Экспертиза компрессоры
КОГО НАДУТЬ?
Средство
для накачки шин в автомобиле должно быть:
мало ли какая беда случится? Самое
распространенное явление - прокол «бескамерки»
потихоньку спускает воздух, а запаски так и
вовсе нет. Приплыли - водительская
взаимовыручка сейчас не в почете. Далеко не
каждый из проезжающих мимо с радостью
предложит воспользоваться его насосом и
компрессором, а до ближайшего шиномонтажа
может оказаться далеко.
В
отличие от насосов, компрессоры — дорогая
игрушка. Самые недорогие экземпляры в
среднем оцениваются в 600-640 рублей, а цены на
«элитные» изделия могут превышать 2000 руб.
Если промахнуться с выбором, то затраченные
деньги будут выброшены на ветер.
|
|
|
Вскрытие
образца №1 показало, что он «умер» еще до
начала работы
|
Примочки"
встречаются и у компрессоров |
AL
Khateeb под №12 оказался единственный из
импортных с нормальным манометром
|
Для
испытаний мы взяли 12 компрессоров,
отечественных и импортных изделий разных
ценовых категорий. Самый большой выбор в
пав. 140 ТЦ «Автоград», несколько образцов
были взяты в пав. 152 ТЦ «Автоград» и в
магазине «Автостоп». Задача была несложной
— накачать стандартное колесо
размерностью 175/75R13 до предписанного
давления (2 атмосферы). Побеждает тот, кто
справится с этим заданием быстрее и
качественнее. Показания манометра
компрессора сверялись с показаниями
отрегулированного «эталонного» манометра.
Значение
давления в шине, предписанное инструкцией
по эксплуатации, является оптимальным
именно для данного автомобиля, при этом
учитываются многие факторы: расход топлива,
степень износа покрышек, безопасность
движения, долговечность деталей подвески.
Как правило, шины, установленные на разных
осях автомобиля, накачиваются до разного
давления. Если колесо перекачать или,
наоборот, недокачать, это во многом
отразится и на комфортности поездки.
|
Первый
компрессор удивил тем, что совершенно
отказался что-либо накачивать, хотя
двигатель внутри него старался изо всех сил,
оглашая территорию автостоянки громким
воем. Впоследствии это изделие,
предложенное нам хозяином, у которого
аппарат так и не накачал ни одно колесо,
было подвергнуто вскрытию. Оказалось, что
крохотный поршенек садится в цилиндр
насоса с таким люфтом, что ни о каком
создании давления не может быть и речи. Но
более всего удивил манометр. Максимальное
значение на шкале — 12 атмосфер. Где уж тут
выставить точное давление, скажем, в 1,6 или
2,2 атм. Эта неприятная особенность
проявилась при испытании практически всех
зарубежных компрессоров. По сути дела,
такие манометры предназначены совсем для
других задач, но никак не для накачивания
шин. Забегая вперед, отметим, что в этом
плане манометры отечественных
компрессоров гораздо информативнее и, что
немаловажно, точнее.
Компрессоры
фирмы Coido, внутренности которых по идее
должны быть одинаковыми, показали разную
производительность. Образец №3 справился с
колесом быстрее и при этом выдал большее
давление, в то же время он меньше подвержен
вибрации. Однако на точность показаний не
стоит рассчитывать.
Самые
противоречивые эмоции возникали по поводу
датского AlrMan Lion. Очень красивая упаковка, да
и сам компрессор выглядит стильно и
необычно; работает негромко, кроме того,
имеет достаточно мощный никель-кадмиевый
аккумулятор. Но все портит отсутствие
нормального манометра. Автоматический
клапан — не самое лучшее решение, если
необходимо накачать шину до строго
определенного давления. В любом случае
придется выверять показания отдельным
манометром. Вполне возможно, что такой
вариант будет идеальным. Ведь зарубежные
манометры частенько привирают, а обычный
отечественный манометр в пластиковой
коробочке продается в магазине всего за 75-80
рублей. AlrMan Lion порадовал очень низким
уровнем шума и относительно неплохой
производительностью.
Следом
«в бой» пошли два компрессора от Interdynamics,
весьма разные. Если образец № 5 мало в чем
уступит датскому AlrMan (столь же стильный
дизайн, невысокий уровень шума и вибрации,
хорошая производительность, встроенный
аккумулятор), то TruckAlr производит
впечатление «засланного казачка».
Из-за внутреннего дефекта (слышно как
стравливается воздух, когда насадка одета
на вентиль), компрессор так и не смог
накачать шину до требуемого давления.
Как
определить, точные ли показания выдает
манометр? Ведь если знать, насколько он
конкретно «врет», всегда можно
скорректировать значение давления: чуть-чуть
перекачать или недокачать. Проверка
манометра и его регулировка в Центре
стандартизации и метрологии стоит денег и
времени (250 рублей плюс несколько дней
ожидания), да и не нужна рядовому
автовладельцу. Наш совет, может быть, и не
претендует на абсолютную истину, но
достаточно прост: заехать в какую-нибудь
шиномонтажную мастерскую с современным
оборудованием и замерить давление их
манометром, который (по идее) должен
проходить регулярную поверку. Теперь,
воспользовавшись собственным манометром,
вы определите его погрешность.
|
От
«Мустанга», признаться, ожидали большего.
Его насадка не хотела плотно фиксироваться
и в течение испытаний два раза соскакивала
с вентиля, а кроме того, безбожно
стравливала воздух. Скорее всего, дело в
заводском дефекте (интересно, мастера ОТК
проверяют плотность посадки?). Именно этим и
можно объяснить тот факт, что он серьезно
уступил в состязании «Катуни», хотя его
манометр оказался более точным.
|
|
|
«Мустанг»
подключается к аккумулятору. Непрактично,
зато надежно
|
Самый
оригинальный способ свернуть шнур («Темп-3»)
|
Mанометр
насоса — самый точный. По нему сверялись
показатели
|
Теперь
о «Темпе». Это единственный образец, у
которого шланг полностью съемный и имеет
две насадки. Теоретически (к сожалению,
проверить на практике не получилось) это
достоинство может оказаться полезным для
накачки бескамерных шин. Такой шланг можно
использовать как переходник от
перебортированного или спущенного колеса к
колесу, накачанному до повышенного
давления (судя по паспорту, «Темп» способен
создать давление в шине до 3,5 атмосфер). В
дорожных условиях бескамерную шину
накачать традиционными методами не
получается — нужно создать высокое
давление, чтобы борта шины плотно сели на
обод. А с переходником, если вывернуть
золотники на обеих шинах, проделать это
будет довольно просто.
Автомобильные
шинные компрессоры конструктивно
выполняются по двум схемам. Первая
считается классической: поршень,
приводимый в движение кривошипно-шатунным
механизмом, совершает возвратно-поступательные
движения в цилиндре. Управляет этим
механизмом электродвигатель с редуктором.
У некоторых компрессоров конструкция
другая: вместо цилиндра с поршнем имеется
мембрана, как у механических бензонасосов.
Во внутренней камере компрессора
расположены впускной и выпускной клапаны,
отвечающие за подачу воздуха в одном
направлении: когда толкатель (тот же шатун)
приводит в движение мембрану, воздух
поступает к отводящему шлангу. Мембранные
компрессоры менее восприимчивы к перепадам
температур, имеют лучшую
производительность, а кроме того,
ремонтопригодны (достаточно заменить
порванную диафрагму). Изношенный
компрессор поршневого типа восстановлению
практически не подлежит (это не
автомобильный двигатель, которому можно
сделать капремонт). В нашей экспертизе
только два мембранных компрессора — «Катунь»
и «Мустанг».
|
|
Разве
можно по такой шкале установить точное
давление (стрелка показывает ~2атм.)
|
«Катунь»
показала рекорд
производительности. И вообще, этим
компрессором предприятие «Ротор» по праву
может гордиться. Ни один из компрессоров,
участвующих в состязании, по данному
параметру не смог приблизиться к лидеру.
Компрессоры
AL Khateeb (образцы
9,10 и 11) выпускаются в самых разных вариантах.
Одни изделия рассчитаны на потребителей,
любящих красивые безделушки, другие
скромны внешне, но вполне работоспособны.
Перед их покупкой, потребитель, прежде
всего, должен решить, что ему нужно —
никчемная красота или производительность.
Кирилл
ЮРЧЕНКО
ОБРАЗЦЫ КОМПРЕССОРОВ
1.
Turbo
Alr Compressor (Тайвань) Цена 600 рублей.
Этим
компрессором только голубей пугать, да
одиноких старушек. Гремит отчаянно, но не
качает совсем. Вердикт один — негоден!
2. Coido Tire Inflator (Китай)
Цена 840 рублей.
Насадка
на вентиль у данного компрессора
совершенно не внушает доверия. Такое
ощущение, что ее жизни хватит на два-три
колеса. В холодное время эти страхи
запросто могут подтвердиться. К «китайскому
фонарику» прилагается красный светофильтр.
В достоинство компрессора можно занести
только низкий уровень вибрации. Манометр
сильно привирает.
3.
Coido
Alr Compressor
(Китай) Цена 650 рублей.
Видимо,
размер имеет значение. Несмотря на то что
внутренности у этого компрессора не должны
ничем отличаться от предыдущего образца,
вибрация просто невероятная. Компрессор
совершенно не стоит на месте, так и норовит
«убежать». Показаниям манометра лучше не
верить.
4. AlrMan Lion MX650 (Дания) Цена 2088 рублей
Компрессор
являет собой весьма оригинальную
конструкцию: полупрозрачный корпус, есть
возможность питания от никель-кадмиевого
аккумулятора (подзарядка от бортовой сети
или от сети 220 В), вместо манометра
регулируемый автоматический клапан.
Последнее обстоятельство вкупе с
отсутствием перевода сыграло с
испытателями злую шутку — не сразу поняли,
что ориентироваться надо по потоку воздуха,
который начинает выходить из клапана, едва
давление достигает установленного
значения. Вряд ли при таком подходе можно
ожидать большой точности, что и подтвердило
испытание. Другой недостаток — очень
короткий шланг.
5. Interdynamics PROAlr Compressor СНР-12 (США) Цена 2103 рубля.
В
отличие от образца № 5, у этого компрессора
никель-кадмиевый аккумулятор всегда
находится внутри корпуса и его не нужно
вынимать, если необходимо запитывать
компрессор от бортовой сети автомобиля. При
подключении к прикуривателю подзарядка
происходит автоматически (вне зависимости
от того, работает компрессор или нет). СНР-12
способен работать от сети 220 В. Удобными
показались фиксация шланга в корпусе и
отсоединяемый провод питания. Вибрация и
шум минимальны. В целом компрессор
производит очень хорошее впечатление. Жаль
только, что манометр не смог похвастать
высокой точностью показаний. Это и понятно
— чем «шире» шкала, тем труднее «выловить»
требуемые 2 атмосферы.
6. Interdynamics TruckAlr H0275 (США) Цена 2066 рублей.
Компрессор
в первый момент порадовал тем, что его
насадка на вентиль хорошо фиксируется, без
видимых затруднений. При включении
раздался равномерный и относительно
негромкий рокот компрессора. Однако по
прошествии 6 минут работы стрелка манометра
так и не сдвинулась с отметки в 1 ат.
Оказалось, что причина в заводском дефекте
— нарушена герметичность (внутри корпуса
слышно характерное шипение воздуха). Все,
что смог выдать компрессор, это 1,65 атмосфер.
7.
«Мустанг» (Россия) Цена 1970 рублей.
Раньше
«Мустанги», выпускаемые, кстати, еще с 80-х
годов, имели один серьезный недостаток —
кнопка включения не имела фиксированного
положения, и компрессор приходилось
постоянно держать в руках, что не очень
удобно, да и вибрация немалая. Этот
недостаток устранен, а вот вибрация
осталась значительной, вибрирует даже
шланг по всей своей длине. В какие-то
моменты стрелка манометра начинает лихо
плясать по шкале и для того, чтобы
определить точное значение давления,
приходится время от времени выключать
компрессор. Вопреки ожиданиям, наш «Мустанг»
не смог похвастать высокой
производительностью.
8.
«Темп-З» (Россия) Цена 950 рублей.
Компрессор
отличается невысоким уровнем шума. Может
быть, он и не самый производительный, но его
манометр очень информативен и отличается
высокой точностью. Не очень удобно выполнен
отсек для хранения шланга и провода — от
рабочего механизма он не отделен стенкой, и
есть риск повредить внутренности. В целом,
за этим устройством следует признать
победу в категории цена/качество.
Цена / качество!
9. AL Khateeb PEMAS SC181 (ОАЭ)
Цена 1000 рублей.
Этот
компрессор больше всего похож на красивый
подводный фонарь и вообще производит
впечатление дорогой игрушки. Так оно и
оказалось. После трех минут работы, когда
стрелка так и не сдвинулась с места,
подумалось — а может быть, он вообще не
качает воздух. Оказалось, все нормально. Но
и через 10 минут(!) стрелка молчаливо
показывала 0, хотя давление в шине поднялось
до 1 ,8 атмосфер. Так что данный прибор больше
годится для надувания матрацев и воздушных
шариков, для чего имеются соответствующие
насадки, в этом случае процесс можно
контролировать визуально. Если приобрести
блок питания, можно подключать компрессор к
сети 220 В.
10.
«Катунь» (Россия) Цена 1400 рублей
«Катунь»,
в отличие от «Мустанга», показала всю свою
мощь — практически за две минуты колесо
было накачано до требуемого давления. Хотя
и здесь стрелка проявляла склонность к
вибрации, по-видимому, это общий недостаток
компрессоров мембранного типа. Несомненные
достоинства «Катуни» — самый длинный шланг
и провод питания. Есть и встроенный фонарик,
который постоянно горит, если штекер
находится в гнезде прикуривателя. Не
безгрешен оказался манометр. Впрочем, это
можно признать за относительный недостаток,
если точно знать его погрешность. ЛИДЕР
!
11. Al Khateeb AC139 (ОАЭ) Цена 640 рублей.
Такие
красивые компрессоры продаются еще и в
блистерной упаковке. Внешне чертовски
хорош, но гремит, зараза, страшно. Так и
хочется поскорее выключить его, или чтобы
он накачал колесо как можно быстрее. Но не
получается — для того чтобы стрелка
достигла цифры 2, потребовалось более 5
минут. Проверка точным манометром показала
— на самом деле чуть больше полутора
атмосфер.
12. Al Khateeb AC3357 (ОАЭ) Цена 800 рублей.
А
этот компрессор оказался удивительным
исключением из «троицы» от фирмы Al
Khateeb. Во-первых, манометр имеет нормальную
шкалу, что совершенно не присуще
большинству зарубежных компрессоров, во-вторых,
выдает стабильные показания и их легко
можно скорректировать. В-третьих, работает
относительно негромко и имеет не самую
плохую производительность
РЕЗУЛЬТАТЫ
ИСПЫТАНИЙ:
Номер образца |
Время накачивания колеса 175/75R13
(мин:сек) |
Показания встроенного манометра |
Показания "эталонного"
манометра |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
3:52 |
2,0 |
1,55 |
3 |
3:42 |
2,0 |
1,65 |
4 |
4:00 |
2,0 |
1,8 |
5 |
3:12 |
2,0 |
1,5 |
6 |
6:00 |
1,0 |
1,65 |
7 |
3:44 |
2,0 |
1,95 |
8 |
4:45 |
2,0 |
2,05 |
9 |
10:00 |
- |
1,8 |
10 |
2:08 |
2,0 |
1,8 |
11 |
5:15 |
2,0 |
1,55 |
12 |
4:55 |
2,0 |
1,8 |
Насос |
4:15 |
2,0 |
2,0 |
"Автомаркет+Спорт" №15
18.04.03
|