искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Опыт эксплуатации
Toyota Tercel

КУРС АВТОМЕХАНИКА

Toyota Tercel

 

Никогда не думал и не мечтал, что стану автомобилистом, и у меня будет автомобиль, но судьбе было угодно, чтобы это случилось. Началось все в 1993 году, когда директором частного предприятия вместо долгов по зарплате мне был предложен автомобиль «в хорошем состоянии, на ходу». Так как деваться было некуда — или авто, или ничего, я согласился.

Поехали смотреть. Это было жалкое зрелище: стойки убиты напрочь, машина висела на пружинах, с правой стороны на дверях вместо стекол — оргстекло, передняя оптика разбита и склеена скотчем, зеркала отсутствовали. Резина лысая, не было и намека на протектор, глушитель, казалось, был сделан из бумаги и сминался при попытке его посмотреть. Воздушный фильтр отсутствовал. По правде сказать, место этому автомобилю было на свалке. Как ни странно, машина завелась и даже поехала. С этого момента и началось мое становление как автомобилиста и моя эксплуатация Toyota Tercel 1983 года выпуска с автоматической коробкой передач.

Сразу скажу: машина оказалась живучей при том, что прежний хозяин насиловал ее как хотел. К примеру, месяца полтора ездил почти без масла. Свечи не менялись со дня ее выпуска, и чтобы их выкрутить, пришлось потратить около трех часов. Когда я посмотрел на свечи, то очень удивился: корпусный электрод был толщиной с волосок.

Ездить очень хотелось, значит, надо было начинать ремонт. В то время с запчастями было трудно, дефицит всего, но кое-что найти было можно.

Начал ремонт с амортизаторов, прокачивать старые было бесполезно — сальники порвались, а на штоках были глубокие царапины. Для снятия пружин специально купил стяжки (как показал опыт, лучше покупать два комплекта стяжек). Для надежности ставил на пружины три штуки — гарантия, что не слезут с витков. Когда поставил две, нечаянно уронил, стяжки соскочили, и освободившаяся пружина начала скакать по гаражу — ударилась о металлические ворота, оставив на них глубокую вмятину. Так как передние стойки разборные, поставил патроны от восьмой модели ВАЗа, длина совпала с родными, а назад установил комплектные амортизаторы от «восьмерки», но передние. Не совпадали только отверстия крепления ступицы, но ничего, круглым напильником расточил и закрепил их в корпусе.

Прокатился, машина ожила — перестала скрипеть и бренчать. Но все равно на кочках проседала и корпусом цепляла задние колеса. Все-таки задние стойки были немного короче, но выход из этого был найден. Заказал токарю удлинители для болтов крепления стоек к корпусу, зад машины немного приподнялся, и корпус не цеплял за колеса даже при максимальной загрузке.

Как-то неаккуратно хлопнул дверью, с нее осыпалась штукатурка: оказалось, дверь была сильно мятая, ее как следует не выправили и замазали шпатлевкой в два пальца толщиной, вот она и осыпалась. Решил поковырять заднюю дверь, та же картина — шпатлевки ребята не жалели. Объехал все авторазборки в поисках дверей. Нашел в «Автобаксе» недорого. Но появилась очередная проблема — двери установил, но закрывались они неплотно. Пришлось подтачивать узел крепления дверей к кузову. Ну и, как говорят, чем дальше в лес... Чем больше вникал в автомобиль, тем находил все больше неисправностей, про себя ругая бывшего хозяина, занимался ремонтом дальше. Установил новый воздушный фильтр, сделал промывку двигателя (вываливались куски грязи), произвел замену масляного фильтра (стоял фильтр от ВАЗа — резьба у них одинаковая).

Через два месяца эксплуатации обнаружил, что воздушный фильтр забрызган моторным маслом. Обратился в одну известную в Иркутске мастерскую. Механик, сделав очень умное лицо, вынес приговор: «сдохли» маслосъемные колпачки. Нашел нужные и привез их для ремонта, который растянулся на неделю. Конечно, имел бы навыки подобного ремонта, сделал бы сам. Не выдержал, приезжаю — конь не валялся. Спрашиваю: «Когда»? «Щас, один момент, иди часок погуляй (неделю автомобиль простоял). Через час: «С тебя, мужик, со скидкой за ожидание 600 рублей». Спрашиваю: «Где старые колпачки?» «А они тебе зачем?» Правда, глупый вопрос...

Подъезжаю к дому и понять не могу, почему встречные пальцами на капот моей машины показывают. Останавливаюсь, оборачиваюсь назад, а за мной шлейф дыма, как за подбитым бомбардировщиком. На радостях после сделанного ремонта не обратил во время движения на это внимание. Поднимаю капот, из-под него столб дыма, но пламени нет. Оказывается, масло под давлением из-под крышки двигателя выгоняло на движок, и оно обгорало. Круто — работа по замене колпачков сделана на высшем уровне. Машину — в гараж, стал разбираться. Оказалось, что герметик намазан по масляной поверхности, ее даже не протерли. Крышка вверху оказалась треснутой: перетянули болт крепления, и крышка лопнула. Как впоследствии оказалось, колпачки никто не менял. Тяжело, конечно, чувствовать себя в роли лоха.

Промыл крышку бензином, заклеил эпоксидной смолой, добавив в нее в качестве наполнителя алюминиевой пудры. Получилось хорошо — самому понравилось. После этого проверил замену колпачков — стоят родимые, но только почему-то старые, задубевшие и ставшие от времени деревянными. Пришлось закупать по новой и, почитав соответствующую литературу, устанавливать самому. Вообще, процедура не очень сложная, но требующая внимания. Отмыв и очистив кромки прилегания крышки, нанес герметик, дал ему немного подсохнуть и закрепил крышку. Теперь этот вопрос ремонта был закрыт. Но самое интересное было то, что масло так и продолжало гнать в воздушный фильтр, значит, причина была не в маслосъемных колпачках.

Решил произвести замер компрессии в цилиндрах. Купил компрессометр, выкрутил свечи и проверил компрессию, в первом цилиндре давление было 5,6, в остальных — 10,5 . Теперь многое стало ясно — почему двигатель при работе немного трясло, почему масло попадало в фильтр. Залегли или закоксовались кольца. Решил попробовать их отмочить, затея, конечно, авантюрная, но, собственно говоря, терять было нечего — сделал адскую смесь: керосин, ацетон и добавил еще жидкости для промывки карбюраторов. Взял медицинский шприц и по 200 кубиков залил в каждый цилиндр. В течение трех дней цилиндры отмокали. После чего, закрыв свечные отверстия тряпкой, стартером прокрутил движок, чтобы убрать остатки смеси. Проверил компрессию, в первом манометр показал 9,2, в остальных — 10,8. Завел машину, из глушителя минут пять валил черный дым, а двигатель трясло так, будто он собирался развалиться на части. Потом его работа стала ровнее, а когда прогрелся, заработал без подергиваний и равномерно. Последующая процедура — настройка карбюратора, так как после изменения компрессии увеличились обороты холостого хода. После проведенных восстановительных работ я с этим двигателем проездил еще года два. За это время заменил глушитель (поставил от «восьмерки», пришлось только фланцы от старого обрезать и переварить на новый, по диаметру они совпадали), переднюю оптику (стекла фар мне сделали из оргстекла в одной из фирм в Иркутске-2, мастера заверили, что стекло не мутнеет, и царапин на нем не будет, так оно и оказалось).

Как-то обратил внимание, что при поворотах с левой стороны стал прослушиваться посторонний хруст, оказалось, что этот звук идет от ШРУСа. Пришлось научиться снимать приводы. Оказалось, что в ШРУСе произошла внутренняя выработка. А так как ШРУС с приводом у этих моделей машин неразборный, то и найти его не представлялось возможным. В итоге предпринял следующий эксперимент: рашпилем наточил опилок из свинца и меди, смешал все это со смазкой для ШРУСов и набил в ШРУС. Медь и свинец накатываются на стенки внутри ШРУСа, и происходит на некоторое время восстановление. Пришлось еще произвести замену пыльников, по размеру подошли от «Нивы», специально подобрал с эластичной резиной. Хруст пропал, но подобные присадки приходилось делать каждый сезон, пока случайно на авторазборке не нашел привод.

Следующей ступенькой в освоении машины была замена рулевых наконечников, сайлент-блоков и шаровых опор. Конечно, пришлось потрудиться — все прикипело и приржавело. Конкретно для моей машины удалось найти не все, пришлось подбирать от других моделей по виду и размеру, но люфта уже не стало.

Так постепенно, шаг за шагом, я приводил свое авто в нормальный вид и в рабочее состояние. Но время и нещадная эксплуатация бывшим хозяином сделали свое дело, у двигателя снова упала компрессия, и он погнал масло в фильтр. Реанимация уже не помогала, требовался капитальный ремонт, по стоимости сопоставимый с покупкой двигателя.

Как-то уже привык к этой машине, на покупку другой денег не было, поэтому было решено брать двигатель. Обзвонил фирмы, занимающиеся продажей моторов, нашел в «Нью-Форме» привезенный из Японии. Чистенький, с комплектом вакуумных трубок, каждая трубка заглушена. Объяснили, что предпродажную подготовку делали в Японии, двигатель ЗА выпуска 1986 года. В общем, верилось, что готовили его там, потому что в другой фирме мне показали движок в таком состоянии, как будто его выдернули из помойки и денег там хотели в полтора раза больше. Мотор в итоге я купил. Теперь встал вопрос, где перекинуть движок. Коллеги по работе расхвалили одну мастерскую в районе аэропорта. Дозвонился, с мастером обговорили стоимость работ, в какие сроки сделают, объяснил, какая машина, год выпуска. Сказали, приезжай. Приехал, автомеханики посмотрели, поставили на подъемник, заверили, что завтра к вечеру будет готова. Подумал, серьезные мастера, свое слово сдержат. На следующий день приезжаю после обеда... Как висел мой Tercel на подъемнике, так и висит, рядом никого. Нахожу механика, которому поручили заниматься моей машиной. Спрашиваю, когда же он ею займется? Получаю оригинальный ответ: «Машина старая, гайки и болты не отвернешь, стоить это будет дороже». «А вы пытались?» «Да и так по ней видно!» Ищу мастера. «Знаешь, — говорю, — мужик, пусть машину опустят с подъемника, поеду однако я домой и займусь ею сам». Но деньги, видимо, им очень были нужны, около моей машины появился механик и стал изображать работу. Договорились, что все-таки ее через день сделают. Сделали, завели, поработал двигатель и заглох. И так несколько раз — запускается и глохнет. Механики разводят руками, не знают, в чем дело. Но когда газу поддаешь, то работает. Говорю: «Это не работает электромагнитный клапан отсечки холостого хода — разводка по управлению клапаном не совпадает, ведь двигатель немного другой модификации». Электрика толкового, который бы нормально разбирался в электросхемах, не нашлось. Пришлось уезжать, постоянно газуя. Интересный был расчет: мастер начал плакаться, сетуя на трудности жизни, детям на молоко не хватает и т. д. «Добавь, мужик, по бедности, механики так старались, кое-как двигатель сдернули с машины, и вообще... денег хочется». «А как же с недоделанной работой?» «Электрик будет через неделю...» В общем, выклянчил еще пару сотен. После чего я твердо решил в сервис больше ни ногой, учить нужно матчасть и делать ремонт своими силами.

На следующий день в своем гараже стал разбираться с клапаном. Прозвонил. Все оказалось просто: карбюратор отличался от старого конструкцией, был он с постоянным давлением, и клапан управлялся по двум проводам изолированно от корпуса, а на старом по одному и корпус. Когда подсоединил правильно, двигатель заработал без проблем. Но я не знал еще, что меня ждет после переустановки двигателя. Через некоторое время в салоне появился запах тосола, сначала как-то не обращал на это внимания, но когда стали запотевать без причины стекла, принялся искать источник запаха. Поднимаю коврик, а под ним целая лужа тосола, а в радиаторе, естественно, уровень упал. Откуда? С помощью подсветки выявил — с района, где стоит печка. Прохудилась? С чего бы? Пришлось снимать торпедо. В первый раз потратил на это полдня. Добрался до печки, оказалось, автомеханики умудрились обломать патрубок печки, конечно, тосол потек в салон, пришлось запаивать. Заодно промыл печку и радиатор. Все это снял, принес домой и под сильной струей воды промыл. Грязи и накипи вымыл предостаточно. Так как панель была снята, очистил систему воздуховодов, заменил поролон на фильтрах. Если бы не печка, наверно, никогда и не залез бы под панель. Смазал ЦИАТИМом тросики. Установил все на свои места, залил тосол, завел двигатель при открытой крышке радиатора, уровень тосола немного упал, и когда перестали идти пузыри, долил тосол до нормального уровня.

Да, еще немного об эксплуатации и о качестве нашего тосола. Так вот, вышеназванный карбюратор имеет устройство «сильфон», на основе биметаллической пластины, которую нагревает протекающий через отверстия тосол — она выдвигает шток, который, в свою очередь поворачивая заслонку, регулирует и устанавливает обороты холостого хода. И вот любимый нашим народом тосол проел за три года металл этого устройства, и оно просто развалилось. Пришлось опять бросаться на поиски, но уже карбюратора. Отдельно этот регулятор не продается. Переставил, отрегулировал. Вывод можно сделать такой — своими руками делая ремонт, набираешься соответствующего опыта и начинаешь понимать, что деньги мы отдаем за свои незнание и неумение. Сейчас появилось достаточно много литературы по ремонту иномарок, поэтому многое уже можно делать по науке.

И последнее. Купил и установил багажник на крышу, так как летом в нем есть необходимость. Во время поездки слышится какой-то посторонний свист, с ростом скорости свист перерастает в рев реактивного самолета. Первая мысль, пришедшая в голову — огорчились ступичные подшипники. Стал прислушиваться, звук почему-то идет сверху. Странно, что это может быть? И вот, когда свист достал окончательно, как-то опустил стекло — звук отчетливо послышался слева сверху. И тут вдруг стало понятно — свист издает багажник. Снял его, свист исчез.

Наличие машины — это вечный ремонт, но все равно я ее никогда не поменяю даже на новое авто российского производства. Просто я достаточно видел и слышал, как наши новые машины с первого дня после покупки ломаются, выдавая кучу дефектов. А у меня ремонты после достаточно длительного срока эксплуатации, поэтому вывод для себя можно сделать в пользу «японки».

Юрий Сергеевич.
Вод. удостоверение N074938

 "Автомаркет+Спорт" №20 23.05.03




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика