искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Большое путешествие

"ХОЛОСТОЙ" ПРОБЕГ

Два года назад на Урале, куда я ездил от Иркутска своим ходом, мне пришла в голову мысль — вот бы перегнать и продать здесь «японца». Прошел год — наступило лето-2002. Я продал свою Carina, проездив на ней год, и остался безлошадным. Хотелось приобрести машину достаточно вместимую, желательно универсал, на механике (две предыдущие машины Carina и Bluebird были с АКП, но я не в восторге, не лежит душа и все тут), и обязательно с дизельным двигателем. Машину присматривал с таким расчетом, что если не будет выгодно продана, то останется для себя. Недели 2-3 ушли на поиски, а между делом я ремонтировал и перестраивал гараж. И вот в одно из посещений авторынка в Рабочем была выбрана Corolla 1991 года, универсал, МКП, с дизельным двигателем 2С, белая, грузопассажирский вариант, салон DX, без опций, в народе — «деревянный».

Да, зеркала не складываются, не регулируются электроприводом, как на Carina, но разве это главное? Коробка механическая, как я этого и хотел, сиденья не велюровые, но какая разница, на чем сидеть? Зато есть электроподъемники, центральный замок и кондиционер, что было странновато для салона DX. Машина с местным пробегом в 4 года и 48 тыс. км.

Завели, послушали, понюхали, проехали: дышит легко, не коптит, не стучит. Внешний вид отличный. Знаю, что так не должно быть после 4-х лет местной эксплуатации, но хозяин показался мне очень аккуратным. Машина покрашена, но качественно и с душой. На одометре 168000 км, но я отнесся к этому спокойно. Хозяин рассказал, что брал ее в Находке, с 120000 км пробега 4 года назад, т. е. в 1998 году. Похоже, что правда. В общем, сговорились. Дополнительно выпросил расходники: три топливных японских фильтра, три свечи накаливания и, самое ценное, четыре новых распылителя форсунок.

Перед новой поездкой на Урал сменил масло, купил ремни (их три, в т. ч. ГРМ), масляные фильтры — аж 4 штуки. Заехал в шиномонтажку. При балансировке обнаружилось, что одно колесо с разрывом внутреннего корда, хотя я этого не заметил. Перекинул это колесо на задок, другое же переднее было с небольшим вздутием, но обнаружилось это уже далеко от Иркутска.

Незадолго до отъезда встретил своего приятеля. Разговорились. Он недавно вернулся из Сургута — пригнал оттуда «Волгу» 1996 года, вроде бы за 30000 рублей взял по объявлению и остался очень доволен. Нахваливал Сургут с его ценами на машины и денежными северянами. Вот и подумалось мне: «А почему бы не заехать, всего-то 800 км на север. Чем черт не шутит, продам — не продам, так хоть разузнаю что к чему».

Выезжать решил рано утром, часиков в 5. Настроение бодрое, погода отличная, дорога — тоже. Иркутская область запоминается грунтовкой, пылью и нестерпимым желанием поскорее ее проехать. В 21.00 местного времени останавливаюсь на ночлег в Емельяново за Красноярском. Проехал за 15 часов 1100 км. Сгонял на речку Качу, помыл машину, искупался, вернулся в кемпинг и загнал машину на стоянку. Разложил заднее сиденье и с комфортом устроился в машине, поставив ее среди дальнобойных фур. Да, универсал это вам не седанчик какой-нибудь, места с избытком. Моя «Королла» чувствует себя прекрасно. Дизель и в Африке дизель. Конечно, не так шустро разгоняется, как бензиновая «зажигалка», но идет уверенно со скоростью 110-120 км/час. А больше и не надо! Пробовал разгоняться до 140 км/час и был еще запас хода педали газа.

Долго ли, коротко ли, а вот уже и Кемерово проскочил, подъезжаю к Новосибирску, где немного поплутал. Недалеко от Барабинска есть кемпинг «Ланта», где и остановился ночевать. А утром снова в дорогу.

Представляете, раннее июльское утро, солнце только встает, слева по болотистой низине плавает туман. Справа за лесополосами вроде бы деревня — оттуда слышится мычание коров, какие-то стуки, голоса. А из леса и болота «фьють-фьють», «кря-кря-кря» и прочие птичьи песни. Душа замирает — до чего же хорошо! Какая страна у нас красивая, а живем... А может, потому так и живем, что всего много и не ценим ни людей, ни зверей, ни природу. Вот бы поняли это враз все люди и творили только добро! Размечтался немного. Дороги в Западной Сибири очень хорошие — ехать одно удовольствие. Но однажды, при разъезде с КАМАЗом, с его площадки из-за кабины что-то срывается и с грохотом и лязгом падает позади моей машины. Секундой бы раньше... Мысленно перекрестился.

К 11 часам подъехал к Омску. Чтобы не блудить, дал таксисту 100 рублей, и он быстро вывел меня из этого препротивнейшего (в плане указателей) города. А вот и трасса Омск—Тюмень. Дорога-то вроде хорошая, но именно здесь я пробил машину до отбоя и сломал один лист рессоры слева.

Часам к 14.00 остановился у кемпинга на 215 км трассы Тюмень — Омск. Решил сходить, поговорить, разузнать обстановку и путь на Сургут. Подъехала «Волга» — «86-й регион». О, это северяне, точно все знают! «Как на Сургут уехать через Тюмень?» «А на фига тебе Тюмень? Вон, кольцо видишь, и дорога уходит вправо? Там грунтовка километров 20 типа лесовозной, но у тебя (окинул взглядом мою машину) посадка высокая, вроде не ниже жигулевской будет, да еще 4WD, должен пройти. Через 200 км будет Тобольск. Срежешь 300 километров».

Дорогу, которая порой вообще уходила в лес и действительно была почти лесовозной, Corolla одолела с честью, потом проехали большое село Вагай, и появился асфальт. Ура!

Утром было всего +10°С, сыро — и это лето?! От Тобольска до Сургута около 500 км, почти рядом. Погода отвратительная — то дождь, то туман. Навстречу едет мужик на лошади, а на голове у него накомарник! Днем! А я в шортах! Север.

Вскоре проскочил Нефтеюганск. Ближе к Сургуту какие-то водные просторы по сторонам дороги появились. То ли река, то ли заливы-разливы от реки. Впечатление такое, будто море, и посередине него я еду на машине по дороге-ниточке. Вода имеет грязно-желтый цвет. Вдали показалось какое-то сооружение. Оказалось, это мост через Обь. В Сан-Франциско есть мост через залив — знаменитые «Золотые ворота». Наш такой же! Замерил по одометру — длина 2 км. Значит, я уже у цели. Вот он, город нефти, нефтедолларов и комаров! Язык довел меня до аэропорта, а там рядом автобарахолка. Наконец, думаю, в номере отдохну по-человечески. Душ, телевизор, кровать... Размечтался! Одноместный номер стоит 800 рублей. А стоянка? Напротив пока еще места есть, но транзитников очень много. А «скока» это стоит? Недорого, всего 50 рублей за ночь. Да-а, цены-то кусаются. А переночевать в машине можно? Можно, если водку не пьешь, не буянишь, из машины выходить не будешь — собаки охраняют территорию.

20 июля часов в 5 утра поехал на авторынок, где машин уже было прилично. В 7.00 стали запускать, на въезде дань собирают — 250 рублей с машины (вот это цены!), поставил машину в ряд. Рядом со мной Toyota Lucida встала. Дизелек из Новосибирска, только-только примчался. Водитель не один, взял с собой сына, пацана лет 10-12. Сразу же взялись машину чистить, драить. Потом разговорились, они здесь частые гости. Да и вообще, новосибирцы здесь почти прописались. Тут легче продать машину, чем у них, хоть и авторынок в Новосибирске больше, и покупателей вроде бы тоже. Но покупатель пошел привередливый. Проблемы те же, что и в Иркутске. Прошелся по авторынку, посмотрел, что продается, что покупается. Рыночек здесь маленький, раза в 3 меньше, чем в Иркутске. Явного преимущества какой-либо марке нет. И «Жигули», и «японцы», и «европейцы» — все на равных. Народ туда-сюда ходит, но больше продавцы друг у друга интересуются. Короче, все как везде, но цены на «японцев», конечно, намного выше: 1,0-1,5 тысячи долларов можно наварить.

Продавцы ото всюду — Владивосток, Новосибирск, Тюмень, Омск, Алтай и даже был там земляк из Шелехова, пригласил с собой за компанию, и я решил съездить. Вечером после торговли и звонка в Иркутск уехал в Нефтеюганск, нашел «пятачок» напротив мусульманской мечети и моего знакомого там. Сидели у него в джипе, грелись (июль!). Ловкий такой джипик, с турбо, с лебедкой, 1988 года, но еще хоть куда! Хозяин сам работает в автосервисе, движок разобрать-собрать, ТНВД отрегулировать для него не проблема, не говоря уже о замене ремня ГРМ в походных условиях. Он посоветовал мне прикупить соляры у автобусников, прямо на заправке за полцены. Оказалось, в Сургуте это сделать проще, чем у нас в Иркутске, и такая солярка стоит 4 рубля. Когда заправишься там же, где и все, но за меньшую цену, «Королла» становится еще роднее. К вечеру собралось машин 20, в них и ночевали. Система такая: ложишься спать, просыпаешься от холода, заводишь движок, засыпаешь. Просыпаешься от жары, заглушил, уснул. Просыпаешься от холода, завел и т. д. И так всю ночь. Утром кавалькада тронулась обратно в Сургут. Заехали, встали все почти в одном ряду. Ребята бегают, ищут варианты. Один пошел проверить машины, которые стоят за пределами авторынка. Я попросил его посмотреть заодно и кое-что для меня. Он согласился и заметил, что будет менять хоть на черта, если устроит доплата, а потом и этого черта продаст или обменяет. Сразу видно, профи, который этим живет. Второй день не принес положительных результатов, а менять ради обмена — нет, мне этого не надо. Некоторые продавцы здесь уже по 2 месяца, даже местных жен завели.

Это в мои планы не входило, и рванул я из Сургута 21 июля в 14.30 местного времени на Урал. Дорога Тобольск—Тюмень знакомая, 800 км за 10 часов проехал и ночью был в Тюмени. Ничего страшного не случилось — все по плану. По дороге подвез одного бедолагу до Тюмени, а то он бы еще дня три добирался. Остановился недалеко от поста ДПС, поспал часа 3-4 и снова в путь. Вот уже и Свердловск (Екатеринбург по-новому), вот и он уже позади. Дорога стала заметно хуже, до Перми доехал от Тюмени за 14 часов, а в 6 часов вечера я был уже дома у сестры. Взглянул на одометр — 5500 км от Иркутска проехал, даже самому не верится. На «японке» одиннадцати лет, с местной эксплуатацией — и без проблем!

Погода в Перми только-только перед моим приездом наладилась. Солнце, тепло. Отогрелся, накупался в Каме. Помыл машину, осмотрел внимательно всю. Замечаний нет. На ночь машину не стал ставить на стоянку, прихватив матрац, подушку и одеяло, уснул сном праведника, сделавшего так много. В Перми отстоял две торговые сессии — результат ноль. Шарахались от моей машины, как от черта. Не понимают там «японцев» и не принимают. Зато авторынок там большой, как в Иркутске (хотя население в 2 раза больше). Так вот, я там насчитал всего 9 «японок» с правым рулем. Подавляющее большинство — российский автохлам и примерно пятая часть европейки. Но в целом, наши «японцы» стали встречаться чаще, по сравнению с прошлым годом, когда повстречал одну, да и та оказалась из Иркутска. Думаю, что уральцы все-таки поймут, что «японец» не первой молодости гораздо лучше, чем самый молодой «Жигуленок».

Надо сказать, что особенно «Королла» удивляла моих родственников. Зять, камазист-дальнобойщик снабжал меня соляркой. Как водиле КАМАЗа, дизель ему ближе и понятнее, а тут японский, и такой экономичный! Сам он ездит на «Ниве», заправляет ее 92-м бензином. Сами понимаете, как он запал на дизель, а когда увидел одометр с общим пробегом под 200000 км — дар речи потерял. «И ты сюда на ней приехал?! И ничего?!» «Ничего, а что должно быть? Я еще и обратно уеду, а следующая такая же будет».

Вскоре обнаружилось, что резина на задней оси, забракованная еще в Иркутске, стала приходить в негодность. Проволока торчит, как иголки у ежа, сначала выдергивал ее пассатижами, колесо повело восьмеркой. Купить японскую резину в Перми можно, но «моего» размера не было. У меня же 4WD, другую ставить нельзя. Махнул рукой, авось доеду. По дороге поищу в Новосибирске или где еще, в крайнем случае поставлю запаску. Ремень генератора пришлось заменить, старый ослаб, и его пожевало. А вот ремень гидроусилителя не подошел, хоть и подбирали в Иркутске по каталогу. По приезде домой ремень мне обменяли на другой без проблем, хоть у меня не было чека, и павильон в «Автограде» я нашел с трудом, и прошло больше месяца. Сломанный лист рессоры поменял в Перми. Купил коренной от «Москвича». Обрезали как надо — подошел один в один, даже отверстие под центровой болт одного диаметра, но зато уже по ширине оказался на 5 мм. Вот и все дела.

И 8 августа рано утром тронулся в обратный путь, про себя решив побить свой рекорд и проехать 3800 км до Иркутска за 3 дня. Но не зря предупреждал меня мой зять-дальнобойщик — в дороге может случиться всякое, планы строить нельзя. Как в воду глядел... А пока затарил он меня солярой по самое «не могу»: полный бак и 110 литров в багажнике и канистрах. Поехал. Вот и Пермская область закончилась, Свердловская на очереди. Вот уже и Омская область показалась, еду дальше. В час ночи местного времени остановился на ночлег. До Омска около 50 км осталось, заехал в кемпинг «Ермак». Поужинал, прикинул, что за 18 часов отмахал 1250 км. Ну, думаю, точно рекорд свой побью. Утром, еще не рассвело, снова в путь. Омск проехал затемно. Оказалось, есть прекрасная объездная дорога.

В хорошем настроении жму дальше. В Иркутск больше не звонил, решил сюрприз сделать (досталось мне потом за этот сюрприз!). Въехал в Новосибирскую область, и тут началось. На первом же посту ДПС остановили — штраф за непристегнутый ремень. В Новосибирской области вообще много гайров. Останавливали меня еще не раз, выписывали штрафы за транзиты, а ремнем я так и не пристегивался. Вот так и проехал Новосибирскую область, Кемеровская уже мелькает за окном. Ну, точно рекорд будет. При въезде в Кемерово тормознули на посту ДПС. Проверка документов — а почему транзиты не продлены, а почему ремень не пристегнут? Словом, как обычно. Объяснил, показал все штрафы — махнули рукой, езжай!

Подхожу к машине, по привычке глянул вниз — вроде пятно на асфальте, не мое ли? Откатил машину в сторону, мазнул пальцем — масло, из движка. По спине мороз пошел! Вечерело. Здраво рассудив, решил оставить проблему до утра, а пока почитать книжку по устройству дизеля. Почитав, пришел к выводу, что утечка может быть только из шлангов к маслоохладителю. Успокоился (вроде не все так страшно) и уснул. Утром загнал машину на эстакаду рядом с постом ДПС. Определил место утечки — хорошо бежит, струйкой! Самому устранить течь нечем, поэтому вызвал эвакуатор, и на галстуке повезли меня в сервис. Суббота была, поэтому пришлось поездить. Только с третьего раза воткнулся в сервис. Отрезали кусок шланга, устранили течь, заменили масло до кучи. На решение этой проблемы ушел весь день. Поехал я к родственникам моего земляка передать привет, а заодно и переночевать. Встретили хорошо, в баньке помыли, накормили и спать уложили. Утром, не спеша, после распития чаев, экскурсии по огороду и сбору меня в дорогу с провизией, тронулся в путь. Спасибо этим людям за гостеприимство. В Мариинске стало поджимать с соляркой, которую брал еще в Перми. Где-то надо раздобыть. Смотрю — мост строят, кран работает на базе МАЗа. Быстро договорились. Взял 100 литров, из которых 40 сжигал уже в Иркутске. «Пролетел» Красноярск, Камск — так еще один день прошел. Заночевал на посту ДПС, а утром снова в путь. Вот и Иркутская область: можно сказать, почти дома. В Нижнеудинском районе прикупил брусники 4 ведра и, как оказалось, не зря. В Иркутске брусника стоила по 300 рублей за ведро, а я-то взял по 180. Покушал в придорожном кафе — то ли «У Петровича», то ли «У Михалыча» — не помню точно, но сытно и недорого. А дальше, на грунтовке в лесу, ба-бах слева сзади! Все, приехал. Колесо на выстрел (вот где рванула грыжа), а запаска к тому времени уже стояла справа. В запасе оставалось «восьмерочное» (т. е. кривое) колесо и почти никаких шансов доехать до жилья. Делать нечего, ставлю это колесо, перекрестился и поехал.

До Нижнеудинска все-таки доехал. Просмотрел весь город на наличие японской резины нужного размера — нет ее совсем. Российской — сколько хочешь, но нужного размера тоже нет. Брать четыре колеса и пятое на запаску мне не хотелось, поэтому поехал до Тулуна 130 км. Ехал на честном слове. Вдобавок и переднее левое стало спускать. Остановлюсь, подкачаю и дальше еду. Доехал до Тулуна. Резины нет, ассортимент никакой. Периферия. Но и ехать дальше так нельзя. Вот где в полной мере я осознал пословицу «скупой платит дважды». Заменил бы эти два колеса перед поездкой, сейчас и не подозревал бы о шинном рынке в Нижнеудинске и Тулуне. Делать нечего, беру четыре новых колеса «Омскшина», меняю всю резину и на одном дыхании (за 5 часов) делаю последний рывок до Иркутска длиною в 400 км.

Все, я дома! А разбор полетов потом. Помыться, побриться, перевести дух, повиниться за молчание на обратном пути и продолжить жить дальше.

Произвел некоторые расчеты. На обратном пути, за 3800 км от Перми до Иркутска сожжено 265 л солярки. Расход на 100 км — 6,9 литра. В среднем солярка обошлась мне по 5,3 рубля за литр, тогда как по стране цена 7,5-8 рублей за литр. На каждый километр из выхлопной трубы падало на дорогу 37 копеек. Почти вполовину меньше, чем на «Карине». Вот вам и аргументы в пользу дизеля. Знаю, скептики будут считать по-своему, но одно неоспоримое преимущество дизеля — экономичность, с лихвой перекрывает все его недостатки. Скажу еще больше: чтобы не считать огромные расходы на его эксплуатацию, думай головой.

Приятных всем путешествий.

Постоянный читатель и почитатель «Автомаркета» Сергей.

 "Автомаркет+Спорт" №21 30.05.03




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика