Опыт эксплуатации Mazda Titan
TITAN`ИК И "АЙСБЕРГИ"
|
Вот он — настоящий российский трудяга |
Громадный и, казалось бы,
непотопляемый Titanic ушел под воду за
считанные минуты всего лишь от
точечного контакта с айсбергом. Его
почти что тезки от грузового отделения
Mazda, весящие в 13 с лишним тысяч раз меньше,
несчастную судьбу своего одноименника
разделять, похоже, не собираются. И ведь «айсбергов»
вокруг полно — соляра
некондиционная с переизбытком серы,
дороги убийственные, перегруз
постоянный. А они все живут. Хотя
нигилизм владельца до смертного одра Titan
довести все же может. Правда, далеко не
всегда.
Titan — название
кричащее и, я бы даже сказал, ко многому
обязывающее. И спутник у Сатурна такой
есть, и металл очень прочный, и
ракетоносители у США под этим именем
когда-то имелись. Я уже молчу про то, что
в греческой мифологии титаны —
боги, с которыми справиться смог
только сам Зевс. Так что японцы, по всему
выходит, рисковали, называя свой
грузовичок столь громким именем. А вдруг
бы он не смог ему соответствовать. К
счастью, японская школа мелкогрузового
строения не позволила инженерам Mazda
создать никудышную модель. Получилась
она вполне достойной своего громкого
имени, чему есть прямое подтверждение в
количестве Titan`ов на наших дорогах. А уж о
феноменальной живучести машины
разговор отдельный.
Грузовик
хозяин взял, конечно, не с бухты-барахты,
подобную технику так не покупают. Еще
будучи владельцем банальной Corolla,
заглядывался в сторону знакомых,
которые основную работу успешно
совмещали с грузоперевозками, нанявшись
со своими «микрачами»
в различные фирмы. Таким образом,
обеспечивался весьма неплохой второй
заработок. В какой-то момент,
замечтавшись о доходах, Corolla хозяин
отправил на рынок, где она довольно
быстро ушла к новому хозяину, а у
приятеля был приобретен Mazda Titan 1991 года
выпуска. Год назад автомобиль с
двухлетним местным пробегом обошелся в
$3900 — к обоюдной
радости продавца и покупателя. Но первый-то,
понятно, получил, что хотел. А второй?
Несмотря на два года трудов праведных (без
перегрузки, естественно, не обходилось),
Titan сохранился весьма и весьма неплохо.
Похоже, автомобиль даже в аварии не был:
краска на кабине еще родная, причем без
сколов и царапин, кузовщина не правленая.
Лишь внизу левой двери небольшая
вмятина, единственная порочная отметина,
оставшаяся от предыдущего хозяина. В
остальном Titan рождал только
положительные эмоции. Начиная с салона,
хотя и «деревянного»,
без центрального замка и с «мясорубками»,
но зато отлично сохранившегося.
|
Дешево и просто, но качественно |
Салон — это
вообще японский феномен. Качество
пластика такое, будто Titan и не грузовик
вовсе, а легковушка какая. И зазоры все «правильные».
Но что самое удивительное, торпедо,
несмотря на явный утилитаризм и дубовую
подвеску, до сих пор молчит —
ни скрипа, ни стона.
А уж пусть и архаичный, однако
надежный конструктив вовсе убедил в
правильности выбора. И этой машины
конкретно, и модели в целом. Ведь
хотелось именно яркого представителя
малотоннажного класса, не слишком
крупного, без объемного мотора и,
соответственно, большого аппетита. В то
же время мелкокалиберные Town Ace и ему
подобные не впечатляли абсолютно. А Titan
устроил всем.
Мощная
рама с поистине грузовым профилем,
металлический кузов, на который старый
владелец водрузил каркас и обтянул его
тентом. Грузоподъемность —
достаточные полторы тонны. Этакая «Газель»
по-японски. Вот только у нашей
полуторки дизель существует лишь на
опытных экземплярах. А Titan с самого
своего рождения другого агрегата и не
видел. У «нашего»,
в частности, это 2,5-литровый дизель
ХА. Поистине грузовая установка. Даром
что работает серьезно, по-тракторному,
так еще и топливную аппаратуру имеет
рядную. И хотя красная зона на тахометре
начинается где-то с 4 тыс. об./мин., больше
2500 об./мин. крутить двигатель даже с
полной загрузкой нет смысла. Трогается
Titan исключительно со второй. Первая
передача используется лишь для подъема
в горку, и то Mazda на ней прямо-таки
прыгает — и неудобно
это, и сцепление с редуктором можно
вывести из строя. Благо предыдущий
хозяин об этом знал, и масло лил в мотор и
трансмиссию совсем не солидолоподобное.
Так что новому владельцу Titan достался в
лучшем виде.
В новую жизнь грузовичок
вступил в новом качестве —
чисто российском — стал
он возить водку. По Ангарску, иногда по
Иркутску, накатывая за день работы 100-150
км. Это только кажется, что пробег
смешной и груз легкий. А кинешь в кузов 25
ящичков по 80 кг каждый и вот тебе 2 тонны.
При номинальных-то полутора. Оттого еще
прошлый хозяин воткнул в пакеты родных
задних рессор пару листов от ГАЗ-53.
Правда, передние вместе с
амортизаторами не трогал. Да и нынешний
владелец от переборки подвески был
избавлен. Ее железобетонная сущность,
похоже, нисколько наших дорог не
испугалась, равно как и перегруза. Запас-то
прочности ого-го.
Тем не менее сразу после
покупки Titan был проведен курс
реабилитации. Во-первых, в утиль
отправились два аккумулятора, вместо
них встали новые отечественные по 1200
рублей за штуку. Встали, кстати, на
родные, далеко не самые удачные места.
Они снаружи по левому борту —
сорвать оттуда батареи плевое дело.
Пришлось лепить кронштейны собственной
конструкции и прикручивать их с
недюжинным усилием.
Масло в двигателе, конечно,
поменял, его здесь входит ни много ни
мало — 7,5 литров. Вот
откуда удивительная живучесть и
громадный ресурс. В «котле»
такой емкости, наверное, даже шатуны
целиком в масле купаются. Причем совсем
не обязательно заливать в ХА
суперсовременную «синтетику».
Во времена, когда его разрабатывали,
таких, пожалуй, еще не было. Поэтому
хозяин потчует дизель «минералкой»
Chevron с вязкостью 10W30. Она
используется круглый год, заменяясь
вместе с фильтром каждые 5 тыс. км и
вытягивая из кармана около тысячи
рублей. «Воздушок»
с топливным фильтром тоже
обновлялись и продолжают обновляться
через 10 тысяч км. А вот однажды залитое в
трансмиссию U-tech пока не менялось.
На этом все послепродажные
процедуры закончились. Хотя до сих пор
существует необходимость выполнить еще
одну: покупался Titan по доверенности, то
есть ПТС у него не менялся. А там, между
прочим, в графе мощность значится 150 л.с.
В то время как на самом деле лошадей у Mazda
не более 80-ти.
При
подобном своевременном обслуживании и
начальном неплохом состоянии нельзя
сказать, что проблем с Titan не было. Правда,
ни разу автомобиль сильно не подводил.
Всегда как-то больше по мелочи, часто
спровоцированной определенным
наплевательским отношением хозяина.
Причем это никогда не доходило до
роковой черты, у которой кончается
банальная халатность и начинается
злостное вредительство. Как уже
говорилось выше, все основные
регламентные процедуры Titan проходит с
завидной регулярность. Что же касается
других операций, вроде замены
охлаждающей и тормозной жидкости или
регулировки клапанов, так то, по крайней
мере, за прошедший год не делалось.
Однако Titan на подобное вовсе не жалуется.
Жалуется на другое. К примеру, на
резиновые предпочтения хозяина.
Отъездив зиму на доставшейся вместе с
машиной «липучке»,
на лето он приобрел асфальтовую
бэушку. Обошлась передняя
15-дюймовая и задняя 13-дюймовая
«резина»
более чем недорого —
в 250 и 100 рублей за колесо
соответственно. Потому как покупалась
то ли на разборке, то ли в шиномонтажке, и
протектор уже имела всего лишь условный.
А что, в городе владелец свой Titan больше
40-50 км/час не разгоняет, да и на трассе
особо спешить не любит —
в таких режимах можно и на «лысой»
ездить. Однако и в подобных условиях
эти «слики»
долго не протянули. Оба передних
через неделю-другую грыжами покрылись, а
у одного из задних корд вылез. Потом его
шиномонтажники еще криво прикрутили,
колесо в конвульсиях забилось. В общем,
целая эпопея получилась.
Со шкворнем, кстати сказать,
тоже. Неубиваемый по части подвески Titan
все же где-то нарвался на асфальтовый
айсберг. А скорее от времени в
соединении балки с поворотным кулаком
люфтец небольшой появился. Что делать?
Собрался было хозяин по сервисам
прошвырнуться, да тут вдруг дружок
старый нарисовался, типа автомеханик.
Сделаем, говорит, все в лучшем виде,
кувалдой работать люблю. Поверил.
Битых часа два, а то и три,
знакомый работал зубилом и молотком —
выбил-таки. Правда, не туда. Надо было
снизу вверх, а он сверху вниз. И потом за
все про все запросил 500 рублей. Не
объяснил только, как шкворень не в ту
сторону вышел.
Впрочем, пока это никак ни на
что не повлияло. Да и шкворень-то
оказался целым, пришлось только
выточить новую латунную втулку, что еще
в сотню обошлось.
Конечно,
шкворень — мелочи, и
колеса с их грыжами тоже. Надежности не
показатель. Тормоза — дело
другое. За них какая-нибудь германская
экспертиза вроде TUV мгновенно бы на
последнее место в своих отчетах
поставила, если что не так. С Titan подобным
образом, наверное, и поступили бы. Ведь
тормоза у него подводили аж дважды. Хотя
и не фатально и по вполне объяснимым
причинам. Первый раз оплошал сам хозяин.
Не менявшиеся передние колодки стерлись
до металлического основания. И при этом
ими подклинило барабаны. Знакомому о
такой особенности Mazda Titan говорили, но он,
услышав писк тормозов, продолжал ездить.
Пока... В общем-то, дальнейшие события
достойны пера карикатуриста. Грузовичок
стоит на обледенелой обочине и шлифует
задними колесами лед. Водитель ничего не
понимает, но продолжает тупо давить на
газ, пытаясь сорваться со скользкого
места. Рассказывает, что минут десять
так буксовал. Потом заарканился на «галстук»
к другому грузовичку и съехал-таки
со злосчастной наледи. В этот момент
колодки, похоже, разблокировались, и Titan
обрел подвижность. Но ненадолго. Через
несколько километров на очередной
остановке Mazda снова стала недвижимостью.
Опять буксование-шлифование, опять «галстук»...
Только тогда вспомнил он об
особенности передних тормозов, поехал в
сервис, где за сущие копейки на родную
основу наклепали феродо от «Газели».
Второй раз тормоза слегка
напугали своей негерметичностью.
Потекла манжета правого переднего
рабочего цилиндра. В магазине подобрал
схожую по размерам, да и делов-то.
Тут необходимо сказать, что
решительно все операции выполняются в
сервисе. Сам хозяин с гаечным ключом не
дружит и по большому счету с техникой
тоже. А потому некоторые необъяснимые
явления его пугают до панического
состояния.
Так еще недавно при проезде
луж вдруг cтановился тугим руль, и на
панели загорались контрольные лампочки.
Что, приехали? Да нет, всего лишь
приводные ремни на генераторе и
гидроусилителе изрядно истрепались,
провисли. В СТО с ними справились минут
за пятнадцать, запросив в итоге 300 руб.
Но что мы все про болячки и
хозяйские косяки? А как двигатель с
трансмиссией поживают? Отлично! 12-летный
возраст и 202-тысячный пробег (из них 16
тысяч км под руководством последнего
владельца) ничуть им не повредили.
Дизель до сих пор слегка поддымливает
только под приличной нагрузкой, и масло
не ест абсолютно. При этом расход соляры
в городе запросто укладывается в 10
литров на сотню. Что касается
трансмиссии, то по ней замечен лишь один
неприятный нюанс — не
всегда сразу втыкается задняя передача.
Приходится включать первую и тут же с
размаху реверс. Но это старичку «Титану»
и простить можно. За его-то труды
непосильные, за старания, конструктивно
не заложенные, и не такие грехи
отпускаются.
Вот такой он, Titan. Не ставший
Titanic`ом и не нашедший свой «айсберг».
Максим МАРКИН.
Фото автора
"Автомаркет+Спорт" №32 19.09.03
|