Автомобиль номера Subaru Impreza WRX
СВЕРХОРУЖИЕ
В начале 90-х годов японские
автомобильные компании переживали
настоящий «бум»—
началась успешная экспансия в
Европу и США. Но главное —
происходил качественный рывок в
технологиях. К примеру, в острейшей
конкуренции спорткаров Mitsubishi и Subaru
появились и были доведены до
совершенства уникальные модели —
полноприводные турбоавтомобили,
которые изначально предназначались для
раллийных трасс. Но «гражданские»
версии Mitsubishi Lancer Evolution и Subaru Impreza WRX
вызвали невиданный интерес и были
запущены в широкую продажу. В новое
тысячелетие обе модели вошли с
обновленными версиями —
их соперничество продолжается не
только на гоночных трассах, но и за
интерес покупателей в шоу-румах.
|
Subaru — одно из почитаемых японцами скоплений звезд в созвездии Тельца. Кроме того, по-японски это звучит «управлять», «собирать вместе». |
Правда, эти модели для
настоящих ценителей спорткаров. Тем
более, что до недавнего времени они не
поставлялись на внешние рынки, а
продавались только в Японии. Только с 1997
года началось производство леворульной
Subaru Impreza WRX и официальные поставки модели
в Европу. В нашей же области известны (пусть
по весьма ограниченным образцам)
праворульные версии.
Хроника эволюции WRX
Появление первого поколения
этого легендарного спорткара относится
к 1992 году. Модель имела целую гамму
двигателей объемом от 1,6 до 2 литров и со
временем получила диковинный для своего
времени двигатель — турбированный
2,0. Полноприводная Impreza с этим
турбомотором стала эталоном для
подражания у других автопроизводителей.
Поскольку эта модель представляет самые
последние достижения Subaru, ее эволюция
происходила очень быстро. Версия WRX хоть
и считалась топовой, но всегда выше ее
находилась модель WRX STi. Subaru Technica International (STi)
— часть инженерного
подразделения Subaru, специализация
которой — разработка
раллийных автомобилей. Используя свои
ноу-хау и технологии, испытанные в
соревнованиях, STi воплотила опыт в
автомобилях, которые предназначались
для гражданских дорог, поэтому эволюция
WRX неразрывно связана с этим
подразделением.
Вот некоторые даты, которые,
несомненно, можно вписать большими
буквами в автомобильную историю.
Октябрь 1992 года. Представлена первая
версия WRX (Type-A). Модель, естественно,
была оснащена оппозитным двигателем
объемом 2,0 л с турбонаддувом и системой
DOCH. Постоянный полный привод
обеспечивала вискомуфта LSD с межосевым
дифференциалом. Была также и спортивная
модель WRX Type-RA, которая отличалась
мелкими стилистическими отличиями.
Мощность первой WRX была 240 л.с./6000 об./мин.,
а крутящий момент 304 Нм/5000 об./мин. Спустя
год, в сентябре 1993 года, появляется универсал
WRX Type-B, на выбор предлагалась 5-ступенчатая
механическая коробка передач или 4-ступенчатая
АКП. Универсал был менее заряжен —
220 л.с.
|
Купе Impreza собирается единичными экземплярами и сейчас,
но они предназначены лишь для раллистов |
Первое поколение WRX STi
появилось в начале 1994 года. Это была
машина для настоящих ценителей —
механическая трансмиссия, усиленный
турбонаддув, интеркулер, измененная
программа управления двигателем, а
также большой задний спойлер. Мощность —
250 л.с. В том же 1994 году стандартная WRX
претерпевает небольшие косметические и
мощностные изменения в модификации Type-C
(мощность — 260 л.с.).
Через
месяц STi выпустила уже свою версию WRX Type
— RASTi, на
которую устанавливался центральный
дифференциал контроля вождения (DССD), 2
дифференциала повышенного трения LSD,
двигатель собирался вручную. Все это
подкреплялось мощностью в 275 л.с. и
моментом в 319 Нм/4000 об./мин. В 1995 году Impreza
выигрывает первый свой мировой
раллийный чемпионат, синий цвет
становится эксклюзивным для спортивной
модели, что было закреплено в версии WRX
STi-2.
Вторая победа в ралли дала
повод к созданию эксклюзивного
исполнения — WRX Type-RA STi-2
V-Limited, где помимо синего цвета были
золотые диски, оригинальные сиденья,
чемпионская эмблема WRC, а также ABS.
Август 1996 года. Представлена
версия STi — WRX STi-3. Новый
двигатель, увеличенная турбина,
охладитель большого размера. 16-дюймовые
4-суппортовые вентилируемые тормоза
спереди и 15-дюймовые с двумя суппортами
сзади. Мощность 280 л.с./6500, момент 343 Нм/4000
об./мин.
В начале 1997 года произошло
поистине уникальное событие —
появилось купе Impreza в версии Type-R
STi. Поначалу оно предназначалось
только для спортивного использования,
поскольку было лишено самого
необходимого — Airbag, ABS.
|
«Овечка» от STi —
самая простая версия |
В 1998 году, учитывая запросы и
интересы покупателей, была подготовлена
специальная версия купе —
WRS 22 В STi. Турбодвигатель
здесь был объемом 2,2 литра, при этом
турбина имела водяное охлаждение,
вентилируемые тормоза и амортизаторы
Bilstein. В том же году дебютирует пятое
поколение WRX и STi-5. Модели получили
новый двигатель с изменяемыми фазами
газораспределения, спортивную ABS.
Мощность осталась на прежнем уровне,
ведь 280 сил по японским законам —
предел, но зато вырос момент —
338 Нм/4000 об./мин. Также была внедрена
система быстрого старта.
В октябре 2000 года, спустя 8 лет
после дебюта, было представлено второе
поколение Impreza! Новая модель
отличалась круглыми передними фарами,
вызвавшими критику поклонников. Только
модель стала еще популярней.
Сотрудничество Subaru с
британской фирмой Prodrive, стало
результатом запуска в 2001 году версии Prodrive
Style, которая отличается внушительными
аэрообвесами и спойлерами. Prodrivе Style —
это в первую очередь большое заднее
антикрыло, которое перекочевало с
боевого WRC.
В 2002 году была представлена рестайлинговая
модель Impreza с новой внешностью,
которую якобы переработали благодаря
просьбе раллистов WRC. Гамма кузовов
включает седан и универсал, варианты
двигателей не изменились.
Страницы истории
История
автомобильного концерна Subaru начиналась
в 1917 году с открытия в городе Накагаме
Авиационной исследовательской
лаборатории. Проработав над боевой
мощью японских ВВС до 1945 года, с
поражением Японии фирме пришлось
заняться мирным производством —
моторными лодками, бензиновым
двигателями и автобусами, которые
производились на 12 предприятиях. В 1953
году пять наиболее сильных отделений
организовали компанию Fuji Heavy Industries,
которая занялась производством
автобусов, мотороллеров и самолетов.
Лишь в 1958 году был спроектирован
автомобиль и зарегистрирована торговая
марка Subaru.
Расцвет компании начался с 1970-х
годов, когда появилась первая в мире
легковая полноприводная модель Subaru Leone.
Именно с того времени легковые
автомобили со всеми ведущими колесами
стали специализацией Subaru. Но настоящий
взлет компании начался тогда, когда в
модельном ряду появилась Subaru Impreza WRX,
которая стала участвовать в мировых
раллийных чемпионатах с 1994 года и была
первой в течение трех лет. Именно для
этой модели предлагается новая
концепция развития «Высокая
концентрация спортивного мышления».
Некоторые
технические особенности WRX и WRX STi
Как и у любого другого
автопроизводителя у Subaru есть своя
философия, которая заключается в особом
подходе к проектированию автомобиля,
который должен обладать высокими
техническими показателями. Повышенное
внимание уделяется устойчивости и
безопасности автомобиля, его поведение
на разных скоростях и в разных дорожных
условиях. В компании никогда не
копировали других, скорее, именно
конструкторам Subaru принадлежат
разработки, которые применяют теперь во
всем мире.
