Личный опыт
ИЗМЕНА
Даже отчаянные патриоты признают, что в восточных регионах России отечественный автопром сдал свои позиции, и никакие заградительные пошлины не вернут доверие покупателей. А те, кто не изменил отечественным автомобилям (в силу привычек или по каким другим соображениям), при первой же возможности поглядывают в сторону иномарок: люди устали бороться с собственными автомобилями, потому что эксплуатация отечественного авто — это вечная борьба. Вот и герой нашего рассказа после долгих лет сомнений решился на отчаянный, с его точки зрения, шаг — купить японский автомобиль.
Автопром умер, да здравствует
автопром
Почему отчаянный — да потому что иномарки доминируют в мегаполисе Иркутск — Ангарск — Шелехов — Усолье-Сибирское. За его пределами их распространение сдерживают тенденциозность мышления, проблемы с обслуживанием и запчастями. Даже в Братске, втором по величине городе области, японские автомобили не получили преимущества над отечественными. Но тем не менее доверие к продукции отечественного автопрома у покупателей падает изо дня в день, оставляя пепел от былой гордости. Теперь уже никто и не вспоминает о том, что в свое время (когда-то очень давно, еще на заре 70-х) «Жигули» и «Волги» могли похвастать неплохим качеством и надежностью.
Вот история из жизни, заставившая владельца надолго забыть о патриотизме и изменить родине. Ездил мужичок на УАЗе-«таблетке», выпущенной еще в 1975 году, особого горя не знал. Зарабатывал частными перевозками. Оно, конечно, приходилось вкладывать в машину свой труд и терпение. Состарилась «лошадка» — это он понимал прекрасно. И посчитал, что новый УАЗик будет отличной заменой. Недолго думая, продал старичка и примерно за 100 тысяч купил точно такой же (все они вышли из 50-х годов, и изменения по мировым меркам совершенно незначительны), но зато новый. Когда спустя три месяца вышел из строя редуктор моста, когда катастрофически стало падать давление масла, а карбюратор подводить зимними утрами, заметался владелец — если так дальше дело пойдет, закончится бизнес. Пришлось срочно продавать машину, естественно, не без финансовых потерь. Благо, к вырученным деньгам пришлось добавлять не слишком большую сумму — в общем, купил микроавтобус Mazda
Bongo, восьмилетний, но зато в идеальном состоянии. Страшно сказать, без малого за два года после покупки единственное, что понадобилось — заменить амортизаторы. Понятно, что масла и расходники пришлось покупать более дорогие, но простейшая калькуляция показала — в сравнении с тем, что требовала «таблетка», баланс был все-таки в пользу «японца». Если же вспомнить о том, что Mazda ни разу не подвела хозяина, то выигрыш налицо. А для того чтобы избежать лишних трат на случай ДТП — иномарки в этом случае разорительны — машина была застрахована.
Есть, конечно, и другие примеры, когда люди, чтобы, по их мнению, сэкономить, отказываются от иномарок, отдавая предпочтение отечественным автомобилям. Правда, стоит признать, что подобные случаи довольно редки, но даже если такое случается, рано или поздно приходит отрезвление. Для того чтобы поддерживать отечественный автомобиль в рабочем состоянии, приходится отдавать ему слишком много времени, что для многих, учитывая современный ритм жизни, просто неприемлемо.
Вот и Виталий, герой нашей эпопеи, долго считал себя настоящим патриотом и приверженцем российских автомобилей. В личном его хозяйстве была «девятка» и УАЗ-«головастик». Первая — для повседневности, второй — для перевозки грузов, к нему и претензий не было. Трудяга — используется редко, может быть, поэтому еще в бодром состоянии, несмотря на значительный возраст.
А вообще, в небольшом городке, откуда Виталий родом, большие пробеги автомобилям не грозят. Но «девятка» как основное транспортное средство за год свои 12 тысяч набегала. А за восемь лет эксплуатации их набралось аккурат под 100 тысяч — зловещая для российского движка цифра, когда намеки на грядущий капитальный ремонт уже излишни — все и так ясно: по три литра масла лишку между заменами, вялая динамика. А еще карбюратор попросту достал. Кто не знает, что такое «восьмерочный» карбюратор, многое потерял в жизни. В момент проявления всех присущих с рождения «болячек», он способен довести до бешенства даже самого хладнокровного. Пятнадцать литров бензина на сотню, «леность» при разгоне (машина норовит клюнуть носом вместо того чтобы разгоняться). Попытка разобрать карбюратор и привести его в нормальное состояние, сменив некоторые детали, ничем хорошим не кончилась — ремкомплекты, предлагающиеся в магазинах, известны низким качеством. И спустя какое-то время все возвращается на круги своя. Как тут не проклясть все на свете?
