искать через яндекс: 
 
Автомаркет + Спорт. Лучшая автомобильная газета Восточной Сибири. Только авторский материал.  
стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | гостевая книга

Ресурсные испытания
ВАЗ 2109

ОТ ЛЮБВИ ДО НЕНАВИСТИ

— Доктор, я буду жить?
— А стоит-ли?

ВАЗ - 2109Кому не знакомы резкие перепады настроения по отношению к собственному автомобилю. Сегодня ты во что бы то ни стало хочешь избавиться от него: вот, предложил бы мне кто-нибудь за тебя столько-то тысяч, не раздумывая бы отдал. На другой день появляются угрызения совести: как же так, вроде ведет себя вполне сносно, зря что ли столько денег вкладывал. А потом все по новой. От любви до ненависти, знаете ли, один шаг.

Так же и у меня с 15-летней «девяткой». Натянутые отношения и взаимонепонимание способны плавно перетекать в этакий симбиоз (ты ко мне хорошо — я плачу тем же). И наоборот. Время, когда с автомобилем хотелось расстаться, прошло. Сейчас хочется посмотреть, что будет дальше — ради спортивного интереса. Ведь как раз наступил момент, когда вложения в машину свелись к минимуму. Вроде бы все, что сломалось и не так работало, уже заменено, а ломаться пока нечему. Но радости, честно говоря, нет. Есть ожидание какого-то подвоха. Самое время рассказать, как прошли последние месяцы эксплуатации.

Период замен

Почти год назад со стороны переднего правого колеса стали раздаваться подвывающие звуки. Почти не заметные на слух, они постепенно становились все ощутимей. Простейшая диагностика показала, что люфта в подшипнике пока нет, но то, что он ведет себя не совсем адекватно, сомнений не было. Сразу в памяти всплыли страшные рассказы о том, как на ходу клинит колесо, или вообще колесо отрывается и катится независимо от автомобиля, последний же оказывается где-нибудь в кювете. Но пока жареный петух не клюнет куда надо, мужик не перекрестится.

Так и ваш покорный слуга. Тянул с заменой до самого последнего. На то была масса причин. Необходимый комплект для ремонта был куплен, когда люфт из иллюзорной теории превратился в настоящую реальность. Однажды поддомкратив колесо (вообще-то я проверял это дело постоянно), решил: хватит. Отправившись в магазин, убедился, что купить подшипник — не проблема. Сразу возникла мысль, что неплохо бы при этом заменить еще и тормозной диск. На нем отчетливо проступали следы работы отечественных тормозных колодок — неровности. В одном из магазинов нашлись запчасти, которые выдаются за оригинальные комплекты ВАЗ. Можно купить стойку в сборе (пружина, пыльник, подшипник верхней опоры), можно приводы (оба ШРУСа вместе с валом привода), можно поворотный кулак в сборе (ступица, подшипник, тормозной диск с кожухом). Поворотный кулак я и купил. Чтобы не возвращаться в магазин, пришлось только убедиться в том, что он действительно правый (все мы люди и можем ошибаться).

Замена одного только подшипника требует специальных приспособлений, а вот кулака в сборе — при достаточной сноровке дело двадцати минут. Может, конечно, загнул насчет двадцати, но не более часа — это точно. Отсоединяешь стойку, шаровую опору, откручиваешь гайку привода — снимаешь поворотный кулак и вместо него ставишь новый. На старый подшипник стоило полюбоваться. Оказалось, что люфт у него все-таки есть, а на корпусе красный след — металл изменил окраску от местного перегрева. Следов смазки практически нет, грубый звук при вращении. В самое время заменил. Еще бы чуть-чуть... Интересно, что буквально через неделю после установки такая неприятность случилась со знакомым — у его «четверки» на скорости за «сотку» заклинило колесо. Как он не разбился — уму непостижимо. Покрышка стерта до металлокорда, на дороге остался угольно черный след. Как это происшествие отразилось на самом автомобиле, не совсем ясно, но однозначно, что для подвески это было не самое приятное испытание. Но самое главное ничто не предвещало раннюю «смерть» подшипника.

Что касается моего автомобиля, то прежде чем затеять ремонт, решил, что следует привести в порядок и подвеску. Более всего интересовало состояние сайлентблоков. Чтобы не бегать по магазинам (а ремонтироваться решил на даче — на свежем воздухе и в окружении зелени это делать приятнее), сразу приобрел полный комплект. То, что из него понадобилась только половина запчастей, неважно — стоят они недорого, но зато был избавлен от вероятности оказаться в позе мыслителя, когда все разобрано и вдруг выясняется, что недостает одной маленькой детальки. В этом минус самостоятельного ремонта, если как следует к нему не подготовиться. Впрочем, один подобный неловкий момент все же был.

ВАЗ - 2109
Механизм регулировки наклона спинки можно приводить в движение пластмассовой ручкой, но рожковым ключом будет надежнее. Конструкторам надо принять на вооружение этот способ

Поменять впрессованные в рычаг резино-металлические шарниры (то бишь сайлентблоки) не так-то просто. Даже изношенный, он сидит внутри крепко, прикипев к металлу, и необходимо специальное приспособление, чтобы его извлечь. За этим я обратился в соответствующий магазин, ибо какой же самостоятельный ремонт, если у тебя нет необходимого инструмента. На вопрос: а точно ли это то самое приспособление, продавец удивленно выпучил глаза. «Вы что, не видите, что написано?» На ценнике действительно красовалась надпись: «приспособление для замены сайлентблоков, ВАЗ 2108/09». Весь прикол заключался в том, что приспособлений было два, оба с одинаковой надписью, но вид у них был разный. У одного болт потолще, и вообще, оно было повесомее, второе — более изящное на вид. Продавец тоже растерялся. «Ну, если что — поменяем». Спасибо, успокоили. Задача была непростой — из двух вещей нужно было выбрать одну и при этом не прогадать. В результате взял то, что выглядело погрубее и покрупнее. Подумал: наверное, то что поизящнее — для замены втулок в амортизаторах. Оказалось, ошибся.

ВАЗ - 2109
Бачок омывателя. Не выдержал старости, дал течь. Теперь заполнять его рекомендуется только наполовину

Это я понял уже в тот момент, когда снятый рычаг был в руках. Болт приспособления никак не входил в отверстие втулки. Оказавшись в недвусмысленном положении, стал искать выход. Отправляться в город не хотелось, да ведь это целое дело — собирать все заново, потом снова разбирать. Успокаивало то, что замены требовали только детали одной стороны — сайлентблок растяжки в месте крепления к рычагу (он состоит из двух симметричных шарниров, замена которых не составляет труда), так называемые «яйца» (стойка стабилизатора с резиновым и резино-металлическим шарнирами на концах, очень умные придумали для ее обозначения нерусское слово «линки», но народное выражение, по-моему, гораздо яснее — сразу понятно, о чем идет речь). Замена последних — тоже плевое дело. А вот замена шарнира, который стоит в месте крепления рычага к кузову и требует спецприспособления, гораздо сложнее. И из-за этой «фитюльки» я буду собирать все заново? Вот уж нет. Пришлось обходиться подручными средствами: тисками и накидными головками из набора инструментов. Зажав рычаг в тисках, с помощью головок и различных подкладок удалось выпрессовать сайлентблок. Не без проблем, конечно — рычаг так и норовил выскользнуть, и приходилось всю конструкцию собирать несколько раз. Потом начались сложности с установкой нового. Даже намыленный, он отказывался встать на место. Знающие люди нашли бы точное определение для моего занятия, жаль только эти выражения будут непечатными.

Наконец, с превеликими трудами сайлентблок занял свое место, правда, с одной стороны резиновая втулка выглянула наружу не до конца. А это значит, что долго этому шарниру не ходить. Но хотя бы на год его хватит, а там видно будет.

На следующий день я отправился в магазин с претензиями, по дороге несколько остыл и не стал выкрикивать продавцу обидные фразы о том, что он сам не знает, чем торгует. Обошлось без эксцессов. Просто заменил приспособление на другое.

После того как подвеска была собрана, по-хорошему следовало проверить углы установки колес, но с этим делом я несколько затянул, а потом и вовсе передумал, так как все вышло самым удачным образом. До ремонта автомобиль чуть тянуло вправо, после же сборки машина стала вести себя совершенно адекватно — руль ни в одну из сторон не «тянуло». Через каждые пятьсот километров присматривался к состоянию протектора. За две тысячи никаких видимых следов неравномерного износа не появилось. Вот и не верь после этого в счастливые совпадения.

