимых растворителей. Хотя если не ищешь легких путей, можно и помучиться то с одним, то с другим растворителем. Конечно, использование фирменных химикатов несравненно дороже, но и сопоставимо цене лучше результат. Подивился я подходу японцев к точности соответствия оригиналу еще не раз. Например, когда оказалось, что верхний рычаг задней подвески, который требовалось окрашивать, смешивая два цвета (причем один из которых больше на этой модели не встречается), на собранной модели абсолютно не виден! Так же как и красивые хромированные раструбы системы впуска, которые наглухо закрываются воздухозаборником. Это, наверное, и является копийной ценностью модели. Главное, что ты сам будешь знать и сможешь рассказать кому-то об этом.

масштабные модели
Готово! Сделал? Нет — испортил...
масштабные модели
Рабочий беспорядок

При сборке ступиц колес, если есть желание, чтобы колеса свободно вращались, надо очень точно дозировать клей, чтобы он не заклеил резиновые втулки-«подшипники». Так я и не понял, как наносить декали на резиновые шины. Благо есть в наборе по одной запасной наклейке для таких, как я. Как-то бессистемно, каждое колесо по-другому, но обклеил все надписями Bridgestone Potenza. Окрашивая салон, сильно можно не утруждаться с тщательностью окраски сигнальных лампочек и педалей — все равно почти ничего не видно, но переднюю панель сверху нужно красить со всей ответственностью — она очень влияет на общее впечатление от модели. Стекла, оказалось, надо оттенить изнутри по краям. Я обводил их, как прилежный школьник, высунув язык. Несколько удивился, когда по окончании сборки обнаружил специальные клейкие трафареты для этого.

Задний дефлектор днища прозрачный, что позволяло бы хоть в малой мере лицезреть собранные в муках детали двигателя и подвески, но я и его в спешке закрасил, что, впрочем, предусмотрено как вариант. Но до этого места сборки я мог и не дойти, так как к тому времени я осознал, что произошла самая большая трагедия в моей жизни, и я хотел разгромить это несчастное творение. Я понял, что дискотека «играть» не будет! Потому что декали в основе своей прозрачные, и белый кузов должен сквозь них «проецировать» свет прожекторов. Я же все, если помните, закрасил синим. Заканчивалась сборка в упадническом настроении. Несчастные декали довольно большие по площади я приспособился наносить легко — надо, чтобы она намокла как следует и начала отслаиваться сама, а потом ее вместе с подложкой надо поднести к детали кузова и, сдвинув, чтобы можно было прижать край декали к детали, вытянуть подложку. За пару часов худо-бедно, криво-косо я обклеил всю машину. Вот и все, уже пятый час утра. Ну и зараза же эта сборка моделей. На всю сборку вместе с окраской кузова ушло три дня. Некоторые умудряются собирать неделями. Но это другой подход и результат обычно отличный от продемонстрированного. И используется уже специальное оборудование в виде компрессоров и аэрографов и много чего другого.

масштабные моделиP.S. Вот купил вне графика Honda Accord Wagon SiR новой фирмы Aoshima. Хватит ли мне терпения перечитать эту статью, чтобы извлечь уроки из собственных ошибок? 

А. КИН

 

"Автомаркет+Спорт" №12 28.03.03




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика