Ресурсные испытания ВАЗ-2109
"МИНУС" НА "МИНУС" - НЕ
ВСЕГДА "ПЛЮС"
Заколдованный круг
Последние
три месяца в истории ресурсных испытаний
редакционной «девятки»
стали самыми проблемными (напомним,
автомобиль был куплен два с половиной года
назад в 13-летнем возрасте). Начнем с того,
что автомобиль, еще в декабре попавший в
руки специалистов, которые перебрали и
отремонтировали систему зажигания (об этом
мы рассказали в №2 «А+С»),
буквально через месяц снова наотрез
отказался заводиться при температурах ниже
20 градусов. И опять меня стали терзать
смутные сомнения — может
быть, искать причину самостоятельно? Однако
на улице мороз, и особого желания возиться с
машиной не возникало. Чуть потеплее —
все становится нормально, пусть
заводится и не с первого оборота. И с каждым
разом все хуже и хуже. Вскоре машина стала
мертвым капиталом. На дворе —
минус 15, едва ли не весна, а двигатель не
пускается. Чихает и только, свечи
закопченные и мокрые. Что самое
примечательное, искра не сказать чтобы
совсем «дохлая».
Вполне порядочная, даже на ярком свету
видно. Снарядились со знакомым —
выкрутили свечи, почистили, но и все
равно завелась только после того, как
потаскали ее на «галстуке».
Двигатель перебоит, поначалу работал
только на «подсосе».
Сразу мысль — провернулся
ремень, однако в таком случае двигатель
скорее вообще бы не работал. Когда
прогрелся до рабочей температуры и после
нескольких километров пробега заработал
почти ровно, если и перебоил, то слегка. И
все же отправился в сервис. О чем
впоследствии пожалел.
Тамошние мастера
достаточно быстро поставили диагноз —
«сифонит» прокладка
коллектора и свечи совсем «мертвые».
Что самое примечательное —
свечи-то новые и не какие-нибудь там, а
самые настоящие BERU, которые пока, к счастью,
подделывать не научились. В общем, сомнений
полно. Без машины тоска сплошная, а потому
решил — пускай
ремонтируют.
Непосредственно работа
мастера обошлась дороже, чем сами детали (понадобились
прокладка с герметиком, новые свечи). Когда
принимал автомобиль, убедился —
двигатель работает вполне прилично.
Покататься на машине удалось всего
несколько дней. Однажды утром она снова
отказалась заводиться. Даже перед соседями
по стоянке было неловко: на улице оттепель,
а у меня двигатель едва схватывает, а потом
совсем скисает, и ни о какой поездке не
может быть и речи.
|
Шумы в салоне — извечная проблема российских машин. Бороться кардинально невозможно. Один из вариантов — подклеивать уплотнители |
Позвонил в сервис. Решил
так — пусть приедут и
пытаются либо на месте решить проблему,
либо своими силами тащат машину в ремонт. На
другом, конце провода мне отрезали —
у нас нет возможности буксировать
машины, привозите сами. Если вина наша —
разберемся.
Взяла злость. И так
приходилось выкраивать время на то, чтобы
таскать машину по сервисам, и теперь
возникал вопрос — тратиться
на буксировщика, или снова искать знакомого,
у которого тоже своих дел по горло. Плюнул я
тогда на все эти сервисы, в которых только и
делают, что отвращают от себя клиентов. В
следующий раз туда меня ничем не заманишь.
|
Вместо отечественного коммутатора под капотом прижился импортный |
Занялся самолечением.
При этом рассуждал логически. Если свечи
мокрые — значит,
система питания работает нормально. Искра
есть, но оценить ее качество может только
специалист. Я же таковым не являюсь, однако
определенные сомнения возникли.
Создавалось впечатление, что мощность
искры не соответствует необходимой. Если
учесть, что свечи после каждой неудачной
попытки завести двигатель становятся
черными от нагара, то и при хорошей искре
воспламенить смесь будет трудно. Даже
школьник знает, что углеродистый налет —
хороший проводник. Выходит, дело в
слабой искре, которая только с виду кажется
приличной. И тут вспомнил, что однажды, еще в
начале эксплуатации «девятки»,
сталкивался со схожей проблемой —
в самые первые на нашей совместной
памяти морозы машина отказалась заводиться,
а все дело было в неисправном коммутаторе (менял
его, кстати, уже два раза). Коммутатор в «самарах»
— очень ответственная вещь, к тому же
весьма капризная. Если форма импульсов
коммутатора не соответствует необходимой,
то возникают перебои в работе двигателя, он
может и вовсе не заводиться. При этом искра
никуда не пропадает, она есть. Но «неправильная».
Не знаю, может, туманно объяснил, но сам
уже не сомневался — виноват
коммутатор. Именно он подводил уже больше
месяца своей неадекватной работой.
Отправился в «Автоград».
Коммутаторов полно. Но везде попадались
до боли знакомые черные коробочки, которые
я уже устал менять. И тогда возникла мысль —
а не дороговато ли получается?
Стоимость трех отечественных без малого 800
рублей — при средней
цене ком-мутатора в 250 «деревянных».
Не лучше ли купить импортный? Тем более,
что для отечественных машин зарубежных
деталей на рынке сейчас множество.
Посоветовался с коллегами. Самый опытный из
них, который сам владел до этого
отечественным автомобилем, после такого
вопроса воскликнул: «Наконец-то
созрел! Давно говорил, рано или поздно к
этому придешь». Посовещавшись
и проконсультировавшись у специалистов,
решили, что Lucas альтернативы нет. Цена
приличная, но зато после покупки оного уже
не придется таскать второй коммутатор в
замысле и думать об очередной замене.
|
Кроме коммутатора свое место заняли бегунок, крышка трамблера
и провода — все импортное |
Заодно купил комплект
проводов, крышку распределителя и бегунок.
Гулять так гулять! На стоянку шел в
тревожном ожидании — оправдаются
ли надежды? Коммутатор Lucas имел не шесть, а
семь контактов (для свежих «девяток»).
Такая замена, к счастью, возможна,
обратная — нет.
Поставил, сел за руль. Вздохнул. Крутанул
ключ в замке — тишина и
взволнованный стук сердца. Оказалось, забыл
подключить аккумулятор. Исправил
собственную ошибку и ... чуда не произошло.
Да и разве можно называть чудом, что
двигатель завелся. Он должен был завестись!
Впрочем, иногда работающий двигатель
старого автомобиля действительно чудо. В
общем, машина работала, как часы, а значит, я
не ошибся. После этого свои места под
капотом заняли остальные детали.
|
Зря в сервисе клеветали на свечи — BERU очень даже приличного качества |
И все, никаких проблем
пока (сплюну через плечо). Как раз после
установки нового коммутатора ударили
мартовские морозцы под -25. И хоть бы хны,
машина заводилась без всяких нареканий.
Тогда-то я и пожалел, что не занялся
самодиагностикой раньше. По крайней мере,
сэкономил бы практически столько же, во
сколько обошелся коммутатор. А в сервисе,
похоже, полноценную диагностику никто не
делал — иначе бы сразу «вычислили»
неисправность.
О жабе
Считаю, что это крайне
полезное животное просто незаслуженно
обидели, называя так проявление
человеческой жадности. Когда жаба давит —
ничего хорошего не выйдет. Автора этих
строк просто неслыханным гнетом давила
жаба, когда он полтора года назад покупал
шины «Красный Яр».
Еще бы, цена сказочно низкая (500 рублей
колесо), да еще бесплатный монтаж. И рисунок
вполне порядочный, И-391 в народе до сих пор
популярна. А тут подвернулся ее
красноярский вариант. Не смутило даже то,
что продавец снисходительно ухмыльнулся,
когда я ткнул пальцем в выбранный экземпляр.
Сам себя успокаивал — вот
поезжу, напишу что-нибудь: плохое или
хорошее. Почему-то была уверенность во
втором. Однако на деле все оказалось иначе.
Поначалу все было просто
замечательно. Всесезонный рисунок
протектора позволяет вполне уверенно
чувствовать себя на городских улицах в
слякоть и на гололеде. Не Blizzak конечно, но
при такой цене требовать чего-то особенного
нельзя. Но если реально подходить к
возможностям шин, то ведут они себя вполне
достойно. По крайней мере, такого, чтобы
конкретно «поскользнуться»
на скользком подъеме, не было. Один раз
только не удалось с первой попытки
забраться на сильно обледенелую горку, да и
то в межсезонье, когда манеру вождения
приходится корректировать.
|
Таким протектор должен быть |
Примерно два месяца
назад появилось чуть заметное биение,
отдача в руль. При этом оно то появлялось, то
исчезало. Еще через неделю биение стало
гораздо чувствительнее, но так же
неравномерно — то
сильнее, то слабее. Приподняв по очереди оба
колеса, я убедился в том, что диски ровные:
хорошенько раскрутил каждое колесо и
смотрел сверху на боковину покрышки,
отметив что профиль колеса нисколько не
смещается от оси вращения. Тогда я обратил
внимание на состояние протектора левой
шины и заметил, что в одной части покрышки
протектор выше — вылезла
грыжа. Стал проверять второе колесо —
та же картина. Теперь все стало ясно.
