искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Автомобиль номера
БелАЗ

ПО УЛИЦАМ БелАЗ ВОДИЛИ

БелАЗ

 

Явление карьерного самосвала на иркутских дорогах все равно что передвижение слона — так же редко и привлекательно для окружающих. Ведь эти машины обитают в строго определенных местах — карьерах с их технологическими, специально подготовленными дорогами. А появление в городе машины было связано с необходимостью транспортировки на «Сибавтосалон-2003», где он был представлен на стенде иркутской фирмы «БелАЗкомплект», занимающейся продвижением этих автомобилей в регионе. Транспортировка автомобиля обошлась в шестизначную сумму — разгрузка самосвала с железнодорожной платформы, сборка, доставка к «СибЭкспоЦентру», а затем все это в обратной последовательности. А познакомиться с БелАЗом нам удалось благодаря покупке машины одним из краснокаменских уранодобывающих разрезов, который и предоставил автомобиль на экспресс-знакомство.

СЛОН В ПОСУДНОЙ ЛАВКЕ

БелАЗЭта метафора приходит на ум, когда собираешься рассказать о перемещении БелАЗа по иркутским улицам. Высота более 4-х метров не позволит перемещаться там, где есть трамвайно-троллейбусные провода или рекламные растяжки. В ширину машина занимает почти две полосы — габариты также за 4 метра. А как быть с разрушением асфальта, ведь он на нагрузку 16,5 тонн на ось не рассчитан. Для проезда с тяжеловесной площадки железной дороги к микрорайону «Солнечный» понадобились согласования с ГАИ, дорожной службой, представителями коммунального хозяйства, энергетиками и трамвайно-троллейбусным управлением. В результате был разработан маршрут, который БелАЗ в сопровождении «спецслужб» преодолел за 40 минут. Патрульная машина ГАИ «расчищала» дорогу, дорожники и коммунальщики уточняли часть дороги, по которой необходимо проезжать, чтобы не повредить дорожное полотно, а энергетики и представители ТТУ следили за тем, чтобы гигант не задел провода. В общем, операция была проведена успешно — ничего нигде не сокрушили (а подобные автомобили делают это запросто — вот в очередной раз ремонтируется поврежденный каким-то негабаритом путепровод на развязке Нижнего Ангарского моста).

БелАЗ
Главная передача размером с колесо легковушки

А вот у самого БелАЗа не все было беспроблемно: при транспортировке из белорусского Жодино в Краснокаменск исчез компрессор с двигателя, отвечающий за создание и поддержание давления в пневмосети автомобиля. Компрессор унифицирован с ЗИЛовским и восстановить его удалось достаточно быстро. А вот востребованный в быту подкачивающий насос топливной системы остался на месте. Обычно похищают именно его — установлен он на видном месте и у «несунов» находит широкое применение: за один рабочий ход он перекачивает 250 миллилитров любой жидкости, да хотя бы воду из скважины.

Вообще подобный автомобиль далеко не ездит, обычный его маршрут — 5-7 километров от карьера до базы. Причем на дороги общего пользования он выезжает в исключительных случаях — ему спецтрассу подавай. При транспортировке (по железной дороге или на тягачах) автомобиль обычно разбирают — иначе он просто не помещается на платформу. Такая возможность заложена уже конструктивно: грузовая платформа легко снимается с шасси и разбирается на две части. При сборке технологический стык кузова заваривается — и больше его уже не разобрать. Снимаются с автомобиля и еще кое-какие «мелочи» (зеркала, брызговики, по размеру соответствующие ветровому стеклу легковушки). При этом с погрузкой-разгрузкой БелАЗа запросто (при наличии соответствующего по габаритам и грузоподъемности козлового крана на тяжеловесной железнодорожной площадке) справляются два человека. На платформе автомобиль и его составляющие крепятся по определенной схеме за специальные крепления, разработанные заводом-изготовителем. Правильность строповки перед отправкой обязательно проверяется специалистами ЖД — отклонения даже в 10 миллиметров не допускаются.

КАК УСТРОЕН ГИГАНТ

По большому счету БелАЗ — обыкновенный самосвал с необыкновенной грузоподъемностью 45 тонн, что, естественно, отражается на общей конструкции автомобиля. Гигантские колеса — под два метра. При классической компоновке: двигатель впереди, ведущие колеса задние, есть множество нюансов. Кабина одноместная и расположена в левой передней части автомобиля (позади водителя есть маленькая скамеечка-крышка «бардачка», где на всякий пожарный может примоститься сменщик или стажер).

БелАЗ БелАЗ

В кабине простор

Несмотря на миниатюрность кабины (а может, так кажется снизу), она достаточно эргономична — человек стандартных или не слишком экстремальных габаритов там разместится без проблем. Сиденье имеет несколько регулировок — подушки, спинки, само установлено на торсионе с гидроамортизатором (вариант — пневмоподвеска). Органы управления легкодоступны, приборы читаются с полувзгляда. Большое поначалу рулевое колесо при сноровке достаточно удобно и на фоне передней панели выглядит гармонично. Приборы, естественно, не легковые, но не шокируют экстравагантностью, а тем, кто знаком с отечественными грузовиками и тракторами, вообще хорошо известны.

БелАЗКабина имеет большую площадь остекления — прямо аквариум, но в то же время герметична и морозоустойчива. Последнее очень важно, ведь многие подобные машины используются в условиях экстремально низких температур — в Якутии, на Колыме, а водители не любят работать в верхней одежде. Поговаривают, что даже в 40-градусный мороз в БелАЗах водители сидят в тапочках. А для жаркого климата предусмотрена установка кондиционера.

Все органы управления весьма «податливы», а руль крутится легче, чем, скажем, в «Оке». У педалей тормоза и газа традиционный грузовой алгоритм, причем акселератор имеет еще и пневматический привод. Несколько непривычно выглядит селектор управления автоматической коробкой — пять фиксированных положений для движения вперед и два назад: в зависимости от дорожных условий ограничивается верхняя передача автомата. Что-то вроде овердрайва и режима L на обычном автомате.

БелАЗ
Дизель с двенадцатью раздельными головками

Двенадцатицилиндровый V-образный дизель установлен традиционно, вдоль оси автомобиля (кроме ярославского, может устанавливаться американский Cammins или немецкий Deutz мощностью, соответственно, 600 и 544 лошадиных сил), фантастический крутящий момент передается от него на трансмиссию, которая в отличие от большинства автомобилей соединена с мотором карданным валом. Гидромеханическая передача имеет, кроме гидротрансформатора и коробки передач, еще и согласующий редуктор. Все остальное более-менее традиционно — карданный вал, редуктор заднего моста и колесные планетарные редукторы.

БелАЗ
Это не амортизатор, пара таких цилиндров опрокидывает кузов

Колеса у БелАЗа по размерности больше напоминают не автомобильные, а задние тракторные. Диски традиционной для грузовиков конструкции — разборные с запорным кольцом, шины бескамерные (применяются и камерные). Внешне кажется, что шины вечные, но их максимальный ресурс — 50000 км, реально — 15000, да и то, если не были пробиты. Да, такие колеса и прокалываются, и рвутся — хотя бы от острых камней, которые под тяжестью автомобиля прошивают толстенную резину, как кинжал. Мелкие проколы ремонтируются в специальном шиномонтаже (представьте, каково там оборудование), вулканизация прокола занимает около 8 часов. У колес пронумерованы шашки протектора — с каждой стороны их по 67 штук, на колесе 134. Запаски у БелАЗа нет — куда ее класть и как менять?

БелАЗКузов имеет камневыталкиватели и может механически стопориться в поднятом положении. На случай возгорания имеется система пожаротушения, а зимой примерзание грузов предотвращается горячими отработавшими газами из системы выпуска, которые равномерно растекаются по рубашке днища кузова. Если автомобиль предназначается для перевозки не тяжелых, но объемных грузов, то платформа может быть увеличенного размера — до 34,5 кубометров, а с «шапкой» и до сорока.

