искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Мини-тест
ОКА

САМАЯ-САМАЯ

"Что Волга, что Ока - все равно река"

ОКА«Ока» — в современном автомобилестроении машина уникальная. И если ее первенство в номинации «самый маленький автомобиль» еще вызывает вопросы (Smart, к примеру, короче и у него меньший по объему двигатель, Tico — уже и ниже), то вот в номинации «самый доступный автомобиль» конкурентов нет. Самый недорогой зарубежный автомобиль стоит как минимум в два раза дороже, а за стоимость «Оки» во всем остальном мире можно купить разве что посредственный скутер или хороший велосипед. Тем не менее все атрибуты полноценного автомобиля у этой «букашки» присутствуют — четыре колеса, кузов, двигатель. Более того, в некоторых регионах России — к примеру, в Поволжье, машина является едва ли не самой популярной. Мы решили прокатиться на автомобиле, предоставленном фирмой «СибавтоВАЗ».

НЕ ПОД МИКРОСКОПОМ

ОКА
Родственники

Типичное отечественное качество изготовления «Оки» видно даже невооруженным глазом — неравномерные зазоры панелей, несовпадение поверхностей деталей. Правда, щелей в палец и сантиметровых перепадов высот сопряженных панелей на данном экземпляре нам найти не удалось. Дверных ручек нет, есть лишь кнопки на кромке и углубление под захват в соседней панели. Зацепившись за край двери четырьмя пальцами в углублении панели, надавливаешь на кнопку, дверь и открывается. Вот такое «эконом-решение». Крышка бензобака обязательно привлечет внимание мелких воришек — скрутить ее можно секунд за 10 (что и происходит в массовом порядке, только куда потом исчезают эти крышки?). Другой любопытный элемент — боковые зеркала заднего вида. Когда-то подобные устанавливались на «Жигули», но были сняты с производства из-за своего отвратительного обзора. На «Оке» и сейчас живут. Два стеклоочистителя — по одному спереди и сзади — почти роскошь. Вопреки ожиданиям, передняя щетка, хоть и не двигается как у Mercedes по сложной траектории, но почти не оставляет «мертвых» зон. Просто и эффективно.

На переднем сиденье ждешь проявления клаустрофобии, хотя никогда не был подвержен этой болезни тесных помещений. Да нет, водительское место, с учетом габаритов машины, можно назвать почти полноценным — по крайней мере, человеку среднего роста тесно не будет (о просторности в данном случае говорить неуместно). Только не надевайте широкие ботинки, а то нажмете сразу на все три педали: педальный узел зажат между аркой колеса и тоннелем пола и требует филигранного обращения. Плечо друга в этой машине чувствуешь прекрасно — чтобы не тереться, как некоторые животные в период брачных игр, лучше чтобы пассажир сидел в полуоборота. Заднее сиденье сделано на манер спорткара, так что посадочная формула машины скорее 2+2, чем просто 4, как гордо заявляют заводские характеристики. Так что вчетвером здесь можно ездить только с маленькими детьми.

ОКА
Складываются сиденья легко, но конфигурация багажника получается сложной

Крышка багажника (о чудо!) открывается очень легко: ее достаточно поддеть рукой, нажав кнопку замка, и она сама взлетает вверх. Так же легко она и закрывается, намертво вставая на замок. Правда, багажником высвобождаемое пространство можно назвать с трудом — максимальная его вместимость — средняя дорожная сумка. Так что в супермаркет, точнее, по статусу машины на «оптовку», на ней не поедешь — разве что за пивом сгонять, да и то, если компания небольшая. Жаль, внутренне покрытие все обобьется — эмаль ни внизу, ни сбоку ничем не защищена. Зато пиво в дороге не нагреется — полка за спинкой заднего сиденья скрывает содержимое. Еще бы эта полка поднималась при открывании двери, а то доступ багажника получается «многоступенчатым». Нижняя кромка двери открывается от самого бампера, а пол багажника существенно утоплен — запаска-то под капотом, а бензобак под сиденьем. 
Есть вариант увеличения багажника до более-менее полноценных размеров — опустив спинку заднего сиденья и подняв при этом подушку. Полка тоже легко снимается — получается этакий мини-фургон, в котором запросто можно перевезти даже малогабаритный телевизор, пару микроволновок и даже (жмуримся от счастья) стиральную машину. Но о большем и не мечтайте.

ОКА
Как в «копейке»

Суровое спартанское место водителя навевает мысли о счастье простого трудящегося в интерпретации коммунистической идеологии. Панель приборов «копеечная» — по сути и по содержанию. Свой род она ведет от ВАЗ-2101. Все остальное в том же «хрущобском» духе — главное преодолеть временные трудности, а там и светлое будущее не за горами. Движки отопителя, дефлекторы воздуховодов, шарик на рычаге коробки передач, ручки дверей и стеклоподъемников — все от первых моделей ВАЗ. Конструкция передней панели оригинальная, даже очень — все упрощено до предела: нет даже перчаточного ящика и намека на консоль. Музыка здесь не положена в принципе, как буржуазное излишество (хотя какие-то варианты владельцы находят — к примеру, крепят бытовую магнитолу). Справа и слева есть две полочки, которые можно воспринимать как декоративный элемент: положить на них можно только старый пятак образца 1961 года — может быть, не свалится и не украдут. Баранка с полноценным сечением обода, но столь убогая на вид, что браться за нее хочется только крепко зажмурив глаза и надев старые рукавицы. Замок зажигания расположен не в пример «Жигулям», под правую руку и эргономично.

ЖУЖЖАЛКА

ОКА
Запаска объемней двигателя

Самое точное название двигателя: звук его работы напоминает тоскливую песню крупного летающего насекомого. Несмотря на то что в миниатюрном отсеке «по-нивовски» расположилась и запаска, места достаточно — вполне вошел бы и обычный «девяточный» мотор. На общем простоватом фоне выделяются два сиротливых высоковольтных провода от сдвоенной катушки зажигания. Бесконтактная электронная система зажигания (каков прогресс, а!) позволяет уверенно, с первого поворота ключа завести двигатель!

КОЗЛЕНОК

КАК СОЗДАВАЛАСЬ «ОКА»
ОКА

Разрабатывалась «Ока» в Тольятти на ВАЗе (отсюда и индекс модели) еще в советские времена как «массовый народный автомобиль», но первый экземпляр сошел с конвейера завода грузовиков в Набережных Челнах в 1987 году. Серийное производство началось через два года — в 1989 году на ВАЗе, и поначалу дело шло неплохо, особенно что касается качества сборки. До плановых 900 тысяч автомобилей в год было далеко, но перспективы были самые радужные. Правда, с развалом СССР и общим экономическим кризисом им не суждено было сбыться — производство автомобилей на заводе в Елабуге, как планировалось, так и не началось. В конце 90-х сборку «Оки» с большим трудом освоили в Серпухове на СеАЗе и в Набережных Челнах на КамАЗе. Если первый что-то подобное делал (мотоколяски для инвалидов), то второму пришлось создавать завод малолитражных автомобилей, ЗМА. Сначала «ОКА» имела обозначение ВАЗ-1111 (двигатель объемом 650 кубических сантиметров), позже подросла до ВАЗ-11113 (двигатель 750 куб. см., двухцилиндровая «половинка» от «восьмерки»). В конструкцию известного мотора пришлось вводить балансировочный вал, так что двигатель получился посложнее базового. Конструктивно автомобили с разных заводов между собой не различаются, разница только в эмблемах и подкапотных табличках. Качество изготовления примерно одинаковое, по крайней мере, продавцы и покупатели с одинаковым предубеждением относятся к продукции обоих заводов. На Серпуховском заводе, который всегда специализировался на автомобилях для инвалидов, больше выпускают «социальных» автомобилей — с ручным управлением, с управлением под правую или левую ногу.

Естественно, насекомое не покидает салон при передвижении даже на небольшой скорости. Терпите, терпите — светлое будущее близко! Правда, при интенсивном наборе скорости лучше заткнуть уши, иначе есть большая вероятность стать постоянным клиентом отоларинголога. Если же при этом еще и разговаривать в салоне, есть шанс приобрести «педагогический синдром» — будете кричать собеседнику даже в полной тишине. О комфорте передвижения можно забыть — рельеф дороги (на которой вы вроде и сидите) будет отдаваться в зависимости от преодолеваемого препятствия то толчком, а то и просто хорошим пинком под зад с одновременной умеренной встряской. А что вы хотели при такой-то базе автомобиля, 12-дюймовых колесах и «велосипедной» подвеске?

При этом вы можете потешить свое самолюбие, обогнав пешехода, велосипедиста, а поднапрягшись, даже школьника на скутере, не тратя при этом никаких физических усилий, выжимая что есть силы педаль газа. Только не взлетите — такое чувство иногда возникает при преодолении скорости 80 км/час. И будьте осторожны с рулем — управление острое, а крены как у спортивного самолета, заламывающего вираж. Вообще кажется, что автомобильчик легче положить набок, чем вызвать занос. И опасайтесь резких порывов ветра — бороться с ним иногда сложнее, чем с изломами дороги. Даже проносящийся длинномер способен вызвать серьезное смещение автомобиля относительно предполагаемой оси передвижения.

Максимальная скорость в 125 км/час кажется фантастикой, хотя бывалые «оководы» рассказывают, как при попутном ветре и под гору разгонялись до 140 — никакие американские горки им уже не страшны. Правда, остается вопрос — сколько после этого эксплуатировалась машина, потому как уже при 100 км/час кажется, что она вот-вот развалится просто физически. Ясно, что такие автомобили редко приезжают к нам своим ходом — «наша» партия прибыла в Иркутск на автовозе.

Пару слов о тормозах. Конструктивно их можно назвать даже современными (по меркам, естественно, начала 80-х годов, когда они и были разработаны). Правда, зазор в тормозных механизмах задних колес нуждается в периодической корректировке — «копеечное» наследство. А в общем, автомобиль тормозит — только очень долго и при соответствующих навыках.

ОКАГЛАВНОЕ — ЦЕНА

Как говорилось выше — она лучшая в мире. 85900 рублей или $2700. Если она главный и единственный аргумент, то «Ока» — лучший выбор. Правда, если вы с детства привыкли «стойко переносить все тяготы и лишения», смелы, сильны, технически подкованы и патриотически настроены.

Николай РУДЫХ

 

 

"Автомаркет+Спорт" №14 11.04.03




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика