искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Альтернатива
Квадроцикл Bombardier

СПЕЦНАЗ

 

Квадроцикл Bombardier

 

Четыре колеса, двигатель внутреннего сгорания, трансмиссия — казалось бы, на эту тему ничего уже не придумать. Как бы не так: американцы создали принципиально новое средство передвижения — ATV или, как его чаще называют у нас, квадроцикл. И случилось это не вчера — полтора десятилетия назад. Официальный дилер Bombardier в Восточной Сибири фирма «Иркут БКТ» презентовала вездеход Traxter XL, который побывал на тесте в нашей редакции.

ПИОНЕР

Квадроцикл Bombardier...Показалось, что сейчас перевернусь через левое переднее колесо. Во сколько же это обойдется редакции? Круто вывернув руль в сторону предполагаемого переворота, я дал газу и с легкостью пушинки слетел с пригорка. Снимок позднее показал — до переворота было еще ой как далеко.

Так проходил первый в нашей редакции тест квадроцикла. Traxter TL — далеко не новинка на рынке — появился еще в 1999 году, и не самый продвинутый среди собратьев — предназначение у него сугубо утилитарное: преодоление тяжелого бездорожья. Что, в общем-то, не исключает, как ни странно, получения от его эксплуатации удовольствий и использования в развлекательных целях.

Квадроцикл Bombardier
«Глазок» для контроля тормозной жидкости

Первое, что бросается в глаза при знакомстве с Traxter — мотороллерная компоновка, которую Bombardier применил первым в классе: так называемая проходная конструкция. То есть при посадке не надо перекидывать через сиденье ногу. Правда, для инженеров такое решение весьма сложно — жесткую хребтовую мотоциклетную раму пришлось заменить пространственной, что сложнее и дороже. Зато как удобно: традиционная мотоциклетная компоновка в данном случае мне показалась просто архаичной. Другой плюс подобной системы — простота доступа к двигателю: достаточно снять сиденье-кожух и все под рукой. Радиатор системы охлаждения перенесен в заднюю часть, и выделяемый теплый воздух сидящему не досаждает, а при необходимости он направляется в зону ног.

Квадроцикл Bombardier
Переключения функций — одним пальцем

Внешне Traxter красив и элегантен, черный цвет гармонирует с темно-зеленым, на общем фоне стильно выглядят белые диски колес, трубы порогов и кенгурятник. На общее впечатление играют и надписи, и аппликация на индейские темы (намек на использование транспорта аборигенами).

Оборудования минимум — из светотехники есть только передние фары и задний стоп-сигнал, а также световозвращатели красного и желтого цвета (в зависимости от стороны расположения). Та же разумная достаточность на панели приборов: индикатор температуры охлаждающей жидкости, включения света и режимы КП. Запуск двигателя производится кнопкой «старт» большим пальцем левой руки после включения зажигания (замок по центру рулевой колонки). Большим пальцем левой руки переключаются и передачи, точнее, отдается на это команда: электрогидравлическая система делает эту операцию после легкого нажатия на клавишу желтого цвета. Верхняя часть повышает передачу, нижняя понижает. Большому пальцу правой руки дана возможность управления дроссельной заслонкой — нажимая на маленький рычажок. Опытным мотоциклистам такое решение может показаться неудачным, ведь рукоятку газа принято вращать. Но мне это было вполне удобно. Тормозами командуют два рычага на руле и педаль под правую ногу. Левой рукой или ногой задействуется механизм задней оси, а он один для обоих колес (дифференциала-то нет). Движением правого рычага сжимаются диски передних колес. Усилие от рычагов к исполнительным механизмам передается посредством тормозной жидкости, сигнальный глазок находится на руле, над рычагом газа.

Квадроцикл Bombardier
Мини-самосвал?

Еще один орган управления — рычаг трансмиссии расположен слева от рулевой колонки. Порядок включения: паркинг, реверс, нейтраль, движение вперед и понижающая передача. Прямо гидроавтомат автомобиля. При всей общей эргономичности конструкции, этот рычаг не очень удобно расположен: для включения передачи надо наклониться и перегнуться через руль или слегка повернуть его вправо.

У транспортного средства нет ни одной шкалы, даже спидометра. Работа Traxter
Квадроцикл Bombardier
Тормоз один на два колеса
измеряется не в километрах, а в моточасах (первые десять обкаточных производителем предписано выполнить продавцу — в качестве предпродажной подготовки).

Из специального оборудования на Traxter установлен пластмассовый кузов с откидывающимся на 90 градусов задним бортом. Сам кузов легким движением руки освобождается от фиксатора и наклоняется для полной разгрузки. Со стороны кузов выглядит как игрушка и вызывает ассоциации с объемными бортами детских автомобильчиков. Тем не менее его объем 160 литров, а грузоподъемность 270 кг — не каждый автомобиль столько вывезет, тем более, что на переднем багажничке можно перевезти еще 40 кг, в боковые боксы сложить еще 13, и это без учета веса водителя, ограничений для которого не предусмотрено. В итоге грузоподъемность достигает величины среднеразмерного универсала.

Квадроцикл Bombardier
Немаленький и герметичный

В передней части, которую так и хочется назвать капотом, установлена мощная несъемная рама из труб с крышкой глубокого герметичного бокса по центру. Спереди у Traxter предусмотрена возможность крепления навесного оборудования — лебедки с электроприводом, тросоукладчика, ножа-бульдозера. На мощной балке заднего моста установлено сцепное устройство для плуга, бороны, культиватора и прочей «навесной» колотилки-молотилки. В принципе из Bombardier можно сделать как мирный комбайн, так и агрессивное подобие боевой машины разведки — все зависит от применения дополнительного оборудования: есть держатели для оружия, дополнительных фонарей, сеток, чехлов, на руль можно установить защитные кожухи и ветровое стекло для защиты водителя при езде по густым зарослям. Причем все навесное есть в ассортименте Bombardier под конкретную модель квадроцикла — вместе с аксессуарами и фирменной униформой.

ПОЕХАЛИ

Забегая вперед скажу — Traxter удивил как своими возможностями, так и комфортом передвижения. Но обо всем по порядку.

Квадроцикл Bombardier
Двигатель как на ладони

Посадка серьезно отличается от мотоциклетной — сидишь высоко, ноги сдвинуты и не очень-то согнуты в коленях. Пуск двигателя очень прост — как в детском электромобиле: поворачиваешь ключик и нажимаешь кнопку старт (при холодном пуске надо еще прикрыть в карбюраторе воздушную заслонку, кнопка ее привода справа на рулевой колонке). Руль «рогатый», но звук двигателя не мотоциклетный — четырехтактный и не автомобильный — всего один цилиндр. Вибраций почти нет. Запускать двигатель можно на любой передаче: Traxter не прыгает вперед, а едет только при увеличении оборотов, когда вступает в действие центробежное сцепление. Для начала движения рычаг переключения передач надо перевести в соответствующее положение, а затем осторожно жать на газ. Момент на колесах тракторный, без проблем можно тронуться и на третьей передаче, а при сноровке и на пятой. Если дорога есть, то можно быстро перебирать передачи вверх: нажал верхнюю часть клавиши — раздался характерный мотоциклетный щелчок, даже «газ» можно не трогать, хотя опыт подсказывает, что лучше его сбросить. Электроника и гидравлика сама разъединит муфту сцепления и задействует ее после включения передачи. Перед подъемом лучше перейти на пониженную передачу (а если он возник неожиданно — остановиться и начать с первой). Кстати, про подъемы — показалось, что Traxter может забраться хоть куда, как паук.

Наши упражнения на бездорожье подтвердили высокие внедорожные возможности квадроцикла. «Засадить» его можно только там, где и ворона не рискнет присесть. Подъемчики и косогоры он преодолевает играючи, причем, когда у сидящего от собственной смелости захватывает дух (кажется, сейчас он завалится или перевернется через передние колеса), оказывается, что до критической отметки еще далеко.

Квадроцикл Bombardier Квадроцикл Bombardier
То вниз, то вверх

Засушливая весна не дала нам возможности для эффективных ракурсов — грязь из-под колес не летела. Но зато мы поняли, что единственная возможность остановить Traxter — подвесить все его четыре колеса в воздухе. Пока хоть одно из них цепляется за землю, он едет. Средние по глубине броды он проезжает, не замочив ноги водителя, хотя кажется, что это невозможно.

Механическая КП с полуавтоматическим переключением позволяет лишний раз не задействовать тормоз — при сбросе газа Traxter быстро замедляется вне зависимости от включенной передачи. При длительной езде по тяжелой местности можно особо не беспокоить коробку передач, достаточно выбрать одну подходящую передачу — при изменении сопротивления под колесами она компенсируется работой двигателя.

Тормоза Traxter разочаровали. Нет, тормозит он хорошо даже одним контуром, но хочется при меньшем усилии на органах управления получить «автомобильное» замедление.

Квадроцикл BombardierКроме косогоров и буераков, довелось поездить и по дорогам — как по асфальту, так и по гравийке. На неровности гравийки Traxter не реагирует, мелочь сглатывает, на пологих волнах покачивается, а перед большими ямами лучше затормозить — не дай бог, из седла вылетишь. На асфальте его характер типично вседорожный — большинство выбоин не замечает. С ростом скорости четко ощущается увеличение усилия на руле, сказывается отсутствие дифференциала в заднем мосту, при повороте какое-то колесо задней оси ему усиленно сопротивляется. По большому счету Traxter и не предназначен для движения по таким дорогам — он даже не оборудован соответствующей светотехникой.

Квадроцикл BombardierПридет время, в наших краях ATV будут встречаться не реже, а то и чаще тракторов. Возможно, это будут аппараты second-hand — все же запрашиваемых за Bombardier Traxter XL $11500 для завзятого дачника или фермера средней руки многовато. Нет и культуры применения подобной техники, хотя представить варианты ее использования несложно. Пока же такую технику, как и водные скутера, покупают состоятельные любители развлечений. Его запросто можно загрузить в Land Cruiser и выгрузить там, где автомобиль уже не пройдет...

Николай РУДЫХ.
Фото Сергея ПОДБЕРЕЗКИНА

 "Автомаркет+Спорт" №20 23.05.03




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика