Большое путешествие
"ХОЛОСТОЙ" ПРОБЕГ
Два года назад на Урале, куда я
ездил от Иркутска своим ходом, мне пришла в
голову мысль — вот бы
перегнать и продать здесь «японца».
Прошел год — наступило
лето-2002. Я продал свою Carina, проездив на ней
год, и остался безлошадным. Хотелось
приобрести машину достаточно вместимую,
желательно универсал, на механике (две
предыдущие машины Carina и Bluebird были с АКП, но я
не в восторге, не лежит душа и все тут), и
обязательно с дизельным двигателем. Машину
присматривал с таким расчетом, что если не
будет выгодно продана, то останется для
себя. Недели 2-3 ушли на поиски, а между делом
я ремонтировал и перестраивал гараж. И вот в
одно из посещений авторынка в Рабочем была
выбрана Corolla 1991 года, универсал, МКП, с
дизельным двигателем 2С, белая, грузопассажирский
вариант, салон DX, без опций, в народе —
«деревянный».
Да, зеркала не складываются, не
регулируются электроприводом, как на Carina,
но разве это главное? Коробка механическая,
как я этого и хотел, сиденья не велюровые, но
какая разница, на чем сидеть? Зато есть
электроподъемники, центральный замок и
кондиционер, что было странновато для
салона DX. Машина с местным пробегом в 4 года
и 48 тыс. км.
Завели, послушали, понюхали,
проехали: дышит легко, не коптит, не стучит.
Внешний вид отличный. Знаю, что так не
должно быть после 4-х лет местной
эксплуатации, но хозяин показался мне очень
аккуратным. Машина покрашена, но
качественно и с душой. На одометре 168000 км, но
я отнесся к этому спокойно. Хозяин
рассказал, что брал ее в Находке, с 120000 км
пробега 4 года назад, т. е. в 1998 году. Похоже,
что правда. В общем, сговорились.
Дополнительно выпросил расходники: три
топливных японских фильтра, три свечи
накаливания и, самое ценное, четыре новых
распылителя форсунок.
Перед новой поездкой на Урал
сменил масло, купил ремни (их три, в т. ч. ГРМ),
масляные фильтры — аж 4
штуки. Заехал в шиномонтажку. При
балансировке обнаружилось, что одно колесо
с разрывом внутреннего корда, хотя я этого
не заметил. Перекинул это колесо на задок,
другое же переднее было с небольшим
вздутием, но обнаружилось это уже далеко от
Иркутска.
Незадолго до отъезда встретил
своего приятеля. Разговорились. Он недавно
вернулся из Сургута — пригнал
оттуда «Волгу»
1996 года, вроде бы за 30000 рублей взял по
объявлению и остался очень доволен.
Нахваливал Сургут с его ценами на машины и
денежными северянами. Вот и подумалось мне: «А
почему бы не заехать, всего-то 800 км на север.
Чем черт не шутит, продам — не
продам, так хоть разузнаю что к чему».
Выезжать решил рано утром,
часиков в 5. Настроение бодрое, погода
отличная, дорога — тоже.
Иркутская область запоминается грунтовкой,
пылью и нестерпимым желанием поскорее ее
проехать. В 21.00 местного времени
останавливаюсь на ночлег в Емельяново за
Красноярском. Проехал за 15 часов 1100 км.
Сгонял на речку Качу, помыл машину,
искупался, вернулся в кемпинг и загнал
машину на стоянку. Разложил заднее сиденье
и с комфортом устроился в машине, поставив
ее среди дальнобойных фур. Да, универсал это
вам не седанчик какой-нибудь, места с
избытком. Моя «Королла»
чувствует себя прекрасно. Дизель и в
Африке дизель. Конечно, не так шустро
разгоняется, как бензиновая «зажигалка»,
но идет уверенно со скоростью 110-120 км/час.
А больше и не надо! Пробовал разгоняться до
140 км/час и был еще запас хода педали газа.
Долго ли, коротко ли, а вот уже и
Кемерово проскочил, подъезжаю к
Новосибирску, где немного поплутал.
Недалеко от Барабинска есть кемпинг «Ланта»,
где и остановился ночевать. А утром
снова в дорогу.
Представляете, раннее июльское
утро, солнце только встает, слева по
болотистой низине плавает туман. Справа за
лесополосами вроде бы деревня —
оттуда слышится мычание коров, какие-то
стуки, голоса. А из леса и болота «фьють-фьють»,
«кря-кря-кря» и
прочие птичьи песни. Душа замирает —
до чего же хорошо! Какая страна у нас
красивая, а живем... А может, потому так и
живем, что всего много и не ценим ни людей,
ни зверей, ни природу. Вот бы поняли это враз
все люди и творили только добро!
Размечтался немного. Дороги в Западной
Сибири очень хорошие — ехать
одно удовольствие. Но однажды, при разъезде
с КАМАЗом, с его площадки из-за кабины что-то
срывается и с грохотом и лязгом падает
позади моей машины. Секундой бы раньше...
Мысленно перекрестился.
К 11 часам подъехал к Омску. Чтобы
не блудить, дал таксисту 100 рублей, и он
быстро вывел меня из этого
препротивнейшего (в плане указателей)
города. А вот и трасса Омск—Тюмень.
Дорога-то вроде хорошая, но именно здесь я
пробил машину до отбоя и сломал один лист
рессоры слева.
Часам к 14.00 остановился у
кемпинга на 215 км трассы Тюмень —
Омск. Решил сходить, поговорить,
разузнать обстановку и путь на Сургут.
Подъехала «Волга»
— «86-й регион». О,
это северяне, точно все знают! «Как
на Сургут уехать через Тюмень?»
«А на фига тебе Тюмень? Вон, кольцо
видишь, и дорога уходит вправо? Там
грунтовка километров 20 типа лесовозной, но
у тебя (окинул взглядом мою машину) посадка
высокая, вроде не ниже жигулевской будет, да
еще 4WD, должен пройти. Через 200 км будет
Тобольск. Срежешь 300 километров».
Дорогу, которая порой вообще
уходила в лес и действительно была почти
лесовозной, Corolla одолела с честью, потом
проехали большое село Вагай, и появился
асфальт. Ура!
Утром было всего +10°С,
сыро — и это лето?! От
Тобольска до Сургута около 500 км, почти
рядом. Погода отвратительная —
то дождь, то туман. Навстречу едет мужик
на лошади, а на голове у него накомарник!
Днем! А я в шортах! Север.
Вскоре проскочил Нефтеюганск.
Ближе к Сургуту какие-то водные просторы по
сторонам дороги появились. То ли река, то ли
заливы-разливы от реки. Впечатление такое,
будто море, и посередине него я еду на
машине по дороге-ниточке. Вода имеет грязно-желтый
цвет. Вдали показалось какое-то сооружение.
Оказалось, это мост через Обь. В Сан-Франциско
есть мост через залив — знаменитые
«Золотые ворота».
Наш такой же! Замерил по одометру —
длина 2 км. Значит, я уже у цели. Вот он,
город нефти, нефтедолларов и комаров! Язык
довел меня до аэропорта, а там рядом
автобарахолка. Наконец, думаю, в номере
отдохну по-человечески. Душ, телевизор,
кровать... Размечтался! Одноместный номер
стоит 800 рублей. А стоянка? Напротив пока еще
места есть, но транзитников очень много. А «скока»
это стоит? Недорого, всего 50 рублей за
ночь. Да-а, цены-то кусаются. А переночевать
в машине можно? Можно, если водку не пьешь,
не буянишь, из машины выходить не будешь —
собаки охраняют территорию.
20 июля часов в 5 утра поехал на
авторынок, где машин уже было прилично. В 7.00
стали запускать, на въезде дань собирают —
250 рублей с машины (вот это цены!),
поставил машину в ряд. Рядом со мной Toyota Lucida
встала. Дизелек из Новосибирска, только-только
примчался. Водитель не один, взял с собой
сына, пацана лет 10-12. Сразу же взялись машину
чистить, драить. Потом разговорились, они
здесь частые гости. Да и вообще, новосибирцы
здесь почти прописались. Тут легче продать
машину, чем у них, хоть и авторынок в
Новосибирске больше, и покупателей вроде бы
тоже. Но покупатель пошел привередливый.