Когда не предохраняет

Интересно было бы посмотреть на того человека, который придумал разместить блок предохранителей в машинах «восьмого» семейства под капотом. А эта личность без всяких сомнений реально существующий персонаж — мы не японцы, у которых машины разрабатываются компьютерами. У нас по-другому — люди разрабатывают машины неизвестно для кого. Не зря про российские автомобили говорят: «Машина, созданная с ненавистью к будущему владельцу». Так вот этого инженера для начала нужно посадить на старую «восьмерку» или «девятку» (это само по себе уже не слабое наказание). Потом сделать так, чтобы предохранитель в установочном гнезде начал болтаться, и никакие способы удержать его на месте не могли увенчаться успехом. Собственно, для этого ничего делать и не нужно. Все происходит само собой. Потом нужно дождаться дождливой и слякотной погоды, чтобы вышел из строя предохранитель омывателя лобового стекла. На улице дождь, как из ведра, по стеклу стекают грязные брызги от проезжающих автомобилей. Самое время попросить этого горе-изобретателя поменять предохранитель или покрепче зафиксировать его в блоке. Глядя, как он под проливным дождем начнет извиваться, пытаясь пальцами (можно, конечно, это сделать и пинцетом, но от этого наказание становится еще более изощренным) извлечь предохранитель, владельцы «восьмерок» испытают истинное наслаждение. Но самый кайф они получат еще раньше, глядя, как этот человек пытается снять крышку блока, для того чтобы получить доступ к предохранителям. Вот уж пытка так пытка.

Смех сквозь слезы. На самом деле, если предохранитель дал слабину, уже ничто не поможет. Если есть хотя бы минимальная свобода, один из лепестков крепления начинает греться, оплавляет пластмассу в корпусе блока, отчего крепление еще более ослабляется. Наступает момент, когда предохранитель перестает пропускать ток или делает это с перебоями. Доходит до того, что в месте фиксации появляются искры. Так недалеко и до пожара. Один раз даже расплавился сам предохранитель, точнее, его пластмассовая сердцевина. С той поры стоят только керамические.

ВАЗ - 2109
Постоянно ломающиеся ручки стеклоподъемников. Это извечная проблема отечественных машин

На моей машине проблема с креплениями ярко выражена у предохранителя, который отвечает за цепи вентиляторов отопителя и системы охлаждения, омывателя, моторедуктора очистителя заднего стекла и еще многое за что. То есть очень важный предохранитель. Все остальные худо-бедно держатся (возможно, еще один начнет капризничать). Но самое любопытное, что держатели, используемые на «классике», сделаны немного по-другому, хотя сами предохранители там точно такие же. Крепления несколько сложнее по конструкции и надежнее фиксируют. Что помешало сделать точно такой же блок на «Самарах», непонятно. Наверное, ожидавшаяся премия за очередной прорыв в области отечественного автомобилестроения.

Решить проблему кардинальным образом можно только заменой устаревшего блока на изделие нового образца (хвала создателям, спустя много лет после выпуска автомобилей, они поняли свою ошибку) — там установлены предохранители, как на иномарках, и никаких проблем с ними не бывает. Однако такой блок стоит без малого тысячу рублей. Не каждый владелец решится на замену. Я же отважился на самостоятельную переделку. В общем-то, все элементарно. На концы держателей цепляю разъемы типа «мама» с проводками, с другой стороны точно такие же разъемы, в которых будет стоять современный предохранитель (он идеально входит в лепестки разъема). Для надежности конструкция скрепляется температуростойкой изолентой. Предохранитель, кстати, крепко держится, не доставляет никаких проблем. О том, что где-то может замкнуть «накоротко», нет и речи — все оголенные части заизолированы и надежно спрятаны. Да, собственно, в «Жигулях» выносной блок предохранителей сделан по тому же принципу — к нему крепятся разъемы проводки, только у меня всего один предохранитель, а там их штук пятнадцать.

ВАЗ - 2109
Вот он, злосчастный блок предохранителей. Место его установки удобным не назовешь. Крышку не снять, до предохранителей едва достанешь. 

После такого нехитрого решения все пришло в норму. О том, чтобы в дождливую погоду лезть под капот и пытаться вернуть предохранитель на место, чтобы наконец-то заработал омыватель лобового стекла, теперь можно позабыть.

Но мало того, что предохранитель подводил, еще одна неприятность случилась с вентилятором системы охлаждения. Один из его контактов просто-напросто подгнил и развалился в неподходящий момент — в самую жару. Поначалу не обратил на это особого внимания. Термостат хорошо работает, и при движении на большой скорости двигатель не греется — хватает естественного обдува радиатора. Но в заторах стала расти температура. Заглянул под капот, как обычно проверил предохранители — ничего. Поменял местами реле — никакой реакции. Попробовал замкнуть контакты температурного датчика (в этом случае вентилятор начинает работать постоянно) реле пощелкивает, а вентилятор не крутится. Смущал и нагрев корпуса реле. После этого была сделана процедура, с которой и следовало начать — проверить контакты на самом вентиляторе. Только тронул рукой, как разъем свалился и обнажился почерневший, наполовину сломанный контакт. Ничего не сделаешь, разве только навесишь разъем хотя бы на то, что осталось. Сделал, и вроде крепко пока держится, но это не дело, в будущем придется поменять.

Еще один счастливый исход

На переднее сиденье никто не хочет садиться. И все ругаются: когда ты его наладишь? Сделал бы, если сидел бы сам. Конечно, неприятно — лежишь, как в стоматологическом кресле, и глядишь почти в потолок. В конце концов, стало стыдно и решил разобраться.

ВАЗ - 2109
А если еще и внутри полиролью обработать? Супер, а не машина (если  ни с чем не сравнивать)

Нужно напомнить, что хлипкие на вид сиденья в «Самарах» таковыми и являются. Мне машина досталась с уже «больными» сидениями. И если водительское, на удивление, имеет еще более-менее сносное состояние, то пассажирское никуда не годится. Механизм регулировки наклона спинки разболтался настолько, что поднять ее невозможно. Появилось желание купить сиденья от иномарки, но их потребуется адаптировать, а на такую работу нет времени и особого желания.

Осмотр показал, что болты, с помощью которых спинка крепится к подушке, не держатся из-за износившейся резьбы в каркасе сиденья. Пришлось вспороть обивку, нащупать болт (не обошлось без травмы — заусеницами до крови проткнул палец) и надеть на него гайку. После этого двумя ключами болт был как следует затянут, и спинка, по крайней мере, перестала болтаться. Затем наступила очередь механизма регулировки. Отвернув болтик декоративной ручки, скрывавший под собой механизм, я был приятно удивлен тем, что все детали на месте, и сильного люфта не наблюдается. С помощью ключа на 11 попытался повернуть привод регулировки. Оказалось, все прекрасно работает. Причина невозможности регулировки заключалась в износе пластмассовой ручки. И кто додумался регулировать положение спинки именно таким способом, когда механизм наклоняется поворотом шестеренок? На сиденьях других типов (нормальных) спинка попросту подпружинена, и необходимо приподнять рычажок, чтобы выставить требуемый угол наклона.

После тщательной смазки салазок, профилактики механизма передвижения сиденье заработало не хуже нового. Теперь и наклоняется, и скользит вперед. И все без капиталовложений.

А помирать нам рановато

ВАЗ - 2109
Часто приходится ездить по проселочным дорогам. Для старой машины
  стихия не самая приятная

Автомобиль создан для того, чтобы дать свободу передвижения его владельцу. При этом возить приходится не только хозяина, но и массу полезных грузов. А что приходится возить «девятке»? Мешки с цементом, комбикорм для свиней родственника (у того собственный автомобиль стоит на долгом «приколе»). Один раз возили доски на стропила для гаража. Оказалось, что с объемом материала несколько просчитались. Пришлось ехать на дачу. Хорошо, что доски нужны были не слишком длинные (проще было их связать одна с другой), а то пришлось бы где-то красную тряпку искать, чтобы хоть как-то обозначить негабарит.

Но самый интересный груз — всякая керамическая утварь из Ангарска. Начиная с кашпо для цветов, заканчивая унитазами. Нелегко пришлось машине, керамика — вещь тяжелая. Конечно, машина служит для того, чтобы вывозить с поля картошку во время сбора урожая. Возложить все это на изящную иномарку было бы жалко, хотя беспримерная выносливость японских машин давно побила все рекорды. Работать по-крупному (с перевозкой грузов) «Самаре» приходится редко, но метко. Плюс ко всему довольно часто приходится передвигаться по гравийным дорогам. «Девятка» с ее очень жесткой и информативной подвеской для этого предназначена плохо. Не зря ее окрестили «балалайкой» — в салоне все дребезжит и скрипит. Даже новый автомобиль при движении по проселочным дорогам не доставляет никакого удовольствия от вождения.

Эксплуатационные затраты (руб.)
за период 25 апреля — 1 сентября 2003г. (пробег 2700 км)

Поворотный кулак 
+ ступица переднего колеса 
+ подшипник ступицы + тормозной диск

1100 руб.

Комплект сайлентблоков передней подвески

200 руб.

Съемник сайлентблоков

120 руб.

Колесный диск

250 руб.

Шины «Voltire» И-391 — 650х2

1300 руб.

Герметик Qualco

70 руб.

Всего:

3040 руб.

Бензин 230 л

2690 руб.

Итого:

5730 руб.

Эксплуатационные расходы за период — 2,12 руб./1 км. Средние эксплуатационные расходы с момента начала эксплуатации — 48670 руб. при общем пробеге 25700 км. (с 1 июня 2001 года) — 1,89 руб./1 км.

Зато «Самары» хороши тем, что имеют достаточно крепкие для отечественного автомобиля кузова. Когда борта «Жигулей» начнет подъедать ржавчина, «девятка» еще смотрится молодцом. Следы коррозии появляются только там, где кузов плохо проветривается — прежде всего, по кромке крыла (если не установлены подкрылки), в нише горловины топливного бака (это болезнь всех «Самар»). Если хорошо следить за кузовом, появление этих очагов можно предотвратить. Опыт эксплуатации автомобиля подсказывает, что сквозная коррозия дает о себе знать только сейчас, спустя пятнадцать лет после выпуска автомобиля, появились пятна на крыльях. Надо сказать, весьма приличный для российского автомобиля показатель. Возможно, дело в том, что машины первых выпусков имели лучшую антикоррозионную обработку. У знакомого семилетние «Жигули» прогнили до дыр. На этом фоне состояние моего автомобиля внушает надежду, что кузов проживет еще достаточно долго и не потребует серьезного ремонта. Хотя, конечно, кое-что делать придется. К примеру, на правом лонжероне оторвалась одна из точек крепления к кузову. Но здесь виноват я сам. Это случилось во время вылазки за грибами, когда машина днищем села на здоровенную кочку. Может быть, там был камень, отчего на днище осталась небольшая вмятина. Естественно, точечная сварка не выдержала такого удара и лопнула. Наверное, еще коррозия поспособствовала снижению прочности. Хотя, в общем-то, не так страшно. Всякое бывает. Хорошо, если и двигатель покажет себя с положительной стороны. Тогда, скрепя сердце, можно терпеть от автомобиля всякие мелкие безобразия.

Итоги

По моему разумению, рассказ о «Самаре» более других оправдывает название рубрики. Это настоящие ресурсные испытания — эксплуатация старого отечественного автомобиля. Причем не только автомобиля, но и владельца. С чем еще придется столкнуться, покажет время. Пока от машины отказываться не собираюсь — просто интересно, как эта «старушка» дальше будет служить. Ведь ездят же люди на машинах 70-х годов. А если захочется новую (это желание никогда не исчезало), значит это будет второй автомобиль.

Кирилл ЮРЧЕНКО

"Автомаркет+Спорт" №31 12.09.03




стартовая | редакция | автомобили сибири | реклама | автогид | автомобили | вокруг автомобиля | подшивка | все автофирмы региона | фотогалерея | справочное бюро | фестиваль автотюнинга | гранд европа | сша
Copyright © 2003-2006 "Автомаркет+Спорт". Иркутск Все права защищены.
Воспроизведение материалов или их частей
в любом виде и форме без письменного согласия запрещено.
веб-мастер: info@asjornal.ru
редакция: postmaster@automarket.irkutsk.ru

Яндекс.Метрика