Все модели Subaru придерживаются
концепции Активное Движение —
Активная Безопасность, которая
реализуется посредством использования
технологий, объединяющих уникальность
горизонтально-оппозитного двигателя
Subaru и оригинальную систему полного
привода.
Комбинация AWD с продольно
расположенным горизонтально-оппозитным
двигателем обеспечивает абсолютно
симметричную конструкцию: коробка
передач, ведущий вал, задний
дифференциал расположены на одной
прямой. Эта конструкция названа «Золотое
сечение» благодаря
низко расположенному центру тяжести и
отличному балансу веса, за счет чего
обеспечивается высочайший уровень
стабильности при управлении.
Среди японских
автопроизводителей только Subaru
применяет горизонтально-оппозитный
двигатель, который превосходно
сбалансирован. Поршни этого двигателя
расположены горизонтально под углом 180
градусов друг к другу, что обеспечивает
идеальное возвратно-поступательное
движение поршней. Поскольку такое
движение очень напоминает действие двух
боксеров, обменивающихся ударами, этот
двигатель часто и называют «боксер»
(boxer). Зачем инженеры Subaru включили
турбонаддув в конструкцию оппозитного
двигателя? Как это ни странно, ответ
лежит в концепции идеального автомобиля,
«управлять которым
одно удовольствие». Чтобы
достичь этой цели, решили создать более
совершенный двигатель. 2-литровый 4-цилиндровый
Boxer с турбонаддувом, установленный на
модели Impreza WRX, примерно равнозначен по
мощности 3-литровому двигателю без
наддува. Турбина турбонаддува,
установленного на двигатель WRX,
вращается со скоростью 130000 об./мин., при
этом сам двигатель производит 3000 об./мин.
Поэтому все механические детали
изготавливаются с особой точностью, и в
случаях с STi двигатель полностью
собирается вручную. Несколько
модифицированная система турбонаддува
используется в двигателях машины,
выступающей в раллийном чемпионате.
Кроме того, чтобы избежать неприятного
шума, вызванного вращением турбины, на WRX
были использованы различные методы
шумопонижения. В результате слышен
только гул, который некоторые называют «пением
ангелов». Поскольку
Boxer — двигатель
компактный, то для разгула фантазии
остается достаточно свободного
пространства, то есть большой выбор в
отношении размеров систем турбонаддува.
|
Нередко бывает и такое — АКП в Impreza WRX. В особенности это характерно для праворульных версий |
Ручная трансмиссия —
символ технического совершенства
Subaru. На стадии разработки новой Impreza WRX STi
потребовалось сконструировать 6-скоростную
коробку передач, что позволило бы
задействовать полностью рабочую
мощность ее двигателя. Это, несомненно,
лучшая 6-скоростная ручная трансмиссия
для серийно выпускаемых автомобилей.
Двигатель WRX STi вырабатывает крутящий
момент силой 35 кг/см, и ее новая коробка в
будущем может быть адаптирована для
больших значений крутящего момента.
Кроме того, инженеры Subaru сумели улучшить
рабочие характеристики
синхронизирующего устройства, и теперь
на каждой из пяти скоростей
устанавливается по два линейных
шариковых подшипника. Подобные примеры
сокращения трения при переключении
скоростей встречаются довольно редко.
