Спецконтингент Neoplan 117
НОВЫЙ СТАНДАРТ ВОСПРИЯТИЯ
Его огромное, словно у
доисторического ящера, тело медленно
вползло на территорию иркутского
автовокзала. Подобно громадному динозавру,
он чинно и неспешно двинулся мимо
раздолбанных ЛАЗов и чадящих «Икарусов».
Казалось, при появлении такого гиганта
во избежание недостойного для него
соседства они даже поспешили клацнуть
стартерами и убраться подальше от
серьезного гостя. Он же на них и внимания не
обратил. Лишь проехал, прополз по
убогонькой, на его взгляд, площадке и занял
свое законное место. Так я впервые увидел
вблизи двухэтажный немецкий красавец Neoplan.
|
Староват, но по сравнению с нашими «дровами» выглядит футуристично |
О том, что мы живем в глубинке,
можно судить по общественному транспорту.
Какие автобусы мы привыкли видеть на наших
дорогах? Старый «мерс»-«гармошка»,
потрепанный временем «кореец»,
убитый местной эксплуатацией «Икарус»,
в лучшем случае, какой-нибудь свежий, но
от этого не совсем эстетичный и часто
ремонтируемый ЛиАЗ. Все это более чем
плачевно, особенно если вспомнить, что, к
примеру, мэр Санкт-Петербурга издал указ,
запрещающий приобретать для города
автобусы выпуска до 2000 года. А в
первопрестольной недавно купили двести
новых «Мерседесов»,
а подобные нашим автобусы можно увидеть
разве что в музеях. Примерно так же обстоят
дела и в других крупных городах западной
части России. В сибирской провинции и
власти, и бизнесмены современные машины
покупают только для себя. И лишь редкий
предприниматель смотрит далеко вперед. С
одним таким, а точнее, купленным им
автобусом и довелось познакомиться.
Право выбора
|
Крутая лестница ведет на второй этаж |
Кто бы чего не говорил про
поддержку отечественного
автопроизводителя, пока наши автогиганты
ни по одному параметру (разве что цене) не
могут спорить даже с десятилетними
творениями западных компаний. Если же
гнаться за дешевизной, то впоследствии, в
процессе эксплуатации, подобное
меркантильное стремление будет наказано
самым жестким образом — тем
же рублем. Поэтому, когда в фирме,
занимавшейся пассажироперевозками, речь
зашла о создании собственного автобусного
парка, в сторону всяких ЛАЗов и ЛиАЗов не
смотрели. Хотя все-таки какое-то время на
счету числился бэушный «Икарус»,
который тоже можно причислить к детищам
совдеповского автопрома.
Но он достал поломками, холодом в салоне и
большим желанием встать на вечный прикол.
От него избавились, решив больше на баланс
изделие бывшего соцлагеря не принимать. А
обратить лучше внимание на «корейцев»
и на более достойную им альтернативу —
«немцев». Так, в
частной компании, занимающейся
пассажироперевозками, появились два
автобуса Hyundai, Setra, Mercedes и Neoplan. Захотелось
расширения горизонтов. Для чего
отправились в Германию, собираясь
приобрести опять же либо Setra, либо «мерс».
Но на границе в посреднической фирме
удалось купить лишь Neoplan модели 117 1990 года
рождения. И ничуть об этом не жалеют.
Отходив за десять месяцев 97 тысяч сибирских
километров, немецкий лайнер доказал все
свои достоинства. И даже более того.
Мастодонт
Внешне он выглядит несколько
архаично — прямоугольные
формы, слегка угловатые зеркала. Все-таки за
13 лет автобусный дизайн шагнул далеко
вперед. Но, извините, последние достижения
дизайнерской мысли в наших краях можно
увидеть только на страницах автоизданий. А
Neoplan-то вот стоит в окружении почти что
доисторической техники, оставляющей на
асфальте масляные лужи. Среди
представителей советской автобусной фауны «117»
выглядит космическим кораблем из
блокбастера о звездных войнах.
|
В полный рост |
Чистые белоснежные бока с
надписью Westin Buss (где он трудился? По словам
нынешнего хозяина, вроде бы в Голландии),
тонированные стекла, ломаная оконная линия.
Эффектен, черт побери. А кроме того, огромен.
Длина — метров 15, высота
много более трех. Стоп, а почему он такой
высоченный? А потому, что Neoplan —
двухэтажный! Да этот автобус имеет две
палубы. Правда, если верхняя пассажирская,
то нижняя грузовая. Впрочем, об этом стоит
говорить отдельно и чуть позже. А пока —
конструктив. Громадина снаряженной
массой более чем в 16 тонн и полной массой в 23
покоится на трех мостах и так называемой
ферме, которая у автобусов заменяет раму.
Причем задняя тележка, как говорится,
ленивая — ведущий мост
только средний. Но что интересно, последняя
пара колес вместе с передней поворотная. На
скоростях до 40 км/час она заворачивается в
противоположную сторону. Таким образом,
гигант на ограниченных пространствах
получается гораздо маневренней любого
двухосника. Но стоит стрелке спидометра
перевалить сорокакилометровую отметку, как
механизм жестко замыкается, и колеса
принимают ровное положение. Кроме того, «заклинить»
рулевое устройство можно и
принудительно, например, для того чтобы не
мешало сдавать задним ходом.
|
Движок, пожалуй, лет пять еще отработает |
Вообще, по части конструкции Neoplan
чрезвычайно интересен и неординарен. Так,
вся подвеска у него полностью независимая.
В качестве упругих элементов —
пневмоподушки, работающие совместно с
амортизаторами. С помощью них кузов можно
поднимать и опускать над дорогой. Такая
функция здорово помогает при проезде
неровностей и в местах, где коммуникации
висят слишком низко. К тому же плавность от
этого у Neoplan практически эталонная.
Трансмиссия словно на ином
грузовике имеет десять передач и ретардер —
трансмиссионный тормоз, который
представляет из себя колодки,
обхватывающие карданный вал, и работающие
совместно со штатными пневмотормозами.
Отдельный разговор о двигателе.
При одном взгляде на него вспомнились
знаменитые американские агрегаты. Не
потому, что он большой и мощный —
параметры не такие уж и выдающиеся.
Объем — 11 литров, турбина,
а развивает рядная «шестерка»
340 л.с. Однако у неоплановского дизеля
есть другое, более весомое, нежели
энерговооруженность, преимущество. Это,
естественно, надежность. Она, похоже,
находится на очень высоком уровне. Судите
сами, сейчас автобус прошел 743 тыс. км (из них,
как уже говорилось, 97 тысяч в Сибири). И при
этом не ест масло, особо не коптит, в общем,
ничем не намекает на то, что и возраст у него
приличный, и пробег соответствующий. Более
того, когда гнали Neoplan из Германии, в
Новосибирске полностью продиагностировали
двигатель. Местные
мастера результатам здорово удивились и
предрекли вполне реальные, по их мнению, 500
тысяч километров беспроблемного пробега.
Отчасти такую живучесть можно отнести на
счет подобающего обслуживания (моторное
масло — только Mobil, замена
ровно через 8 тысяч км). Отчасти —
на общую конструктивную надежность.
Ведь когда в системе смазки плещется 25
литров качественного продукта и не в такое
поверишь. Кстати, в системе охлаждения
жидкости еще больше — целых
80 литров. Но это потому, что по всему
огромному салону протянуты не банальные
воздуходувки, а алюминиевые соты
радиаторов, по которым и бежит антифриз.
Естественно, дизель оснащен
горным тормозом, а в приводе штатной
тормозной системы ABS. Вот вам и
тринадцатилетний «старичок»,
чья конструктивная навороченность
будет почище, чем у любой суперсовременной
отечественной разработки. Притом все узлы и
механизмы, несмотря на пробег, работают
исправно. А обслуживается и ремонтируется
Neoplan лишь по мелочам: масло поменять, другие
жидкости. Раз пришлось заменить подушку
двигателя и пару сайлент-блоков. За
отсутствием достойных аналогов эти
запчасти пришлось покупать оригинальными.
Дорого — евро-то вон как
скакнул. Но больше ничего не делалось. В
итоге эксплуатация Neoplan выходит дешевле
использования того же Hyundai, у которого
комплектующие хоть и оцениваются в
долларах, но требуются в больших
количествах.
Впрочем, об автобусе стоит
говорить не как о транспортном средстве с
передовыми техническими решениями, а как о
чем-то, что должно с максимумом комфорта
доставлять пассажиров из точки A в точку В.
Поэтому пожалуйте внутрь!
С комфортом по жизни
|
Ему 13 лет , а по состоянию салона будто вчера с конвейера сошел |
Вначале к водителю, который сидит
на первом этаже, перед грузовым отсеком.
Поэтому вход в кабину легче, чем у иного
внедорожника-минивэна, даже ступенек нет.
Просто открываем дверь и заходим.
Обязательный тахограф. Штатный телевизор! А
за спиной водителя спальник. Ведь управляют
Neoplan двое — каждому по
очереди положен отдых. Вообще, водители
выполняют здесь не только «управленческие»
обязанности. Во время движения напарник
по просьбам пассажиров разносит напитки (в
автобусе есть холодильник). Было, конечно,
желание нанять для такого дела официантку,
но это обязательно повлекло бы удорожание
билетов, а наш клиент за качественный
сервис пока платить не готов. При посадке
водители не только проверяют билеты, но и
руководят погрузкой багажа.
|
Приятная мелочь |
Поверьте, это не те несколько
десятков чемоданов и сумок, которые мы
привыкли видеть закидываемыми в какой-нибудь
ЛАЗ. В Neoplan в чистом багажном отделении
можно стоять в полный рост. Плюс по обоим
бортам разбросаны небольшие бардачки, в
некоторые из которых войдет содержимое
багажника немаленькой легковушки. В итоге
полный объем первого неоплановского этажа
равен двум загруженным под тент
газелевским кузовам. И этим пользуются.
Часто дополнительно автобус везет и
коммерческий груз.
Осматривая машину снаружи, можно
лишь порадоваться щепетильности немецких
инженеров. Все замочные скважины прикрыты
резиновыми пробочками, дверные ручки имеют
удобный хват, а сами двери, ведущие в салон,
оснащены пневмоприводами и при
рассеянности водителя закрываются
самостоятельно.
Что ж, хватит ходить вокруг да
около. Пора бы и пассажиром себя
почувствовать. Крутая лестница в центре
кузова (есть еще сразу за кабиной водителя)
приглашает пройти на второй этаж. Но
сначала при желании (а оно обязательно
появится — Neoplan ходит
только на большие расстояния) идем в туалет.
Он справа, а напротив холодильник. В
ступеньках же проем мусорки —
большого мешка, вытряхиваемого на
стоянках. Честное слово, не автобус, а
настоящий дом.
|
«Телики» везде и всюду |
Это ощущение усиливается, когда,
преодолев лестницу, попадаешь на верхнюю
палубу. Благородная потертость 55-ти кресел,
индивидуальная подсветка, дефлектор (кондиционер
в салоне, конечно же, присутствует) и кнопка
вызова у каждого, три «телевизора»
(по желанию клиентов, до полуночи в Neoplan
крутят видео) плюс раздвигающиеся сиденья (чтоб
чувство локтя не напрягало), у которых, само
собой, опускаются спинки. Никакого
роскошества и вычурности, это не VIP-купе,
скорее, бизнес-класс. Но качество, качество-то
какое! Кажется, что и не было 13-ти лет
эксплуатации, из которых год в наших
суровых условиях.
Огромный салон, вкруговую
опоясанный алюминиевыми радиаторами, как
показала нынешняя зима, отлично
противостоит морозам. При
-35С за бортом внутри у Neoplan уютно, словно
дома. К тому же благодаря двойным
стеклопакетам окна никогда не затянуты
изморозью. В этой связи вспоминается
интересный случай, произошедший как раз в
тридцатиградусный мороз. На трассе, когда
встали на короткий отдых, Neoplan догнал «Икарус»,
из которого вдруг стали эвакуироваться
люди. Им было уже плевать на прежние билеты,
лишь бы попасть в тепло на свободные места.
Кстати, тепло в германском лайнере будет
сохраняться даже в случае его аварийной
остановки — об этом
позаботится автономный подогреватель Webasto,
работающий на солярке.
К сожалению, почувствовать Neoplan в
движении не удалось. Пришлось
довольствоваться лишь восхищенными
восклицаниями водителей: хорошо идет,
потребляет всего 30 л на сотню, слегка
раскачивается, плавность такая, что без
проблем по салону можно ходить, парусность
большая, но при боковом ветре благодаря
проработанной аэродинамике автобус почти
не смещается от оси движения.
А
все-таки мы живем в глубинке. Я имею в виду
даже не архаичность общественного
транспорта, а отношение к этому наших
обывателей. Вот ведь странные люди —
при той же цене билета (400 рублей)
стараются отправиться в путь не на Neoplan, а на
древнем ЛАЗе. Запах солярки им что ли
нравится? Для тех же, кто не считает себя
мазохистом, сообщаем: пока что германский
лайнер курсирует по маршруту Иркутск—Братск—Иркутск.
Отправление из Иркутска по понедельникам и
четвергам в 19.30, время в пути —
11 часов, скорость на трассе —
80 км/час (конечно же, не максимальная).
Билеты — в Шелеховском
диспетчерском пункте, что находится
напротив автовокзала. Отправление —
прямо через дорогу. А впрочем, такую
громадину не заметить довольно трудно.
Максим МАРКИН. писатель
Р. S. Все же хорошо, что есть
предприимчивые люди, не покупающиеся на
избитый уже рекламный слоган: окупаемость —
год.
"Автомаркет+Спорт" №26 02.07.03
|