Альтернатива
Большому кораблю - большое плавание.
Новый флагман байкальского
флота круизное судно «Николай
Ерощенко», сданное в
эксплуатацию в конце августа этого года,
на прошлой неделе совершило свой самый
дальний осенний поход по Байкалу в
нынешнем туристическом сезоне. Этот
маршрут стал седьмым по счету в новой
биографии круизного судна, подобного
которому на Байкале еще не было.
Давным-давно
по Байкалу курсировал единственный
пассажирский пароход «Комсомолец»,
осуществлявший регулярные
пассажирские перевозки по акватории
всего озера вплоть до середины 70-х годов.
Посещающие Байкал туристы только на нем
могли добраться до знаменитой на весь
Союз турбазы «Бухта
Песчаная» или до
курорта «Хакусы»
на севере Байкала. Это было время
всесоюзных туристических маршрутов и
профсоюзных здравниц. Каких-то тридцать
лет назад можно было за 35 рублей купить
билет, установить палатки для ночлега
прямо на палубе «Комсомольца»
и совершить круиз вокруг всего озера.
Прошло
несколько десятилетий, и на смену «Комсомольцу»
пришли современные и
комфортабельные корабли, а также новые
цены. Сегодня от Иркутска в бухту
Песчаная ходят скоростные суда на
воздушной подушке «Баргузин»
— за 750 руб. можно съездить туда и
обратно (в 2004 году Восточно-Сибирское
речное пароходство обещает снова
открыть регулярное сообщение с островом
Ольхон и пос. Усть-Баргузин). От порта
Байкал до Северобайкальска курсирует «Метеор»
на подводных крыльях —
990 руб. в одну сторону. И хотя
ежегодно пассажирские перевозки на
рейсовых судах по Байкалу составляют
свыше 35 тыс. пассажиров, из них 8 тыс.
туристов перевозится «Баргузинами»
на линии Иркутск — бухта
Песчаная, большого круизного судна на
Байкале до недавнего времени не было.
Когда-то
по Байкалу ходил буксирный теплоход «Севан»,
занимающийся буксировкой леса в
плотах. Он был построен на судоверфи
Восточно-Сибирского речного
пароходства в 60-х годах и последние 15 лет
не эксплуатировался. Летом 2003 года «Севан»
из ржавой посудины превратился
после капитального ремонта в плавучий 4-х
звездочный отель: каюты с душем,
телевизором и телефоном, уютный
ресторан, два бара, сауна. Новую жизнь
теплоход начинает под новым именем —
«Николай Ерощенко». Это
дань памяти человеку — чекисту,
предпринимателю, президенту холдинга «Истлэнд»,
заместителю губернатора Иркутской
области, отдававшему все свои силы
развитию экономического потенциала
Восточно-Сибирского региона. В 1997 году
Николай Владимирович Ерощенко в
должности заместителя губернатора
возглавил представительство Иркутской
области в Москве. При его
непосредственном участии воплощены в
жизнь проекты по становлению
нефтехимического и топливно-энергетического
комплекса Восточной Сибири:
газоконденсатное Ковыктинское
месторождение, Ангарский
нефтехимический комплекс, Саянхимпром,
Усольехимпром, Востсибуголь. К
сожалению, его жизнь оборвалась слишком
рано...
Белоснежный
трехпалубный корабль «Николай
Ерощенко» по своим
размерам сегодня самое крупное судно на
Байкале. Началась его биография с
круизов VIP-групп из Министерства
железной дороги, Газпрома, Сбербанка,
официальной делегации из Японии,
представительной группы из
губернаторов центральных областей
России.
Первые отклики гостей
свидетельствуют: «Николай
Ерощенко» должен
стать лидером байкальского флота,
своеобразной визитной карточкой
сибирского гостеприимства. Круизное
судно «Николай
Ерощенко» имеет три
палубы, на которых размещены 19 кают на 55
мест, ресторан на 40 мест, закрытый бар на
20 мест, открытый бар на третьей палубе с
площадкой для танцев и столиками на
смотровой палубе. Есть финская сауна,
летом планируется устанавливать на
верхней палубе разборный открытый
бассейн. В каждой каюте индивидуальный
санузел с душем, водонагревательным
бачком и сверкающей импортной
сантехникой. Для удобства пассажиров —
электрический фен и четыре
белоснежных полотенца. Продуманное
размещение мебели в каюте, два
квадратных иллюминатора со шторами,
внутренний кнопочный телефон для связи
с другими каютами и службами сервиса,
телевизор со встроенным
видеомагнитофоном, каналы спутникового
телевидения, ковровое покрытие —
есть все необходимое для уюта и
комфортного отдыха. Отдельно следует
сказать о кухне ресторана и фирменных
сибирских блюдах. Профессиональные
повара предлагают на выбор широкий
ассортимент рыбных и мясных блюд, есть
хорошая карта вин, мороженое и фрукты.
Причем ресторан работает до последнего
посетителя — веселись
хоть всю ночь.
Современных
туристов, которых трудно чем-то удивить,
всегда поражают нетронутая суровая
природа Байкала и сибирское
гостеприимство. Так было и на этот раз.
Программа круиза включала в себя
высадки на берег и встречи с интересными
людьми. Первая из них состоялась на
Ольхоне, где на диком берегу заранее
была установлена бурятская юрта, в
которой гостей встречали практикующий
ольхонский шаман Валентин Хагдаев и
фольклорная бурятская группа из пос.
Еланцы. Гости рассаживаются на полу юрты,
в центре дары сибирской тайги: брусника
и кедровый орех, бурятский тарасун.
Шаман под удары бубна начинает
неторопливый рассказ о духах и предках
бурят, о святой воде Байкала и
современной экологии острова. В это
время местные рыбаки готовят на костре
рыбу на рожнах, а бурятские повара —
национальные блюда из мяса в больших
котлах. Не удивительно, что в такой
компании незаметно пролетает полдня.
Следующая
остановка напротив местности Зама.
Теплоход «Николай
Ерощенко» имеет
осадку судна 3,6 метра и подойти к берегу
может только у пирса порта Байкал. Для
высадки на берег нас сопровождает катер «Вега».
На галечной косе бухты уже ждут
экспедиционная «вахтовка»
с будкой и УАЗ-фургон. От берега до
новой турбазы Иркутскэнерго «Зама»
несколько километров по грунтовой
дороге. Принимающая сторона —
турфирма «Гранд-Байкал»
специально включила в программу
посещение этой турбазы с роскошным
ужином в ресторане и сауну с бассейном. В
самом деле, показать гостям есть что —
современный белоснежный корпус с
асфальтированной территорией среди
совершенно дикой тайги —
на сегодня это одна из самых
комфортабельных турбаз на берегу
Байкала.
Заключительным
эмоциональным аккордом программы стала
парусная регата в бухте Песчаная, где
теплоход «Николай
Ерощенко» ждали яхты
«Ирэн»
и «Энерго».
Часть гостей предпочла пешеходную
экскурсию к подножию скалы Малая
Колокольня среди яркого разноцветья
осеннего леса, другая — гонку
под парусами. Осенью на Байкале на
редкость сильные ветра. В этот день
порывы порой достигали 20 м/сек. Но
остались довольны все — и
группа, ушедшая на мини-трекинг, и
команда «яхтсменов».
Конечно, подобные программы
довольно дороги и осуществить их можно
только через специализированные
туристические фирмы, имеющие достаточно
ресурсов для организации. Но теперь на
Байкале есть достойное пассажирское
судно и фирмы, способные предлагать
подобные незабываемые круизы (аренда
корабля «Николай
Ерощенко» — тел.:
287-117, дополнительная программа круиза и
проживание на турбазе «Зама»
— тел.: 259-146).
«ЯРОСЛАВЕЦ»
— САМОЕ РАСПРОСТРАНЕННОЕ
СУДНО НА БАЙКАЛЕ
По
регистрационным данным Восточно-Сибирской
судовой инспекции, в Иркутском
водохранилище и на озере Байкал в 2003
году официально зарегистрировано 255
судов, из них 47 принадлежат речному
пароходству, 134 — частным
лицам. Наибольшая часть судов
находится в Иркутском водохранилище
и в пос. Листвянка и несколько
десятков — в
Северобайкальске и пос. Усть-Баргузин.
Наиболее распространенным судном на
Байкале остается катер проекта «376»,
так называемый класс судов типа «Ярославец».
По данным Байкальской судовой
инспекции, в акватории Иркутского
водохранилища и озера насчитывается
118 катеров этого класса. Не все из них
находятся в исправном состоянии,
имеют локатор и радиостанцию. Только
около половины имеют право выхода в
Байкал и оборудованы для перевозки
пассажиров. Первоначальная
планировка кубриков на катере была
не рассчитана на удобства и комфорт
при перевозке туристов. Двигатель
работает с сильным шумом, что создает
дискомфорт, особенно ночью. По
типовому проекту на катере имеются 3
кубрика по 4 места в каждом, отдельный
камбуз с газовой плитой, но нет душа.
Тем не менее именно эти катера,
переоборудованные для перевозки
туристов, исправно уже в течение
полувека трудятся на озере. Основное
их преимущество перед большими
судами — возможность
практически в любом месте побережья
высадить туристов на берег. Только
некоторые из них имеют
переоборудованные кубрики с
улучшенной отделкой на два спальных
места и душевую с кафелем и горячей
водой, оборудованную палубу на корме
для питания.
Одну из кают
занимает команда, как правило, из 2-3
человек, поэтому максимальное
количество пассажиров, комфортно
размещаемых на борту в двух других
каютах — 8 человек.
Скорость катера 18 км/час. Низкая
осадка и наличие носового трапа дает
возможность приставать к берегу во
многих местах побережья Байкала.
Катера этого класса имеют
ограничения по ветровому режиму до 11
м/сек и по высоте волны до 2 м.
Стоимость аренды такого катера
ежегодно возрастает. До денежного
дефолта в России «Ярославец»
можно было свободно арендовать
за $25 в сутки, три года назад
стоимость аренды составляла $250-300 в
сутки, летом 2003 года трудно было
найти катер дешевле $400-450 в сутки.
Путешествие до
бухты Песчаная на таком катере можно
совершить за 1-2 дня, до Малого моря —
за 2-3 дня, до Чивыркуйского залива
и Ушканьих островов —
за 5 дней, до Баргузинского
заповедника и северной части Байкала
— за 7-8 дней.
Комфортабельнее
путешествовать на импортных катерах
и моторных яхтах. Моторная яхта «Северная
корона» с
малошумным двигателем имеет три 2-х
местных каюты со всеми удобствами,
горячей водой и телевизором. Но
стоимость ее аренды в 3 раза выше.
Байкал —
одно из самых бурных озер земного
шара. Поверхность озера очень редко
остается спокойной. Характерным для
нее является наличие толчеи, которая
возникает при встрече
противоположно направленных волн.
Наиболее сильное волнение бывает в
проливе Ольхонские ворота, на входе в
Чивыркуйский залив, где высота волн
может превысить 4 м, а также на
мелководье — против
устья р. Селенга, во входе в
Баргузинский залив и у северного
побережья острова Большой Ушканий,
где высота волн порой достигает 6 м
при крутизне 22°. Штормовые
ветры на Байкале обычны в конце лета
и осенью. Максимальная скорость
ветра на озере отмечается в апреле,
мае и ноябре. 80 процентов летних
штормов приходится на вторую
половину августа и сентябрь, при этом
высота волн в средней котловине
Байкала достигает 4-4,5 м. Время, когда
ветер наполняет паруса —
излюбленное для яхтсменов.
Стоимость аренды яхт типа «Ирэн»
или «Энерго»
составляет $285-310 в сутки в
зависимости от срока плавания (аренда,
тел.: 259-146). |
КРУИЗНЫЕ СУДА «ЗАЙСАН»,
«БАЙКАЛ»,
(«КАРАВЕЛЛА»
ТОО. Иркутск. Тел.: 35-09-38)
Круизные рейсы по
заявкам для групп до 18-22 человек.
Всепогодные трехпалубные суда «Зайсан»
и «Байкал»
водоизмещением по 600 тонн,
скорость 22 км/час, переоборудованы из
буксиров. Высота борта над водой 6 м.
Осадка судна 3,5 м не позволяет близко
подходить к берегу. Высадка на берег
производится на шлюпках. Команда
корабля состоит из 9 человек,
обслуживающего персонала 8 человек.
Эти суда наиболее удобны для
комфортного проживания во время
круизных путешествий, особенно если
они арендуются одной компанией. Суда
могут совершать безопасное движение
ночью, в тумане и в шторм. В отличие от
катеров типа «Ярославец»,
меньше подвержены качке. Носовая
и кормовая просторная палуба
оборудованы шезлонгами и столиками,
при хорошем настроении отдыхающих
становятся танцплощадкой.
На суднах имеются
ресторан, бар. В стоимость путевки
включено 3-х разовое питание, в меню
традиционные блюда русской кухни и
блюда из байкальского омуля.
Стоимость договорная —
от $120 в сутки с человека (включая
питание). Аренда судна $2500 в сутки (включая
питание). |
Фотографии и текст Сергея
ВОЛКОВА
"Автомаркет+Спорт" №34 03.10.03
|