Стали одолевать Виталия мысли об «измене». Покупка нового двигателя — дело весьма затратное, да и агрегаты, которые продаются в магазинах, говорят, весьма ненадежны. Может, проще сделать «капиталку»? А это как сказать — запчасти нужны качественные, опять же мастера надо найти. А с остальным как быть? Машина старая, многие узлы вскоре потребуют ремонта. И выход рисовался только один. Выручить за эту машину хоть какую-нибудь приемлемую сумму, добавить деньжат и купить новый автомобиль. На новый отечественный хватит, а вот нужен ли он — это уже вопрос риторический.
При мысли о том, что следующий автомобиль вполне может быть иномаркой, становилось тревожно на душе. В городе их вроде уже и немало, но существует против них в «массах» стойкая неприязнь — «не наши». А главное — ни разу не приходилось иметь с ними дело. Не слишком ли они накладны в эксплуатации? И все же опыт знакомых, имевших в личном хозяйстве «японки», подсказывал, что автомобили эти определенно лучше российских. Значит, решено — покупаем японскую машину. Обязательно универсал и желательно полноприводный. С этой целью Виталий и его брат Павел отправились на выходные в Иркутск. Где еще покупать автомобили, если не на известной всем барахолке.
Предложение и выбор
Надо сказать, что четко выраженного приоритета так и не появилось. Да и не мог он возникнуть — определиться с выбором особенно тяжело, когда имеешь о моделях весьма отдаленное представление. Поначалу собирались посмотреть на цены, сопоставить желания с возможностями.
Универсалов на рынке оказалось много. При этом достаточно было одной минуты для того, чтобы убедиться — главную роль здесь играет Toyota
Caldina. Наверное, не ошибемся, если скажем, что на десять любых универсалов на рынке приходится шесть-семь «Калдин». Совершенно очевидно, что эти машины пришлись сибирякам по вкусу.
Но получалось так, что в первый день братья как будто нарочно игнорировали
Caldina, осматривая их бегло, и вот почему. По злой иронии им постоянно попадались только переднеприводные «деревянные». Это уже потом они заметили, что их еще издалека можно узнать по скромным фонарикам заднего хода на пятой двери, а в какой-то момент даже перестали обращать внимание на приевшийся силуэт, хотя наверняка пропустили массу подходящих вариантов.
А с «деревянными» ситуация была такова. Заинтересовались одной такой. Год выпуска —
99-й, цифра, способная поколебать многих. Подумали — черт с ним с полным приводом, если можно купить свежайший (подумать только — машине каких-то три года) автомобиль за каких-то $5600. Посудили, порядили — стали знакомиться ближе. Двигатель 1,5 литра — это можно проглотить, не для ралли все же машину берем. Рессорная задняя подвеска — в наших условиях это скорее достоинство, чем недостаток. Салон — проще некуда. Стали смотреть подробнее — на передней панели отверстия, оставшиеся, видимо, от саморезов держателя тангенты радиостанции. А значит, автомобиль наверняка работал в какой-то конторе. На порогах отчетливо видны вмятины — явно результат эксплуатации по местным дорогам. Так что если говорят, что автомобиль без пробега — это значит, что он попросту еще не был зарегистрирован, однако поколесить по родимым просторам он мог изрядно. На водительском сиденье рваная царапина у дерматина обивки, еще немного и придется штопать. Другой факт, вызвавший стойкое неприятие автомобиля и заставивший усомниться в его благородном происхождении — покарябанный ручник. Краска облупилась, видно даже следы ржавчины. Это уже просто немыслимо. Даже на «девятке», у которой жизнь не была сахаром, стержень рукоятки ручного тормоза был почти как новый. А тут — словно по нему напильником скребли, хотя находится он точно между сиденьями и нарочно поцарапать его невозможно. Такое ощущение, что на него постоянно опирался какой-то груз. Да и ржавчина так просто не появится. Ходят легенды про «утопленников» — так не один ли это из них? Впрочем, других видимых «косяков» не было.
Другая машина оказалась прямой противоположностью. Двигатель 1,8 литра, велюровый салон, не лишенный, правда, недостатков (несколько пятен на сиденьях и на полу не ускользнули от пытливого взгляда), все на кнопочках (даже регулировки отопителя), и привод полный, как хотелось. Однако владелец заломил такую цену, что о покупке не было и речи. Машину 1997 года он оценил в $7300. Как-то не укладывалась в голове такая разница. Ну, мало ли что, комплектация другая, так ведь и год старше.