Качество обеих покрышек примерно
одинаковое, пробег тоже, так что грыжи
появились почти одновременно. При этом,
учитывая разницу в скорости вращения колес
в поворотах, иногда получалось так, что обе
грыжи вставали друг против друга, и биение
было не сильным, но как только они
становились в «противофазе»,
как отдача в руль серьезно усиливалась.
Что самое обидное — глубина
протектора была почти как у новой резины.
|
А таким он стал через 15 тыс. км |
Износ протектора
незначительный, но с такой резиной ни о
каком комфорте передвижения говорить не
приходится. Необходимо срочно менять. Что я
и сделал, поставив старые японские шины,
которые трудились на «девятке»
до замены. Состояние их тоже не ахти
какое — протектор на
грани износа (до полного обнажения
индикаторов износа осталось совсем немного),
однако это лучше, чем ничего.
Что называется —
сэкономил на свою голову. Теперь нужно
снова думать о покупке шин. И снова встанет
вопрос — отечественные
или импортные и за какую цену. Надеюсь, что
жаба больше не задавит.
О других проблемах
|
«Красный Яр». Яркий пример нелогичной экономии |
Сиденья «девяток»
— сколько о них сказано. Не живут они
долго. И на моей уже кто-то их подлатывал.
Похоже, в очередной раз «завалилось»
пассажирское. Нужно снимать и
ремонтировать. Покупка новых? Да зачем они
нужны, если каждый раз убеждаешься, что
предлагаемое в магазинах имеет далеко не
самое лучшее качество. А за две тысячи можно
купить сиденье и на разборках —
от какой-нибудь иномарки. Дорабатывать
придется, но зато «их»
сиденья гораздо лучше «наших».
Но проблема выбора еще впереди. Сначала
надо выяснить, возможно ли обойтись малыми
затратами?
|
Это сиденье не разложено, оно попросту сломано.
Для пожилой «девятки» — самое обычное дело |
Достают и другие
неприятности. Постоянная вибрация в салоне —
полностью от нее избавиться не
получается. Дешевая пластмасса по мере
старения становится еще более шумной.
Всякие уплотнители, прокладочки —
это все временные и малоэффективные
решения.
Наконец-то купил упоры на
заднюю дверь. К стыду своему, почти год
ездил, подпирая дверь алюминиевым уголком.
Багажником пользуюсь крайне редко, поэтому
постоянно забывал о том, что надо ставить
новые упоры. По счастью, не получилось так,
что купил их только после того, как дверь
упала на голову — такое
бывает. Так что сия участь миновала.
Вместо резюме
Вы все еще подумываете о
покупке подержанного отечественного
автомобиля? Что ж, это говорит о том, что вам
трудности нипочем. Очень похвально, если вы
человек «рукастый»
— иных отечественные машины не жалуют.
Уверяем — скучать не
придется, и руки всегда будут при деле.
Кирилл ЮРЧЕНКО
Эксплуатационные
затраты (руб.) на автомобиль ВАЗ-21093 за
период 10 Января — 25 апреля 2003 г. (пробег
2200 км) |
Запчасти |
Провода высоковольтные (имп.
силикон.) |
390 |
Бегунок |
120 |
Крышка
трамблера |
150 |
Коммутатор
Lucas (Германия) |
1400 |
Упоры
на дверь багажника (2шт.) |
300 |
Уплотнитель
двери багажника |
56 |
Трубка
омывателя |
30 |
Всего |
2446 |
Услуги СТО |
Ремонт
системы зажигания и системы питания (вместе
с запчастями) |
1200 |
Всего |
1200 |
Расходные
материалы и эксплуатационные
жидкости |
Тормозная
жидкость (1л) |
30 |
Тосол А-40
(1л) |
35 |
Всего |
65 |
Бензин
190 л |
1900 |
Итого |
5611 |
Эксплуатационные расходы за
указанный период |
2, 55 руб./ 1 км. |
Средние эксплуатационные расходы
с момента начала эксплуатации (при
общем пробеге с 1июня 2001 г 23000 км) |
42936 руб (. 1,87 руб./ 1 км |
"Автомаркет+Спорт" №17 30.04.03
|