Проблемы те же, что и в Иркутске. Прошелся по
авторынку, посмотрел, что продается, что
покупается. Рыночек здесь маленький, раза в
3 меньше, чем в Иркутске. Явного
преимущества какой-либо марке нет. И «Жигули»,
и «японцы»,
и «европейцы»
— все на равных. Народ туда-сюда ходит,
но больше продавцы друг у друга
интересуются. Короче, все как везде, но цены
на «японцев»,
конечно, намного выше: 1,0-1,5 тысячи
долларов можно наварить.
Продавцы ото всюду —
Владивосток, Новосибирск, Тюмень, Омск,
Алтай и даже был там земляк из Шелехова,
пригласил с собой за компанию, и я решил
съездить. Вечером после торговли и звонка в
Иркутск уехал в Нефтеюганск, нашел «пятачок»
напротив мусульманской мечети и моего
знакомого там. Сидели у него в джипе,
грелись (июль!). Ловкий такой джипик, с турбо,
с лебедкой, 1988 года, но еще хоть куда! Хозяин
сам работает в автосервисе, движок
разобрать-собрать, ТНВД отрегулировать для
него не проблема, не говоря уже о замене
ремня ГРМ в походных условиях. Он
посоветовал мне прикупить соляры у
автобусников, прямо на заправке за полцены.
Оказалось, в Сургуте это сделать проще, чем
у нас в Иркутске, и такая солярка стоит 4
рубля. Когда заправишься там же, где и все,
но за меньшую цену, «Королла»
становится еще роднее. К вечеру
собралось машин 20, в них и ночевали. Система
такая: ложишься спать, просыпаешься от
холода, заводишь движок, засыпаешь.
Просыпаешься от жары, заглушил, уснул.
Просыпаешься от холода, завел и т. д. И так
всю ночь. Утром кавалькада тронулась
обратно в Сургут. Заехали, встали все почти
в одном ряду. Ребята бегают, ищут варианты.
Один пошел проверить машины, которые стоят
за пределами авторынка. Я попросил его
посмотреть заодно и кое-что для меня. Он
согласился и заметил, что будет менять хоть
на черта, если устроит доплата, а потом и
этого черта продаст или обменяет. Сразу
видно, профи, который этим живет. Второй
день не принес положительных результатов, а
менять ради обмена — нет,
мне этого не надо. Некоторые продавцы здесь
уже по 2 месяца, даже местных жен завели.
Это в мои планы не входило, и
рванул я из Сургута 21 июля в 14.30 местного
времени на Урал. Дорога Тобольск—Тюмень
знакомая, 800 км за 10 часов проехал и ночью
был в Тюмени. Ничего страшного не случилось —
все по плану. По дороге подвез одного
бедолагу до Тюмени, а то он бы еще дня три
добирался. Остановился недалеко от поста
ДПС, поспал часа 3-4 и снова в путь. Вот уже и
Свердловск (Екатеринбург по-новому), вот и
он уже позади. Дорога стала заметно хуже, до
Перми доехал от Тюмени за 14 часов, а в 6 часов
вечера я был уже дома у сестры. Взглянул на
одометр — 5500 км от
Иркутска проехал, даже самому не верится. На
«японке»
одиннадцати лет, с местной
эксплуатацией — и без
проблем!
Погода в Перми только-только
перед моим приездом наладилась. Солнце,
тепло. Отогрелся, накупался в Каме. Помыл
машину, осмотрел внимательно всю. Замечаний
нет. На ночь машину не стал ставить на
стоянку, прихватив матрац, подушку и одеяло,
уснул сном праведника, сделавшего так много.
В Перми отстоял две торговые сессии —
результат ноль. Шарахались от моей
машины, как от черта. Не понимают там «японцев»
и не принимают. Зато авторынок там
большой, как в Иркутске (хотя население в 2
раза больше). Так вот, я там насчитал всего 9 «японок»
с правым рулем. Подавляющее большинство
— российский автохлам и
примерно пятая часть европейки. Но в целом,
наши «японцы»
стали встречаться чаще, по сравнению с
прошлым годом, когда повстречал одну, да и
та оказалась из Иркутска. Думаю, что уральцы
все-таки поймут, что «японец»
не первой молодости гораздо лучше, чем
самый молодой «Жигуленок».
Надо сказать, что особенно «Королла»
удивляла моих родственников. Зять,
камазист-дальнобойщик снабжал меня
соляркой. Как водиле КАМАЗа, дизель ему
ближе и понятнее, а тут японский, и такой
экономичный! Сам он ездит на «Ниве»,
заправляет ее 92-м бензином. Сами
понимаете, как он запал на дизель, а когда
увидел одометр с общим пробегом под 200000 км —
дар речи потерял. «И
ты сюда на ней приехал?! И ничего?!»
«Ничего, а что должно быть? Я еще и
обратно уеду, а следующая такая же будет».
Вскоре обнаружилось, что резина
на задней оси, забракованная еще в Иркутске,
стала приходить в негодность. Проволока
торчит, как иголки у ежа, сначала выдергивал
ее пассатижами, колесо повело восьмеркой.
Купить японскую резину в Перми можно, но «моего»
размера не было. У меня же 4WD, другую
ставить нельзя. Махнул рукой, авось доеду.
По дороге поищу в Новосибирске или где еще,
в крайнем случае поставлю запаску. Ремень
генератора пришлось заменить, старый ослаб,
и его пожевало. А вот ремень гидроусилителя
не подошел, хоть и подбирали в Иркутске по
каталогу. По приезде домой ремень мне
обменяли на другой без проблем, хоть у меня
не было чека, и павильон в «Автограде»
я нашел с трудом, и прошло больше месяца.
Сломанный лист рессоры поменял в Перми.
Купил коренной от «Москвича».
Обрезали как надо — подошел
один в один, даже отверстие под центровой
болт одного диаметра, но зато уже по ширине
оказался на 5 мм. Вот и все дела.
И 8 августа рано утром тронулся в
обратный путь, про себя решив побить свой
рекорд и проехать 3800 км до Иркутска за 3 дня.
Но не зря предупреждал меня мой зять-дальнобойщик
— в дороге может
случиться всякое, планы строить нельзя. Как
в воду глядел... А пока затарил он меня
солярой по самое «не
могу»: полный бак и 110
литров в багажнике и канистрах. Поехал. Вот
и Пермская область закончилась,
Свердловская на очереди. Вот уже и Омская
область показалась, еду дальше. В час ночи
местного времени остановился на ночлег. До
Омска около 50 км осталось, заехал в кемпинг «Ермак».
Поужинал, прикинул, что за 18 часов
отмахал 1250 км. Ну, думаю, точно рекорд свой
побью. Утром, еще не рассвело, снова в путь.
Омск проехал затемно. Оказалось, есть
прекрасная объездная дорога.
В хорошем настроении жму дальше.
В Иркутск больше не звонил, решил сюрприз
сделать (досталось мне потом за этот
сюрприз!). Въехал в Новосибирскую область, и
тут началось. На первом же посту ДПС
остановили — штраф за
непристегнутый ремень. В Новосибирской
области вообще много гайров. Останавливали
меня еще не раз, выписывали штрафы за
транзиты, а ремнем я так и не пристегивался.
Вот так и проехал Новосибирскую область,
Кемеровская уже мелькает за окном. Ну, точно
рекорд будет. При въезде в Кемерово
тормознули на посту ДПС. Проверка
документов — а почему
транзиты не продлены, а почему ремень не
пристегнут? Словом, как обычно. Объяснил,
показал все штрафы — махнули
рукой, езжай!
Подхожу к машине, по привычке
глянул вниз — вроде
пятно на асфальте, не мое ли? Откатил машину
в сторону, мазнул пальцем — масло,
из движка. По спине мороз пошел! Вечерело.
Здраво рассудив, решил оставить проблему до
утра, а пока почитать книжку по устройству
дизеля. Почитав, пришел к выводу, что утечка
может быть только из шлангов к
маслоохладителю. Успокоился (вроде не все
так страшно) и уснул. Утром загнал машину на
эстакаду рядом с постом ДПС. Определил
место утечки — хорошо
бежит, струйкой! Самому устранить течь
нечем, поэтому вызвал эвакуатор, и на
галстуке повезли меня в сервис. Суббота
была, поэтому пришлось поездить. Только с
третьего раза воткнулся в сервис. Отрезали
кусок шланга, устранили течь, заменили
масло до кучи. На решение этой проблемы ушел
весь день. Поехал я к родственникам моего
земляка передать привет, а заодно и
переночевать. Встретили хорошо, в баньке
помыли, накормили и спать уложили. Утром, не
спеша, после распития чаев, экскурсии по
огороду и сбору меня в дорогу с провизией,
тронулся в путь. Спасибо этим людям за
гостеприимство. В Мариинске стало
поджимать с соляркой, которую брал еще в
Перми. Где-то надо раздобыть. Смотрю —
мост строят, кран работает на базе МАЗа.
Быстро договорились. Взял 100 литров, из
которых 40 сжигал уже в Иркутске. «Пролетел»
Красноярск, Камск — так
еще один день прошел. Заночевал на посту ДПС,
а утром снова в путь. Вот и Иркутская
область: можно сказать, почти дома. В
Нижнеудинском районе прикупил брусники 4
ведра и, как оказалось, не зря. В Иркутске
брусника стоила по 300 рублей за ведро, а я-то
взял по 180. Покушал в придорожном кафе —
то ли «У Петровича»,
то ли «У Михалыча»
— не помню точно, но сытно и недорого. А
дальше, на грунтовке в лесу, ба-бах слева
сзади! Все, приехал. Колесо на выстрел (вот
где рванула грыжа), а запаска к тому времени
уже стояла справа. В запасе оставалось «восьмерочное»
(т. е. кривое) колесо и почти никаких
шансов доехать до жилья. Делать нечего,
ставлю это колесо, перекрестился и поехал.
До Нижнеудинска все-таки доехал.
Просмотрел весь город на наличие японской
резины нужного размера — нет
ее совсем. Российской — сколько
хочешь, но нужного размера тоже нет. Брать
четыре колеса и пятое на запаску мне не
хотелось, поэтому поехал до Тулуна 130 км.
Ехал на честном слове. Вдобавок и переднее
левое стало спускать. Остановлюсь, подкачаю
и дальше еду. Доехал до Тулуна. Резины нет,
ассортимент никакой. Периферия. Но и ехать
дальше так нельзя. Вот где в полной мере я
осознал пословицу «скупой
платит дважды». Заменил
бы эти два колеса перед поездкой, сейчас и
не подозревал бы о шинном рынке в
Нижнеудинске и Тулуне. Делать нечего, беру
четыре новых колеса «Омскшина»,
меняю всю резину и на одном дыхании (за 5
часов) делаю последний рывок до Иркутска
длиною в 400 км.
Все, я дома! А разбор полетов
потом. Помыться, побриться, перевести дух,
повиниться за молчание на обратном пути и
продолжить жить дальше.
Произвел некоторые расчеты. На
обратном пути, за 3800 км от Перми до Иркутска
сожжено 265 л солярки. Расход на 100 км —
6,9 литра. В среднем солярка обошлась мне
по 5,3 рубля за литр, тогда как по стране цена
7,5-8 рублей за литр. На каждый километр из
выхлопной трубы падало на дорогу 37 копеек.
Почти вполовину меньше, чем на «Карине».
Вот вам и аргументы в пользу дизеля.
Знаю, скептики будут считать по-своему, но
одно неоспоримое преимущество дизеля —
экономичность, с лихвой перекрывает все
его недостатки. Скажу еще больше: чтобы не
считать огромные расходы на его
эксплуатацию, думай головой.
Приятных всем путешествий.
Постоянный читатель и почитатель
«Автомаркета»
Сергей.
"Автомаркет+Спорт" №21 30.05.03
|