Вот так два автомобиля вызвали в первый момент предубеждение ко всему своему роду. Впрочем, на Caldina белый свет клином не сошелся. Знакомые говорили, что разные модели универсалов предлагают
Honda, Nissan, цены на которые ниже, чем тойотовские аналоги.
Дело примерно так и обстояло. Проходя по рядам, присматривались к разным автомобилям. Понравился, к примеру, Nissan
Avenir. Внешне довольно интересная машина, просторный салон, на рынке их все больше. На задней двери стекло может открываться отдельно, и нет необходимости каждый раз распахивать здоровенную дверь. Автомобиль отличный и цена довольно приемлема — $6000 за 1997 год, да и торг уместен. Однако смущало то, что автомобиль был переднеприводный. А кроме того, задний свес уж больно велик, что при низкой посадке просто катастрофично. На таком автомобиле по разбитым дорогам глубинки долго не проездишь. На какой-нибудь ямке запросто можно удариться бампером, особенно если в багажнике крупный груз. Поначалу вроде и не замечали такого недостатка, но попался автомобиль, который стоял возле железобетонного забора, опоясывающего авторынок. Снег в тени возле забора еще не стаял, и задние колеса машин стояли как бы на пригорке. И если у большинства автомобилей до земли еще было приличное расстояние, то у Avenir оставалось меньше десяти сантиметров. В последующем наши предположения подтвердились — на одном из подобных автомобилей заметили, что по левому краю задний бампер снизу был немного примят. Не иначе как скребнули о ледяные торосы, которых в любом городе зимой полно.
Другой кандидатурой была Honda Orthia. Как и
Avenir, она ближе всего к Caldina по классу. С полноприводными экземплярами в субботу дело было совсем плохо, а те, что попадались, не подходили по разным параметрам. Единственный автомобиль, который привлек внимание — переднеприводная машина 1996 года с 1,8-литровым двигателем и довольно приличным салоном. Хозяин готов был скинуть по максимуму и последней суммой назначил $4900. Совсем неплохая цена, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что машина полна косяков. Скол на лобовом стекле, трещина на пластмассовом пороге со стороны переднего пассажира, на днище явные следы борьбы с российским бездорожьем. В общем, автомобиль хоть и заявлялся как беспробеговый, однако успел поднатореть в преодолении многочисленных преград, которые встречаются на наших дорогах сплошь и рядом.
Попытка остановить взгляд на чем-нибудь классом меньше, успехом не увенчалась. Универсалы Nissan AD (а равно с ним
Wingroad) и Honda Partner после своих серьезных предшественников казались уж больно простыми. Однако следует отметить, что этих утилитарных машин на рынке значительно больше и покупателю выбирать есть из чего — и полный привод, и рессорная задняя подвеска. В любом случае для человека, который полжизни проездил на отечественных «Жигулях», эти автомобили покажутся супермашинами. Гидроусилитель, кондиционер — все в штатной комплектации. Если даже нет электростеклоподъемников, ручки «мясорубок» крутятся с такой легкостью, какая не снилась ни «девяткам», ни «десяткам».
И все же сразу бросается в глаза, что большинство из этих автомобилей у себя на родине использовались строго по назначению, то есть для перевозки грузов. Об этом красноречиво свидетельствовали многочисленные вмятины и царапины на пластмассовой обивке багажника, потертости на краске. Поэтому выбирать приходится с осторожностью. Вот, к примеру, один момент. Заинтересовал Nissan
Wingroad. Стали осматривать автомобиль подробно, вроде бы все отлично, просто замечательно. И салон чистый, и привод, как хотели, полный. Заглянули под капот, а там оказалось, что защитный кожух выпускного коллектора и коробка передач окрашены серебрянкой, причем видно, что краска свежая. Хозяин тут же начинает оправдываться — дескать, уж больно они страшные на вид были. Тут в пору задуматься — а хорош ли автомобиль?
И так во всем. Едва ли не каждый перегонщик старается купить автомобиль подешевле, с тем чтобы продать его подороже, а все огрехи тщательно замазываются, стираются. Вот еще пример. На сиденьях Nissan AD белые накидочки, а заглянув под одну из них, видим дырку на тканевой обивке. Возможно, втаскивали в автомобиль длинномер и повредили сиденье. Нельзя утверждать, что накидки сделаны уже здесь, а не в Японии, но в первое поверить легче.
С этого момента мы поняли, что искать что-либо подходящее вне семейства Toyota очень сложно. Ситуация такова, что только автомобили этой марки на рынке представлены в значительном ассортименте, и благодаря такому предложению с большей вероятностью можно выбрать что-нибудь подходящее. В общем, несколько разочаровавшись, Виталий, прикинул, что самое время теперь снова вернуться к
Toyota.
Первым делом вспомнили о Carib, который в свое время считался культовым автомобилем. И снова разочарование. Если раньше Carib (автомобили в 88-93 годов) просто немыслим был без полного привода, то сейчас, оказывается, существует четкое деление: автомобили с двигателем 1,6 литра — переднеприводные, с двигателем 1,8 литра — полноприводные. Жуткая несправедливость, потому что полноприводные версии стоят уж больно дорого, и многие перегонщики их не решаются везти из риска зависнуть на рынке с таким автомобилем. А переднеприводный Carib — это по меньшей мере несерьезно. Уж лучше присмотреться тогда к Toyota
Corolla. Примерно такие слова были обращены к хозяину
Carib, и он воспринял это почти как личное оскорбление:
— Нашли с чем сравнивать. То Corolla, а это
Carib. Совсем другая машина.
Даже если позабыть о том, что эти машины относятся к одному семейству
(Corolla/Sprinter), то все равно есть чем возразить его утверждению. Если речь идет о Corolla в версии
G-Touring, то данный автомобиль мало чем уступит Carib в комплектации, к тому же нам попалась полноприводная машина 1997 года с двигателем 1,6 литра за $5600. Ровно столько же стоит переднеприводный
Carib. Если учесть, что владелец готов был скинуть еще $300, то преимущества налицо. Надо заметить, что этой «Короллой» заинтересовались всерьез. В поисках любых «косячков» обшарили каждый сантиметр салона, высматривали какие-нибудь нехорошие следы на днище, прислушивались (и принюхивались) к двигателю, но ничего не обнаружили. Вердикт был таков — состояние автомобиля близко к идеальному. На всякий случай записали телефон продавца и отправились дальше.
И снова ситуация повторяется — после того как найдешь автомобиль по приемлемой цене, в хорошей комплектации, нет смысла приглядываться к другим таким же, все равно ничего хорошего не найдешь, только зря ботинки потопчешь. Попадаются либо переднеприводные, либо излишне простые.
И вот опять замаячили Caldina. Так получилось, что на одном пятачке их оказалось аж несколько штук сразу. И две машины были в очень интересном варианте. Одна понравилась особенно — год выпуска 1997, «хрустальные» фары, задние фонари с круглыми отражателями. На передней панели музыкальный центр с кассетником и проигрывателем компакт-дисков. Двигатель двухлитровый и полный привод. В общем, все что душе угодно. Сравнения с Corolla явно не в пользу последней — все-таки Caldina классом повыше, салон просторнее, да и двигатели интереснее. Но вот цена в $7000 казалась великоватой, хотя вспомним, что хозяин похожей машины и вовсе просил $7300. А этот владелец, видя наши сомнения, согласился уступить, назвав другую сумму — $6700.
Автомобиль этот более всех осмотренных соответствовал душевным запросам, многие из которых возникли во время прогулки по рынку. Конечно, поначалу думалось, что на него не придется тратить довольно внушительную сумму, но и покупать что-то более примитивное уже не хотелось. Даже та полноприводная
Corolla, которая являла собой образчик отлично ухоженного автомобиля, уже не казалась настолько идеальной. Так что после недолгого совещания пришли к выводу, что искать дальше нет смысла. После пробной поездки сделка состоялась. Окончились выходные, и машину погнали на станцию замены масел, где заменили по кругу все жидкости, а в понедельник установили сигнализацию.
Вместо эпилога
Уже давно в нашей стране нет уважения к отечественному автопрому. Не заслужил он, если честно, такого права. Можно любить конкретный автомобиль — будь то «Жигули» или «Москвич», и то лишь той любовью, которая присуща по отношению к горемычным, не слишком красивым созданиям, которые ничем не провинились перед своими хозяевами, такими уж произведены на свет. А вот их создателей любить не за что. И те люди, которые делают осознанный выбор в пользу зарубежных автомобилей, являются выразителями настроений, что властвуют среди российских автовладельцев. Ну, не желают они вкладывать кровно заработанные деньги в реанимацию смертельно больного автопрома.
Кирилл ЮРЧЕНКО
"Автомаркет+Спорт" №12 28.03.03
|