Закулисье
ВЗГЛЯД ИЗ-ЗА СТЕКЛА
Я — мастер
по ремонту автостекол или, как иронично
называют меня соседи по гаражному боксу,
стеклоправ. Занимаюсь этим делом уже
седьмой год, имею свою мастерскую, работу
эту освоил в совершенстве и люблю. Опыт
общения с клиентами имею немалый и мне есть
что сказать по этому поводу.
Клиенты и моменты
Услуги, которые предлагают наша и
подобные мастерские, уже давно перешли из
разряда экзотических в обычные, хотя и
сейчас еще иногда попадаются клиенты,
которые ничего в этом не понимают. Ведь в
отличие от той же замены масел, которой не
избежит ни один автовладелец, человек может
всю жизнь проездить на своем автомобиле и
не поймать ни одного камня в стекло, а
поэтому не узнать, что у нас за вид ремонта.
Бывают и постоянные клиенты, которые
приезжают по нескольку раз за месяц или
даже за неделю!
Другое отличие нас от других сфер
автосервиса в том, что здесь как нигде часто
приходится объяснять клиенту, почему
получилось так, а не иначе. Многие не
понимают, что стекло — это
не жестянка, где зашпаклевал, покрасил, и
она снова как новая. Стекло есть стекло,
существующие технологии позволяют лишь
сделать повреждение незаметным, а главное
состоит в том, чтобы не дать этому
повреждению развиваться дальше. Все
зависит от его месторасположения, размеров,
давности и квалификации мастера, хотя и она
бывает порой бессильна. По тому, как
реагируют клиенты на конечный результат
работы, их можно условно разделить на три
группы: довольные, недовольные, равнодушные.
Довольные.
C этими все понятно. Тут либо повреждение
было небольшое (кто не знает —
не найдет), либо он знает, что лучше —
только замена стекла, либо он сам по
жизни такой веселый и приятный, всем
довольный человек. Такой и руку пожмет, и
спасибо скажет, и чуть ли не проникновенную
речь толкнет и еще своих друзей-товарищей к
тебе отправит. В общем, всем хорошо.
Недовольные
и нудные. Такой может мило с тобой
побеседовать во время процесса, но как
подойдет время расчета, начнет
рассматривать место ремонта со всех сторон,
да по нескольку раз, при этом горестно
вздыхая и утверждая, что как было, так и
осталось. Такие утверждения особенно
обидны: выкладываешься на все сто, не
халтуришь, честно предупреждаешь перед
началом, как будет выглядеть участок после
ремонта, но, видимо, у каждого своя правда.
Поэтому обычно после таких утверждений
очень хочется либо дать пинка под зад, либо
взять молоток и сделать, действительно, как
было. Но наша работа требует усердия и
крепких нервов (холерики не смогли бы здесь
работать), поэтому держишь себя в руках и
мягко уговариваешь клиента, что иначе
невозможно, а чтобы совсем не видно было,
так это надо стекло целиком менять.
Некоторые чуть ли не рыдают, когда отдают
деньги, так им жалко. Даже хочется, видя их
страдания, распахнуть ворота и сказать: «Ступай
с богом!» И только
статус отца семейства и кормильца
позволяет подавить в себе «души
прекрасные порывы» и
взять все-таки эти «проклятые
бумажки», честно, между
прочим, заработанные. Иногда после таких
сцен, придя домой, хочется сказать жене,
перефразируя известный анекдот: «Извини,
дорогая, что деньги мокрые, клиент просто
рыдал, отдавая их мне». Слова
Богу, таких клиентов не так уж много, люди в
основном понимают, что чудес не бывает.
Поначалу несколько раз выгонял таких
клиентов, не взяв денег, уж больно нудные
они были. Сейчас, став мудрее и опытнее, гну
свою линию до конца, в крайнем случае —
снижаю конечную сумму.
Но попадаются среди недовольных
и откровенные хамы, такие сразу начинают
орать и грозить всеми земными карами. К
счастью, эти редкость. Но один случай мне
хорошо запомнился. Приехал молодой парень
на Toyota Vista с несколькими небольшими
трещинами. Я их подлечил, он со мной
рассчитался и уехал. Через пару часов
возвращается со своим папашей (машина была,
оказывается, отца), и тот начинает орать, что
я все сделал не так, и вообще стекла
ремонтируют в другой фирме, а ты тут
неизвестно чем занимаешься, и он
договаривался о ремонте там, а сын-болван
поехал не туда, ему потом тоже достанется,
отдавай деньги, а то будет война!
В общем, смех и грех. К тому
времени часть денег я уже истратил. Поэтому
отдал оставшиеся разбушевавшемуся
родителю, а за остальными попросил приехать
после обеда. Но больше его я не видел —
наверное, ему в другой фирме все
объяснили. Только года через два-три тот
сынок опять к мне приезжал, уже на другой
машине и уже без папашиных эксцессов.
И
наконец, третья группа — равнодушные.
С ними, как и с довольными, тоже легко
работать, даже бывает еще проще. Люди эти в
основном состоятельные, машина для них лишь
средство передвижения в пространстве.
Поэтому цена ремонта их мало интересует,
как будет выглядеть стекло после —
тоже. Лишь спросят: «Дальше
не будет трескаться?» И
все! Такой приехал, оставил автомобиль,
уехал (время — деньги!),
потом в назначенный час забрал, расплатился,
сухо поблагодарил и в путь. Ни споров, ни
разногласий. Мечта всех ремонтников.
«Подкаблучники».
Еще один немногочисленный, но
интересный тип клиента. Такой приезжает,
узнает цену и говорит, что сейчас съездит и
посоветуется с женой. В 99 процентах можно с
уверенностью сказать, что он не вернется,
жена не дала добро или денег. И невдомек им
обоим, что в дальнейшем такая скаредность
может повлечь за собой гораздо большие
финансовые затраты. Мужики, не подпускайте
близко женщин к формированию автобюджета,
они часто не понимают необходимость тех или
иных финансовых вливаний и живут под
лозунгом «Зачем
тратиться, если ездит». Яркий
пример — рассказ на
страницах «А+С»
об эксплуатации женщиной Toyota Vista.
Их нравы
Интересные выводы о хозяевах
автомобилей можно сделать по внешнему и
внутреннему убранству их железных коней.
У кого-то старый «Жигуль»
выглядит лучше нового, а кто-то посреди
зимы приезжает на иномарке, заляпанной еще
осенней грязью и хвастается, что за
прошедший год мыл свой автомобиль всего два
раза, и вообще, чего его мыть, если на
скорость не влияет, а завтра опять такой же
будет. Как ни странно, попадаются среди
таких «чистюль»
и женщины.
Есть любители сильных запахов в
салоне, причем от некоторых дезодорантов аж
в горле першит, поэтому для своего
автомобиля я никогда не куплю такую
парфюмерию — надышался
на работе.
Есть заядлые курильщики, когда
весь салон в пепле и прожженных отверстиях.
Но один клиент на «Паджеро»
переплюнул всех. Салон был настолько
прокурен, что пришлось открывать все двери
и распылять по сиденьям очиститель обивки,
ничего другого с запахом под рукой в тот
момент не оказалось.
Был у меня в ремонте и старенький
Opel Ackona, в котором, видимо, возили на продажу
овощи, поэтому запах в салоне был как на
овощной базе времен застоя, когда там
успешно гноили очередной урожай.
А вы знаете, какой самый дурацкий
вопрос чаще всего задают нам наши клиенты: «Ну
что, получается?» Люди,
вы попробуйте такой же вопрос задать
водителю маршрутного автобуса, в лучшем
случае удостоитесь презрительного взгляда,
а в худшем — совета
прогуляться в одно известное место. Мне же
чуть ли не каждый день приходится давать
такой же дурацкий ответ: «А
куда оно денется!», чтобы
не напрягать клиента поисками подходов в
известные места. Зачем бы я тут сидел, если
бы у меня не получалось?! Спросите лучше: «Как
дела?» И я вам все как на
духу изложу.
Еще
одна особенность наших клиентов, которую я
так и не пойму. Называется «в
ремонт всей семьей, компанией, толпой и т. д.»
Приезжают с женами, детьми, друзьями,
собаками, родителями, сослуживцами,
начальниками, собутыльниками и прочее.
Зачем?! Ремонт занимает часто несколько
часов, и все это время компания, не зная, чем
заняться, слоняется вокруг тебя,
комментирует процесс, пьет (не только воду),
ругается, шумит, скачет из машины в машину,
толпится от безделья, загорает на солнышке (в
лучшем случае). Если ты, к примеру, идешь к
зубному врачу, ты же не берешь с собой
группу поддержки, а ко мне-то зачем?
Особенно жалко детей, которые уже через
полчаса начинают маяться от безделья и
канючить: «Пап, а скоро
поедем?» Тем самым
нервируя мастера и своего родителя. Хочется
обратиться к автовладельцам: собираясь
ехать в ремонт, оставьте своих
родственников, друзей и прочих дома, в кафе,
на пляже и т. д. Поверьте, так будет лучше и
для них, и для вас, и для вашей машины: мастер
не будет дергаться и стараться избавиться
от вас побыстрее.
И напоследок небольшой нюанс,
возникающий не понятно откуда. И в рекламе,
и на наших вывесках и указателях мы пишем «Ремонт
автостекол». Однако,
несмотря на это, нас часто просят залепить,
заварить или заляпать стекло. Дорогие
клиенты, мы не лепщики пельменей, не варщики
целлюлозы и не заляпывальщики чего попало.
Мы такие же ремонтники, как, например,
мотористы или электрики. Вы же не просите
залепить двигатель или заляпать проводку?
Или вам действительно где-то что-то уже «залепили»
на вашей машине, и вы теперь всех под
одну гребенку?
Мы ремонтируем стекла или, проще,
заклеиваем на них повреждения. И поверьте,
работа очень трудоемкая и ответственная
для того, чтобы называть ее «лепниной».
Так что давайте уважать друг друга. И да
пребудут с вами ваши лошадиные силы. Удачи
вам и вашей машине.
Андрей Вячеславович
"Автомаркет+Спорт" №24 20.06.03
|