SUBARU
IMPREZA
WRX STI AWD 6MT
|
Габариты и
вес |
Общая длина/ширина/высота,
мм |
4415/1740/1440 |
Колесная база, мм |
2525 |
Колея передняя/задняя,
мм |
1490/1480 |
Минимальный
клиренс, мм |
155 |
Полный вес, кг |
1450 |
Двигатель |
Тип |
Горизонтально-оппозитный
двигатель с жидкостным охлаждением:
4-тактный, 16-клапанный, (турбированный
в WRX) с одним верхним распредвалом |
Диаметр цилиндра/ход
поршня, мм |
92,0 х 75,0 |
Объем двигателя,
куб. см |
1994 |
Степень сжатия |
8 |
Топливная
система |
Многоточечный
инжекторный впрыск |
Емкость
топливного бака, л |
60 |
Эксплуатационные
характеристики |
Максимальная
мощность, кВт(л.с)/об.мин. |
195(265)/6000 |
Максимальный
крутящий момент, Нм/об.мин. |
343(35,0)/4000 |
Максимальная
скорость, км/ч |
244 |
Расход
топлива |
по городу, км/ч |
15,5 |
вне города, км/ч |
8,5 |
смешанное, км/ч |
11,1 |
Трансмиссия/ходовая
часть |
Рулевое
управление |
Rаck and Pinion |
Подвеска
передняя |
Системы
Макферсона, независимая, со
спиральными пружинами |
Подвеска задняя |
Многорычажная,
независимая, со спиральными
пружинами |
Минимальный
радиус поворота (m) |
5,5 |
Тормоза передние |
Вентилируемые
дисковые тормоза |
Тормоза задние |
Вентилируемые
дисковые |
Шины |
225/45R17 |
Для того чтобы
усовершенствовать выхлопную систему и
повысить эффективность сгорания, в
последних двигателях WRX используется
новый клапан TGV (опрокидывающий клапан
генератора). При использовании бедной
топливно-воздушной смеси уменьшение
выхлопа направлено на улучшение
зажигания автомобиля. Этот
турбированный двигатель используется
также высокоэффективный и
быстродействующий каталитический
конвертор (предварительный катализатор).
Поскольку он установлен между выхлопной
трубой и турбоагрегатом, нагревание
каталитического конвертора происходит
очень быстро. Это обеспечивает более
высокую очистку выхлопного газа, а также
уменьшает впускное сопротивление,
выхлоп сохраняет свою энергию при
движении в турбину, обеспечивая
эффективность давления наддува.
|
В салоне «боевых» Impreza нет ничего лишнего, даже кондиционер здесь идет как опция. Таким образом борются с лишним весом |
Для компактного автомобиля
Impreza нужна была легкая подвеска. Именно с
этой целью выбор пал на стоечную, а не
традиционную многорычажную подвеску. То,
что детали такой подвески просты в
обслуживании, было доказано во время
чемпионата мира по ралли. Там же на
практике была показана и ее высокая
надежность. Спереди используется
подвеска McPherson стоечного типа с L-образным
алюминиевым нижним рычагом. Сзади
установлена двухрычажная стоечная
подвеска. Структурные детали были
максимально оптимизированы и облегчены.
Подготовленные моторы STi
также отличаются от WRX как последний от
стандарта — конструкцией
систем впуска и выпуска, программой
управления двигателем и применением
интеркулера большей производительности.
Для дополнительного охлаждения
наддувного воздуха предусмотрено
разбрызгивание воды на радиатор
интеркулера, причем если раньше кнопку,
включающую «фонтан»,
нужно было держать нажатой, то на
последних версиях STi применен
автоматически включающийся на
несколько секунд спрей. Сцепление,
амортизаторы, пружины, стабилизаторы
поперечной устойчивости —
все эти детали несут на себе значок
STi и, следовательно, также отличаются от
стандартных и раллийных. Кроме того, в
активе таких машин — легкосплавные
рычаги передней подвески, распорка
между стаканами передних стоек,
выполненная из углепластика, более
жесткие опоры двигателя и резино-металлические
шарниры в подвеске.
Вот такое оно, сверхоружие от
Subaru, но как уже неоднократно говорилось,
самый главный противник всех этих
достижений — не
менее амбициозный Mitsubishi Lancer Evolution.
Именно ему и будет посвящен один из
ближайших материалов.
Олег СЫЧЕВ
"Автомаркет+Спорт" №35 10.10.03
|