искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Спецкогтингент

БЕРЕМ ОГОНЬ НА СЕБЯ

Ничего так буквально не ускорило человеческий прогресс, как начало получения из нефти бензина и других видов жидкостного топлива. При этом лучшие умы авто-, мото- или авиамоторной инженерии почти 150 последних лет только делают вид, что их ДВС-шедевры явились эпохальным изобретением.

противопожарная техника
Костюм химзащиты (слева) и теплоотражательный костюм

На самом деле они только совершенствуют методы сжигания мощнейшего природного энергоносителя, добывая киловатты из килокалорий в борьбе за господство на земле, воде и в воздухе.

В то же время другие умы, и уже совсем незаметно для общественности, бьются над другой проблемой — как и какими средствами обуздать неуправляемое, стихийное горение извлеченного на свет божий «черного золота» и прочих легковоспламеняющихся «драгоценностей». Этого не избежать в процессе добычи, переработки и потребления, а если не уметь укрощать такой огонь, то и все старания великих мотористов давно бы пошли прахом.

Вот и наш рассказ посвящен скрытой от посторонних глаз работе службы, где вся техника специально предназначена для борьбы с самым мощным и опасным огнем. Это — Отряд государственной противопожарной службы по охране Ангарской нефтехимической компании (ОГПС-7 ОАО АНХК).

То был самый обычный летний вечер. Огромный нефтехимический комбинат горячо дышал привычным рабочим ритмом. По километровым трубам текло «золотоносное» сырье, в исполинских крекинговых башнях оно нагревалось и расщеплялось на фракции. В бездонных чревах резервуаров остывали и покоились готовые нефтепродукты, на путях наливных станций жадно толкались черные утробы цистерн, суетились тяжелые маневровые тепловозы. Вращались, двигались и шумели тысячи механизмов.

Отлаженная за десятилетия техногенная машина работала ровно и грандиозно, когда на сырьевую базу комбината под разгрузку встали четыре железнодорожные цистерны с газоконденсатом. Всего около 200 тонн взрывоопасной жидкости. Начался слив из первой, по всем технологическим правилам. Но что-то все-таки не досмотрели, и кипяще-бурлящий при сливе конденсат вдруг вспыхнул. Через мгновение пламя оглушающе загремело и шарахнуло на десятки метров в высоту, оставляя вулканический черный дым, перекаленный воздух и первые жертвы. Погиб один человек, еще трое получили серьезные ожоги. Мирный производственный процесс враз был нарушен. Случился один из самых серьезных пожаров на АНХК. В любое время цистерны могли взорваться и натворить немало бед.

Но именно в эту минуту был запущен механизм, до сих пор казавшийся укромным и тихим, именно в эту минуту около двух десятков пожарных автомобилей взревели многолитровыми моторами и в боевой экипировке понеслись к эпицентру пожара, в самое пекло.

В считанные минуты готовые взорваться цистерны были окружены плотным кольцом из нескольких пожарных подразделений. Битва длилась три часа, пока огонь полностью не победили. Были израсходованы тонны дорогостоящего пенообразователя и тысячи кубометров воды, сожжены сотни литров топлива.

Все закончилось благополучно благодаря безотказной работе техники и мужеству пожарных. Несмотря на то что есть строго определенные боевые посты и обязанности, без опыта, высокого профессионализма и геройской инициативы такие пожары не тушатся. Подобный случай на одном из российских НПЗ закончился плачевно — упущенная из-под контроля ситуация привела к гибели нескольких пожарных и многомиллионному ущербу. В Ангарске победа досталась нелегко, но без тяжких последствий.

противопожарная техника
АЦ-2.5-40 ЗИЛ-433362
противопожарная техника
В кабине ЗИЛа просторно, но вентиляция могла быть и получше
противопожарная техника
Электронный блок управления насосом 
— удобно и вполне надежно

Биография ОГПС-7 ОАО АНХК начиналась в 1952 году, когда на базе Первого отряда УПО УМВД Иркутской области для охраны промплощадки ангарского комбината была создана военно-пожарная команда, впоследствии именуемая как ВПЧ-14. В ее боевой расчет входило всего пять автомобилей, один из которых резервный. Основное шасси: ГАЗ-51. По характеристикам техника не ахти какая — слабенькие насосы, малая мобильность, отсутствие высотных подъемников, но со своими обязанностями расчет справлялся, ведь и комбинат в те времена еще был далек от нынешнего облика. Со временем, конечно, техника менялась, автопарк разрастался, увеличивался личный состав. Боевое дежурство несли и ЗИЛ-164, и ЗИЛ-157, и даже Краз.

Сегодня ОГПС-7 состоит из 6 частей, и количество техники не чета пятидесятым годам — более семидесяти единиц.

К началу 2001 года основной несущей силой в ОГПС-7 было шасси ЗИЛ-130 как базовое шасси для всей прочей российской пожарной техники. Малую часть занимали вездеходы ЗИЛ-131, «Урал» и даже гусеничный тягач. Но в целом парк уже требовал серьезного обновления.

Коренным образом ситуация изменилась с приходом нового собственника — компании ЮКОС. В целях «укрепления технической оснащенности» было закуплено двадцать четыре новых автомобиля на сумму почти миллион долларов! А ведь именно двадцать четыре автомобиля находятся на постоянном боевом дежурстве при сегодняшних производственных мощностях АНХК.

По большей части были обновлены основные и самые востребованные на пожарах машины — автоцистерны и автомобили пенного тушения, оснащенные штатными пожарными насосами ПН-40 производительностью 40 литров в секунду. В этом боевом составе автоцистерны на шасси ЗИЛ-433362, часть из которых несут на себе 2,8-кубовую емкость для воды, совмещенную со 190-литровым баком для пенообразователя, а часть — это исключительно автомобили пенного тушения. Кроме того, появились два автомобиля пенного тушения на шасси КАМАЗ-53215, чьи цистерны вмещают уже по 7,5 кубометра пенообразователя.

противопожарная техника
ГДЗС АГ-12 ПАЗ-3205

противопожарная техника

противопожарная техника
Внутреннее убранство АГ-12
противопожарная техника
Вентилятор дымососа производительностью 7 кубометров 
в секунду

В общем, обновление основных машин получилось серьезным, хотя в строю остаются и автоцистерны на базе ЗИЛ-130, и четыре автоцистерны на базе «Урал», укомплектованные более надежными МАЗовскими дизелями и отличающиеся большим запасом пенообразователя.

Почему такое большое внимание к автомобилям пенного тушения? Уже сто с лишним лет более эффективного средства, чем пена, для тушения нефтепродуктов не придумано.

Историческая легенда гласит, что открытие огнегасящих свойств пены приходится на случай, когда загоревшуюся во время лабораторных экспериментов нефть удалось быстро погасить... пивом. Обыкновенная пивная пена закрыла доступ кислорода к горящей нефти, и та погасла.

Современные пожарные машины пенного тушения в своих цистернах пиво не возят, а возят куда более дорогой химпродукт — пенообразователь. Это такой мутноватый мыльный раствор, который в специальных устройствах смешивается с водой и потом через пеногенераторы подается к огню. По эффективности и, конечно же, цене, пенообразователи бывают разные. Тонна обычного отечественного пенообразователя стоит около 20 тысяч рублей, а вот особо эффективный французский пенообразователь марки Petrofilm тянет уже на шесть долларов за литр.

А сколько нужно пенообразователя для тушения того или иного пожара? На серьезных пожарах, например, при тушении самых больших резервуаров с горящими нефтепродуктами, пенная атака требует десятки тонн дорогостоящего средства.

Для подачи пеногенераторов на высоту нужны подъемники. Эту функцию выполняет коленчатый 30-метровый пеноподъемник, созданный на шасси КАМАЗ-53215. Кроме того, есть два пеноподъемника на гусеничном ходу, созданные на базе армейских транспортеров и рассчитанные на самые тяжелые условия пожаротушения. Одна из гусеничных машин была приобретена недавно — это внушительных размеров ПП-37, созданный на шасси транспортера МГТ с могучим 20-литровым дизелем мощностью 350 л. с. и запасом топлива в 360 литров. Этот пожарный левиафан в основном предназначен для тушения горящих резервуаров через высокоэффективную установку комбинированного тушения «Пурга» с высоты до 37 метров!

В целях безопасности для личного состава предусмотрено дистанционное управление пеноподъемником — до 50 метров.

Однако тушение пожаров на АНХК требует не только «высотной» работы, но и мощной поддержки с земли. И здесь кроме штатных лафетных стволов, установленных на пожарных машинах, используются передвижные лафетные стволы большой производительности. Гордость ОГПС-7 — это парочка лафетных стволов ЛСД-40У, изготовленных на иркутском предприятии «Восток» и установленных на шасси уже мастерами ОГПС-7.

противопожарная техника
АПТ-40 КАМАЗ-53215
противопожарная техника
Насосный отсек

противопожарная техника

Отсеки для ПТВ

Такой ствол способен обеспечить длину водяной струи до 65 метров и длину воздушно-пенной струи до 35-40 метров. Кроме того, на вооружении пожарных АНХК сегодня имеются похожие импортные установки. Это водопенные мониторы французских фирм Anfenor и Minotor, обеспечивающие дальность струи до 45 и 70 метров соответственно. Minotor даже базируется на двухосной тележке, а его производительность воистину впечатляет: 2300-4000 литра пенораствора в минуту!

Без воды, понятное дело, при тушении нефтепродуктов тоже не обойтись. Вода нужна для приготовления пенораствора, а также для охлаждения пеноподъемников, пеногенераторов, горящих резервуаров, близко расположенного оборудования и, если надо, пожарной техники. Воды нужно очень много и емкости штатных баков автоцистерн здесь недостаточно. На крупные пожары задействуется насосная станция ПНС-110 на шасси ЗИЛ-131, которая берет воду из водоемов и совместно с так называемым рукавным автомобилем может питать до 4 пожарных автоцистерн на расстоянии 4-5 километров! Сердце ПНС-110 — это 300-сильный дизель и насос производительностью 110 литров воды в секунду.

Багор и топор — типичный набор ручных вспомогательных средств на пожарных щитах, но с точки зрения тушения пожаров на АНХК — это инструмент каменного века.

В этой связи интересно отметить еще одно новое приобретение ОГПС-7 — это автомобиль газодымозащитной службы АГ-12, созданный на базе автобуса ПАЗ-3205. Очень любопытный агрегат, функции которого доставкой средств газо-дымозащиты далеко не заканчиваются. Автобус оснащен мощным генератором в 12 кВатт и переносным освещением. Электро- и гидравлическим спасательно-аварийным инструментом, в числе которых и обычные «болгарки», и гидрокусачки, способные перекусывать 16-миллиметровый прут. Иже с ними имеются пневмодомкраты с усилием в 10 тонн, помогающие в разборке завалов, особенно при извлечении оттуда людей. Конечно же, машина оснащена высокопроизводительным дымососом и защитной экипировкой для личного состава. Прежде всего, это аппараты со сжатым воздухом для автономного дыхания, а также костюмы химзащиты и те самые серебристые теплоотражательные костюмы (ТОК), в которых пожарные похожи на космонавтов в открытом космосе. По теплоотражающей способности такие костюмы тоже разные, выдерживающие тепло и в 200°С, и 800°С.

противопожарная техника
АКП-30 КАМАЗ-53215
противопожарная техника
Пеногенераторы

противопожарная техника

Система охлаждения пеноподъемника водой сделана самостоятельно

На службе ОГПС-7 еще с 90-х годов остается лестница и пеноподъемник на трехосном шасси грузового Mercedes с 280-сильным дизелем. Немецкая техника способна выдвинуть лестницу на высоту до 53 метров. Есть автомобиль порошкового тушения на базе КАМАЗ-53215, предназначенный для тушения электроустановок и вооруженный лафетным порошковым стволом с дальностью действия до 30 метров. С 6-тонным запасом порошка он способен один справиться почти с любой электроустановкой. Вот, пожалуй, это и есть боевой авангард ОГПС-7, который в том или ином составе выезжает на пожары. Если сигнал на выезд поступает по высшему, третьему разряду, то в таком случае выезжает семнадцать автомобилей, четырнадцать из которых основные и три специальные.

Как правило, примерный уровень опасности возгорания известен при поступлении сигнала, но реальная обстановка определяется только разведкой на месте. Главный же фактор, по которому оценивается уровень возгорания — это не высота и «красота» пламени, как может показаться обывателю, а характер горящего объекта и площадь возгорания. Отсюда уже высчитывается, какие средства потребуется для тушения. Конечно же, определяется сила и направление ветра — это поможет правильно расположить и использовать технику, а также учитывается расположение и взрывоопасность соседних объектов, дабы правильно организовать их охлаждение и защиту.

Конечно, даже при таком техническом оснащении пожарной службы АНХК без героической инициативы и мужества самих пожарных зачастую нельзя благоприятно решить исход сложных пожаров. Если вспомнить тот случай с газоконденсатом, то от пожарных первым делом требовалось отцепить вспыхнувшую цистерну от остальных. А дело усугублялось и тем, что пожар возник в закрытом ангаре. Но ребята это сделали, причем с таким высоким профессионализмом, что остальные три цистерны даже нагреться не успели.

Опять же, отказ техники в таких условиях — прямая угроза жизни и непредсказуемые последствия. Машины, как и люди, попадают здесь в более чем неестественные условия и требуют особого к себе отношения.

Пожарные автомобили «переднего края» не сделаны из специальных сплавов и не имеют специальных средств защиты. Они даже покрашены обычными автоэмалями. Подставить технику под тепловой удар — это ЧП, и такое исключается в принципе. Главное для них — это безотказная работа всех узлов и механизмов. Добиться авиационной надежности от пожарных автомобилей, даже отечественного производства, помогает не имеющее аналогов количество ТО: ежедневное, ежемесячное, сезонное, ТО во время пожара или учений, ТО после пожара и другие, в зависимости от назначения машины. Оно, конечно, пожарный ЗИЛ на АНХК нельзя сравнить с грузовиком на какой-нибудь автобазе. И даже с городскими пожарными машинами, которые только по ложным вызовам в день выезжают больше, чем на АНХК за год. Так, за 2002 год по тревоге было всего 7 выездов.

И тем не менее за «отдых» в теплых боксах и короткие пробеги пожарные машины расплачиваются специфичными перегрузками. Во-первых, всегда полные цистерны воды или пенообразователя сказываются на ресурсе подвески, во-вторых, жесткие нормативы на время выезда не позволяют хоть немного прогреть двигатели — после запуска практически сразу за ворота и газ «в пол», а машина загружена. В-третьих, на пожаре двигатели не останавливаются, а крутят мощные насосы на оборотах выше средних. А час такого режима для них эквивалентен пятидесяти километрам пробега по дороге. Кроме того, двигатель не получает естественного обдува воздухом и больше склонен к перегреву, особенно в летнюю жару. На старых пожарных ЗИЛах даже устанавливалась дополнительная система охлаждения для двигателя, но при наших невысоких средних температурах перегревы моторов на пожарах не столь актуальны. И все же главная обязанность водителя-механика, когда двигатель работает в паре с насосом, — это следить за температурным режимом, за состоянием соединительной муфты и периодически подтягивать сальниковую набивку вала насоса.

Кроме того, пожарные машины АНХК выезжают на занятия, учения, смотры и общественные мероприятия, связанные с риском возгорания, а также могут помочь городским частям в особо тяжелых ситуациях. В целом же срок службы пожарных машин определен не слишком долгий: 7-10 лет в зависимости от назначения.

Было бы наивно предполагать, что отечественная пожарная техника лишена конструктивных недостатков. Так, например, у старых автомобилей пенного тушения стенки цистерн уязвимы против химически активного пенообразователя, к тому же они не имеют теплоизоляцию, что в условиях Сибири очень важно. Новые АПТ уже оснащены цистернами из нержавеющей стали и с утеплителем, хотя технической службе

ОГПС-7 пришлось принять дополнительные меры к герметизации крышек цистерн. Кроме того, у новых автоцистерн и АПТ оказалось не совсем удачное расположение насосов, особенно у КАМАЗов. А именно, не предусмотрен их принудительный подогрев или теплоизоляция, что при длительной работе на морозах тоже может сказаться не лучшим образом. В этом плане старые ЗИЛы были более «продуманные» — насосы в них соседствуют с выхлопной системой и подогреваются естественным способом. КАМАЗ с точки зрения тактико-технических данных вообще оказался для пожарных автомобилем противоречивым. И это связано не только со спецификой работы на АНХК. С одной стороны, есть такие замечательные качества, как цистерна большой емкости, мощный «резвый» дизель, хорошая динамика, удобные емкие отсеки для ПТВ (пожарно-техническое вооружение), эффектная светопроблесковая система с громкоговорителем, что весьма полезно на пожарах и чего не было на старых машинах. А с другой стороны, 3-местная кабина не позволяет разместить в машине полноценный боевой расчет, насос в условиях Сибири уязвим от морозов, да и КАМАЗовская тормозная система, которая теперь устанавливается и на новых ЗИЛах, сказалась на нормативах выезда, которые пришлось немного увеличить. Есть в пожарных КАМАЗах и такой недостаток, как слабоватое крепление для ПТВ, которое приходится усиливать самостоятельно.

Так что основное назначение АПТ на базе КАМАЗа — это доставка к пожару большого объема пенообразователя, по части чего в условиях тушения на АНХК ему нет равных.

противопожарная техника
Лафетный ствол с дистанционным управлением ЛСД-40

Если говорить об эксплуатационных особенностях гусеничного ПП-37, то к условным недостаткам можно отнести его конструктивную тихоходность, вызванную и довольно тяжелым «навесным» оборудованием. Крейсерскую скорость транспортер развивает не более 15-20 км/час, но поскольку этот выдающийся «убийца» огня базируется непосредственно на огнеопасной территории, то скоростные качества здесь не столь актуальны. И расход топлива около 140 литров на сто километров, конечно же, здесь имеет лишь символическое значение.

Попутно отметим, что все обслуживание техники ОГПС-7 и мелкие ремонты выполняются силами пожарных частей, и только самые серьезные ремонты делаются на АТПр АНХК.

А что же импортная техника? Может, предприятию стоит закупать больше зарубежных машин? Более-менее ясный ответ может дать опыт эксплуатации имеющегося Mercedes. Однажды у «Мерса» отказала электроника управления. А была и чисто механическая поломка — ни с того ни с сего «полетел» стартер. Связались с немцами, те отвечают: «Без проблем, ребята, оплачивайте 3000 долларов, и будет вам новый стартер, но только месяца через три-четыре».

Такой расклад технической службе ОГПС-7 показался нереальным, и решено было обратиться за помощью к специалистам АТПр АНХК. Там повертели стартер в руках и довольно быстро определили: «Ерунда, многие детали подойдут от «Икарусовского» стартера». Все подогнали, сделали и поставили быстро и, как говорится, за символическую стоимость.

противопожарная техника
ПП-37

Снаружи похож на установку ракетно-залпового огня. Весьма впечатляющий механизм по всем показателям

В общем, ломается и очень дорогая зарубежная техника, а «фирменный» ремонт обходится недешево, так что содержать большой парк импортных пожарных машин пока не представляется возможным даже для АНХК. По большому счету, при тушении нефтепродуктов важным является не только боеспособность и технический уровень машин, но и сама технология тушения. И вот здесь как раз наметился серьезный прорыв. Сейчас в ОГПС-7 внедряют экономичную и очень эффективную технологию так называемого подслойного тушения, призванную «укрощать» горящие резервуары. Суть ее в том, что пенораствор подается не сверху на огонь, а непосредственно в резервуар, после чего пенораствор всплывает на поверхность горящего нефтепродукта и перекрывает доступ кислорода.

Тихо и чисто в больших ангарах. На покатых, угловатых и плоских частях машин, ухоженных «под зеркало», покоится матово-красная печать особой автомобильной судьбы. Большие, торжественные и великодушные, машины эти так не похожи на своих гражданских собратьев по «образу жизни», на первый взгляд, такому мирному и спокойному. Но никто не знает, когда прозвучит сигнал тревоги, который может быть отсчетом большой беды. И тогда «музейная» идиллия разорвется грохотом моторов, и через 3-5 минут эти бравые машины уже будут разворачиваться боевым порядком под огнем стихии. И с ним они обязательно справятся. Работа такая.

Признаться, с тех пор, когда мне удалось познакомиться с пожарной службой АНХК, я, по крайней мере, уже не так остро переживаю по поводу ценников за бензин на заправках. Теперь я знаю, что часть расходов оправдана работой людей и техники, которая совсем не заметна в нашей повседневной жизни.

В. ЛАРИН
Фото автора

 "Автомаркет+Спорт" №19 16.05.03




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика