Off-road
ДВА ДНЯ В ГРЯЗИ
НЕСКОЛЬКО СПОСОБОВ УГРОБИТЬ
МАШИНУ
...В конце концов мы встали. В
общем-то, этого и следовало ожидать.
Изношенное донельзя сцепление со стертым и
растрескавшимся феродо последние
километры еле-еле позволяло протаскивать
УАЗ по грязи, а тут и вовсе отказалось
передавать крутящий момент.
|
BJ — настоящий трактор,
но и он сидел |
Но лично я до последнего
момента верил, что мы доедем, дотащимся,
доползем до дома. А тут на тебе. Впереди
какие-то жалкие 60 км до Иркутска, из них
всего 20 по бездорожью. Вперед ушел «сафарь»,
длинная «семидесятка»
и только что покинувший нас BJ. Сзади
десять вставших на ночевку машин. Вокруг же
тайга и сгущающиеся сумерки. Безнадега...
Говорят, по этой дороге ездят и
сейчас — мотоциклисты-экстремалы
на эндуро, которым чужда городская среда
обитания. А кроме того, жители соседних
деревенек на отнюдь не кроссовых ИЖах и «Планетах».
Этих прельщают лесные дары и рыба в
стекающих с сопок речушках. Но чтобы кто-то
заехал сюда на четырех колесах?!
|
Лебедка — хорошо, вага — лучше! |
Потому как делать там нечего.
Ведь ту дорогу, что идет от конца тракта на
Мельничную падь можно даже просекой
назвать с натяжкой. С болотами, гатями по
ним, бродами и узкой лесной тропой, которая
в конце концов упирается в непролазные
сибирские джунгли. Но тем-то она и хороша
для настоящего джипера, желающего испытать
себя и машину. Поэтому «разногласий»
между членами внедорожного клуба «Протектор»
не возникало: решено было двигать от
окончания дороги «Мельничная
падь», что тянется вдоль
правого берега Ангары до порта Байкал.
Причем движение это должно было
осуществляться едва ли не по средневековым
картам. По извилистой тропе мы должны были
дойти до цели, где предполагалось встать на
паром и на нем добраться до Листвянки. А там
уж до Иркутска, по асфальту. Словом, экстрим
с хэппи эндом, казалось, был обеспечен
изначально. И правда, первого мы получили с
лихвой, а вот со вторым дело обстояло
неоднозначно.
Крутые и не очень
На мой взгляд, еще никто в регионе
не собирал под своим флагом столь
многочисленный состав участников, как «Протектор»
во главе с его организатором Дмитрием
Кононовым — ему удалось
привлечь к off-road-мероприятию аж 14 экипажей.
Да к тому же заручиться спонсорской
поддержкой группы компаний «Евраас»,
предоставившей GPS-навигацию. С тем
майским утром мы и двинулись на покорение
непаханой таежной целины Прибайкальского
национального парка. Но прежде многие
джиперы устроили своим железным коням курс
спецподготовки. Кто-то вовсю наваривал
мощные пороги и бамперы из труб, иные ладили
шноркели, покупали шаклы (буксировочные
скобы) и канаты, другие устанавливали
защиту всего, что только возможно защитить.
Некоторые собственных проходимцев трогать
не стали — и так
наворотов хватает. Весь подвижной состав,
несмотря на предполагаемую сложность
трассы, оказался довольно разношерстным.
Так, наряду с настоящими корифеями
внедорожного жанра, хорошо отлифтованными
коротким и длинным Safari, в бой пошли слишком
уж лакированные Prado 70.
А компанию еще более серьезным
мачо бездорожья — Hunter, «сороковому»
Land Cruiser составили пара растянутых Surf,
причем один тоже с приличным лифтом, да
пятидверный Pajero. Честь нашего автопрома,
разумеется, защищали «Нива»
и УАЗ. В то время как две первые были в
стандарте, пара из трех «козлов»
также имела большущие траки и высоко
посаженный над землей кузов. Короче говоря,
уже с первых метров пути мной этот рейд
воспринимался не как средство для утоления
драйверских амбиций, а как полигон для
испытания разных автомобилей. Согласитесь,
интересно сравнить, как поведет себя на
бездорожье длинный «сафарь»
с TD42, «мостовой»
BJ и короткая «Нива».
|
«Сафарь» — гроза бездорожья. Не застрял, притворяется |
...Довольно неплохая
грунтовка остается позади. Мы съезжаем на
большую поляну с пока еще твердым покрытием.
Переодеваемся, брызгаемся и мажемся
препаратами от клещей, которые в это время
года в этих местах, говорят, похлеще
голодных волков — живьем
могут съесть. Но даже их агрессивность не
особо волнует. Впереди взору открывается
поле, которое на самом деле является
болотиной с кочками, неким подобием ручейка,
мостком через него и гатью. Народ, видя
такую картину, забыв про энцефалит,
мгновенно начинает заряжаться азартом. Вот
уж разгуляемся! Первым идет BJ 40. Для него
этот экстрим — семечки.
Прет, словно грязи по щиколотку, хотя
болотники утопают в ней основательно, да
еще и не охотно вытаскиваются. Серьезный
аппарат! За ним двигаются остальные. И вот
первое разочарование — крутой
«балочный»
Hunter по прозвищу «Крокодил»
с 4,2-литровым 1HZ намертво засажен в
предательскую жижу. Да, кроме навороченной
трансмиссии и тепловозного движка нужно
иметь соответствующую «резину».
А у него асфальтовые шины, чей хиленький
протектор мгновенно забивается грязью,
превращаясь в формульный слик. Полный абзац,
грести абсолютно нечем. А ведь тяжелый этот «охотник».
Но мы, поднатужившись, все-таки каким-то
образом вытаскиваем на руках «Крокодила»
на сухое место. Он за это в знак
благодарности обдает всю толпу комьями
прилипчивой грязи. Одному джиперу от
подбородка до макушки забрызгал лицо. Ишь,
какой благодарный.
|
Это еще не брод — это так, чисто машину помыть |
Дальше в месиве вязнут все подряд:
«Нивы»,
Surf, Pajero, Prado. Причем каждый по-своему.
ВАЗы своими узенькими ВЛИ работают словно
фрезами. В итоге, подседают, но не
основательно. «Предики»
тоже идут ничего. «Коротыш»-то
отлифтован, и покрышки у него зубастые, а
длинная «семидесятка»
имеет задний мост с блокировкой, хоть и
облачена в шины-«липучки».
Тем не менее оба едут, хотя и с
пробуксовкой. А вот Surf и Pajero встревают
надолго. Лучше же всех буквально
перепрыгнули заболоченный участок
большеколесные монстры. И очутились на гати.
Не знаю, кто и зачем ее там
проложил, но было это давно. Кое-где бревна
просели в болото, кое-где, наоборот,
конкретно вылезли наружу. Так что ровная
когда-то гать превратилась в хаотичное
нагромождение дерева. Слава Богу, сухое, вот
только не для всех проходимое. Опять же,
низкорослые малоколесные джипы рубились не
за жизнь, а за совесть, поджигая сцепление и
насилуя моторы. А казалось бы, перепрыгивай
себе через бревнышки да и только. Но это со
стороны все выглядит так безобидно. По
дороге туда, когда пассажиры проходили
через гати пешком, мне сей процесс именно
таким и показался. На обратном же пути я
сумел ощутить все прелести бревенчатого
дорожного покрытия. Под истошный рев
допотопного агрегата, с разгону, если
таковой вообще возможен на первой
пониженной, УАЗ штурмует настил. Раз бревно,
два, три. Вещи в салоне живут своей жизнью.
Поднимается и грохается об пол груз в
багажнике, скачут гаечные ключи, лежащая на
заднем сиденье бензопила того и гляди
взовьется в воздух и двинет меня по затылку.
Но мы двигаемся, пока передок не упирается в
громадный ствол. Водитель газует, УАЗик
прыгает на бревно и, спружинив колесами,
отскакивает назад. Настоящий «козел».
Повторяем еще раз. Теперь отечественный
вездеход взгромождается-таки на
препятствие и, спрыгнув вниз, ударяется об
него задними колесами. Честное слово,
минута-две таких упражнений способны
запросто вытряхнуть душу. Ведь «колбасит»
сидящих внутри не по-детски. Того и
гляди, жесткое касание с крышей или боковым
стеклом произойдет. Поэтому приходится
руками словно распорками зажимать себя
между потолком и сиденьем, втягивать голову
в плечи.
Гать мы, худо-бедно, проходим. И
тут же, миновав небольшой лесок, упираемся в
ее продолжение. Точнее, жалкое подобие.
Бревна стоят чуть ли не торчком. Идти по
таким, значит лишиться подвески, защиты
поддонов и редукторов. Нужно объезжать
рядом, по трясине. Как это сделал
пятидверный Prado. Удивительное дело —
он подобное почти совершил. Но едва не
выехав на сушу, сполз в кювет и днищем сел на
поваленное дерево. В ход идут бензопилы.
Народ с азартом режет ствол и оттаскивает
чурбаки в сторону. Путь свободен. С
чудовищным рыком 1KZ самостоятельно, без
помощи лебедки вытягивает Cruiser из ловушки.
Джиперский люд ликует — если
уж длинный «семидесятник»
проскочил гиблое место, то все
остальные пройдут его и подавно. Как бы не
так! Первый же отважившийся Surf прочно
вязнет в перепаханной Prado жиже. Приехали. На
руках вынести машину не получается, а
лебедки у нее нет. На помощь рвется BJ. С
точностью нейрохирурга он обруливает
застрявший автомобиль, чтобы дернуть его
спереди. Тщетно — садится
сам. Садится прочно, одно из колес почти
полностью скрывается в грязи. Финиш, что ли?
Cruiser «сороковку»
не вытянет, а другим проходимцам вперед
не прорваться. Стало быть, надо «лебедить».
Лебедка у BJ оригинальная —
ручная. Такую надо крутить вдвоем, сидя
на кенгурине. Тем не менее она вытягивает «сороковку»,
а уж он помогает Surf. Далее в трясине по
очереди вязнут Pajero, Prado, Hunter и т. д. BJ вместе с
коротким Safari работают тягачами, что удается
им весьма успешно. В результате колонна
потихоньку перебирается на сушу.
...По большому счету все
пройденное до обеда бездорожье было лишь
разминкой. Но некоторым участникам такое
положение вещей, по-моему, не понравилось.
Особенно после того, как мы выбрались на
лесную тропу и без особых проблем прошли
пару-тройку километров. Где, спрашивается,
дебри? Так, глядишь, еще два часа и будем в
порту Байкал. Ан нет, господа-товарищи,
хотели глухомань — получайте.
Вот последний признак, когда-то дошедшей
сюда цивилизации — сложенный
из бревен мостик через речку. Дальше только
броды и глубокие предательские колеи.
Костьми ляжете. Но настроение у всех
веселое. Джипер в такой среде как рыба в
воде. Правда, где-то сзади основательно
засел «Крокодил».
Ничего, по кайфу. Эйфория и
головокружение от успехов! Никто и не
думает подозревать, что это первый звонок о
грядущих проблемах. Двигаемся вперед,
вдогонку за ушедшей группой во главе с BJ.
Наконец-то
началось. Через каждые сто-двести метров на
тропе нас поджидает конкретная грязюка. По
такой лучше идти первым, но «сороковка»
с компанией здорово размесили клочки
сухой земли, и теперь водители всем телом
налегают на баранки, дабы удержать машину в
русле. Вот уж где налицо существенная
разница в конструкторском подходе. Оба Safari —
это настоящие тракторы (причем хозяина
длинного зовут не иначе как Танк, что не
далеко от истины). Они проходят грязь с ходу
и проходят эффектно. TD42 вкупе с жесткой
связью между мостами и большими траками с
зубастым проектором является, пожалуй,
оптимальным набором для бездорожья.
Проблем у «сафарей»
нет. Пробивной мощи, кажется, хватит,
даже если грязь будет выше бампера. Надо
лишь хорошо разогнаться.
Ничуть не хуже прут наши УАЗы.
Правда, 2,9-литровый УМЗ порой вот-вот
захлебнется, но на последнем издыхании
вытягивает машину из засады. Без сомнения,
особую роль в этом деле играют огромные
колеса, не дающие садиться на мосты. А вот
остальные представители джипообразных,
лишенные лифтинга и короткой базы,
выступают откровенными аутсайдерами. Колея-то
не та. По глубине не подходит. Вот и скребут
вовсю днищем, цепляют свесами да садятся
чулками. Причем уже появляются первые
аутсайдеры. Так, у Pajero при движении внатяг
хрустят приводы. Да к тому же стоит слегка
качнуться вперед-назад, как выскакивают
хабы-автоматы. В общем, почти что «паркетник».
Еще большая пропасть
обнаруживается между джипами на бродах.
Кстати, знаете, какие в тайге броды?
Представьте тропинку, которая внезапно
кончается, пересекаемая неширокой, метра в
четыре, речушкой. Будто трещина во льду. При
этом бережок едва ли не обрывистый, даром
что небольшой высоты. Да к тому же прямо над
неглубоким потоком поперек дороги
проложены нехилые бревнышки. Джиперам на
радость, что ли?
Так вот, машины с лифтом проходят
эти препятствия таким образом: осторожно
спускаются, встают на дно всеми четырьмя
колесами, а потом резко газу. С той стороны
брода кажется, что джип буквально
выпрыгивает на тропу. А вот остальное
джиперское большинство бедствует.
Длиннобазники вовсю скребут свесами и чуть
ли не садятся на брюхо. «Нивам»
не хватает их бензиновой хилой тяги,
чтобы как следует пульнуть из воды. «Крокодил»
Hunter делать это попросту боится —
прямо под бампером у него серьги рессор.
Если переборщить со скоростью там, где
возможен контакт с грунтом или деревом,
рессоры можно запросто сломать. Вот и
крадется «охотник»,
несмотря не свое громкое и грозное имя.
Мы движемся целый световой день,
периодически останавливаясь, чтобы
подналечь плечом или вытянуть и зацепить
трос. Движемся допоздна. Пересекаем речку
Аланку — более глубокую
и с высокими крутыми берегами, к счастью,
лишенными бревенчатых брустверов.
Углубляемся дальше в лес и встаем у краев
большой грязевой ванны. Самое время
почесать голову да оглядеться. Ведь на
улице давно темно, надо становиться на
ночевку. И нечего догонять ушедшие вперед
пять автомобилей во главе с Land Cruiser 40. Пока
мы возились с застрявшими, они, похоже, ушли
довольно далеко. Тем не менее оба Prado
осторожно, крадучись пробуют на свой
протекторный зуб вязкую жижу. А зубы надо бы
поточить — «семидесятки»
буксуют и почти ползком возвращаются
назад. И лишь Surf, который наудачу двинул за
ними, садится в это болото мостами. Буксанул,
дернулся туда-обратно и бросил тщетные
попытки.
Подводим
итоги. За день мы прошли немногим более
тридцати километров, хотя утром
предполагалось достигнуть цели. Сейчас же
до порта Байкал 10-12 км по неизвестной дороге
(есть ли она там вообще?). А где BJ и
сотоварищи? Видели двоих мужиков на трех
мотоциклах, которые сказали, что джипы
встречали как раз следовавшими в сторону
Байкала. При этом местные смотрели на нас,
как на законченных сумасшедших. И еще как на
вредителей — дорогу-то
им размесили конкретно. В полной
неизвестности ложимся спать.
...Surf извлекали битый час. За ночь
под грузом трех спящих тел (два из них
принадлежали съемочной группе программы «Мотор»)
он прилично просел в топь —
почти до порогов. Поэтому тянуть его «галстуком»
или лебедкой без предварительной
подготовки было бессмысленно. Мы
домкратили «хай-джеком»
передок и зад и подкладывали под колеса
только что срубленные березки. В итоге чуть
подняли внедорожник над трясиной. А тут и
короткий «Сафарь»
со своей механической лебедкой
подоспел. Распрыгался, понимаешь ли, на
кочках, погарцевал и прибился швеллером
бампера к дереву — для
упора. Так и вытащил, надсадно рвя «шестеркой»
и ломая хрупкую березку.
Следует отметить, что все это
время с самого раннего утра потихоньку стал
накрапывать дождик, переросший в настоящий
проливной ливень. Недолгий, но изрядно
размывший то подобие дороги, по которой мы
добирались в эту глушь. Посему ребром встал
вопрос направления. Обратно? Если 30 км
посуху шли целый день, то после дождя за
сколько покроем? Вперед? Туда, где остальные
участники, расстояние до которых не
пробивает рация? А вдруг там дорога и даже
какое бы то ни было направление отсутствует?
Словом, несмотря на возросшую влажность
покрытия, решили отправляться назад.
Собрались, еле-еле разворачиваясь на липкой,
как пластилин, земле и уже наполовину
переехали вчерашнюю Аланку, как от «пропавшей
экспедиции» пришел один
из ее участников. С картой и убедительными
аргументами — надо идти
вперед. И ведь убедил — двигать
нужно дальше, потому как дорога там есть —
ее в редком леске прокладывает BJ,
подминая под свой бампер березу и ель.
Причем дорога не чета той, что осталась за
спиной. Дескать, в лесу какая грязь и топь.
В общем, развернулись и давай ту
болотину месить, из которой только что Surf
вынули. Опять Safari с УАЗами класс показывают.
Другие, как обычно, тонут, и лишь лебедка
короткого Nissan служит для них своего рода
спасательным кругом. Опять на нас как на
придурков смотрят два местных мужика.
Только это уже не те мужики, что были вчера.
Сколько их тут? Один из них на наш вопрос,
какая впереди дорога, едва ли не крутит
пальцем у виска.
А дороги там нет. Там
почти что тайга.
|
«Паджик» все равно что «паркетник» |
Да нет же, говорим, по картам она
там есть. Ну, — чувствуется
в его взгляде, — раз
есть — езжайте. А мы и
едем. Переправляемся по льду (!) через
очередной ручеек и едем. Между прочим, мужик-то
вроде бы прав. Если до этого лесная тропа
имела явную потертость колесами (скорее
всего, тех же мотоциклов), то теперь травка
кое-где отливает первозданной зеленью.
Благо грязи почти нет. Но оказывается, лишь
на первый взгляд. Под травкой скрывается не
твердая почва, а уже знакомая нам гадость,
залепляющая протектор и всасывающая в себя
автомобили с легкостью пылесоса. Первым
уходит на покорение неведомых дорожек
УАЗик и я вместе с ним — прорываемся.
Даже речушку с высокими берегами, несмотря
на буксующее сцепление, штурмуем. А вот от
чуть отставшей группы и след простыл. Хотя
рев моторов слышится совсем рядом. Выхожу
из-за ближайшего поворота и вижу уже
знакомую картину: шедший в лидерах Surf снова
провалился до порогов и редукторов. Все-таки
не хватает ему клиренса. Тут же HiLux
стремится вывесить «ножки»
и поболтать ими вхолостую. К тому же,
скорее всего, передаточное число главных
пар подобрано не совсем оптимально. Иначе
почему «козел»
с его чахленьким мотором так эффектно
прет в любых условиях, а легенький Surf не
вытягивает дизель 2LT.
Колея внезапно пропадает вместе
с тропинкой. Впереди лишь просека,
прорубленная кенгурином «сороковки».
Двигаться по такой проще —
болотных ловушек нет. Но зато вокруг
есть березы, которые приходится объезжать с
миллиметражами. А под колесами в какой-то
момент снова появляется гать. Стоп, какая
гать? Ведь мы в лесу. И точно, при ближайшем
рассмотрении бревна оказываются вовсе не
бревнами, а шпалами. С вбитыми в них
костылями. Сколько им лет? Я думаю, довольно
много, потому как между ними уже вовсю
растут деревца, а трава почти полностью
покрывает обветшалую конструкцию. Неужели
здесь когда-то была «железка»?
Кто-то сказал, что это отголоски
кругобайкалки. Может, и так, хотя что ей тут
среди сопок вдалеке от Байкала делать?
Тем временем мы выезжаем на
небольшую полянку, где нас ждут ускакавшие
вперед джиперы. Правда, непоседливого «БиДжея»
с еще одним УАЗом нет. Опять валят лес.
Зато остальные участники кинувшей нас
группы на месте. А где им еще быть: у одного
из ВАЗов кончилась трансмиссия. Точнее, в «раздатке»
от знакопеременных нагрузок начал
люфтить вал. В результате, в какой-то момент
он вместе с подшипником выбил дыру в
корпусе раздаточной коробки. Двигаться-то «Нива»
может, но толчками и небыстро —
на первой/задней. Хорошо хоть масло из «раздатки»
не вытекло. Однако ситуацию это не
спасло — пришлось брать
«Ниву» на
буксир.
|
|
У одного лифт... |
... у другого блокировка. Крутые! |
Второй российский внедорожник с
крикливой надписью Land Niver на капоте
жаловался на подожженное сцепление. Так что
проблем хватало. Но мы едем вперед сквозь
лес. Вернее, едут водители, а многие
пассажиры топают пешком — скорость-то
у машин немногим больше. Кроме того, они
периодически застревают. Между деревьев, на
кочках с диагональным вывешиванием, на
шпалах... Кстати, основная группа нас еще не
догнала, по рации они передали, что Pajero и Safari
на костылях проткнули по два колеса. Дела.
Похоже, проблемы с техникой начинают
достигать своего апогея. А нам еще ехать и
ехать.
К пяти вечера мы проходим
максимум шесть километров. Народ устал,
техника бунтует. Niver практически кончил
сцепление, УАЗ по той же причине трогается
лишь на ровном месте или под горку. Где-то
впереди тарахтит дизелем BJ, следовательно,
есть надежда, что мы-таки прорвемся к
намеченной цели. Правда, паром до Листвянки
ходит только до полдесятого вечера, а лес из
тонюсеньких березок перерос в толстенные
ели да тополя. Надо прорубаться. Но вот к
основной группе подтягиваются биджеевцы и
иже с ними. Их вердикт таков: вперед идти
бессмысленно, можно конкретно увязнуть в
лесозаготовках. Так что получается, нужно
возвращаться назад? Опять разногласия,
опять кто-то утверждает, что дойти до порта
Байкал можно к вечеру. К счастью,
большинство с этим мнением не согласны.
Поэтому весь наш табор с грехом пополам
разворачивается на узенькой тропинке задом
к конечному пункту.
Красная армия всех
сильней
Решили выдвигаться двумя
группами. Первыми пойдут длинная «семидесятка»,
такой же Safаri и BJ. В них полно пассажиров —
все-таки завтра на работу. За ними
попробуем тащиться мы на УАЗе. Попробуем,
потому что диск сцепления скорее мертв, чем
жив. Так что пройти бы хоть чуть-чуть. Все
остальные участники поползут гораздо
медленнее — с «Нивой»-то
на хвосте особо не разгонишься. Тем более
серьезной обузой при преодолении бродов и в
глубоких колеях выступают нелифтованный Surf
и Pajero. Специально для них в медленном
пелетоне остаются «коротыш»
«сафарь» с его
мощной механической лебедкой, приподнятый
Surf да УАЗ с лифтом.
Мы же, насколько позволяет
конченное сцепление, вовсю пришпориваем 100-сильный
УМЗ. Часто мне приходится выпрыгивать
наружу и к его лошадям прибавлять свою
человеческую силу. Иначе он не трогается.
Потом я с разбегу прыгаю обратно в салон —
останавливаться нельзя, сцепление в
момент троганья передавать тягу
отказывается. Так и едем. Пока не упираемся
в повисший на пеньке Safari. Его водитель
просмотрел остатки дерева и взгромоздился
на них передним стабилизатором. Минут 15
уходит на то, чтобы сдернуть массивную тушу
с пня. Тут снова подводит УАЗ. Под кожухом
рулевой колонки закоротило какие-то
провода. Наскоро водитель соединяет их
напрямую. Прем дальше. Ходом форсируем
болото, в котором всю прошлую ночь сидел Surf.
Застревает лишь Prado — не
хватает клиренса. УАЗик тем временем
показывает чудеса проходимости. Ему явно не
хватает крутящего момента и порой он уже
захлебывается на холостых, но все равно
тянет как танк. Мы ложимся на бок в колеях,
рискуя встать на «уши»,
прыгаем через кочки и гати, но движемся.
|
«Резинку» бы «Крокодилу» позубастее |
А я уж надеялся, что доедем без
проблем. Ведь ехали же. И вдруг в один момент
на подъеме встали. Зацепили лебедку, решив,
что лучше двигаться так, чем никак. Но
спустя пару минут вернулся BJ и дотянул нас
до равнины. Бросил лишь — ремонтируйтесь.
И исчез за ближайшим поворотом. К этому
времени Prado и Safari были уже далеко (что значит
межколесная блокировка и лифт), а те, кого мы
оставили сзади, похоже, встали на ночевку.
Помощи ждать неоткуда. Водитель снимает
поддон сцепления — под
ним стертое и растрескавшееся феродо диска.
Что делать? Да есть один способ —
забить между корзиной и диском гвозди.
Забиваем. Эврика! УАЗ трогается, и у него
даже можно переключать передачи. Едем ровно
семь километров. Догоняем BJ. После чего
вбитые гвозди оказываются в поддоне. Снова
ремонт. Опять гвоздями. Но сейчас, чтобы
протянуть подольше, решаем двигаться на
первой пониженной без переключений, благо
рельеф это позволяет. Правда, заводиться
приходится уже на передаче, так как забить
ее на заведенном моторе не представляется
возможным. А ничего, УАЗ терпит и такое
издевательство. Хотя недолго. В одной из
топей движка глохнет. Машина по ступицы в
колее, двигатель заводится только на
нейтрали. С включенной же скоростью
аккумулятор постепенно умирает. Остается
лишь вытянуть автомобиль лебедкой, что и
делаем.
Через пару километров в
кромешной тьме впереди угадываются
очертания BJ. Мы опять его догнали. Но УАЗику
подобное соседство, видимо, не по душе —
гвозди снова в поддоне. Выбираемся на
сухое место и ремонтируемся для последнего
рывка по бездорожью. Осталось-то всего
ничего. И мы (слава УАЗу) проходим эти
считанные километры. Но едва выбравшись на
грунтовку, в очередной раз останавливаемся
обездвиженными.
|
Еще немного, еще чуть-чуть... |
Воистину это была достойная пера
сатириков картина — японский
УАЗ (а как еще назвать «БиДжея»)
взял на буксир УАЗ отечественный. Вот
только первому от роду минимум лет 20 (максимум
весь «четвертак»).
А второму еще не исполнился год. Впрочем,
я снимаю перед ульяновским творением шляпу.
Его внедорожные способности находятся на
тех высотах, которые могут достигать лишь
избранные представители японского
джипостроения. Хотя в этом нет ничего
удивительного — создавалось-то
сие транспортное средство специально для
армии. А наша армия, как известно, самая
сильная в мире. Поэтому мы и не испытываем
на бездорожье особых проблем. Достаточно
лишь упомянуть то, что на обратном пути УАЗ
вставал исключительно по причине мертвого
сцепления. Иное дело его надежность.
Согласитесь, если за 4 тыс. км сцепление
сгорает три раза — это
настораживает. Прибавим сюда то не
открывающиеся, то самостоятельно
распахивающиеся дверки, надобность
демонтировать сиденья для ночевки (они не
раскладываются) и станет ясно, что по части
общей конструктивной доработки УАЗ
находится в веке позапрошлом.
Испытание бездорожьем
Триальные трассы отдыхают. То
бездорожье, которое прошел наш караван,
пожалуй, выступает самым серьезным
полигоном для проверки внедорожных качеств
у разных автомобилей. В нашем случае очень
разных.
Так кто же самый крутой
проходимец? Однозначного ответа, как всегда,
нет. Многое решает правильный подбор «резины».
К примеру, тот же Hunter, изначально хорошо
подготовленный конструкторами к борьбе с
бездорожьем, но обутый в асфальтовые шины,
был чуть ли не в числе аутсайдеров. Хотя мог
запросто показать зубы и Safari, и УАЗам. В то
же время, длинный Prado на своей «липучке»
двигался весьма уверенно. Правда, тут
скорее заслуга водителя и принудительной
блокировки заднего межколесного
дифференциала.
|
Niver прет на конченом диске сцепления |
Что можно отметить определенно,
так это явное преимущество лифтованных
джипов перед нелифтованными. Все-таки
дорожный просвет — штука
серьезная. Как в болотной колее, так и в лесу,
где приходится пропускать под днищем
пеньки и поваленные деревья. Именно поэтому
двум УАЗам, обоим «Сафарям»
и Surf не было равных. Не последнее дело
энерговооруженность мотора. 1HZ у Hunter, TD42 у
Safari и УМЗ у «козликов»
рискну назвать одними из самых
подготовленных к внедорожным вылазкам
агрегатов. Тянут везде и всегда. И пускай у
бензинового ульяновского всего 100 сил. Зато
момент ого-го.
А вот обе «Нивы»
на столь пересеченной местности вели
себя все равно что «паркетники».
Вязли в грязи, повисали поддонами на
бревнах, неохотно пересекали гати. То есть в
отношении вазовских джипов четко
обозначился предел, до которого они еще что-то
могут, а после ни в какую. Одним словом, миф
об их безудержной проходимости (естественно,
в сравнении с другими представителями
джипообразных), на мой взгляд, был развеян.
В заключение необходимо сказать,
что такое суровое мероприятие испытывает
не только внедорожные качества машин, но и
психическую стойкость хозяев, на глазах
которых их железные кони буквально
рассыпаются на отдельные составные части.
Погнутые пороги и бамперы, разбитые фонари
и зеркала, оторванные накладки и
расширители арок, помятые защиты поддонов,
убитые подвески. Не каждый автовладелец
выдержит подобное. Зато кайф-то какой от
осознания того, что ты прошел, прополз,
проскочил. В общем, несмотря на отсутствие
достигнутой цели (в порт Байкал ведь мы не
пришли), эту поездку можно считать
удавшейся. Тем более, что главное не цель, а
самоцель. А она — бездорожье
и еще раз оно.
Максим МАРКИН.
Фото автора
Р.S. Те десять экипажей, что мы
оставили практически на подступах к
Байкалу, добирались домой почти сутки.
Хорошо хоть Niver своим ходом шел, сцепление,
видать, не совсем кончилось. Зато в
последней гати, той, которую наш УАЗ прошел
на одном дыхании, сидели пять часов. Не все,
конечно. Safari и лифтованный «козлик»
преодолели ее играючи, что, в конечном
счете, и помогло остальным участникам
выбраться на твердую поверхность.
"Автомаркет+Спорт" №22 06.06.03
|