САМЫЕ-САМЫЕ

Liebherr T28
Liebherr T282

 

Caterpillar 797
Caterpillar 797

Terex Titan
Terex Titan

В ряду карьерных самосвалов представленный нами БелАЗ едва ли не самый маленький. Есть экземпляры с грузоподъемностью и в 8 раз больше. К примеру, американский Liebherr T282, который может поднять 364 тонны — рекорд автомобильной грузоподъемности, зарегистрированный в книге рекордов Гиннесса. На 38 тонн меньше грузоподъемность у другого «янки» — Caterpillar 797, правда, производитель допускает превышение заявленных 326 тонн. Другой американец Terex 33-19 Titan, созданный в начале девяностых годов, способен взять на борт 317,5 тонн (не больше!), в отличие от других тяжеловозов у него шесть колес, сзади две оси. У гигантов Liebherr и Caterpillar и соответствующие габариты — высота более семи метров (а с поднятым кузовом более четырнадцати), длина более четырнадцати, а ширина более девяти. Titan намного ниже, зато существенно длиннее (двадцать с лишним метров), что не очень удобно в узких карьерах. Все подобные самосвалы могут быть выполнены по традиционной грузовой схеме: двигатель, гидромеханическая трансмиссия, ведущий задний мост (Caterpillar), так и с электромеханической трансмиссией, когда дизель крутит генератор, а тот, в свою очередь выработав электрический ток, крутит мотор-колеса. Последняя схема хоть и компактнее, но имеет свои недостатки. Можно сказать, что Caterpillar 797 — самый большой в мире «чистый» грузовик.

Грузоподъемность отечественных (а большинство комплектующих для БелАЗа, в том числе двигатели, производят в России, да и Белоруссия не совсем заграница) колеблется от 30 до 280 тонн. Известно, что в Мирном и Нерюнгри работают машины грузоподъемностью 220 тонн, а вот 280-тонные самосвалы экспортируются в Южную Африку и Чили. Чилийцы запросили у производителя 400-тонные машины, есть даже рабочие чертежи, но нет денег на производство. Стоимость таких машин более миллиона долларов — например, 220-тонник от БелАЗ стоит $1200000, Caterpillar 797 — $ 3400000. Как и самолеты, такая техника покупается по лизингу.

Пару слов о стартере. Он бывает и традиционно электрический, а на представленном экземпляре был установлен пневматический. Для надежного пуска двигателя система должна иметь давление 8 атмосфер. При работе это не проблема, но после длительной стоянки может потребоваться посторонняя помощь — даже небольшая утечка воздуха не позволит оживить двигатель простым нажатием кнопки. В автопредприятии с централизованной пневмомагистралью проблем с пуском нет, но вне его придется «голосовать». Так случилось на стоянке у «СибЭкспоЦентра» — пришлось воспользоваться помощью стороннего ЗИЛка.

«ТЕСТ-ДРАЙВ»

Нам удалось опробовать ходовые качества автомобиля! На удивление ехать на самосвале приятно, даже без груза он идет довольно плавно, не растрясая сидящих в кабине. Ямы просто не чувствуются — огромные колеса их не замечают. Какими же должны быть выбоины, чтобы в них провалилось такое колесо. Конечно, какие-то (на самом деле — весьма крупные) неровности ощущаются, но не более того.

Ожидаешь повышенной шумности в кабине (все же работают 12 поршней, а мощность 500 л.с.), сильных вибраций — их не более чем в обычном дизельном внедорожнике. Дизель работает степенно, особенно не досаждая сидящему внутри и стоящим снаружи.

В управлении БелАЗ достаточно легок и, если бы не высота посадки и габариты автомобиля, даже и не скажешь, что управляешь махиной, способной за один «присест» перевезти 45 тонн. При этом габариты машины хорошо чувствуются, въезд в ограниченное пространство проблем не вызывает. Радиус разворота 10 метров, для таких габаритов — почти на месте.

Скорость для такого гиганта понятие относительное. Максимальная, определенная производителем — 50 км/час, но рассказывают, что на хороших карьерных дорогах асы развивают и все 70 — с 45-ю тоннами породы или руды.

 

Николай РУДЫХ.
Фото Сергея ПОДБЕРЕЗКИНА

Технические характеристики БелАЗ - 7547

 "Автомаркет+Спорт" №22 06.06.03




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика